ГЛАВА 12. УБОРКА ХРАМА ГУНДИЧА




 

2.12.1 Ниже идет повествование на основе «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лилы, 12-й главы) Кришнадаса Кавираджа Госвами с переводом А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. Некоторые тексты откорректированы, а некоторые добавлены.

Напоминаем, что в Двапара-югу являлись две Божественные Личности - Господь Кришна Вриндавана и Господь Кришна Двараки, Они не являются инкарнациями один другого. В дальнейшем повествовании Господа Кришну Вриндавана будем называть - Господь Кришна. А Господа Кришну Двараки будем называть Господь Васудева Кришна. Господь Кришна является с Кришналоки из духовного мира, а Господь Васудева Кришна – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это оскорбление.

Напоминаем, что в Кали-югу являлись две Божественные Личности: Господь Чайтанья - c Кришналоки, а Господь Гаурахари – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это тоже оскорбление.

Напоминаем, что иногда в текстах Гададхару Пандита (Шримати Радхарани), Господа Нитьянанду, Господа Шривасу, Господа Адвайту именуют преданными, ибо Они играли роли преданных – живых существ и не говорили, что Они – Богиня и Боги. Господь Чайтанья также не говорил, что Он – Бог. Они играли роли чистых преданных, но чаще всего в текстах не подчеркивают: кто из преданных был чистым преданным, а кто – просто – преданным, но все преданные имели преимущественную гуну благости в разуме.

Часто в ведической литературе указывают годы жизни Господа Чайтаньи: 1486 г. – 1534 г.. Но строго говоря правильно нужно указывать так: Господь Гаурахари (1486 г. – 1510 г.), а Господь Чайтанья (1510 г. – 1534 г.).

Заметим, что в реальности Кришнадас Кавираджа Госвами говорит от имени Господа Чайтаньи, других Богов и преданных. Но чтобы подтверждать эти разговоры, Кришнадас Кавираджа приводит ссылки из известных писаний и из писаний ачариев времен Господа Чайтаньи. Эти новые писания ачариев появились уже позже тех событий, о которых повествует Кришнадас Кавираджа.

2.12.2 Кришнадас Кавираджа Госвами пишет:

«Слава Чайтанье Махапрабху! Слава Гададхару Пандиту! Слава Нитьянанде Прабху! Слава Адвайте Ачарию! Слава Шривасе Тхакуру! Слава всем преданным Господа Чайтаньи!

2.12.3 В этом тексте дано короткое повествование этой главы.

ЧАСТЬ 1. ГРУППЫ«ПРЕЕМНИКОВ» (ОСКОРБИТЕЛЕЙ) ШРИЛЫПРАБХУПАДЫ

Вместе со Своими преданными и последователями Шри Чайтанья Махапрабху вычистил и вымыл храм Гундичи, сделав его сверкающим. Так Он приготовил храм к тому, чтобы в нем могли присутствовать Божества Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры.

 

------Царь Пратапарудра опять просит о милости Господа Чайтаньи-------

2.12.4 Я коротко напомню о предыдущих событиях. Когда Шри Чайтанья Махапрабху вернулся из паломничества по Южной Индии, царь Ориссы - махараджа Пратапарудра очень хотел встретиться с Ним. Сарвабхаума Бхаттачарий уверил его, что встреча может быть возможной при некоторых условиях. Желание царя Пратапарудры встретиться с Господом Чайтаньей усилилось после того, как царь увидел киртан и танец Господа Чайтаньи около храма Джаганнатхи в Джаганнатха-Пури.

2.12.5 До начала Ратха-ятры оставалось несколько дней, поэтому царь возвратился в свою столицу Каттак, и оттуда царь послал Сарвабхауме Бхаттачарию письмо, умоляя Сарвабхауму заручиться согласием Господа Чайтаньи на то, что будет возможным увидеться с Ним. Бхаттачарий ответил царю, что Шри Чайтанья Махапрабху Своего согласия не дал. Тогда царь отправил ему еще одно письмо.

2.12.6 В этом письме царь Пратапарудра писал Сарвабхауме Бхаттачарию: «Пожалуйста, обратись ко всем преданным из ближайшего окружения Шри Чайтаньи Махапрабху и передай им от меня такую просьбу. Если приближенные Господа Чайтаньи питают ко мне благосклонность, то пусть они изложат Господу Чайтанье мою смиренную просьбу. По благословению всех преданных можно принять прибежище лотосных стоп Господа. Без милости Господа Чайтаньи мое царство не имеет для меня никакой привлекательности. Если Господь Шри Чайтанья не смилостивится надо мной, я брошу свое царство и стану жить как нищий, прося подаяние возле каждой двери».

2.12.7 Прочитав это письмо, Бхаттачарий сильно обеспокоился. Он взял письмо и направился к преданным Господа Чайтаньи. Сарвабхаума Бхаттачарий встретился со всеми преданными и передал им желание царя. Потом он показал им само письмо. Все, кто прочитал письмо, были поражены тем, насколько царь Пратапарудра хочет увидеть лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху.

2.12.8 Затем преданные высказали свое мнение: «Господь Чайтанья никогда не согласится встретиться с царем, а если мы попросим Господа об этом, Он очень расстроится.»

2.12.9 Тогда Сарвабхаума Бхаттачарий предложил: «Давайте еще раз сходим к Шри Чайтанье Махапрабху, но больше не станем просить Его встретиться с царем. Вместо этого просто будем говорить о том, как ведет себя царь».

2.12.10 Преданные решили так сделать, и все вместе пошли к Шри Чайтанье Махапрабху. Однако, придя к Нему, они, как ни пытались, не могли вымолвить ни слова.

2.12.11 Шри Чайтанья Махапрабху спросил их: «Ради чего вы пришли ко Мне? Я вижу, вы хотите сказать что-то, но ничего не говорите. Почему?»

2.12.12 Тогда заговорил Нитьянанда Прабху: «Мы действительно хотим Тебе что-то сказать. Мы не в силах молчать, однако и говорить мы очень боимся. Мы хотим обратиться к Тебе с одной просьбой, может быть, уместной, а может, нет. Суть в следующем: если царь Ориссы не встретится с Тобой, он станет нищим странником. Царь решил стать нищим странником, в знак своего нищенства вдев в ухо серьгу из слоновой кости. Он не хочет наслаждаться царством, если не увидит лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху. Царь Пратапарудра также поведал о своем желании насытить свои глаза созерцанием луноподобного лика Шри Чайтаньи Махапрабху. Царь хотел бы прижать лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху к своему сердцу».

2.12.13 Обычно люди в Индии считают, что все йоги должны носить в ухе серьгу из слоновой кости, но на самом деле это не является признаком настоящего йога.

2.12.14 Услышав слова Нитьянанды Прабху, Шри Чайтанья Махапрабху, конечно же, смягчился. Однако внешне Он пожелал остаться суровым и ответил довольно резко.

2.12.15 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Я вижу, вы все хотите отвести Меня в Каттак, чтобы Я встретился с царем. Что уж говорить о духовном развитии - все люди станут осуждать Меня. И не только другие люди, Меня отчитает за этот поступок Дамодара. Я не стал бы встречаться с царем даже по просьбе всех преданных, но если позволит Дамодара, то Я все-таки встречусь с ним».

2.12.16 Дамодара пандит был беззаветно предан Шри Чайтанье Махапрабху и очень любил Его. Когда бы ни возникла ситуация, грозящая бросить тень на репутацию Господа Чайтаньи, Дамодара пандит сразу же указывал Господу на это, даже не считаясь с Его высоким положением. Господь проявил к нему особую милость, предостерегая его от дальнейшей критики в Свой адрес.

2.12.17 Дамодара сразу же возразил: «Мой дорогой Чайтанья Махапрабху, Ты ни от кого не зависишь, ибо Ты – Сам Господь. Тебе ведомо все, и потому Ты лучше знаешь, что можно делать и чего делать нельзя. Я всего лишь ничтожная джива (живое существо), поэтому как я могу указывать Тебе? Ты по собственной воле встретишься с царем, и я стану свидетелем этого. Царь Пратапарудра очень любит Тебя, и в Твоем сердце есть любовь и привязанность к нему. Из этого я могу заключить, что, ответив на любовь царя, Ты прикоснешься к нему. Хотя, как Господь, Ты полностью независим, но Ты все же подчиняешься любви и привязанности Своих преданных. Такова Твоя природа».

 

------Господь Нитьянанда предлагает способ утешить царя без встречи с Господом Чайтаньей-------

 

2.12.18 После этого Нитьянанда Прабху сказал: «Разве кто-либо во всем мире может заставить Тебя встретиться с царем? В то же время разве не свойственно человеку, движимому привязанностью, искать смерти, если он не в силах обрести желаемое? Так, некоторые из жен брахманов, проводивших жертвоприношения, ради Кришны готовы были расстаться с жизнью прямо на глазах собственных мужей, когда те стали их ругать за то, что они покинули жертвоприношение, чтобы дать Кришне и пастушкам пищи. Есть один способ - не встречаясь с царем, сохранить ему жизнь. Если Ты милостиво пошлешь царю что-нибудь из Своей одежды, то царь будет жить надеждой на встречу с Тобой».

2.12.19 Господь Чайтанья ответил: «Вы все очень мудры, и Я готов согласиться с любым вашим решением».

2.12.20 Тогда Нитьянанда Прабху попросил у Говинды передник, который носил Господь Чайтанья.

2.12.21 Этот старый передник Нитьянанда Прабху передал Сарвабхауме Бхаттачарию, а Сарвабхаума Бхаттачарий послал его царю Пратапарудре. Получив эту одежду, царь Пратапарудра стал поклоняться ей.

 

-------Господь Чайтанья предлагает способ утешить царя Пратапарудру, не встречаясь с ним------

2.12.22 Ранее уже говорилось, что во время путешествия Господа Чайтаньи в Южной Индии, Рамананда Рай попросил у царя Пратапарудры разрешения поселиться со Шри Чайтаньей Махапрабху. Когда Рамананда Рай попросил царя позволить ему жить вместе с Господом, царь тотчас с большим удовольствием согласился и стал умолять Рамананду Рая устроить ему встречу с Господом.

2.12.23 Царь сказал Рамананде Раю: «Шри Чайтанья Махапрабху очень и очень милостив к тебе. Пожалуйста, обязательно уговори Его встретиться со мной».

2.12.24 Царь и Рамананда Рай вместе вернулись в Джаганнатха-Кшетру [Пури], и Шри Рамананда Рай увиделся со Шри Чайтаньей Махапрабху. Также ранее говорилось, что при встрече Рамананда Рай поведал Шри Чайтанье Махапрабху об сильной любви царя к Нему. И потом при любой возможности Рамананда Рай снова и снова рассказывал Господу о царе Пратапарудре. В прошлом царский советник и дипломат, Рамананда Рай легко находил с другими общий язык. Просто рассказывая Шри Чайтанье Махапрабху, как царь Пратапарудра любит Его, он постепенно смягчил сердце Господа. А царь Пратапарудра, не в силах больше терпеть разлуку с Господом Чайтаньей, пребывал в сильном беспокойстве. Поэтому Рамананда Рай с помощью дипломатического искусства старался устроить встречу царя с Господом Чайтаньей.

2.12.25 Рамананда Рай открыто попросил Шри Чайтанью Махапрабху: «Пожалуйста, позволь царю хотя бы раз увидеть Твои лотосные стопы».

2.12.26 Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Дорогой Рамананда, прежде чем попросить об этом, тебе следовало бы подумать, подобает ли санньяси встречаться с царем. Если человек, давший обет отречения, встретится с царем, он не достигнет успеха ни в этом мире, ни в ином. Да что говорить об ином мире? Даже в этом мире санньяси, встретившийся с царем, становится посмешищем для людей».

2.12.27 Рамананда Рай сказал: «Чайтанья Махапрабху, Ты независимый Господь. Тебе некого бояться, ибо Ты ни от кого не зависишь».

2.12.28 Когда Рамананда Рай назвал Шри Чайтанью Махапрабху - Господом, Чайтанья Махапрабху возразил: «Я не Господь, а обычный человек. Поэтому Я должен остерегаться, чтобы одним из трех способов - Своими поступками, мыслями или словами - не опорочить Себя в глазах людей. Обычно, стоит кому-нибудь найти в поведении санньяси хотя бы малейший изъян, молва об этом распространяется, как пожар. Невозможно скрыть чернильное пятно на белой ткани - оно сразу бросается в глаза».

2.12.29 Господь Чайтанья не хотел в глазах обычных людей, которые не понимали, что Он – Бог, совершать действия, которые не соответствовали бы поведению человека, принявшего санньясу.

2.12.30 Рамананда Рай ответил: «Ты спасаешь от грехов стольких грешников. А царь Ориссы Пратапарудра - слуга Божества Джаганнатхи и Твой преданный».

2.12.31 Чайтанья Махапрабху сказал: «Сколько бы молока ни было в кувшине, если его осквернила хотя бы капля вина, к этому молоку уже нельзя прикасаться. Хотя царь, несомненно, обладает всеми достоинствами, одно то, что он называется царем, все портит. Если ты все-таки настаиваешь на Моей встрече с царем, тогда приведи, пожалуйста, его сына, и Я встречусь с ним. В богооткровенных писаниях сказано, что сын представляет отца. Поэтому, если царевич увидит Меня, это может считаться равносильным тому, что со Мной встретился сам царь».

2.12.32 Тогда Рамананда Рай пошел к царю и рассказал ему о своем разговоре со Шри Чайтаньей Махапрабху. Исполняя наказ Господа, Рамананда Рай привел к Нему царевича. Царевич, который еще только стоял на пороге юности, был очень хорош собой. У него была смуглая кожа и большие глаза. Царевич был облачен в желтые одежды и убран драгоценными украшениями. При виде царевича Господь Чайтанья, охваченный экстазом духовной любви к Богу, заговорил.

2.12.33 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Это преданный Господа Кришны - сына махараджи Нанды. Я очень рад, что увидел его». С этими словами Господь Чайтанья снова обнял царевича.

2.12.34 Стоило Шри Чайтанье Махапрабху прикоснуться к царевичу, как в том сразу же проявились признаки экстаза: испарина, дрожь, слезы, оцепенение и ликование. Мальчик зарыдал и принялся танцевать, восклицая: «Кришна! Кришна!» Видя признаки экстаза, проявляемые мальчиком, и его танец и слыша его возгласы, все преданные стали восхищаться выпавшей ему великой удачей. Шри Чайтанья Махапрабху успокоил мальчика и велел ему каждый день приходить и встречаться с Ним.

2.12.35 Затем Рамананда Рай, попрощавшись со Шри Чайтаньей Махапрабху, отвел царевича обратно во дворец. Услышав о том, что произошло с его сыном, царь Пратапарудра очень обрадовался. Просто обняв сына, царь наполнился любовью к Богу в гуне благости. С того дня удачливый царевич стал одним из близких слуг Господа Чайтаньи.

2.12.36 Так Шри Чайтанья Махапрабху проводил в обществе преданных Свои игры и расширял движение санкиртаны.

2.12.37 Некоторые знаменитые вайшнавы, Шриваса Тхакур и Адвайта Ачарий и другие, часто приглашали Шри Чайтанью Махапрабху к себе на обед. Господь принимал их приглашения и приходил в сопровождении Своих последователей.

2.12.38 Так Господь Кришна Чайтанья в великом блаженстве провел несколько дней. Тем временем приближался праздник колесниц Божества Джаганнатхи.

 

-------Господь Чайтанья выражает желание помыть храм Гундичи-------

 

2.12.39 Шри Чайтанья Махапрабху сначала позвал Каши Мишру, затем распорядителя храма и наконец Сарвабхауму Бхаттачария. Когда все трое предстали перед Господом, Он попросил у них дозволения вымыть храм Гундичи.

2.12.40 Узнав о желании Господа Чайтаньи вымыть храм Гундичи, падичха, распорядитель храма, сказал: «Господин мой, мы все Твои слуги. Исполнять Твои желания - наш долг. Царь дал мне особое поручение - незамедлительно делать все, что бы Ты ни приказал. Дорогой Чайтанья Махапрабху, мыть храм - служение, недостойное Тебя. Однако, если Ты намерен им заняться, это следует считать одной из Твоих игр. Чтобы убрать храм, Тебе потребуется много кувшинов для воды и метел. Только прикажи, и я тотчас все это предоставлю».

2.12.41 Узнав о желании Господа Чайтаньи, распорядитель сразу же принес 100 новых кувшинов и 100 веников, чтобы подметать храм.

 

--------Господь Чайтанья вместе с другими моют

храм Гундича-------

2.12.42 На следующее утро Господь Чайтанья взял Своих преданных и последователей и собственноручно умастил некоторых сандаловой пастой. Затем Он Сам вручил каждому по метле и, взяв всех с Собой, отправился в храм Гундичи. Так вместе со Своими приближенными Господь Чайтанья пошел убирать храм Гундичи. Вначале они подмели храм.

2.12.43 Господь Чайтанья и Его преданные и последователи тщательно вычистили весь храм, включая потолок. После этого они сняли трон [симхасану], протерли его и поставили на место. По всему храму уборкой занимались множество преданных, и Шри Чайтанья Махапрабху Сам возглавлял их, показывая другим пример.

2.12.44 Потом убрали помещение, где хранят продукты, предназначенные для предложения Божеству [бхога-мандир]. Затем убрали двор, а после двора - одно за другим все жилые помещения. Господь Чайтанья и Его преданные и последователи также подмели и вычистили все храмовые постройки, большие и малые, а потом убрали пространство между храмом и залом для киртана.

2.12.45 Господь Чайтанья сказал преданным: «По одному тому, сколько травы и пыли вы собрали, можно судить, как усердно вы трудились и как хорошо вы убрали храм.»

2.12.46 Хотя все преданные собрали мусор в одну кучу, мусора, собранного Шри Чайтаньей Махапрабху, было гораздо больше. Потом собрали в одно место всю солому, пыль и песок, а затем выбросили на улицу.

2.12.47 Когда внутри храма все было убрано, Господь Чайтанья снова распределил между преданными участки для уборки. На этот раз Господь Чайтанья велел всем убирать храм более тщательно, подбирая мельчайшие пылинки, соломинки и песчинки и выбрасывая их на улицу. Еще раз вычистив вместе со всеми людьми храм, Шри Чайтанья Махапрабху остался очень доволен уборкой.

2.12.48 Пока храм подметали, около 100 человек стояло наготове с полными кувшинами воды, ожидая распоряжения Господа Чайтаньи. Как только Шри Чайтанья Махапрабху потребовал воды, эти 100 кувшинов, наполненных до краев, сразу же принесли и поставили перед Господом Чайтаньей и преданными.

2.12.49 Шри Чайтанья Махапрабху, Его преданные и последователи сначала вымыли сам храм, а потом в алтарной комнате принялись за потолок, стены, пол, трон [симхасану] и все остальное. Вместе со Своими преданными и последователями Шри Чайтанья Махапрабху брызгал водой на потолок. Стекая с потолка, вода очищала стены и пол. Затем Шри Чайтанья Махапрабху стал собственноручно мыть трон Божества Джаганнатхи, а преданные и последователи стали носить Господу Чайтанье воду.

2.12.50 Воду из озера носило множество людей, и на берегу не было свободного места, поэтому некоторые стали набирать воду из колодца. Одни относили полные кувшины воды, и другие возвращались с пустыми кувшинами, чтобы снова их наполнить. Много кувшинов разбилось от того, что несущие их сталкивались друг с другом, и людям приходилось приносить новые кувшины.

2.12.51 Потом и другие люди тоже принялись за уборку в алтарной комнате. Каждый с щеткой в руках начал мыть храм Господа.

2.12.52 Шри Чайтанья Махапрабху с огромной радостью мыл и убирал храм, непрестанно повторяя святые имена Господа. Все люди, выполняя свою работу, тоже повторяли имена Господа.

2.12.53 Прекрасное тело Господа Чайтаньи было все покрыто пылью, однако это лишь подчеркивало Его необыкновенную красоту. Временами, моя храм, Господь Чайтанья начинал плакать, а кое-где Он даже мыл пол Своими слезами.

2.12.54 Гададхара Пандит, Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарий, Сварупа Дамодара, Брахмананда Бхарати и Парамананда Пури активно помогали Господу Чайтанье.

2.12.55 Кто-то носил воду и лил ее на руки Шри Чайтанье Махапрабху. Кто-то наполнял кувшины, а кто-то мыл храм, но при этом они повторяли «Кришна», «Хари».

2.12.56 Повторяя в экстазе духовной любви святые имена Кришны, Шри Чайтанья Махапрабху один выполнял работу нескольких человек. Когда Шри Чайтанья Махапрабху чистил и мыл храм, казалось, что у Него множество рук.

2.12.57 Шри Чайтанья Махапрабху подходил ко многим преданным и показывал, как надо трудиться. Тех, кто старался, Господь Чайтанья хвалил, но если кто-то работал не так усердно, как хотелось Господу Чайтанье, Он без всякой неприязни сразу отчитывал их.

2.12.58 Он говорил: «Молодцы, вы хорошо потрудились! Пожалуйста, научите и других работать так же».

2.12.59 Всем, кто слышал это от Шри Чайтаньи Махапрабху, становилось очень стыдно. После этого они начинали работать с большим усердием.

2.12.60 Они вымыли Джагамохану и бхога-мандир. Убрали они также и все остальные помещения. Еще убрали храмовый зал, весь двор, помост с сиденьями, кухню и прочие помещения. Так храм вымыли водой из сотни кувшинов. Таким образом, вокруг храма и внутри храмовых помещений все тщательно убрали. Все дорожки за воротами храма тоже стали чистыми. После уборки в храме стало чисто, прохладно и уютно. Когда в храме навели чистоту, преданные стали чувствовать себя гораздо лучше.

2.12.61 Когда уборка была завершена, один вайшнав из Бенгалии, весьма разумный и вместе с тем простодушный, подошел и вылил кувшин воды на лотосные стопы Господа Чайтаньи. Затем этот гаудия-вайшнав собрал эту воду и сам ее выпил. Увидев это, Шри Чайтанья Махапрабху немного расстроился и сделал вид, что рассержен.

2.12.62 Господь Чайтанья подозвал Сварупу Дамодару и сказал ему: «Только посмотри, что сделал твой бенгальский вайшнав. Этот бенгалец в храме Бога омыл Мне стопы. Мало того, он еще и выпил эту воду. Неизвестно, что Меня ждет за это оскорбление. По вине твоего вайшнава из Бенгалии Я попал в очень сложное положение».

2.12.63 Тогда Сварупа Дамодара вывел этого преданного из храма Гундича. Вернувшись в храм, Сварупа Дамодара попросил Шри Чайтанью Махапрабху простить этого наивного человека. Шри Чайтанья Махапрабху остался этим очень доволен.

2.12.64 Итак, все помещения храма Гундичи были полностью вычищены и вымыты. Все они стали прохладны и безупречно чисты.

2.12.65 Шри Чайтанья Махапрабху и преданные также убрали внутри и снаружи храм Нрисимхи, который расположен рядом с храмом Гундичи.

2.12.66 После этого Шри Чайтанья Махапрабху попросил всех преданных сесть рядами по обе стороны от Него.

 

------Господь Чайтанья устроил санкиртану--------

2.12.67 Господь Чайтанья несколько минут отдыхал, а потом начал танцевать. Все преданные, окружив Шри Чайтанью Махапрабху, вместе пели имена разных Богов в гуне благости, а Господь Чайтанья танцевал в центре.

2.12.68 Танцуя, Чайтанья Махапрабху, как обычно, покрывался испариной, трепетал и бледнел, рыдал, ликовал и издавал громкие возгласы. Слезы лились из глаз Господа Чайтаньи и увлажняли Его Самого.

2.12.69 Некоторые преданные тоже были мокры от слез, как и Шри Чайтанья Махапрабху. Слезы лились из Его глаз, подобно дождю в месяц шравана.

2.12.70 Небо оглашалось величественными звуками санкиртаны. Шри Чайтанье Махапрабху всегда нравилось громкое пение Сварупы Дамодары. Поэтому, когда запел Сварупа Дамодара, Шри Чайтанья Махапрабху начал самозабвенно танцевать. Так Господь Чайтанья пел и танцевал некоторое время. Наконец, придя в Себя, Он остановился.

2.12.71 Тогда Шри Чайтанья Махапрабху велел танцевать Гопале - сыну Адвайты Ачарии. Танцуя в экстазе любви к Богу в гуне благости, Гопала лишился чувств и без сознания упал на землю. Когда Гопала упал в обморок, Адвайта Ачарий поспешно взял сына на колени. Видя, что он не дышит, Адвайта Ачарий очень обеспокоился. Вместе с другими преданными Адвайта Ачарий стал взывать к Господу Нрисимхе и брызгать на сына водой. Мальчик никак не приходил в сознание.

2.12.72 Тогда Шри Чайтанья Махапрабху положил руку на грудь Гопалу и громко произнес: «Встань, Гопала.» Стоило Гопалу услышать голос Шри Чайтаньи Махапрабху, как он сразу же очнулся. Тогда все люди принялись танцевать и петь разные имена Господа в гуне благости.

2.12.73 Это происшествие описал во всех подробностях Вриндаван дас Тхакур. Поэтому я рассказал о нем лишь вкратце.

2.12.74 Немного отдохнув, Шри Чайтанья Махапрабху вместе со всеми преданными пошел омыться. Омывшись, Шри Чайтанья Махапрабху переоделся на берегу озера в сухую одежду. Поклонившись Нрисимхадеве, чей храм находился неподалеку, Господь Чайтанья вошел в сад.

 

-------Господь Чайтанья с преданными принимает прасад-----

 

2.12.75 Когда Шри Чайтанья Махапрабху с преданными расположился в саду, пришел Ванинатха Рай и принес разного маха-прасада. Каши Мишра и Туласи, распорядитель храма, принесли столько прасада, что им можно было накормить 500 человек. При виде огромного количества прасада - риса, сладостей, сладкого риса и разнообразных блюд из овощей - Шри Чайтанья Махапрабху стал очень доволен.

2.12.76 Среди преданных, находившихся там со Шри Чайтаньей Махапрабху, были Гададхара Пандит, Шриваса Тхакур, Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарий, Парамананда Пури, Брахмананда Бхарати, Сварупа Дамодара. Ачарьяратна, Ачарьянидхи, Шанкара, Нанданачарья, Рагхава пандит, Вакрешвара, Сарвабхаума Бхаттачарий т другие преданные тоже были там.

2.12.77 Шри Чайтанья Махапрабху и некоторые преданные расположились на деревянном помосте. Остальные преданные в ожидании обеда сели рядами внизу.

2.12.78 Шри Чайтанья Махапрабху снова и снова звал: «Харидас! Харидас!» Харидас, стоявший в отдалении, отозвался.

2.12.79 Харидас тхакур сказал: «Пусть Шри Чайтанья Махапрабху и преданные начинают обед. Я слишком падший, чтобы сидеть рядом с ними. Говинда даст мне прасад позже, за воротами». Поняв настроение Харидаса, Шри Чайтанья Махапрабху больше не стал звать его.

2.12.80 Сварупа Дамодара, Джагадананда, Дамодара пандит, Кашишвара, Гопинатха, Ванинатха и Шанкара раздавали преданным прасад, а преданные время от времени произносили имена Господа в гуне благости.

2.12.81 Некогда Господь Кришна обедал с друзьями в лесу, и теперь Шри Чайтанья Махапрабху вспомнил эту лилу. От одного воспоминания об играх Шри Кришны Шри Чайтанью Махапрабху охватил экстаз духовной любви к Богу. Однако, учитывая время и обстоятельства, Господь Чайтанья постарался сдержать духовные чувства.

2.12.82 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Мне дайте обычное овощное блюдо лапра-вьянджану, а преданным положите лакомства: сладости, сладкий рис и амрита-гутику».

2.12.83 Лапра-вьянджана - это самое простое блюдо из нескольких овощей. Его часто раздают нищим, предварительно смешав с рисом. Амрита-гутика же - это лакомство из толстых пури в сгущенном молоке. Его также называют амрита-расавали.

2.12.84 Всеведущий Шри Чайтанья Махапрабху знал, кому из преданных что нравится. Поэтому Он попросил Сварупу Дамодару раздавать прасад так, чтобы каждый мог насладиться своими любимыми блюдами.

2.12.85 Джагадананда, отправившись раздавать прасад, неожиданно положил Шри Чайтанье Махапрабху самые изысканные яства. Когда изысканный прасад оказался на банановых листах Шри Чайтаньи Махапрабху, Он сделал вид, что рассердился. Тем не менее, если Господу Чайтанье, иногда хитростью клали подобные яства, Он понимал, что преданные действуют из любви к Нему. Когда Шри Чайтанье Махапрабху положили этот прасад, Господь некоторое время просто смотрел на него. Затем из сострадания к Джагадананде Он немного поел. Господь Чайтанья знал, что, если Он не попробует яства, которые положил Ему Джагадананда, тот непременно станет поститься. Опасаясь этого, Шри Чайтанья Махапрабху съел немного положенного Ему прасада.

2.12.86 Затем Сварупа Дамодара принес очень вкусные сладости и предложил их Господу Чайтанье.

2.12.87 Сварупа Дамодара сказал: «Попробуй немного этого маха-прасада, и Ты поймешь, что Само Божество Джаганнатха не мог отказаться от него.» С этими словами Сварупа Дамодара положил сладости перед Господом Чайтаньей, и Господь из любви к Сварупе Дамодаре съел и их.

2.12.88 Сварупа Дамодара и Джагадананда снова и снова подносили Господу Чайтанье разные яства. Так проявлялась их любовь к Нему. Выглядело это очень необычно.

2.12.89 Сарвабхаума Бхаттачарий, которого Господь Чайтанья посадил по левую руку от Себя, с улыбкой наблюдал за Сварупой Дамодарой и Джагаданандой. Шри Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы Сарвабхаума Бхаттачарий тоже отведал вкусного прасада. Из любви к Сарвабхауме Он заставлял раздатчиков снова и снова подкладывать ему самые изысканные яства.

2.12.90 Гопинатха ачарий также принес самых лучших кушаний и с ласковыми словами подал их Сарвабхауме Бхаттачарию и другим.

2.12.91 Подав Сарвабхауме Бхаттачарию маха-прасад, Гопинатха ачарий сказал: «Вспомните, каким материалистичным был раньше Бхаттачарий! И посмотрите, какое блаженство он испытывает теперь!»

2.12.92 Сарвабхаума Бхаттачарий ответил Гопинатхе ачарию: «Я был лишь глупым логиком материалистичной науки. Однако благодаря тебе я стал обладателем бесценного богатства - достиг совершенства. Кто может быть еще таким милосердным, как Шри Чайтанья Махапрабху? Кто еще способен на такое? Общаясь с шакалами, имя которым - логики, я только и делал, что лаял. Теперь с этих же самых уст непрестанно слетают святые имена «Кришна» и «Хари». Если раньше я общался с атеистическими знатоками логики в гуне страсти, то сейчас я купаюсь в волнах нектарного океана общения с преданными в гуне благости».

2.12.93 Шри Чайтанья Махапрабху сказал Сарвабхауме Бхаттачарию: «Ты обладаешь преданностью Кришне еще с прежней жизни. Поэтому ты любишь Кришну так сильно, что, просто общаясь с тобой, мы все тоже постепенно обретаем преданность и любовь к Кришне.»

2.12.94 В трех планетных системах нет никого, кто стремился бы возвеличить достойных преданных и доставить бы им удовольствие больше, чем Шри Чайтанья Махапрабху.

2.12.95 Потом Шри Чайтанья Махапрабху взял сладости, сладкий рис и прочие блюда, поднесенные Джаганнатхе, и стал раздавать их всем присутствующим, обращаясь ко многим по имени.

-------Шуточная игра Господа Нитьянанды и Господа Адвайты во время прасада-------

2.12.96 Шри Адвайта Ачарий и Нитьянанда Прабху сидели рядом, и, когда стали раздавать прасад, Они затеяли шуточную ссору.

2.12.97 Адвайта Ачарий сказал: «Я сижу бок о бок с нищим попрошайкой и ем вместе с Ним. Неизвестно, что Меня теперь за это ожидает. Шри Чайтанья Махапрабху отрекся от мира и потому не обращает внимания на чужие недостатки. И действительно, на санньяси никоим образом не сказывается, где и как он ест. Шастры гласят, что для санньяси питаться в чужом доме - не грех. Однако для семейного брахмана это недопустимо. Семейному человеку не подобает обедать с тем, про кого он не знает, какого тот рода и племени, какой у него характер и поведение».

2.12.98 Нитьянанда Прабху не замедлил с ответом. Он сказал Адвайте Ачарию: «Ты проповедуешь монизм, а философия имперсонального монизма является серьезным препятствием на пути чистого преданного служения. Ты самый настоящий монист, а Я сел с Тобой обедать! Еще неизвестно, как это отразится на Моем духовном прогрессе».

2.12.99 Так Они в шутливой форме проповедовали духовное знание людям.

2.12.100 Шри Чайтанья Махапрабху, созвав всех присутствующих, стал раздавать каждому маха-прасад. Пообедав, все они встали и принялись повторять разные имена Господа. Затем Шри Чайтанья Махапрабху надел на некоторых Своих преданных гирлянды и умастил их сандаловой пастой.

2.12.101 Семеро человек во главе со Сварупой Дамодарой, раздававшие прасад остальным, пообедали позже, в помещении.

2.12.102 Говинда аккуратно собрал прасад, недоеденный Шри Чайтаньей Махапрабху, и часть этого прасада дал Харидасу тхакуру. Потом остатки трапезы Шри Чайтаньи Махапрабху Говинда раздал преданным, которые умоляли его об этом, а то, что осталось в конце, съел сам.

2.12.103 Ни от кого не зависящий Господь являет самые разные игры. Мытье и уборка храма Гундичи - лишь одна из них.

 

------Праздник Нетротсава: Божество Господа Джаганнатхи опять появляется перед всеми-------

 

2.12.104 На следующий день наступил праздник Нетротсава. Этот великий праздник очень дорог преданным.

2.12.105 В течение двух недель перед Ратха-ятрой тело Божества Джаганнатхи после церемонии омовения красят заново. Это называется анга-рага. Праздник Нетротсава, который с большой пышностью отмечают утром, вдыхает новую жизнь в людей.

2.12.106 Полмесяца все страдали в разлуке с Божеством Джаганнатхи. Увидев же Божество Джаганнатхи во время этого праздника, люди наполнились счастьем.

2.12.107 В этот день Шри Чайтанья Махапрабху, пребывая в очень радостном настроении, взял с Собой всех преданных и отправился в храм Джаганнатхи. Впереди Шри Чайтаньи Махапрабху, прокладывая дорогу через толпу, шел Кашишвара, а позади шел Говинда, неся полный кувшин воды, который носят санньяси. Когда Шри Чайтанья Махапрабху направлялся в храм, Парамананда Пури и Брахмананда Бхарати шли перед Господом Чайтаньей, а по обе стороны от Него шли Сварупа Дамодара и Адвайта Ачарий. Остальные преданные с большим воодушевлением шли в храм Джаганнатхи следом за ними.

2.12.108 Шри Чайтанья Махапрабху жаждал увидеть Божество Джаганнатхи, и глаза Его, подобно двум пчелам, стали пить мед огромных, как лепестки лотоса, глаз Божества Джаганнатхи - Самого Васудевы Кришны.

2.12.109 Красота глаз Божества Джаганнатхи превосходила красоту цветущих лотосов. Темно-желтый подбородок Божества Джаганнатхи Своей красотой затмевал красоту цветка бандхули. Это делало мягкую улыбку Божества Джаганнатхи, подобную светозарным волнам нектара, еще прекраснее. Сияние прекрасного лица Божества Джаганнатхи постоянно усиливалось, и глаза многих людей пили этот нектар, как пчелы.

2.12.110 Шри Чайтанья Махапрабху и Его преданные наслаждались блаженством, созерцая лицо Джаганнатхи. Это продолжалось до полудня.

2.12.111 Как всегда, Шри Чайтанья Махапрабху проявлял при этом признаки духовного блаженства. Он покрывался испариной и дрожал, а из глаз Его беспрестанно текли слезы. Но Господь Чайтанья сдерживал слезы, чтобы они не мешали Ему смотреть на Божество Джаганнатхи.

2.12.112 Созерцание облика Божества Джаганнатхи прерывалось, лишь когда Ему предлагали пищу. После этого все снова продолжали упиваться Его обликом. Когда же Божеству Джаганнатхи подносили еду, Шри Чайтанья Махапрабху начинал киртан.

2.12.113 При виде Божества Джаганнатхи Шри Чайтанья Махапрабху от радости забыл обо всем. Однако в полдень преданные отвели Господа Чайтанью обедать.

2.12.114 Поскольку на следующее утро должен был начаться праздник колесниц, все служители Божества Джаганнатхи предлагали Ему пищи вдвое больше обычного.

2.12.115 Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость, я, Кришнадас, рассказываю «Шри Чайтанья-чаритамриту».

 

----- Комментарии ----

 

-----о храме Гундичи------

 

2.12.116 Храм Гундичи расположен в 3-х километрах к северо-востоку от храма Джаганнатхи. Во время фестиваля Ратха-ятры Божества Джаганнатха, Баларама и Субхадра переезжают из собственного храма в храм Гундичи и проводят там неделю. Спустя неделю Они возвращаются в Свой храм. По преданию, жену Индрадьюмны - царя, основавшего храм Джаганнатхи, - звали Гундича. Название храма Гундичи также встречается в авторитетных писаниях. Размеры храмового комплекса - 288 на 215 локтей (один локоть равен 45 см). Внутренние размеры самого храма составляют 36 на 30 локтей, а зал для киртана - 32 на 30 локтей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: