Товароснабжение объектов общественного питания представляет собой комплекс коммерческих и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными предприятиями, торговыми и транспортными организациями, направленных на доведение товаров от производственных предприятий и оптовых баз до объектов общественного питания.
Особенности снабжения зависят от специфических функций общественного питания: производства, реализации и организации потребления собственной продукции и покупных товаров.
Основными принципами организации товароснабжения являются планомерность, централизация, своевременность, комплектность, технологичность, экономичность, ритмичность. 52
Планомерность — организация завоза предметов снабжения в соответствии с заданиями по товарообороту, состоянием товарных запасов и договорами поставки.
Централизация — организация снабжения силами и средствами поставщиков для того, чтобы работники объектов общественного питания не отвлекались на выполнение несвойственных им функций по завозу предметов снабжения.
Своевременность — поставка предметов снабжения в соответствии с возникновением потребности в них.
Комплектность — обеспечение поступления на объект питания всего ассортимента необходимых для производственно-коммерческой деятельности товаров.
Технологичность — использование современных технологий доставки, средств малой механизации, различных приспособлений, способов и приемов погрузки, выгрузки и хранения товаров.
Экономичность — доведение предметов потребления до объектов общественного питания с использованием оптимальных средств товароснабжения, исключение дополнительных затрат по доставке товаров и изыскание резервов экономии в существующих схемах.
Ритмичность — завоз нужными партиями через определенный интервал времени.
Различают следующие виды снабжения объектов общественного питания в зависимости от предмета:
• продовольственное (товарное);
• материально-техническое;
• топливно-энергетическое.
Продовольственное снабжение является основным видом снабжения для обеспечения процессов производства, реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров. Объемы необходимого продовольствия зависят от типа и класса организации, контингента потребителей, специфики и сезонности спроса, ввода или сокращения производственных мощностей объекта. Исходя из этого, для каждого структурного подразделения и объекта в целом составляется производственная программа и на ее основе — ведомость необходимых товаров, сырья и полуфабрикатов различной степени готовности на плановый период (месяц, квартал, год).
Для определения необходимого количества товаров пользуются сырьевыми нормами закладки компонентов, достаточных для производства блюд и изделий, которые содержатся в нормативной документации (сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для объектов общественного питания, отчетно-статистические данные о наличии товарно-материальных ценностей на объекте и другие источники информации).
Материально-техническое снабжение призвано обеспечить все этапы хозяйственной деятельности объекта необходимыми средствами труда и материалами. Периодичность поставок предметов материально-технического оснащения определяется сроками их эксплуатации, экономичностью и целесообразностью. Объемы поступления предметов материально-технического оснащения должны определяться дифференцированно, поскольку они имеют различные сроки эксплуатации: длительные — мебель и оборудование и непродолжительные — производственный и торговый инвентарь, посуда, моющие средства, оберточные материалы и др. Также необходимо предусматривать дополнительные резервы для незапланированных потребностей.
Предметы материально-технического снабжения являются для общественного питания товаром, но предназначенным не для продажи, а для осуществления производственных и торговых функций.
Всю номенклатуру предметов и материалов материально-технического оснащения, используемых в общественном питании, можно подразделить на следующие основные товарные группы:
. технологическое, холодильное, торговое оборудование и оборудование для перемещения грузов;
. кухонная посуда, технологический, торговый, хозяйственный инвентарь и специализированная тара;
. столовая посуда; ■н • столовые приборы; »
£}. столовое белье, ткани; !. я. санспецодежда и форменда* одежда;
. мебель;
. нестандартное оборудование;
. моющие и дезинфицирующие средства;
. бумага и бумажные изделия;
. рекламный инвентарь;
. строительные материалы;
. топливо.
Каждая товарная группа имеет определенную номенклатуру изделий и материалов, нормы оснащения и нормы списания (эксплуатационные потери).
Топливно-энергетическое снабжение должно обеспечивать объекты достаточными для хозяйственной деятельности объемами электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения, твердого, жидкого и газообразного топлива. Учет и контроль расходования энергоресурсов осуществляется счетчиками учета. По согласованию сторон, на воду, тепло, электричество, газ могут устанавливаться лимиты (нормы) потребления, превышение которых со стороны объектов общественного питания может привести к штрафным санкциям.
Под источниками товароснабжения понимается организация цепи товародвижения, из которой товары завозятся на объект общественного питания.
К источникам продовольственного и материально-технического товароснабжения в данной сфере относятся:
• изготовители (пищевая промышленность; сельское хозяйство, в том числе подсобные хозяйства и приусадебные хозяйства граждан; заводы, комбинаты, промышленные объекты);
• посредники (оптовые и оптово-розничные организации).
Источниками топливно-энергетического обеспечения объектов общественного питания являются специализированные системы: городские водоканалы, тепловые и электрические сети, системы служб газоснабжения, оптовые и индивидуальные продавцы жидкого и твердого топлива;
• собственные подсобные хозяйства объектов общественного питания.
Поставщики — это конкретные предприятия и организации, с которыми заключен договор поставки.
На объектах общественного питания должен формироваться список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. Составленный перечень поставщиков анализируется на основе специальных критериев. Самые главные из них, которыми зачастую и ограничиваются организации питания, — это цена, качество поставляемой продукции, а также надежность поставок. Другими критериями могут являться также:
• удаленность поставщиков от потребителя;;н • сроки выполнения заказа;
• организация управления качеством у поставщика;
. финансовое положение поставщика, предлагаемый им порядок расчетов и др.
Коммерческая деятельность любой организации невозможна без совершения сделок и заключения договоров, потому что договор — это та форма, в которой воплощаются цель и задачи организации по удовлетворению спроса определенного сегмента рынка и получению прибыли.
5.3. Договорная работа объектов общественного ■'( питания с поставщиками
Хозяйственные связи организаций общественного питания с другими торговыми организациями и промышленными предприятиями представляют собой систему взаимоотношений по поводу организации производства и доведения до потребителей необходимых им товаров в требуемых ассортименте и количестве. Они охватывают комплекс материально-вещественных, денежно-стоимостных, производственно-технических, организационно-управленческих и правовых отношений.
Субъектами хозяйственных связей могут быть как физические, так и юридические лица любых организационно-правовых форм. В зависимости от их роли субъекты хозяйственных связей могут выступать в качестве продавцов, покупателей, посредников (агентов). Оформление хозяйственных связей осуществляется путем заключения одного или нескольких договоров.
Организация договорной работы подразделяется на три этапа: преддоговорная работа; непосредственно заключение 56
говоров и сделок, их изменение, дополнение, расторжение- учет и контроль исполнения договорных обязательств. Общее руководство организацией договорной работы возлагается на руководителя объекта или на его заместителя.
1. Преддоговорная работа. Перед разработкой и заключением договоров возникает потребность в решении вопросов организационного, правового, экономического и методологического характера. Исходя из этого, следует разграничить обязанности по ведению преддоговорной работы между функциональными подразделениями организации, а также установить порядок прохождения документации, связанной с заключением договоров.
2. Порядок заключения, изменения, расторжения договоров поставки. Все договоры поставки оформляются и заключаются в письменном виде следующими способами:
. составлением одного документа, подписываемого сторонами;
• посредством осуществления деловой переписки;
. путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами и т.д., подписанными стороной, которая их посылает;
• с использованием современных технических средств. Заинтересованная сторона (поставщик или покупатель)
направляет другой стороне проект договора в двух экземплярах. Другая сторона в течение 10 дней рассматривает и анализирует данный проект. При принятии условий договора его проект подписывается, и второй экземпляр направляется стороне, приславшей проект. При наличии возражений по условиям договора составляется протокол разногласий в трех экземплярах и делается оговорка в договоре. Один экземпляр протокола остается с проектом договора у стороны, которая составила данный протокол, а два других вместе с оформленным договором возвращаются стороне, приславшей проект. В протоколе разногласий указываются номера пунктов договора, в отношении которых у сторон имеются возражения, точные формулировки последних (принадлежащие поставщику и покупателю).
Протокол подписывается руководителем организации, скрепляется печатью.
Сторона, получившая протокол разногласий, обязана в -дневный срок рассмотреть его и в тот же срок направить неурегулированные вопросы на рассмотрение Хозяйственного суда. В случае непередачи спорных вопросов в суд в этот же срок договор считается заключенным в редакции стороны, составившей протокол разногласий. Переписка сторон оформляется сопроводительными письмами. В этот же срок в Хозяйственный суд может обратиться заинтересованная сторона, получившая отрицательный ответ на предложения по протоколу разногласий.
3. Изменение, дополнение и продление условий договора. Когда одна из сторон считает необходимым изменить, дополнить или продлить (пролонгировать) договор, она обязана направить другой стороне соответствующее предложение. Сторона, получившая данное предложение, обязана рассмотреть его в течение 10 дней и дать ответ. Изменения или дополнения условий договора оформляются письменно: отдельным соглашением сторон или протоколом, обменом письмами, телеграммами и т.д.
Соглашение об изменении, дополнении или пролонгации договора должно включать следующее:
• какой договор подлежит изменению (номер договора, его наименование, дата заключения);
. причины изменения договора;
. какие условия подлежат изменению или дополняются; '. новую редакцию измененных условий;
. пункт о том, что прежние условия договора с момента заключения соглашения об изменениях теряют юридическую силу;
. порядок урегулирования возникающих вопросов.
Строгие, научно обоснованные учет и контроль исполнения договоров не только влияют на состояние договорной работы, но и выступают в качестве эффективного средства воздействия на формирование производственных программ, дают возможность своевременно ставить вопрос об устранении допущенных нарушений.
Взаимоотношения субъектов хозяйствования определи ются договорными отношениями, предполагающими ис пользование различных видов хозяйственных договоров. На иболее распространенными являются договоры купли-про дажи, поставки, складского хранения и комиссии, пред 58 усмотренные Гражданским кодексом Республики Беларусь для использования на внутреннем товарном рынке.
По договору купли-продажи сторона-продавец обязуется передать товар в собственность стороне-покупателю, а покупатель — принять этот товар и оплатить его. Такой договор может быть заключен на товар, который уже имеется у продавца в наличии в момент заключения договора или будет произведен в будущем. Продавец должен вместе с товаром передать покупателю все необходимые документы и принадлежности к товару в установленные договором сроки.
Наиболее распространенным является договор поставки, поэтому его необходимо рассмотреть более подробно.
В хозяйственной практике применяются различные типовые формы договоров. Их назначение — помочь руководителям организаций общественного питания оформить их договорные взаимоотношения с партнерами.
По договору поставки поставщик обязуется в оговоренный срок, не совпадающий с моментом заключения договора, передать покупателю в собственность товар, предназначенный для предпринимательских или иных целей, не связанных с личным потреблением, а покупатель — принять товар и уплатить за него определенную цену.
Далее приведены наиболее существенные условия Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, определяющие структуру и содержание данного договора.
Договор поставки заключается путем составления одного документа, в котором должны быть указаны: полное наименование и адреса сторон; дата и место заключения договора. Договор считается заключенным, даже если в нем только согласованы наименование товара, его количество и цена или установлен порядок их определения. Эти условия являются минимально допустимыми.
Однако предполагается, что типовой договор поставки Должен содержать сведения о предмете договора (наименование товара, количество, ассортимент, качество и комплектность), порядке расчетов и цене товара, порядке его поставки! условиях транспортировки, требованиях к таре и упаковке, условиях страхования, имущественной ответственности сторон, сроке действия договора, порядке изменения и Расторжения договора, а также иных условиях. Предмет договора поставки. Им могут быть любые товары, за исключением недвижимого имущества и единых имущественных комплексов, валюты и ценных бумаг, энергетических и иных ресурсов. Кроме товара, поставщик обычно обязан передать покупателю и относящиеся к товару принадлежности и документы (технический паспорт, сертификат качества и т.д.).
Количество товара. Оно определяется в соответствующих единицах измерения. Если на момент заключения договора точное количество товара, подлежащего поставке, неизвестно, в договоре может быть предусмотрен порядок его последующего определения.
Порядок и сроки приемки товаров по количеству устанавливаются сторонами в соответствии с действующим законодательством.
При недопоставке товара покупатель, если иное не предусмотрено в договоре, может потребовать восполнения недостающего количества или отказаться от полученного товара и его оплаты, или потребовать возврата ранее уплаченной суммы. В последнем случае поставщик имеет право на получение неустойки.
При недопоставке товара в отдельном периоде поставщик обязан восполнить ее в следующем периоде поставки. При долгосрочных договорах восполнение должно быть произведено в пределах календарного года, в котором допущена недопоставка.
При перепоставке товара покупатель обязан принять излишне поставленный товар на ответственное хранение, известив об этом поставщика. Если последний не распорядится этим товаром в течение 30 дней с момента извещения (24 ч — для скоропортящихся товаров), покупатель вправе принять его и оплатить по цене договора или распорядиться им в соответствии с условиями типового договора хранения.
Ассортимент товара. Поставщик обязан передать товар покупателю в соответствии с ассортиментными признаками (модель, размер, расцветка и т.д.), если договор это предусматривает.
Поставка товара одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено договором, не засчитывается без пред-60 дарительного письменного согласия покупателя в покрытие недопоставки товара другого наименования, входящего в тот зке ассортимент. Если поставщик поставил получателю товар, ассортимент которого полностью или частично не соответствует договору, то получатель вправе по своему выбору:
. принять товар, соответствующий условиям договора, или отказаться от остального товара;
. принять весь товар;
. потребовать заменить товар, не соответствующий условиям договора;
. отказаться от всего переданного товара.
Отказ от всего товара или его части предусматривает отказ от его оплаты или требование возврата ранее уплаченных за весь товар или данную часть сумм. Покупатель вправе требовать и уплаты неустойки за поставку товара, не соответствующего условиям договора об ассортименте.
Покупатель обязан известить поставщика о своем отказе от приемки товара, не соответствующего условиям договора об ассортименте, в сроки, предусмотренные для приемки товара по количеству. Если покупатель не сделает этого, такой товар считается принятым.
Качество товара. Оно должно соответствовать условиям договора и требованиям нормативно-технической документации, если на товар распространяются ее требования. Если в договоре поставки качество товара не было определено, поставщик обязан передать покупателю товар обычного качества.
Гарантийные сроки на товар. Зафиксированные в договоре гарантийные сроки не могут быть меньше устанавливаемых законодательством или нормативно-технической документацией на данный вид товара. При этом гарантийные сроки на составные и комплектующие части не могут быть меньше гарантийных сроков на основной товар.
Гарантийные сроки годности и хранения исчисляются со Дня изготовления товара, гарантийный срок эксплуатации — с момента получения товара покупателем (получателем), если иное не предусмотрено законодательством, нормативно-технической документацией или договором.
Глава 6. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫмВ ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ