ГЛАВА 14. ПРАЗДНИК РАТХА-ЯТРЫ В ХРАМЕ ГУНДИЧА




 

2.14.1 Ниже идет повествование на основе «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лилы, 14-й главы) Кришнадаса Кавираджа Госвами с переводом А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. Некоторые тексты откорректированы, а некоторые добавлены.

Напоминаем, что в Двапара-югу являлись две Божественные Личности - Господь Кришна Вриндавана и Господь Кришна Двараки, Они не являются инкарнациями один другого. В дальнейшем повествовании Господа Кришну Вриндавана будем называть - Господь Кришна. А Господа Кришну Двараки будем называть Господь Васудева Кришна. Господь Кришна является с Кришналоки из духовного мира, а Господь Васудева Кришна – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это оскорбление.

Напоминаем, что в Кали-югу являлись две Божественные Личности: Господь Чайтанья - c Кришналоки, а Господь Гаурахари – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это тоже оскорбление.

Напоминаем, что иногда в текстах Гададхару Пандита (Шримати Радхарани), Господа Нитьянанду, Господа Шривасу, Господа Адвайту именуют преданными, ибо Они играли роли преданных – живых существ и не говорили, что Они – Богиня и Боги. Господь Чайтанья также не говорил, что Он – Бог. Они играли роли чистых преданных, но чаще всего в текстах не подчеркивают: кто из преданных был чистым преданным, а кто – просто – преданным, но все преданные имели преимущественную гуну благости в разуме.

Часто в ведической литературе указывают годы жизни Господа Чайтаньи: 1486 г. – 1534 г.. Но строго говоря правильно нужно указывать так: Господь Гаурахари (1486 г. – 1510 г.), а Господь Чайтанья (1510 г. – 1534 г.).

Заметим, что в реальности Кришнадас Кавираджа Госвами говорит от имени Господа Чайтаньи, других Богов и преданных. Но чтобы подтверждать эти разговоры, Кришнадас Кавираджа приводит ссылки из известных писаний и из писаний ачариев времен Господа Чайтаньи. Эти новые писания ачариев появились уже позже тех событий, о которых повествует Кришнадас Кавираджа.

2.14.2 Кришнадас Кавираджа Госвами пишет:

«Слава Чайтанье Махапрабху! Слава Гададхару Пандиту! Слава Нитьянанде Прабху! Слава Адвайте Ачарию! Слава Шривасе Тхакуру! Слава всем преданным Господа Чайтаньи!

2.14.3 В этом тексте дано короткое повествование этой главы.

ЧАСТЬ 1. ГРУППЫ«ПРЕЕМНИКОВ» (ОСКОРБИТЕЛЕЙ) ШРИЛЫПРАБХУПАДЫ

Вместе со Своими преданными Шри Чайтанья Махапрабху участвовал в празднике Лакшми-виджая во время проведения Ратха-ятры. Во время этого праздника зашел разговор о глубочайшей любви гопи. Услышав о гопи, Господь Чайтанья, переполняемый духовным экстазом любви к Богу, стал танцевать.

 

-------Встреча Господа Чайтаньи и царя Пратапарудры в саду до храма Гундича-------

 

2.14.4 Пока Шри Чайтанья Махапрабху отдыхал в саду во время предложения пищи Божествам на Ратха-ятре, туда зашел царь Пратапарудра. Последовав совету Сарвабхаумы Бхаттачарии, царь Пратапарудра снял царские одежды и вошел в сад в облачении вайшнава. Царь Пратапарудра был таким смиренным, что сначала со сложенными ладонями спросил у преданных разрешения и лишь потом, набравшись смелости, простерся в поклоне перед Господом Чайтаньей и прикоснулся к Его лотосным стопам.

2.14.5 Шри Чайтанья Махапрабху, охваченный экстатическими любовными духовными переживаниями, лежал с закрытыми глазами на возвышении, и царь принялся очень умело массировать Ему стопы. При этом царь декламировал стихи из «Шримад-Бхагаватам», описывающие раса-лилу. То была глава, которая начинается словами «джайати те ’дхикам». (31 глава 10-й песни «Шримад-Бхагаватам»)

2.14.6 Когда Шри Чайтанья Махапрабху услышал эти стихи, радости Его не было границ, и Он без конца повторял: «Продолжай! Продолжай!» Стоило царю произнести стих, начинающийся со слов «тава катхамритам», как Господь Чайтанья в экстазе духовной любви к Богу поднялся и заключил царя в объятия.

2.14.7 Услышав стих, произнесенный царем, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Благодаря тебе Я обрел бесценное сокровище, однако Мне нечего дать тебе взамен. Поэтому Я просто обнимаю тебя».

2.14.8 Сказав так, Шри Чайтанья Махапрабху принялся снова и снова повторять этот стих. И царь, и Шри Чайтанья Махапрабху трепетали, а из глаз их катились слезы.

2.14.9 Царь удостоился благосклонности Шри Чайтаньи Махапрабху за свое прошлое служение. Поэтому, даже не поинтересовавшись у царя, кто он такой, Господь Чайтанья немедленно даровал ему Свою милость. Как могущественна милость Шри Чайтаньи Махапрабху! Даже не спросив царя ни о чем, Господь сделал так, что все его желания исполнились.

2.14.10 Наконец Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Кто ты? Ты столько сделал для Меня! Ты внезапно пришел сюда и позволил Мне испить нектар игр Господа Кришны».

2.14.11 Царь ответил: «Господь мой, я самый покорный слуга Твоих слуг. Я хочу лишь одного: чтобы Ты признал меня слугой Твоих слуг».

2.14.12 Тогда Шри Чайтанья Махапрабху явил царю некую долю Своего божественного могущества, но запретил ему рассказывать об этом другим. Хотя Чайтанья Махапрабху знал обо всем происходящем, внешне Он не подавал вида. Он так и не показал, что узнал в Своем собеседнике царя Пратапарудру.

2.14.13 Видя особую милость, которой Господь Чайтанья одарил царя Пратапарудру, преданные восхитились удачей, выпавшей на долю царя, и их сердца наполнились радостью. Вознеся со сложенными ладонями смиренные молитвы преданным и поклонившись Шри Чайтанье Махапрабху, царь вышел из сада.

 

--------Господь Чайтанья с преданными принимает прасад Божества Джаганнатхи в саду--------

 

2.14.14 После этого Ванинатха Рай принес разнообразный прасад, и Шри Чайтанья Махапрабху пообедал с преданными. Через Сарвабхауму Бхаттачария, Рамананду Рая и Ванинатху Рая царь Пратапарудра тоже передал Господу Чайтанье и Его преданным большое количество прасада.

2.14.15 Прасад, посланный царем, был предложен Божествам Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры в Балаганди и состоял из молока, йогурта, творога и фруктов. Все яства были отменного качества, и разнообразию их не было конца.

2.14.16 Там была простокваша и фруктовые соки, свежие кокосовые орехи, манго и сухие кокосы, джекфруты, бананы разных сортов и пальмовые семена. Еще там были апельсины, грейпфруты и мандарины, миндаль, сушеные фрукты, изюм и финики. Было множество разных сладостей, таких как манохара-ладу, амрита-гутика и множество видов уваренного молока. Там также была папайя, саравати и тыквенное пюре. Были обычные сливки, топленые сливки и пури со сливками. Было также лакомство под названием хари-валлабха и сладости из цветов сеноти, карпуры и малати. Были гранаты, сладости с черным перцем, сладости с карамелью и амрити-джилипи. Был сахар из лотоса, хлеб из урад-дала, сладкое хрустящее печенье, леденцы, сладости из поджаренного риса, сладости и козинаки из кунжутных семян. Были леденцы в виде апельсиновых, лимонных и манговых деревьев с фруктами, цветами и листьями на них. Был йогурт, молоко, масло и пахта, фруктовые соки, кушанье из ряженки с карамелью и соленый пророщенный мунг-дал с тертым имбирем. Были также всевозможные маринады - из лимона, ягод и другие. Поистине, я не способен описать все разнообразные яства, поднесенные Божествам.

2.14.17 Увидев, что половина сада уставлена прасадом, Шри Чайтанья Махапрабху остался очень доволен.

2.14.18 Затем принесли 5 или 7 связок тарелок из листьев дерева кетаки. Их раздали всем присутствующим, и каждому досталось по десять тарелок.

2.14.19 Шри Чайтанья Махапрабху знал, как устали все ведущие киртана, и потому хотел как следует накормить их.

2.14.20 Все преданные расселись рядами, и Шри Чайтанья Махапрабху Сам стал раздавать им прасад. Однако преданные не хотели есть прасад, пока его не отведает Чайтанья Махапрабху. Сварупа Дамодара сказал об этом Господу.

2.14.21 Сварупа Дамодара произнес: «Чайтанья Махапрабху, пожалуйста, садись. Пока Ты не начнешь есть, никто не притронется к еде».

2.14.22 Тогда Шри Чайтанья Махапрабху сел среди преданных. Поев, Господь Чайтанья прополоскал рот и вернулся на место. После обеда осталось столько прасада, что его хватило бы еще на множество человек.

2.14.23 По приказу Шри Чайтаньи Махапрабху Его личный слуга, Говинда, созвал всех нищих и обездоленных и накормил их досыта. Наблюдая за тем, как нищие едят прасад, Шри Чайтанья Махапрабху восклицал «Харибол!», призывая их повторять имя Господа. Стоило нищим произнести «Харибол», как их сразу же охватила любовь к Богу в гуне благости. Таковы необычайные лилы Шри Чайтаньи Махапрабху.

 

------Люди и слоны не были способны сдвинуть колесницы с Божествами--------

2.14.24 Когда пришло время колеснице Бжества Джаганнатхи продолжить путь, все служители-гауды начали тянуть ее, но не смогли сдвинуть с места. Видя, что колесница не двигается, гауды отступили. Тогда прибыл взволнованный царь в сопровождении министров и друзей. Царь призвал самых крепких борцов, чтобы они тянули колесницу, и даже сам присоединился к ним, однако колесница осталась стоять неподвижно. Еще больше разволновавшись, царь распорядился привести и запрячь в колесницу могучих слонов. Могучие слоны тянули колесницу изо всех сил, но она так и оставалась стоять на месте, не сдвинувшись ни на шаг.

 

-----Господь Чайтанья явил чудо: колесница с Божеством покатилась по дороге в храм Гундичи------

2.14.25 Услышав о том, что происходит, Шри Чайтанья Махапрабху тотчас пришел к колеснице со Своими преданными. Они встали там и принялись наблюдать, как слоны пытаются стронуть колесницу с места. Слоны ревели от ударов, которые наносили им погонщики, но колесница не двигалась. Толпа разочарованно гудела.

2.14.26 Тогда Шри Чайтанья Махапрабху распряг слонов и дал привязанные к колеснице канаты Своим спутникам. Затем Шри Чайтанья Махапрабху встал позади колесницы и начал толкать ее головой. В тот же миг колесница тронулась с места и с грохотом покатилась по дороге. Со стороны выглядело, будто колесница поехала сама. Преданные же просто держали канаты в руках. Поскольку колесница двигалась без вмешательства преданных, им не нужно было ее даже тянуть.

2.14.27 Когда колесница продолжила свой путь, все радостно закричали: «Джая! Джая! Хвала Господу Джаганнатхе!» Ничего другого не было слышно. Видя необычайную силу Шри Чайтаньи Махапрабху, люди не могли поверить своим глазам. Вся толпа оглушительно закричала: «Джая Шри Кришна Чайтанья! Джая Шри Кришна Чайтанья!» Затем люди стали скандировать: «Чудо! Чудо!»

 

---Колесницы с Божествами достигли храма Гундичи---

 

2.14.28 В считаные минуты колесница достигла ворот храма Гундичи. Слуги Божества Джаганнатхи все вместе сняли Его с колесницы и перенесли к Его трону в храме Гундича. Божество Баларамы и Субхадра также взошли на Свои троны. Потом началось омовение Божеств и наконец поднесение Им пищи.

2.14.29 Когда Божества Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры были водружены на Свои троны, Шри Чайтанья Махапрабху и Его преданные, охваченные радостью, начали танцевать и петь во дворе храма. Шри Чайтанья Махапрабху пел и танцевал в экстазе духовной любви, и все, кто видел Его, тоже погрузились в океан любви к Богу в гуне благости. Вечером, закончив танец во дворе храма Гундичи, Господь Чайтанья стал свидетелем церемонии арати, а потом отправился в Айтоту и лег спать.

 

-------Игры Господа Чайтаньи на озере около

храма Гундича-------

2.14.30 В течение 9-ти дней 9 ближайших преданных Чайтаньи Махапрабху во главе с Адвайтой Ачарием могли по очереди приглашать Господа Чайтанью к себе домой.

2.14.31 Омывшись рано утром, Шри Чайтанья Махапрабху обычно шел в храм Гундичи, а потом начинал с преданными киртан.

2.14.32 Своим пением и танцем Шри Чайтанья Махапрабху побуждал танцевать Адвайту Ачария. Иногда Он также вдохновлял танцевать Нитьянанду Прабху, Харидаса тхакура и Ачьютананду. А иногда Шри Чайтанья Махапрабху просил петь и танцевать Вакрешвару и других преданных. Трижды в день - утром, в полдень и вечером - Господь Чайтанья проводил во дворе храма Гундичи киртан.

2.14.33 Поглощенный мыслями о лилах Радхи и Кришны, Шри Чайтанья Махапрабху всегда пребывал в этом настроении. Возле храма Гундичи было много садов, и в каждом из них Шри Чайтанья Махапрабху и Его преданные разыгрывали вриндаванские лилы. В озере Индрадьюмны Господь Чайтанья устраивал водные игры. Господь Чайтанья Сам плескал на преданных водой, а преданные, окружив Господа, брызгали на Него. Преданные образовывали то одно кольцо, то несколько. Иногда преданные разделялись на пары, чтобы бороться в воде. Кто-то побеждал, кто-то проигрывал, а Господь Чайтанья смотрел на их игры.

2.14.34 Первыми в поединке сошлись Адвайта Ачарий и Нитьянанда Прабху, начав плескать друг на друга водой. Адвайта Ачарий проиграл и стал в шутку ругать Нитьянанду. Сварупа Дамодара и Видьянидхи тоже брызгались водой, как и Мурари Гупта с Васудевой Даттой.

2.14.35 В поединке участвовали Шриваса Тхакур и Гададхара Пандит, а также Рагхава пандит и Вакрешвара пандит. Все они плескали друг на друга водой. К играм в воде присоединились даже Сарвабхаума Бхаттачарий и Шри Рамананда Рай. Оба утратили серьезность и вели себя, как маленькие дети.

2.14.36 Видя, как развеселились Сарвабхаума Бхаттачарий и Рамананда Рай, Шри Чайтанья Махапрабху с улыбкой обратился к Гопинатхе ачарию: «Попроси Бхаттачария и Рамананду Рая прекратить ребячество, ведь они оба пандиты, степенные и влиятельные люди».

2.14.37 Гопинатха ачарий ответил: «Мне кажется, что их захлестнула капля из безбрежного океана Твоей милости. Одной капли из океана Твоей милости достаточно, чтобы полностью покрыть даже такие высокие горы, как Сумеру и Мандара. По сравнению с ними эти двое - небольшие холмики, поэтому неудивительно, что они утонули в океане Твоей милости. Сухая логика, которая опирирует только с понятиями материальной энергии, подобна жмыху, из которого выжали все масло. Бхаттачарий всю жизнь питался таким жмыхом, но Ты дал ему испить нектара трансцендентных игр. Что это, как не проявление Твоей необычайной милости к нему?»

2.14.38 Поразвлекавшись некоторое время в воде, Шри Чайтанья Махапрабху в окружении нескольких преданных вернулся в Свой дом в Айтоте, там все они стали обедать. Парамананда Пури, Брахмананда Бхарати и некоторые другие преданные Шри Чайтаньи Махапрабху по приглашению Адвайты Ачарии отобедали у Него. Остальные преданные Шри Чайтаньи Махапрабху около храма съели прасад, который принес Ванинатха Рай.

2.14.39 После обеда Шри Чайтанья Махапрабху отправился в храм Гундичи, чтобы увидеть Божества и потанцевать. А вечером Он пошел в сад и расположился там на ночлег.

 

--------Игры Господа Чайтаньи в саду около

храма Гундича-------

2.14.40 На следующий день Шри Чайтанья Махапрабху снова пришел в храм Гундичи и получил даршан Божеств. После этого Он некоторое время танцевал во дворе храма.

2.14.41 Вслед за тем Шри Чайтанья Махапрабху в сопровождении Своих приближенных пошел в сад и стал наслаждаться, разыгрывая там вриндаванские игры. В саду росло много деревьев и лиан, и все они радовались встрече со Шри Чайтаньей Махапрабху. Щебетали птицы, жужжали пчелы, и веял прохладный ветер.

2.14.42 Шри Чайтанья Махапрабху танцевал, переходя от дерева к дереву, а Васудева Датта пел. Под каждым деревом Васудева Датта заводил новую песню, а Шри Чайтанья Махапрабху, придя в великий духовный экстаз, танцевал в одиночестве.

2.14.43 Потом Шри Чайтанья Махапрабху велел танцевать Вакрешваре Пандиту, а когда тот стал танцевать, Господь запел. К пению Шри Чайтаньи Махапрабху присоединился Сварупа Дамодара и другие. Переполненные духовной любовью к Богу, они забыли о времени и обстоятельствах.

2.14.44 Проведя некоторое время в саду, все отправились к озеру Нарендра поплавать в его водах. Завершив игры в воде, Шри Чайтанья Махапрабху вернулся в сад и принял прасад с преданными. Сад, где происходили эти игры, был очень большим и назывался садом Джаганнатха-Валлабха. Все 9 дней он служил Шри Чайтанье Махапрабху местом отдыха.

2.14.45 Девять дней пробыли Божества Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры в храме Гундичи. Все это время Шри Чайтанья Махапрабху тоже находился там, поглощенный этими лилами.

 

------Царь Пратапарудра готовится к празднику Лакшми-виджая-------

 

2.14.46 Во времена Господа Васудевы Кришны таких событий на Курукшетре не было, какие символизирует праздник Лакшми-виджая или Хера-панчами. В Джаганнатха Пури праздник Хера-панчами отмечали на 5-ый день от начала Ратха-ятры. Этот праздник символизирует следующие события. Господь Джаганнатха оставил Свою супругу - Богиню процветания, и отправился во Вриндаван, который символизирует храм Гундичи. Скучая в разлуке с Господом, Богиня процветания решает увидеться с Ним в Гундиче. Приезд Богини процветания в Гундичи носит название Хера-панчами. Слово «панчами» означает «пятый день» и служит указанием на 5-ый лунный день, в который проводится этот праздник.

2.14.47 Зная, что близится праздник Хера-панчами, царь Пратапарудра обстоятельно обсудил это с Каши Мишрой.

2.14.48 Царь Пратапарудра сказал: «Завтра праздник Хера-панчами, или Лакшми-виджая. Отметьте его так, как никогда прежде. Проведите праздник с такой пышностью, чтобы при виде его Шри Чайтанья Махапрабху изумился и остался очень доволен. Возьмите все узорчатые ткани, бубенцы, зонты и чамары, какие только найдете в моей сокровищнице и в сокровищнице Божеств. Возьмите всевозможные флажки, флаги и колокольчики и украсьте ими паланкин. Пусть его сопровождают группы музыкантов и танцовщиц. Паланкин должен выглядеть очень красиво. Еще позаботьтесь о том, чтобы Шри Чайтанья Махапрабху и Его слуги могли беспрепятственно прийти и получить даршан Божеств».

 

--------- Начало праздника Лакшми-виджая – прибытие Лакшми к храму Гундича-------

 

2.14.49 Утром на 5-ый день Ратха-ятры Шри Чайтанья Махапрабху созвал Своих спутников и отправился в Сундарачалу - храм Гундичи к Божеству Джаганнатхе. После этого Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники вернулись в храм Джаганнатхи или Нилачалу, поскольку им не терпелось увидеть праздник Хера-панчами (Лакшми-виджая). Там в храме еще находилось Божество Богини процветания.

2.14.50 Каши Мишра встретил Чайтанью Махапрабху и Его преданных с величайшим почтением и усадил их на почетные места.

2.14.51 Шри Чайтанья Махапрабху произнес: «Господь Васудева Кришна хотел дать Свою милость гопи Вриндавана, которые сильно тосковали о Кришне. Поэтому гопи приехали на Курукшетру для встречи с Васудевой Кришны. Гопи знали, что это не тот Кришна, с которым они были во Вриндаване, но, тем не менее, им была дорога милость Васудевы Кришны. Тем более, что внешне Он был сильно похож на Кришну. Встреча Васудевы Кришны с гопи на Курукшетре можно грубо сравнить с Его посещением Вриндавана, потому что Вриндаван прежде всего определяется его жителями. Праздник Ратха-ятры символизирует встречу Васудевы Кришны с гопи Вриндавана на Курукшетре. Но в Джаганнатха-Пури праздник Ратха-ятры символизирует встречу Васудевы Кришны с гопи во Вриндаване, поэтому Божества Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры приезжают как бы во Вриндаван – в храм Гундичи для встречи с гопи. Эти сады напоминают о садах Вриндавана, поэтому Господь Джаганнатха хочет их увидеть. Там, в садах, Господь Джаганнатха день и ночь предается удовольствиям общения с гопи. На Курукшетру Господь Васудева Кришна не взял с Собой Рукмини – Богиню процветания Двараки. Но почему Он не взял с Собой туда Рукмини или Лакшмидеви - Богиню процветания?»

2.14.52 Сварупа Дамодара ответил: «Дорогой Кришна Чайтанья, пожалуйста, послушай объяснение этого. Лакшмидеви - Богине процветания закрыт доступ во вриндаванские игры. Кришне в Его вриндаванских играх помогают только Радхарани и гопи, которые погружаются в супружескую духовную расу. Никто, кроме них, не способен так пленить ум Кришны».

2.14.53 Господь Чайтанья сказал: «Только Кришна может дать гопи самый желанный высший вкус супружеской расы. Васудева Кришна также хотел дать им вкус супружеской расы, но это был уже другой вкус супружеской расы. Чтобы не смущать гопи, которые привыкли общаться с Радхарани, а не с Рукмини, Она не поехала на Курукшетру. Но в Джаганнатха-Пури во время празника Ратха-ятры устраивают этот праздник Хера-Панчами, которого не было в реальности на Курукшетре. Это делают, чтобы показать, что Богиня процветания из ревности приехала в храм Гундичи. В играх Кришны нет ни единого изъяна. Чем же тогда может быть вызвано недовольство Богини процветания?»

2.14.54 Сварупа Дамодара ответил: «В Джаганнатха-Пури через этот праздник Хера-панчами хотели показать через разные внешние действия насколько отличается характер Богини процветания Двараки от характера гопи.»

2.14.55 Пока Сварупа Дамодара и Шри Чайтанья Махапрабху вели беседу, показалась процессия с Божеством Богини процветания Лакшми. Четверо носильщиков несли Божество на красивом паланкине, инкрустированном драгоценными камнями. Паланкин сопровождали слуги с зонтами, опахалами-чамарами и флагами, а возглавляли шествие музыканты и танцовщицы. Служанки несли кувшины с водой, опахала-чамары. Служанок было множество, все в восхитительных нарядах и красивых ожерельях. Окруженное многочисленными слугами, роскошно одетыми и украшенными, Божество Богини процветания достигло главных ворот храма Гундича.

2.14.56 Когда процессия остановилась, служанки Божества Богини процветания взяли под стражу всех самых главных слуг Божества Джаганнатхи. Они связали слуг Джаганнатхи и подвели к лотосным стопам Божества Богини процветания. Слуги Божества Джаганнатхи падали к лотосным стопам Божества Богини процветания Лакшми. Некоторые слуги Божества Лакшми отчитывали, высмеивали и осыпали бранью этих слуг Божества Джаганнатхи.

2.14.57 Наблюдая дерзкое поведение служанок Божества Богини процветания, преданные Шри Чайтаньи Махапрабху, заулыбались.

2.14.58 Сварупа Дамодара сказал: «Гордыня служанок Божества Богини процветания не знает себе равных. Рукмини, супруга Васудевы Кришны в Двараке, проявляла гордыню, но совсем другим образом. Я слышал, что в былые времена Сатьябхама, одна из жен Васудевы Кришны, когда чувствовала, что Васудева Кришна ее не доволен, в отчаянии она снимала с себя все украшения и, сев на голую землю, в тоске ногтями чертила на ней линии. То же самое делали и некоторые гопи Вриндавана, которых считают сосредоточием всех духовных рас. Однако Божество Богини процветания Лакшми в Джаганнатха-Пури проявляет гордыню совсем иначе. Эта Богиня процветания предстает перед Супругом во всем Своем великолепии и даже Ее слуги нападают на слуг Божества Джаганнатхи. Так в Джаганнатха-Пури понимают эти отношения.»

 

-------На празднике Сварупа Дамодара рассказывает о проявлении гордыни гопи во Вриндаване--------

2.14.59 Шри Чайтанья Махапрабху попросил: «Пожалуйста, поведай Мне о проявлениях в поведении гордыни во Вриндаване».

2.14.60 Сварупа Дамодара сказал: «Во внешнем поведении гопи могли проявлять гордыню 3-х видов. 1). Несдержанная героиня может сказать Кришне что-то без всякой дипломатии. 2). Сдержанная героиня, увидев приближающегося Кришну, сразу же встает Ему навстречу. Когда Он подходит ближе, она усаживает его. Сдержанная героиня утаивает в сердце гнев и произносит лишь нежные слова. Сдержанная героиня очень бесхитростна. Гнев живет в ее сердце, но она критикует Кришну только ласковыми словами и улыбками. 3). Героиня, в которой сдержанность уживается с несдержанностью, все время шутит, причем шутки ее всегда двусмысленны. Она то хвалит Кришну, то делает Ему замечания, то игнорирует Его.»

2.14.61 Это описание доставило Шри Чайтанье Махапрабху удовольствие, потому что напомнило о Кришне и гопи. Он снова попросил Сварупу Дамодару продолжать свой рассказ.

2.14.62 Сварупа Дамодара сказал: «Кришна повелевает всеми духовными расами, и Он же наслаждается ими. Его тело соткано из духовного блаженства. Кришна Сам исполнен экстатической духовной любви и всегда подчиняется духовной любви Своих преданных. Гопи в совершенстве постигли чистую духовную любовь и отношения, основанные на духовных расах. Любовь гопи свободна от изъянов и примесей, вот почему гопи доставляют Кришне духовное блаженство.

2.14.63 «Господь Шри Кришна наслаждался танцем раса каждой ночью осенней поры. Танец этот проходил в лучах лунного света и был исполнен духовного блаженства. Шри Кришна произносил поэтические слова, окружив Себя гопи, которых неодолимо влекло к Нему». («Шримад-Бхагаватам» 10.33.25)

2.14.64 Всех гопи можно разделить на два крыла: левое и правое. Гопи и того, и другого крыла, по-своему проявляя экстатическую духовную любовь, побуждают Кришну наслаждаться духовными расами.»

 

-------На празднике Сварупа Дамодара прославляет Шримати Радхарани------

 

2.14.65 Сварупа Дамодара продолжает: «Возглавляет всех гопи Шримати Радхарани. Она - сокровищница экстатической духовной любви и источник всех неоскверненных духовных рас.

2.14.66 Радхарани имеет уравновешенный характер. Она всегда охвачена глубокой экстатической духовной любовью к Кришне и внешне чаще пребывает в настроении гопи левого крыла. Поскольку Радхарани чаще находится в настроении гопи левого крыла, в Ней иногда вспыхивает гнев. Но Кришне это может не нравиться, и Радхарани это воспринимает мгновенно. Тогда внешний гнев Радхарани сразу оборачивается Ее раскаянием, и это подчеркивает насколько Радхарани дорожит Кришной. Кришна черпает в Ее поведении духовное блаженство. Эмоции Шримати Радхарани меняются мгновенно в зависимости от того, что нравится или не нравится Кришне. Поэтому Ее переполняет множество разных эмоций, которые проявляются быстрее слов, описывающих что-то.»

2.14.67 а) Гопи, которая, потерпев поражение, вспыхивает гневом; которая часто поступает наперекор Кришне, называется вамой, или гопи левого крыла. б) Гопи, которая обращается к Кришне с приличествующими речами и которую удовлетворяют Его ласковые слова, называют дакшиной, гопи правого крыла.

2.14.68 Шри Чайтанья Махапрабху слушал Сварупу Дамодару, и Его духовное блаженство - безбрежное, как океан, - возрастало. Поэтому Господь Чайтанья попросил Сварупу Дамодару: «Продолжай, продолжай», и тот продолжил свой рассказ:

2.14.69 «Любовь Шримати Радхарани представляет собой духовный экстаз высочайшего уровня. Все Ее поступки безукоризненно чисты, и в них нет ни тени материальных желаний. Стоит Радхарани увидеть Кришну, в Ее внешнем теле из защитной оболочки «Йога-майя» сразу же отражаются всевозможные проявления внутреннего духовного экстаза.

2.14.70 Когда на внешнем теле Шримати Радхарани проявляются отражения многочисленных признаков внутреннего духовного экстаза, в океане счастья Кришны сразу же поднимаются духовные волны.

2.14.71 Этими внешними экстатическими украшениями Шримати Радхарани пленяет ум Кришны. В зависимости от разных ситуаций Шримати Радхарани проявляла разное внешнее поведение.

2.14.72 Некоторые ситуации часто повторялись, к примеру, когда Кришна не давал что-то делать Шримати Радхарани – переправляться через Ямуну или рвать цветы, или когда Он вдруг неожиданно появлялся перед Ней, или когда при разговоре с Кришной Она принимала очень восхитительную Свою особую позу, или когда Кришна пытался приоткрыть лицо Радхарани, когда Она прикрывала его Своим сари или другие ситуации. Каждый раз во всех этих повторяющихся ситуациях Шримати Радхарани могла проявлять разные внешние признаки Своих внутренних духовных эмоций. Эти внешние признаки определялись Ее внутренним состоянием и особенностью той или иной внешней ситуации. Часто повторяющиеся внешние действия отличались разными особенностями.

2.14.73 К примеру, Шримати Радхарани иногда могла проявлять следующие внешние признаки внутреннего любовного духовного экстаза: гордость, счастье, слезы, улыбка, недовольство, страх и возмущение.

2.14.74 Грубо на материальном уровне это подобно лакомству из йогурта, карамели, топленого масла, меда, черного перца, камфары и кардамона, которые вместе имеют очень приятный и сладкий вкус.

2.14.75 Тот, кто не достиг осознания души и не поднялся на уровень чистой преданности, когда воспринимают разные вкусы духовного блаженства, тот не сможет ощутить такого состояния, даже если и будет проявлять внешне: гордость, счастье, слезы, улыбку, недовольство, страх и возмущение. Такие 7 внешних проявлений – просто грубая имитация, подобно тому, как смотреть на картинку фрукта, вместо того, чтобы състь свежий фрукт.

2.14.76 Состояние бхавы могут испытывать живые существа – чистые преданные, но наивысшее состояние бхавы – махабхаву могут испытывать только Господь Кришна, Шримати Радхарани, другие Боги и Богини.

2.14.77 Видя, что лицо Шримати Радхарани освещено разными этими внешними проявлениями внутренней экстатической духовной любви, Господь Шри Кришна испытывает во много раз большее счастье, чем от непосредственного прикосновения к Ней. Когда Шри Кришна преградил Радхарани путь к дана-гхати, Она рассмеялась. Глаза Ее засверкали, и на них навернулись слезы. Ее глаза излучали восторг любви к Кришне. Когда же Ее слезы перестали течь, Она стала еще прекраснее.

2.14.78 «Сквозь слезы глаза Шримати Радхарани излучали восторг любви к Кришне. Губы Ее зашевелились от охватившей Ее внутренней духовной радости, брови изогнулись и на подобном лотосу лице заиграла легкая улыбка. Видя эти эмоции на лице у Радхарани, Господь Шри Кришна стал во много раз счастливее, чем когда обнимал Ее. Поистине, счастье Господа Шри Кришны никак нельзя назвать материальным, оно воспринимается как внутреннее духовное наслаждение.»» («Говинда-лиламрита» (9.18) Кришнадаса Кавираджи Госвами)

2.14.79 Эти слова доставили Шри Чайтанье Махапрабху огромное удовольствие. Охваченный радостью, Он обнял Сварупу Дамодару.

2.14.80 Затем Шри Чайтанья Махапрабху попросил Сварупу Дамодару: «Расскажи, пожалуйста, еще и о других внешних признаках внутреннего духовного экстаза Шримати Радхарани, которыми Она пленяет ум Шри Кришны.»

2.14.81 В ответ на эту просьбу Сварупа Дамодара заговорил. Все преданные Шри Чайтаньи Махапрабху слушали его с огромным удовольствием.

2.14.82 Сварупа Дамодара сказал: «Другой пример, когда Кришна неожиданно появился перед глазами Шримати Радхарани. В этот момент Она проявила внешне: cмущение, ликование, счастье, уважительное отношение, страх и другие качества, присущие гопи левого крыла.

2.14.83 «Увидев Господа Кришну прямо перед Собой, Шримати Радхарани остановилась и приготовилась дать Ему отпор. Хотя лицо Радхарани прикрывало синее сари, Ее большие лучистые миндалевидные глаза заметались от волнения. Она стала еще прекраснее, доставив этим удовольствие Шри Кришне.» («Говинда-лиламрита» (9.11) Кришнадаса Кавираджи Госвами)

2.14.84 Еще пример. «Шримати Радхарани, чтобы еще больше увеличить любовь Шри Кришны, очаровательно склонила Свою голову, согнула ногу в колене и изогнулась в талии. Движения Ее бровей могли поспорить даже с могущественным луком Бога любви.» («Говинда-лиламрита» (9.14) Кришнадаса Кавираджи Госвами)

2.14.85 Еще пример. «Когда край сари Радхарани, прикрывающий Ее лицо, оказался в руке Кришны, Радхарани выглядела оскорбленной и рассерженной, однако в глубине сердца Она была весьма довольна.» («Уджвала-ниламани» (Анубхава-пракарана, 44) Рупы Госвами)

2.14.86 Так Шримати Радхарани украшают разнообразные внешние признаки внутреннего духовного экстаза, пленяющие ум Шри Кришны. Описать безграничные лилы Шри Кришны невозможно».

 

------- На празднике Шриваса Тхакур прославляет Лакшми – Богиню процветания--------

 

2.14.87 После этого Шриваса Тхакур улыбнулся и шутливо сказал: «Послушайте, полюбуйтесь на великолепие Богини процветания в Джаганнатха-Пури! Решив повидать Вриндаван, Божество Джаганнатхи отправилось в Гундичи, и, когда Божество Богини процветания услышало об этом, Его охватило беспокойство и ревность. Богиня процветания недоумевала: «Почему Господь Джаганнатха оставил такие богатства и поехал во Вриндаван?»

2.14.88 Служанки Божества Богини процветания сказали слугам Божества Джаганнатхи: «Почему ваш Господь Джаганнатха отказался от несметных богатств Богини процветания и ради каких-то листьев, плодов и цветов отправился в сад Вриндавана? Почему же Он поступает подобным образом? Приведите Его к Богине процветания». С этими словами они схватили слуг Божества Джаганнатхи, связали их и потащили к Божеству Богини процветания. Слуг Божества Джаганнатхи привели к лотосным стопам Божества Богини процветания, заставили платить подать и выражать покорность. Наконец все слуги Божества Джаганнатхи со сложенными ладонями взмолились Богине процветания, пообещав привести к ней Господа Джаганнатху на следующий же день.

2.14.89 Удовлетворенная этим, Богиня процветания возвращается в Свои покои. Только посмотри! Величие Богини процветания не описать словами. Твои гопи кипятят молоко и сбивают йогурт, а Богиня процветания восседает на троне из драгоценных камней».

2.14.90 Так шутил Шриваса Тхакур. Преданные Шри Чайтаньи Махапрабху слушали его и улыбались.

2.14.91 Тогда Шри Чайтанья Махапрабху сказал Шривасе Тхакуру: «Мой дорогой Шриваса, Сварупа Дамодара - чистый преданный Вриндавана. Он даже не знает, что такое богатство и великолепие, - настолько он поглощен чистым преданным служением.»

 

--------На празднике Сварупа Дамодара прославляет Вриндаван в духовном мире--------

 

2.14.92 Тогда Сварупа Дамодара возразил: «Дорогой Шриваса, прошу, внимательно выслушай меня. Ты как будто забыл о духовном богатстве Вриндавана в духовном мире. В полной мере достояния Шри Кришны проявляются только во Вриндавана-дхаме в духовном мире. Вриндаван в духовном мире представляет собой лес из лиан и деревьев, исполняющих желания. В том Вриндаване обитает множество коров, способных исполнить любые желания [камадхену]. Они пасутся, переходя из леса в лес, и дают любое количество молока. Там естественная речь обитателей Вриндавана звучит, как музыка, а их естественные движения напоминают танец. Вода в том Вриндаване подобна нектару, а исполненное духовного блаженства сияние брахмаджьоти присутствует там в своем проявлении, доступном для непосредственного восприятия. В том Вриндаване Господь Кришна очень часто играет на Своей любимой духовной флейтой.

2.14.93 «Наслаждается всем во Вриндаване в духовном мире Господь Кришна. Все деревья там - это деревья желаний, а земля состоит из духовного философского камня. Вода там словно нектар, каждое слово - это песня, каждый шаг - танец, а флейта - неизменная спутница Кришны. Все там пронизано сиянием духовного блаженства. Поэтому Вриндавана-дхама - обитель безоблачного счастья.» («Брахма-самхиты» 5.56)

2.14.94 «Ножные браслеты девушек Враджабхуми в духовном мире сделаны из камня чинтамани. Деревья там исполняют любые желания и дают цветы, которыми гопи украшают себя. Есть там и коровы [камадхену], исполняющие желания и дающие безграничное количество молока. Эти коровы составляют богатство Вриндавана. Так проявляется его исполненное блаженства великолепие.»» (Стих Билвамангалы Тхакура процитирован в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.1.173) Рупы Госвами)

 

------Танец Господа Шривасы и Господа Чайтаньи на празднике-----

2.14.95 От этих слов Шриваса Тхакур, охваченный экстатической духовной любовью, пустился в пляс. Так Шри Чайтанья Махапрабху, как и хотел, услышал о чистых взаимоотношениях Шримати Радхарани с Кришной. Придя в духовный экстаз, Господь Чайтанья тоже принялся танцевать.

2.14.96 Сварупа Дамодара пел, а Шри Чайтанья Махапрабху танцевал, охваченный экстазом духовной любви к Богу. Весь обратившись в слух, Он восклицал: «Пой еще! Пой еще!»

2.14.97 Песни о Вриндаване пробудили в Шри Чайтанье Махапрабху экстатическую духовную любовь к Богу.

------ Окончание праздника Хера-панчами: Божество Богини процветания возвращается в Свои покои--------

 

2.14.98 В конце к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: