Разделы дисциплины и виды учебных занятий




ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.6.3. НЕВРОПАТОЛОГИЯ

 

Направление «Специальное (дефектологическое) образование»,

Профиль «Дошкольная дефектология»

 

квалификация выпускника: бакалавр

 

ОЗО

 

Уфа 2015

1. Целью дисциплины является формирование следующих профессиональных компетенций:

1) в области коррекционно-педагогической деятельности:

- ПК-2 - готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

2) в области дигностико-консультативной деятельности:

- ПК-5 - способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;

- ПК-6 - способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;

3) в исследовательской деятельности:

- ПК-12 - способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;

- ПК-14 - способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения.

 

2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов), из них 14 часов аудиторных занятий, 85 часов самостоятельной работы и 9 часов – экзамен.

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Дисциплина «Невропатология» относится к модулю «Медико-биологические основы дефектологии» базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Невропатология» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Возрастная анатомия и физиология», «Основы генетики».

Освоение дисциплины «Невропатология» является основой для последующего изучения дисциплин: «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений».

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать: историю развития детской невропатологии, связь с другими психолого-педагогическими дисциплинами, проблемы эволюции нервной системы, особенности ее строения, учение о цитоархитектонике коры головного мозга, основные физиологические процессы, происходящие в нервной системе, этапы психомоторного и речевого развития ребенка, этиопатогенез и клинические проявления наиболее часто встречающихся болезней нервной системы, приводящих к формированию состояния ограниченных возможностей здоровья и инвалидности.

- уметь: выявить выраженные неврологические нарушения у детей, оценивать основные физиологические процессы, происходящие в нервной системе, выявить уровни поражения нервной системы при основных заболеваниях у детей, подбирать диагностические методики и проводить дотерапевтическое исследование состояния нервной системы.

- владеть навыками: выявления выраженных неврологических нарушений у детей, оценки основных физиологических процессов, происходящих в нервной системе, выявления уровня поражения нервной системы при основных заболеваниях у детей, проведения и обработки дотерапевтической диагностики.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость в часах   Семестры
 
Аудиторные занятия:    
Лекции (ЛК)    
Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа:    
контрольная работа, расчетно-графическая работа, реферат, электронные презентации и т.д.    
Промежуточная аттестация Экзамен  
ИТОГО:    

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Физиология нервной системы Эволюция нервной системы. Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы. Рефлексы и рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка. Онтогенез нервной системы. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка. Развитие речи в онтогенезе и ее нарушения. Латерализация функций. Динамическая локализация функций в коре больших полушарий. Строение и функции нервной системы человека. Понятие о системогенезе. Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга (ствол, конечный мозг). Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, сенсорный, программирования и мотивации деятельности.
  Патология нервной системы Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдромы двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные. Детские церебральные параличи. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений,

 

Разделы дисциплины и виды учебных занятий

Наименование раздела дисциплины ЛК ПЗ СРС Всег
1. Физиология нервной системы  
1.1 Нервная ткань. Структурно-функциональная характеристика нервных клеток и глии. Рефлексы и рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы. Исследование нервной системы. Дополнительные методы исследования в неврологии. 0,5     8,5
1.2 Онтогенез нервной системы. Латерализация функций. Динамическая локализация функций. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка. Развитие речи в онтогенезе и ее нарушения. 0,5 0,5    
1.3 Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга (ствол, надстволье, средний, межуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. 0,5 0,5    
2. Патология нервной системы  
2.1 Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы.Синдромы двигательных, чувствительных и вегетативных нарушений. 0,5 0,5    
2.2 Синдромы поражения черепных нервов. 0,5 0,5    
2.3 Синдромы поражения высших корковых функций: агнозии, апраксии, афазии. 0,5 0,5    
2.4 Болезни нервной системы. Инфекционные, интоксикационные болезни нервной системы. 0,5 0,5    
2.5 Наследственные болезни обмена веществ. Хромосомные болезни. Прогрессирующие мышечные дистрофии. Факоматозы. 0,5 0,5    
2.6 Болезни нервной системы у новорожденных. Детские церебральные параличи. 0,5 0,5    
2.7 Нарушения мозгового кровообращения. Черепно-мозговые травмы. Опухоли головного мозга 0,5 0,5    
2.8 Неврозы. 0,5 0,5    
2.9 Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии, дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта. 0,25 0,5   6,75
2.10 Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Лечебно-педагогический комплекс. 0,25 0,5   8,75
  Экзамен        
  Итого:        

 

Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: