Система образования и физического воспитания в Афинах




 

В системе античной гимнастики выделялось три части:

1) игры, применявшиеся в подготовке детей (подвижные игры, игры с мячом, упражнения с предметами — обручем, диском, копьем и др.);

2) палестра — система физических упражнений из программы пятиборья — пентатлона (бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба), дополненная плаванием, греблей, кулачным боем, стрельбой из лука, верховой ездой, бегом с оружием и др.;

3) орхестрика — упражнения, в основе которых лежат игры с мячом, акробатика, ритуальные, обрядовые и боевые танцы.

Каждая из этих частей имела свое назначение: игры применялись в процессе физического воспитания детей; палестра определяла основное содержание физического воспитания молодежи; орхестрика являлась дополнением к палестре и решала задачи совершенствования ловкости, подготовки к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Особой популярностью у греков пользовались различные игры с мячом. Мячи обычно изготовляли из мочевых пузырей животных и обтягивались кожей. Существовали игры, близкие по своему содержанию к современным регби и гандболу, различные игры с мячом в бросках на точность и т.п. Сведений о том, что практиковались игры ногами, в истории греческого спорта не обнаружено. Однако существовали игры, подобные нынешнему хоккею на траве, о чем говорит рисунок, на котором изображены двое молодых людей, стоящих друг напротив друга с дугообразными клюшками.

В отдельных древнегреческих городах-государствах гимнастическая подготовка являлась обязательной для всех жителей. В них было достаточное количество площадок, специально оборудованных для гимнастики, и беговых дорожек. Большинство сооружений были на открытом воздухе. Однако существовали и крытые помещения, а так­же беговые дорожки, расположенные под навесом, укрывающим от солнца и дождя. Спортивные сооружения, как правило, располагались недалеко от водоемов, что позволяло занимающимся умываться, купаться и плавать.

Занятия проводились под наблюдением учителей, нередко пользовавшихся во время занятий палкой для телесного наказания учеников. Телесные наказания использовались не только для поддержания дисциплины, но и для развития морально-волевых качеств, так как считалось, что физическая боль является для этого действенным средством. Право наказывать учеников имели не только учителя физического воспитания — педотрибы, но и их помощники — педагоги.

Физическое воспитание начиналось с 7—8-летнего возраста. Подвижные детские игры, упражнения в танцах и беге, выполняемые под музыку, различные игры с мячом, прыжки постоянно дополнялись основными видами пятиборья.

По достижении 15-летнего возраста физическое воспитание в гимнасиях приобретало атлетическую (спортивную) направленность. Юноши, наряду с пятиборьем, занимались борьбой, кулачным боем и плаванием.

В 18 лет афиняне выходили из юношеского возраста и становились полноправными гражданами. Затем в течение двух лет они находились в эфебии — государственном учреждении, основной задачей которого была военная подготовка. Эфебы обучались маршировке, военным передвижениям, владением различными видами оружия, обращению с военными машинами, искусству разбивать военные лагеря и т.д. Одной из задач, которую решали эфебы, был контроль над дорогами и безопасностью деревень.

Юноши из богатых семей учились в гимнасиях и в 18—20-летнем возрасте, где они продолжали совершенствоваться в различных видах атлетики. Занятия атлетикой дополнялись уроками по военному делу, управлению государством, философии, ораторскому искусству.

Помимо гимнастики, в Древней Греции главными упражнениями, которым обучали мальчиков и юношей, были борьба, бег, прыжки, метание диска (вверх и в длину) и метание дротика (в цель). Кроме того, как отмечает французский исследователь Древней Греции П. Гиро, практиковались упражнения с обручем, кулачные бои, верховая езда, панкратион.

Отношение к гимнастике и физическим упражнениям, характерное для многих мудрецов Древней Греции, поддерживали и видные представители медицины, которые считали гимнастику абсолютно необходимой для сохранения и укрепления здоровья. Для подтверждения этого достаточно сослаться на взгляды Гиппократа (около 460—377 гг. до н.э.) — великого древнегреческого врача и реформатора медицины, естествоиспытателя и одного из основоположников античной медицины. Великой заслугой его было то, что он отбросил из медицины все, что не относилось к опыту и наблюдению, не получало подтверждения в практике. В этой связи особую ценность приобретают его высказывания в отношении гимнасти­ки: "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь"; "Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм".

О значении физической культуры в Древней Греции свидетельствует и то, что человека, не умеющего писать и плавать, греки считали "телесным и умственным калекой ", а Сократ утверждал, что "было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красы и силы".

Небезынтересно, что исследователи искусства Древней Греции быстро уловили связь творений скульпторов тех времен с развитием спорта. К примеру, известный немецкий историк античности Эрнст Курциус, руководивший раскопками в Олимпии, в труде "История Греции" (1876) отмечал, что достижения художественных школ Аргоса, Эгины, Коринфа, Сикиона и других древнегреческих центров искусства VI—IV вв. до н.э. были тесно связаны с гимнастикой. В частности, Курциус писал, что процветание это существенным образом зависело от развития гимнастики. Так как гимнастика достигла своего развития в дорических государствах, то и скульптура, если она была связана с добросовестной верностью природе, изображала обнаженное тело бегуна или борца, могла бы быть названа дорической пластикой в противоположность ионической, любившей более мягкие формы и облекавшей свои статуи одеяниями, заимствованными из народного костюма. Однако, как подчеркивал далее историк, достижения дорической художественной школы нашли широкое распространение не только на Пелопоннесе, но и на островах, и в отдаленных колониях, стремившихся засвидетельствовать свое духовное единство и художественные достижения посвяще­ниями в общегреческие святилища — Олимпию и Дельфы.

Система воспитания, в которой двигательная активность и атлетика (спорт), забота о здоровье и состоянии тела являлись столь же значимой частью воспитания, как и умственное развитие и обу­чение наукам, была понятной и абсолютно естест­венной для греков.

Следует отметить, что получение образования в Древней Греции было исключительной привилегией свободнорожденных граждан. Рабам запрещалось заниматься упражнениями, развивающими физическую силу и выносливость, тренироваться в палестре и участвовать в соревнованиях. Даже в государствах-городах, где рабы имели более или менее широкие права, им запрещалось посещение гимнасиев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: