ГЛАВА 13. ЭКСТАТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ ВО ВРЕМЯ РАТХА-ЯТРЫ




 

2.13.1 Ниже идет повествование на основе «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лилы, 13-й главы) Кришнадаса Кавираджа Госвами с переводом А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. Некоторые тексты откорректированы, а некоторые добавлены.

Напоминаем, что в Двапара-югу являлись две Божественные Личности - Господь Кришна Вриндавана и Господь Кришна Двараки, Они не являются инкарнациями один другого. В дальнейшем повествовании Господа Кришну Вриндавана будем называть - Господь Кришна. А Господа Кришну Двараки будем называть Господь Васудева Кришна. Господь Кришна является с Кришналоки из духовного мира, а Господь Васудева Кришна – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это оскорбление.

Напоминаем, что в Кали-югу являлись две Божественные Личности: Господь Чайтанья - c Кришналоки, а Господь Гаурахари – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это тоже оскорбление.

Напоминаем, что иногда в текстах Гададхару Пандита (Шримати Радхарани), Господа Нитьянанду, Господа Шривасу, Господа Адвайту именуют преданными, ибо Они играли роли преданных – живых существ и не говорили, что Они – Богиня и Боги. Господь Чайтанья также не говорил, что Он – Бог. Они играли роли чистых преданных, но чаще всего в текстах не подчеркивают: кто из преданных был чистым преданным, а кто – просто – преданным, но все преданные имели преимущественную гуну благости в разуме.

Часто в ведической литературе указывают годы жизни Господа Чайтаньи: 1486 г. – 1534 г.. Но строго говоря правильно нужно указывать так: Господь Гаурахари (1486 г. – 1510 г.), а Господь Чайтанья (1510 г. – 1534 г.).

Заметим, что в реальности Кришнадас Кавираджа Госвами говорит от имени Господа Чайтаньи, других Богов и преданных. Но чтобы подтверждать эти разговоры, Кришнадас Кавираджа приводит ссылки из известных писаний и из писаний ачариев времен Господа Чайтаньи. Эти новые писания ачариев появились уже позже тех событий, о которых повествует Кришнадас Кавираджа.

2.13.2 Кришнадас Кавираджа Госвами пишет:

«Слава Чайтанье Махапрабху! Слава Гададхару Пандиту! Слава Нитьянанде Прабху! Слава Адвайте Ачарию! Слава Шривасе Тхакуру! Слава всем преданным Господа Чайтаньи!

2.13.3 В этом тексте дано короткое повествование этой главы.

ЧАСТЬ 1. ГРУППЫ«ПРЕЕМНИКОВ» (ОСКОРБИТЕЛЕЙ) ШРИЛЫПРАБХУПАДЫ

Слава Господу Шри Кришне Чайтанье, который танцевал перед колесницами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры! Танец этот не только поверг в изумление всех людей, но поразил даже Самого Господа Джаганнатху.

 

------Церемония восхождения Божеств Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры на колесницы------

 

2.13.4 Напомним, что до праздника Нетротсава, Божества 15 дней оставались во внутренних покоях храма. Это символизирует нахождение Господа Васудевы Кришны, Его брата - Господа Баларамы (Баладевы), Их сестры Субхадры в Двараке. Там Господь Васудева Кришна находился с Богиней процветания, наслаждаясь Ее обществом. Богиня процветания Двараки – это жена Господа Васудевы Кришны - Рукмини.

2.13.5 Заручившись согласием Богини процветания, Господь Васудева Кришна приехал на Курукшетру для встречи с гопи Вриндавана. Вместе с Ним на Курукшетру приехали Господь Баларама и Субхадра. Повторяя эту игру, Божества Джаганнатхи, Баларамы (Баладевы) и Субхадры отправляются на прогулку в колеснице-ратхе, чтобы порадовать людей Своими играми.

2.13.6 На следующий день после праздника Нетротсава, Шри Чайтанья Махапрабху и Его приближенные встали еще до рассвета и тщательно совершили утреннее омовение. После этого Шри Чайтанья Махапрабху отправился вместе со Своими ближайшими преданными посмотреть на церемонию Панду-виджая. Во время этой церемонии Божество Джаганнатха покидает Свой трон и восходит на колесницу.

2.13.7 Царь Пратапарудра, присутствовавший там со своей свитой, сам позаботился о том, чтобы церемонию Панду-виджая могли увидеть все преданные Шри Чайтаньи Махапрабху.

2.13.8 Чайтанья Махапрабху, Гададхара Пандит, Нитьянанда Прабху, Шриваса Тхакур, Адвайта Ачарий, и другие преданные с большим удовольствием наблюдали за тем, как Божество Джаганнатхи начинает Ратха-ятру.

2.13.9 На Божестве Господа Джаганнатхи была гирлянда, роскошные одежды и богатые украшения. Его лицо сверкало на Солнце, а вокруг распространялось благоухание.

2.13.10 Силачи-даиты [переносчики Божества Джаганнатхи] были могучи. Божество Джаганнатхи обвязали за талию прочной толстой веревкой из шелка. Взявшись за нее с обоих концов, даиты подняли Божество. Неся Божество Джаганнатхи, одни даиты держали Его за плечи, а другие - за лотосные стопы. Они на руках перенесли Божество Джаганнатхи с трона на ватные валики. Вся дорога от трона до колесницы была устлана прочными толстыми ватными валиками, которые называются тулис, и даиты перетаскивали тяжелое Божество Джаганнатхи с одного валика на другой. Когда даиты переносили Божество Джаганнатхи с валика на валик, некоторые валики с громким звуком лопались и вата из них разлеталась во все стороны.

2.13.11 Когда Божество Джаганнатхи переносили от трона к колеснице, играли разные инструменты, создавая оглушительный шум. Шри Чайтанья Махапрабху восклицал: «Манима! Манима!», но Его невозможно было расслышать. Слово «манима» используют в Ориссе при обращении к уважаемой личности. Когда Божество Джаганнатхи взошло на Свою колесницу, Шри Чайтанья Махапрабху стал вдохновлять всех преданных танцевать перед ней.

2.13.12 Божества Баларамы и Субхадры перенесли на другие колесницы таким же способом, как и Божество Джаганнатхи.

2.13.13 Заметим, что у Божеств Джаганнатхи, Баларамы и у Субхадры – специфическая форма, которая не соответствует форме человека. По воле Господа эти Божества имеют такую специфическую форму. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть насколько встреча Васудевы Кришны, Баларамы с гопи на Курукшетре была замечательной по сравнению с жизнью обычных людей. Большинство людей считает, что высшее состояние любви проявляется при половом общении в половых органах. Но в отличие от этого наивысшее проявление любви к Богу происходит в сердце. Такой специфической формой Божеств обращают внимание людей на лицо и сердце, а не на половые органы.

2.13.14 Пока Божеств переносили с трона на колесницу, царь Пратапарудра лично служил Божествам, подметая перед Ними дорогу метлой с золотой рукоятью. Царь также окроплял дорогу водой с сандаловым маслом. Хотя Пратапарудра занимал царский трон, ради Божеств Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры он готов был выполнять самую простую работу. Царь был очень могуществен и всеми уважаем, но при этом не гнушался черной работы ради Господа. Вот почему он стал достоин Его милости. Видя, каким служением занят царь, Шри Чайтанья Махапрабху остался очень доволен. Одним этим служением царь снискал милость Господа Чайтаньи.

2.13.15 Убранство колесниц повергло всех в изумление. Они были очень высокими. Убранство колесниц состояло из блестящих зеркал и множества чамар [белых опахал из хвоста яка]. Венчал колесницу чистый купол-балдахин с красивым флагом. Колесницы были драпированы шелковой тканью и украшены разными изображениями. Звенели многочисленные колокола, гонги и маленькие колокольчики. Вся дорога была усыпана мелким белым песком, что придавало ей сходство с берегом Ямуны, а сады по обочинам дороги казались садами Вриндавана. Божество Джаганнатхи восседало на колеснице, смотря по сторонам, и радовалось.

2.13.16 А теперь, пожалуйста, послушайте о поездке Божеств Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры в храм Гундичи и о том, как Шри Чайтанья Махапрабху танцевал перед колесницей.

2.13.17 Некоторое время Господь Чайтанья пел киртан и Сам побуждал танцевать всех преданных.

2.13.18 Слуг, тянущих колесницу, называют гаудами. Они делали это с огромным удовольствием. Но колесница то ехала быстро, то замедляла свой ход. Временами колесница останавливалась, и ее, как ни старались, не могли сдвинуть с места. По сути, колесницей управляла лишь воля Господа Джаганнатхи, а не усилия обычных людей. Господу Джаганнатхе так нравилась санкиртана, что Он даже останавливал колесницу, чтобы посмотреть на происходящее.

2.13.19 Напоминаем, что Господь Гаурахари вошел в тело Божества Джаганнатхи, и Его стали называть Господь Джаганнатха.

--------Киртан Господа Чайтаньи и преданных во время остановки колесниц на Ратха-ятре-------

 

2.13.20 Во время одной из таких остановок Шри Чайтанья Махапрабху собрал Своих преданных. Вначале Шри Чайтанья Махапрабху составил 4 группы из преданных. В каждой из этих групп было по 2 игрока на мриданге, что составляло 8 человек.

2.13.21 Сварупа Дамодара был поставлен во главе 1-ой группы. Он получил помощников, которые должны были подпевать ему. Этими певцами, которым поручили вторить Сварупе Дамодаре, были Дамодара пандит, Нараяна, Говинда Датта, и Говиндананда. В этой группе Господь Чайтанья велел танцевать Адвайте Ачарию.

2.13.22 Затем Господь Чайтанья собрал 2-ую группу, поставив во главе Шривасу Тхакура. Певцами, которые подпевали Шривасе Тхакуру, были Гангадас, Шриман, Шубхананда и Рама пандит, а танцевал в ней Нитьянанда Прабху.

2.13.23 В 3-ью группу вошли Васудева, Гопинатха, Мурари, Шриканта и Валлабха Сен. Они подпевали Мукунде, который был главным певцом. Танцевал в этой группе Харидас тхакур.

2.13.24 Господь Чайтанья собрал еще одну группу – 4-ую и назначил в ней ведущим Говинду Гхоша. Его пению вторили два брата - Мадхава Гхош и Васудева Гхош, младший Харидас, Вишнудас и Рагхава пандит. А танцевал в ней Вакрешвара пандит.

2.13.25 Потом кроме этих 4-х групп Господь Чайтанья составил еще одну группу санкиртаны из деревни Кулинаграма; в этой группе танцевали Рамананда и Сатьяраджа.

2.13.26 Адвайта Ачарий организовал еще одну группу - из Шантипура. Танцевал в ней Ачьютананда, а остальные пели.

2.13.27 И наконец, была 7-ая группа, состоящая из жителей Кханды. В этой группе танцорами были Нарахари прабху и Рагхунандана.

2.13.28 Четыре группы пели и танцевали перед Божеством Господа Джаганнатхи, а две другие - по обе стороны от Него. Еще одна группа пела сзади.

2.13.29 Всего было 7 групп санкиртаны, и в каждой - двое барабанщиков. Таким образом, одновременно звучало четырнадцать барабанов.

2.13.30 Вместе вайшнавы напоминали скопление облаков. Когда они в великом экстазе пели святые имена разных Богов, слезы дождем лились у них из глаз.

2.13.31 Поясняем. Вокруг каждой из колесниц скопилось множество людей, поэтому получалось так, что каждая из групп санкиртаны была окружена большим множеством людей, и поэтому звуки соседних групп санкиртаны доносились уже слабо, ибо в те времена не было усилительных устройств. Кто-то из людей подпевал основным певцам, а кто-то слушал, кто-то танцевал, но все купались в волнах гуны благости.

2.13.32 Господь Чайтанья Махапрабху в сопровождении нескольких преданных переходил от одной группы к другой, воспевая святое имя: «Хари, Хари!». Иногда, воздев руки, Он восклицал: «Слава Господу Джаганнатхе!»

2.13.33 Затем Чайтанья Махапрабху продемонстрировал еще одну сверхъестественную способность, явив Свои игры во всех семи группах одновременно. Каждый думал: «Господь Шри Кришна Чайтанья находится в моей группе. В самом деле, Он больше никуда не уходит. Он дарует Свою милость только нам». В действительности мало кто замечал действия сверхъестественной силы Господа Чайтанья. Понимали происходящее лишь самые доверенные преданные, чье служение Господу было беспримесным.

2.13.34 Санкиртана глубоко поразила и царя Пратапарудру. Охваченный любовью к Кришне, он замер на месте. Когда царь поведал Каши Мишре об этом величии Господа Чайтаньи – присутствии во всех группах одновременно, Каши Мишра ответил: «О царь, удача твоя безгранична!» Царь Пратапарудра и Сарвабхаума Бхаттачарий понимали, что делает Чайтанья Махапрабху, однако никто из окружающих больше не замечал чудес, которые Он творил. Понять это может лишь тот, кто снискал благосклонность Господа Чайтаньи.

2.13.35 Шри Чайтанья Махапрабху остался очень доволен, увидев, что царь Пратапарудра готов выполнять даже такую грязную работу, как подметание дороги. Так за свое смирение царь удостоился милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Именно поэтому ему открылась тайна деяний Господа Чайтаньи. Хотя Господь Чайтанья отказал царю во встрече, косвенно Он пролил на царя беспричинную милость. Кто способен понять, как действует внутренняя энергия Шри Чайтаньи Махапрабху?

2.13.36 Беспричинная милость, которую Чайтанья Махапрабху пролил на царя, повергла в изумление двух таких великих преданных, как Сарвабхаума Бхаттачарий и Каши Мишра.

2.13.37 Так Шри Чайтанья Махапрабху некоторое время являл Свои игры. Сам Он пел, а Своих приближенных побуждал танцевать. Когда Ему было нужно, Господь Чайтанья являл Себя то в одном теле, то во многих через Свою защитную оболочку «Йога-майя». Этот танец Шри Чайтаньи Махапрабху перед колесницами Ратха-ятры могли понять только преданные, которые получили Его милость. Остальные ничего не понимали. Так Шри Чайтанья Махапрабху самозабвенно танцевал, затапливая всех волнами экстатической духовной любви к Богу.

2.13.38 Потом Шриваса Тхакур, Сварупа Дамодара, Рамай, Рагху, Говинда, Мукунда, Харидас тхакур, Говиндананда, Мадхава собрались вместе около Чайтаньи Махапрабху, и поэтому 7 групп санкиртаны слились воедино. Эти преданные пели вместе с Господом Чайтаньей и бежали рядом с Ним. Остальные преданные тоже пели.

 

------Молитвы Господа Чайтаньи Господу Джаганнатхе на Ратха-ятре------

2.13.39 Со сложенными ладонями упав ниц перед Божеством Господа Джаганнатхи, Шри Чайтанья Махапрабху обратил к Нему взор и стал возносить молитвы:

2.13.40 ««Я в глубоком почтении склоняюсь перед Господом Васудевой Кришной, которому поклоняются все люди брахманического склада. Он покровительствует чистым преданным, брахманам и коровам и постоянно печется о благе всего мира.». («Вишну-пурана» 1.19.65)

2.13.41 «Слава Господу Васудеве Кришне, известному как сын Деваки! Слава Господу Васудеве Кришне, светочу династии Вришни! Слава Господу Васудеве Кришне, чья кожа нежна, как лотос, и цветом напоминает только что народившееся облако! Слава Господу Васудеве Кришне, который являлся на Землю, чтобы избавить ее от тяжкого бремени демонов. Слава Господу Васудеве Кришне, дарующему освобождение от грехов!» («Мукунда-мала» 2)

2.13.42 «Господь Шри Васудева Кришна известен как прибежище всех живых существ, как Деваки-Нандана - сын Деваки. Вождь рода Яду, Он Своими могучими руками искореняет зло и истребляет грешников. Одним Своим присутствием Он уничтожает все, что приносит несчастье живым существам, движущимся и неподвижным. Да будет Он счастлив, овеянный славой!» («Шримад-Бхагаватам» 10.90.48)

2.13.43 «Я не брахман, Я не кшатрий, Я не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не семейный человек, не ванапрастха и не санньяси. Я считаю Себя лишь слугой слуги слуги лотосных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану духовного нектара. Бытие Его всегда исполнено великолепия». («Падьявали» (74) Рупы Госвами)

2.13.44 Произнеся эти стихи из писаний, Господь Чайтанья снова простерся в поклоне, и все преданные, сложив ладони, тоже стали возносить молитвы Господу.

 

-----Описание танца Господа Чайтаньи на Ратха-ятре---

 

2.13.45 Заметим, что танцы во время пения имен Господа помогают сосредоточить ваше внимание на слушании имен, ведь движения танца должны быть под ритм пения. Кроме этого, таким способом косвенно можно выразить ваше отношение к Богу через движения, недаром поэтому Господь Чайтанья в танце передавал Свою любовь к Богу и через движения передавал Свои сокровенные мысли и желания, а иногда отражал содержание песен, которые пел Сварупа Дамодара и другие.

2.13.46 Потом Господь Чайтанья начал танцевать, Он переходил от одной колеснице к другой. Когда Шри Чайтанья Махапрабху танцевал, Он грациозно управлял Своим телом, а иногда Он издавал громкие возгласы. Когда Чайтанья Махапрабху танцевал, признаки духовного блаженства проявлялись на Его теле. Иногда Он как бы застывал на месте, а иногда волосы у Него на теле вставали дыбом. Он то покрывался испариной, то начинал рыдать, а временами Его била дрожь или кожа Его меняла цвет. А иногда Он проявлял признаки беспомощности или гордости, восторга или смирения. Порой, танцуя, Шри Чайтанья Махапрабху падал на землю и начинал кататься по ней. Тогда казалось, будто по земле катится золотая гора.

2.13.47 Когда Господь Чайтанья начинал метаться из стороны в сторону, Нитьянанда Прабху протягивал к Нему руки и пытался Его поймать. Адвайта Ачарий шел следом за Господом Чайтаньей, снова и снова восклицая громким голосом: «Харибол! Харибол!»

2.13.48 Чтобы не подпускать толпу слишком близко к Господу Чайтанье, преданные и последователи образовали три кольца. Одни преданные окружили Господа Чайтанью первым кольцом. Этим кольцом руководил Нитьянанда Прабху, который подобен Балараме - обладателю необычайной силы.

2.13.49 Другие преданные во главе с Кашишварой и Говиндой, взявшись за руки, окружили Господа Чайтанью вторым кольцом.

2.13.50 А царь Пратапарудра и его слуги, сдерживая напор толпы, образовали вокруг двух внутренних колец третье.

2.13.51 Положив руку на плечо Харичандане, царь Пратапарудра в великом экстазе созерцал танец Господа Чайтаньи Махапрабху. В это время Шриваса Тхакур, стоявший перед царем, при виде танца Шри Чайтаньи Махапрабху погрузился в духовный экстаз. Заметив, что Шриваса Тхакур стоит перед царем, Харичандана дотронулся до Шривасы и знаком попросил Его отойти в сторону. Поглощенный созерцанием танца Шри Чайтаньи Махапрабху, Шриваса Тхакур не мог понять, почему Его трогают и толкают. Когда же Его толкнули еще несколько раз, Он рассердился. Шриваса Тхакур оттолкнул Харичандану, чтобы тот перестал толкаться. На этот раз обиделся Харичандана. Когда разгневанный Харичандана уже собирался сказать что-то Шривасе Тхакуру, царь Пратапарудра сам остановил его.

2.13.52 Царь Пратапарудра сказал: «Тебе очень повезло, ибо сам Шриваса Тхакур коснулся тебя. Мне такая удача не выпадала. Ты должен чувствовать себя обязанным Ему».

2.13.53 Во время танца Господь Чайтанья двигался от одной колеснице к другой, и 3 кольца преданных и последователей, которые Его окружали и защищали от толпы людей, также двигались за Господом Чайтаньей. Танец Господа Чайтаньи изумил всех, и даже Господь Джаганнатха при виде танца Господа Чайтаньи испытал необычайную радость. Колесница остановилась и больше не двигалась с места, а Господь Джаганнатха немигающим взором созерцал танец Господа Шри Чайтаньи.

2.13.54 Божества Баларамы и Субхадры тоже восхищались танцем Господа Чайтаньи. Некоторые могли даже видеть, как они улыбаются, глядя на танец.

2.13.55 Чайтанья Махапрабху танцевал, и все видели, как на Его теле появляются 8 видов необычайных изменений - свидетельств божественного духовного экстаза. Все эти признаки духовного экстаза проявлялись одновременно.

2.13.56 Он покрывался гусиной кожей, и волосы у Него на теле вставали дыбом. От этого Он напоминал усыпанное шипами шелковое дерево [шимули]. Видя, как стучат Его зубы, люди боялись, что они выпадут. Шри Чайтанья Махапрабху весь истекал потом, и одновременно из пор на Его коже сочилась кровь.

2.13.57 Слезы непрерывно текли из глаз Господа Чайтаньи, увлажняя всех вокруг. На глазах у всех цвет Его кожи иногда менялся с белого на розовый, что делало Его похожим на цветок маллики. Он то цепенел, то вдруг начинал кататься по земле. А иногда Его руки и ноги становились твердыми, как сухое дерево, и переставали двигаться. Порой, когда Господь Чайтанья падал на землю, дыхание Его почти останавливалось. При виде этого преданные тоже оказывались между жизнью и смертью. Слезы текли из Его глаз и иногда влага текла из ноздрей, а изо рта падала пена. Эти выделения напоминали потоки нектара, которые источает Луна.

2.13.58 Пену, капавшую из уст Шри Чайтаньи Махапрабху, подбирал и пил Шубхананда - редкий счастливец, постигший сладость экстатической духовной любви к Кришне.

2.13.59 Шри Чайтанья Махапрабху некоторое время исполнял Свой танец, а потом Его охватило особое чувство экстатической духовной любви.

2.13.60 Завершив танец, Господь Чайтанья велел Сварупе Дамодаре петь. Поняв настроение Господа, Сварупа Дамодара запел.

2.13.61 «Наконец Я обрела Властителя Моей жизни, в разлуке с которым Я сохла, сжигаемая Богом любви».

2.13.62 Когда Сварупа Дамодара громко запел эту строфу, Шри Чайтанья Махапрабху, охваченный духовным блаженством, снова стал ритмично танцевать. В это время Господь Чайтанья глубоко погрузился в восприятие состояния Шримати Радхарани, когда во Вриндаван приехал Уддхава, и его приезд напомнил Ей об отъезде Кришны из Вриндавана. Это напоминание оживило воспоминания Шримати Радхарани, поэтому Она сказала такие слова.

2.13.63 Шри Чайтанья Махапрабху двинулся вперед, танцуя Он дошел до колесницы Божества Господа Джаганнатхи, и потом пошел вперед. Тогда колесница медленно поехала следом.

2.13.64 Чайтанья Махапрабху, находясь в состоянии Шримати Радхарани, был погружен в мысли о Кришне. Потом Он стал жестами изображать смысл песни, которую продолжал петь Сварупа Дамодара и другие преданные. Изображая содержание песни, Чайтанья Махапрабху иногда оказывался в конце процессии. Тогда Господь Джаганнатха опять останавливался и ждал. А когда Чайтанья Махапрабху снова шел впереди колесницы Божества Джаганнатхи, колесница медленно трогалась вперед.

2.13.65 Так Чайтанья Махапрабху и Господь Джаганнатха состязались за то, кто будет вести процессию, однако сила Чайтаньи Махапрабху была столь велика, что Ему удавалось заставить Господа Джаганнатху ждать в Своей колеснице.

2.13.66 Во время танца экстатическое состояние Шри Чайтаньи Махапрабху поменялось. Воздев руки, Он принялся громко декламировать стих.

 

------Сокровенный стих Господа Чайтаньи

в настроении Шримати Радхарани на 1-й Ратха-ятре----

2.13.67 «Тот, кто в пору Моей юности похитил Мое сердце, снова стал Моим повелителем. Как и раньше, ночи месяца чайтра залиты лунным светом. Так же благоухают цветы малати, и тот же самый легкий ветерок доносит из леса аромат цветов кадамба. И Я так же, как и прежде, люблю Своего Возлюбленного, однако здесь все это не приносит Мне прежнего счастья. Вот почему Я так хочу поскорее вернуться на берег Ревы, под дерево ветаси в пору Моей юности.» («Падьявали» (382) Рупы Госвами)

2.13.68 Шри Чайтанья Махапрабху повторял этот стих снова и снова. Однако, кроме Сварупы Дамодары, никто не мог понять его смысл.

2.13.69 Сейчас я лишь коротко перескажу свое объяснение этого стиха Шримати Радхарани. Когда Удххава приехал во Вриндаван, это помогло Шримати Радхарани вновь погрузиться в воспоминание отъезда Кришны из Вриндавана. Она опять очень отчетливо вспомнила это событие. Поэтому Она и сказала, что хотя Она по-прежнему находится во Вриндаване, где также благоухают цветы на берегу Ямуны, есть тоже место, где проходил танец раса Кришны, но уже нет Самого Кришны, как в пору Ее юности, когда Он присутствовал здесь, во Вриндаване. Поэтому эти места не приносят Ей ощущения прежнего духовного счастья.

2.13.70 Некогда гопи Вриндавана, встретившись в святом месте Курукшетра с Васудевой Кришной, испытали от этого счастье. Но Радхарани не поехала на Курукшетру. Она – олицетворенное сердце Кришны, проявленная наружу, поэтому Она не может испытать вкусы супружеской духовной расы ни с кем, кроме Кришны. Поэтому Ей незачем было ехать на Курукшетру.

2.13.71 В таком настроении Шри Чайтанья Махапрабху произнес множество других стихов, однако для обычных людей они остались загадкой.

 

---------Стих Господа Чайтаньи в настроении гопи

на Ратха-ятре--------

2.13.72 Стихи эти понимал Сварупа Дамодара, однако он никому не раскрывал их смысл. Это сделал позже Рупа Госвами.

2.13.73 Танцуя на Ратха-ятре, Шри Чайтанья Махапрабху начал декламировать следующий стих, которым Он иногда по ночам наслаждался в обществе Сварупы Дамодары и Рамананды Рая:

2.13.74 «Гопи сказали Васудеве Кришне на Курукшетре: «Дорогой Господь, чей пупок подобен лотосу, Твои стопы-лотосы - единственное прибежище для тех, кто очутился в темном колодце материального бытия. Великие йоги-мистики и ученые философы поклоняются Твоим стопам и медитируют на них. Хотя мы обычные женщины, поглощенные домашними заботами, мы тоже хотим, чтобы эти лотосные стопы проявились в наших сердцах». («Шримад Бхагаватам» 10.82.48)

2.13.75 Когда гопи поехали на Курукшетру для встречи с Господом Васудевой Кришной, они знали, что Васудева Кришна – это не Кришна во Вриндаване. Но они очень хотели получить и Его милость, ведь Господь Кришна уже не проявлялся во Вриндаване, и поэтому гопи было очень тяжело.

 

-------Продолжение описания танца

Господа Чайтаньи на Ратха-ятре-------

 

2.13.76 На Ратха-ятре Шри Чайтанья Махапрабху, охваченный духовным экстазом, танцевал и повторял эти стихи.

2.13.77 Чувства Шри Чайтаньи Махапрабху были близки чувствам Сварупы Дамодары. Поэтому Чайтанья Махапрабху наслаждался его пением и не хотел воспринимать внешнего мира.

2.13.78 Океан духовного блаженства взволновался в сердце Господа Шри Кришна Чайтаньи, и это волнение захлестнуло Его, стремительно, как ураган. Всплеск волнения, вызванного духовным блаженством, породил волны разнообразных эмоций, которые вступили в противоборство, подобно воинам на поле брани. Усилились все естественные характеристики Его эмоционального состояния. Шри Чайтанья Махапрабху был подобен горам Гималаям, покрытым цветущими деревьями экстатических переживаний.

2.13.79 Внешние проявления Его внутреннего духовного экстаза пленили умы и сердца всех, кто видел их. Поистине, Господь Чайтанья оросил умы всех присутствующих нектаром любви к Богу в гуне благости, а чистые преданные воспринимали еще и разные вкусы теней духовного наслаждения в чистом сознании в их сердце.

2.13.80 Среди присутствующих были слуги Господа Джаганнатхи, правительственные чиновники, паломники, простые люди и почти все жители Джаганнатха-Пури.

2.13.81 При виде танца Шри Чайтаньи Махапрабху и проявлений Его экстатической духовной любви к Богу, некоторые застыли на месте от изумления. Затем, переполняемые любовью к Богу в гуне благости, они принимались танцевать и петь. От одного вида танцующего Шри Чайтаньи Махапрабху все испытали блаженство в гуне благости.

2.13.82 Что говорить об остальных, если даже Божество Господа Джаганнатхи и Божество Баларамы, созерцая танец Шри Чайтаньи Махапрабху, так радовались, что не трогались с места, пока Господь Чайтанья не выходил перед колесницами и не шел вперед.

2.13.83 Иногда, когда Господь Чайтанья опять возвращался назад за колесницы, Божества Господа Джаганнатхи, Баларамы снова останавливали Свои колесницы, желая полюбоваться на танец Господа Чайтаньи. Все, кто видел, как Они останавливались и наблюдали за танцем, становились свидетелями Их развлечений.

 

--------Господь Чайтанья дал милость царю Пратапарудре на Ратха-ятре-------

 

2.13.84 Двигаясь в танце, Господь Шри Чайтанья Махапрабху внезапно упал перед царем Пратапарудрой. Царь Пратапарудра с огромным почтением поднял Господа Чайтанью, и Господь, увидев царя, пришел в Себя.

2.13.85 При виде царя Пратапарудры, Шри Чайтанья Махапрабху стал сокрушаться: «О горе Мне, Меня коснулся человек, поглощенный мирской деятельностью!»

2.13.86 Когда Господь Чайтанья Махапрабху упал, Ему не помогли ни Кашишвара с Говиндой, ни даже Господь Нитьянанда Прабху. Нитьянанда пребывал в сильнейшем духовном экстазе, а Кашишвара и Говинда находились в другом месте. Царь уже доставил удовольствие Шри Чайтанье Махапрабху тем, что подметал дорогу перед Божеством Джаганнатхой. Но желая предостеречь Своих преданных, Шри Кришна Чайтанья сделал вид, что рассержен.

2.13.87 Увидев неудовольствие Господа Чайтаньи, царь Пратапарудра испугался, однако Сарвабхаума Бхаттачарий сказал ему: «Не волнуйся. Господь Чайтанья очень доволен тобой. На твоем примере Он лишь показывал собственным слугам, как нужно вести себя с мирскими людьми. Улучив момент, я передам Господу твою просьбу. Тогда ты без труда сможешь прийти и встретиться с Ним».

2.13.88 Шри Чайтанья Махапрабху продолжал танцевать, переходя от одной колесницы к другой, иногда выходил вперед. Когда процессия достигла места, именуемого Балаганди, Господь Джаганнатха остановил колесницу и стал осматриваться по сторонам. Слева Господь Джаганнатха увидел жилища брахманов и кокосовую рощу, а справа - живописные сады, похожие на сады Вриндавана.

 

--------Божествам Джаганнатхи, Баладеве и Субхадре предлагают пищу на Ратха-ятре---------

 

2.13.89 По традиции у випра-шасаны Божествам Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры предлагают пищу. Яств, которые предлагали Божествам, было огромное множество, и Господь отведал каждое из них. Многие люди приготовили самые лучшие блюда и стали подносить их Божествам.

2.13.90 Среди них был царь со своей женой, родственниками, министрами и друзьями, а также все остальные жители Джаганнатха-Пури - знать и простолюдины. Все паломники, пришедшие в Джаганнатха-Пури из разных краев, а также местные преданные предлагали Господу блюда, приготовленные ими. Люди предлагали Божествам пищу везде: перед колесницей, за ней, по обе стороны от нее и в саду неподалеку. Везде, где только было можно, Божествам подносили кушанья, ибо на этот счет не существует строгих правил.

2.13.91 Когда Божествам стали предлагать пищу, собралась огромная толпа. Тогда Шри Чайтанья Махапрабху прекратил Свой танец и направился в сад поблизости.

 

--------Господь Чайтанья с преданными отдыхают

в саду-------

 

2.13.92 Шри Чайтанья Махапрабху вошел в сад и, охваченный сильнейшими экстатическими духовными чувствами, упал ниц на возвышение. Господь Чайтанья устал от долгого танца и был весь мокрый от пота. Поэтому Ему доставил большое удовольствие прохладный ветерок, напоенный ароматом цветов.

2.13.93 Все преданные, которые вели санкиртану, тоже зашли туда и улеглись под деревьями отдыхать.

2.13.94 Итак, я поведал о беспримерном киртане, который устроил Шри Чайтанья Махапрабху, и о Его танце перед Господом Джаганнатхой.

2.13.95 То, как Шри Чайтанья Махапрабху танцевал перед колесницами Джаганнатхи, Баладевы и Субхалдры ярко описал в «Чайтанья-аштаке» Шрила Рупа госвами:

2.13.96 «Шри Чайтанья Махапрабху в великом духовном экстазе танцевал на главной дороге перед Божеством Господа Джаганнатхи, властителем Нилачалы, который восседал на Своей колеснице. Охваченный духовным блаженством и окруженный вайшнавами, поющими святые имена Господа, Господь Чайтанья распространял вокруг Себя волны экстатической любви к Богу в гуне благости для всех людей. Когда же Шри Чайтанья Махапрабху снова явится моему взору?»

2.13.97 Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость, я, Кришнадас, рассказываю «Шри Чайтанья-чаритамриту».

 

----- Комментарии ----

 

-----Значимость индивидуальных молитв------

 

2.13.98 Игры Господа Кришны во Вриндаване понять даже несколько легче, чем игры Господа Чайтаньи. Игры Господа Чайтаньи трудны для понимания, в силу того, что Господь Чайтанья в разные моменты времени проявлял разные настроения, в зависимости от внешних условий. Чистым преданным, которые были рядом с Ним – Сварупе Дамодаре, Рамананде Раю, Шикхи Махити, Джагадананде, Мукунде и другим, также было трудно находиться то в одних состояниях, то в других. Периодически в Джаганнатха-Пури появлялись какие-то люди, которые хотели унизить тем или иным образом Господа Чайтанью, об этих историях будет рассказано в 3-м томе «Движение Господа Чайтаньи», но, безусловно, там описано минимум историй. На самом деле разных оскорбителей было много даже во времена Господа Чайтаньи. Это определяется тем, что действует Кали-юга, но более того, тогда и тем более сейчас во вселенной преобладают демонические силы. Такая ситуация во вселенной периодически происходит в силу того, что дается свобода действия живым существам. До какой степени будет позволяться осуществляться эта свобода действия зависит в принципе от живых существ. Если живые существа не хотят усиленно просить Господа о милости, а довольствуются тем, что им навязывают извне – из религиозных организаций или сильные мира сего – демоническое мировое правительство, тогда Боги просто выжидают: когда же наконец люди начнут прозревать из-за того, что им стало слишком плохо жить и начнут молиться Господу?

2.13.99 Вспомните «Махабхарату». Масса людей просто смиренно терпела эксплуатацию Дурьодханы и его разные издевательства и унижение людей. Только когда Пандавы стали бороться против него, люди по неволе приняли участие в войне против Дурьодханы. Но более того, некоторые воины, несмотря на их отрицательное отношение к Дурьодхане, все равно участвовали на его стороне в битве против Пандав. Это говорит о том, насколько масса людей была пассивна и уже потеряла человеческое достоинство.

2.13.100 В наше время происходит примерно тоже самое. Если людей устраивает, что их эксплуатируют в религиозных организациях, и они не обращаются именно к Господу за помощью, поэтому Господь продолжает позволять этому быть. Если людей устраивает мировое демоническое правительство, и они не просят именно Господа сами, без каких-то указаний лидеров религиозных организаций, о милости освободить их от этого гнета, тогда Господу приходится позволять быть этому правительству.

2.13.101 Самое главное нужно понять, что Господь принимает не коллективные молитвы в организациях, а индивидуальные молитвы. Почему? Потому что так начинает проявляться индивидуальность в людях. Господу гораздо приятнее иметь дело с индивидуальными личностями, чем с массой зомбированных людей, которые подобны бесловестным животным. Если каждый сам по себе, мысленно, в своем уме начнет просить Господа защитить его и других от разного рода демонизма, который окутал разные религиозные организации и правительственные структуры в разных странах, тогда обязательно придет милость Господа. Не нужно думать, что тогда Господь будет устраивать новую битву на Курукшетре. Нет, воины нужны только правящим мира сего. Вспомните, Пандавы не хотели участвовать в войне, а вызывали на поединок только Дурьодхану с его братьями. Но, к сожалению, такие праведники, как Бхишма, Дрона, Карна, которые были могучими воинами, встали на защиту негодяев. Если бы они не встали, тогда никакой бы битвы на Курукшетре не было бы. Из этой истории видно, что очень большое зло могут принести так именуемые праведники, которые на самом деле оскорбительно понимают путь служения Господу.

2.13.102 В наше время происходит тоже самое. Те люди, которые служат Богу оскорбительным образом, не понимая этого, также приносят очень большой вред всем людям на планете. Резко демоничных людей, настроенных очень агрессивно против других, готовых убивать массы людей только во имя их собственной прибыли – таких резко демоничных людей видно сразу многим людям. Но каких-то других людей, которые совершают разные аскезы в религиозных организациях, говорят о любви ко всем и к Богу и раздают изо всех сил людям оскорбительное знание – заметить труднее, их понять труднее насколько они демоничны. Это примерно также как людям трудно было понять, что Бхишма, Дрона, Карна служили против Бога в конечном итоге, и именно из-за них и произошла эта битва. Если бы люди были способны понять, что Бхишма, Дрона, Карна затеяли войну против Бога, большинство воинов бы из страха перед Богом не воевали бы и сохранили свои жизни и не заработали бы тяжелых греховных реакций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: