ГЛАВА 6. САРВАБХАУМА БХАТТАЧАРИЙ ПО МИЛОСТИ ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ ДОСТИГАЕТ ЧИСТОЙ ПРЕДАННОСТИ




 

2.6.1 Ниже идет повествование на основе «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лилы, 6-й главы) Кришнадаса Кавираджа Госвами с переводом А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. Некоторые тексты откорректированы, а некоторые добавлены.

Напоминаем, что в Двапара-югу являлись две Божественные Личности - Господь Кришна Вриндавана и Господь Кришна Двараки, Они не являются инкарнациями один другого. В дальнейшем повествовании Господа Кришну Вриндавана будем называть - Господь Кришна. А Господа Кришну Двараки будем называть Господь Васудева Кришна. Господь Кришна является с Кришналоки из духовного мира, а Господь Васудева Кришна – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это оскорбление.

Напоминаем, что в Кали-югу являлись две Божественные Личности: Господь Чайтанья - c Кришналоки, а Господь Гаурахари – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это тоже оскорбление.

Напоминаем, что иногда в текстах Гададхару Пандита (Шримати Радхарани), Господа Нитьянанду, Господа Шривасу, Господа Адвайту именуют преданными, ибо Они играли роли преданных – живых существ и не говорили, что Они – Богиня и Боги. Господь Чайтанья также не говорил, что Он – Бог.

Часто в ведической литературе указывают годы жизни Господа Чайтаньи: 1486 г. – 1534 г.. Но строго говоря правильно нужно указывать так: Господь Гаурахари (1486 г. – 1510 г.), а Господь Чайтанья (1510 г. – 1534 г.).

2.6.2 Кришнадас Кавираджа Госвами пишет:

«Слава Чайтанье Махапрабху! Слава Гададхару Пандиту! Слава Нитьянанде Прабху! Слава Адвайте Ачарию! Слава Шривасе Пандиту! Слава всем преданным Господа Чайтаньи!

2.6.3 В этом тексте дано короткое повествование этой главы.

Я в почтении склоняюсь перед Господом Чайтаньей, который обратил Сарвабхауму Бхаттачария, строгого приверженца ошибочной логики, в великого преданного.

 

----Господь Чайтанья увидел Божество Джаганнатху и погрузился в духовный экстаз----

 

2.6.4 От Атхараналы Шри Чайтанья Махапрабху, охваченный экстазом, устремился в храм Джаганнатхи. Когда Он увидел Божество Джаганнатху, любовь к Богу привела Его в необычайное возбуждение. Шри Чайтанья Махапрабху бросился было обнять Божество Джаганнатху, но на пороге храма упал в обморок, захлестнутый любовью к Богу.

2.6.5 Этот обморок Господа Чайтаньи произошёл на глазах у Сарвабхаумы Бхаттачарии, и, когда смотритель храма собрался поколотить Шри Чайтанью Махапрабху, Сарвабхаума Бхаттачарий немедленно одернул его.

2.6.6 Красота Чайтаньи Махапрабху и внешние изменения, которые Его тело претерпевало под влиянием внутренней духовной любви к Богу, поразили Сарвабхауму Бхаттачария. Шри Чайтанья Махапрабху долго не приходил во внешнее сознание.

2.6.7 Между тем настало время предложения пищи Божеству Джаганнатхе, и Бхаттачарий стал думать, что делать дальше. С помощью смотрителя и нескольких учеников Сарвабхаума Бхаттачарий отнес Шри Чайтанью Махапрабху к себе домой и уложил Его в чистой комнате.

2.6.8 Осматривая Шри Чайтанью Махапрабху, Сарвабхаума Бхаттачарий обнаружил, что Его живот неподвижен, и, стало быть, Он не дышит. Состояние Господа Чайтаньи очень обеспокоило Бхаттачария. Тогда Бхаттачарий взял клочок ваты и поднес к ноздрям Господа. Когда он увидел, что вата слегка колышется, у него появилась надежда. Заметив некоторые внешние признаки бхавы - духовной любви к Богу, Сарвабхаума Бхаттачарий сразу же понял, чем вызваны изменения, происходившие с Чайтаньей Махапрабху. Эти признаки могут проявлять только чистые преданные и Боги.

2.6.9 Сев рядом со Шри Чайтаньей Махапрабху, Сарвабхаума Бхаттачарий подумал: «Это состояние вызвано экстазом духовной любви к Божеству Джаганнатхи. Поразительно! Этот санньяси проявляет чрезвычайно редкие признаки бхавы. Возможно ли это для обычного человека?»

2.6.10 Пока Бхаттачарий сидел дома, погруженный в раздумья, Гададхара Пандит, Нитьянанда Прабху, Чандрашекхара ачарий, Мукунда Датта, Говинда, Брахмананда, Джагадананда и Дамодара подошли к Симха-дваре [воротам храма Джаганнатхи]. Там они услышали разговоры о странствующем санньяси, который пришел в Джаганнатха-Пури, чтобы увидеть Божество Джаганнатхи. Люди говорили, что при виде Божества Джаганнатхи этот санньяси упал без чувств. А поскольку Он никак не приходил в Себя, Сарвабхаума Бхаттачарий отнес Его к себе домой. Услышав это, преданные сразу догадались, что речь идет о Чайтанье Махапрабху. В это время к ним подошел Шри Гопинатха ачарий.

2.6.11 Гопинатха ачарий был уроженцем Надии, зятем Сарвабхаумы и преданным Чайтаньи Махапрабху. Он знал, истинную духовную природу Господа Чайтаньи.

2.6.12 Гопинатха ачарий был знаком с Мукундой Даттой и потому очень удивился, встретив его в Джаганнатха-Пури. Увидев Гопинатху ачария, Мукунда Датта поклонился ему. Гопинатха ачарий обнял Мукунду Датту и стал расспрашивать его о Шри Чайтанье Махапрабху.

2.6.13 Мукунда Датта сказал: «Господь уже здесь. Мы пришли вместе с Ним».

2.6.14 При виде Нитьянанды Прабху - Гопинатха ачарий сразу же склонился перед Ним. Потом Гопинатха ачарий попросил рассказать ему о Господе Чайтанье.

2.6.15 Тогда Мукунда Датта продолжил: «Шри Чайтанья Махапрабху, приняв санньясу, пришел в Джаганнатха-Пури и привел нас с Собой. Шри Чайтанья Махапрабху, оставив нас позади, в одиночестве пошел в храм Джаганнатхи. Мы только что пришли и сейчас разыскиваем Его. Из того, о чем говорят люди, мы заключили, что Господь Чайтанья сейчас в доме Сарвабхаумы Бхаттачарии. Увидев Божество Джаганнатхи, Чайтанья Махапрабху пришел в духовный экстаз и упал без сознания. В таком состоянии Его забрал к себе Сарвабхаума Бхаттачарий. Я как раз подумал о тебе, и волей случая мы тотчас встретились. Сначала давайте все вместе пойдем к Сарвабхауме Бхаттачарию и посмотрим, что со Шри Чайтаньей Махапрабху. А в храм Джаганнатхи мы сходим после».

2.6.16 Услышав эту новость, Гопинатха ачарий очень обрадовался и вызвался отвести преданных в дом Сарвабхаумы Бхаттачарии. Придя в дом Сарвабхаумы Бхаттачарии, они узнали, что Господь Чайтанья все еще находится без сознания. Это очень расстроило Гопинатху ачария, но в то же время он был счастлив просто от того, что может увидеть Господа.

2.6.17 Сарвабхаума Бхаттачарий пригласил преданных в дом. Увидев Нитьянанду Прабху, он поклонился Ему. Сарвабхаума Бхаттачарий гостеприимно встретил преданных и оказал им подобающее почтение. Все они были очень рады снова видеть Господа Чайтанью.

2.6.18 После этого Бхаттачарий предложил им сходить в храм Джаганнатхи и послал с ними в качестве сопровождающего своего сына, Чанданешвару. Увидев Божество Джаганнатхи, все испытали великое блаженство, а Нитьянанда Прабху погрузился в духовный экстаз. Нитьянанда Прабху чуть было не лишился чувств, но преданные подхватили Его и не дали Ему упасть. Тут служитель Божества Джаганнатхи принес гирлянду, снятую с Божества, и надел ее на Нитьянанду Прабху. Преданные были рады получить гирлянду, которую носило Божество Джаганнатхи. После этого все вернулись туда, где находился Шри Чайтанья Махапрабху.

2.6.19 Все преданные начали петь святое имя Кришна и песни, прославляющие Кришну. Перед самым полуднем Господь Чайтанья пришел во внешнее сознание и начал воспринимать окружающих.

2.6.20 Чайтанья Махапрабху вскочил на ноги и воскликнул: «Хари! Хари!» Сарвабхаума Бхаттачарий, очень довольный тем, что Господь Чайтанья очнулся, прикоснулся к Его лотосным стопам.

2.6.21 Бхаттачарий обратился ко всем: «Пожалуйста, поскорее совершите полуденное омовение. Сегодня я угощу вас маха-прасадом, остатками трапезы Божества Джаганнатхи».

2.6.22 Шри Чайтанья Махапрабху со Своими спутниками искупался в океане и быстро вернулся. Он омыл стопы и сел на подстилку, собираясь пообедать.

 

------Сарвабхаума Бхаттачарий заботится о питании Господа Чайтаньи------

 

2.6.23 Сарвабхаума Бхаттачарий распорядился, чтобы принесли множество разных блюд маха-прасада из храма Джаганнатхи, и Шри Чайтанья Махапрабху с радостью принялся за еду. Чайтанье Махапрабху подали рис и изысканные блюда из овощей. Так Господь Чайтанья обедал в окружении Своих преданных.

2.6.24 Сарвабхаума Бхаттачарий сам раздавал прасад, и Господь Чайтанья Махапрабху попросил его: «Я буду только отварные овощи. Оладьи и лакомства из сгущенного молока раздайте всем остальным преданным».

2.6.25 Бхаттачарий, сложив ладони, ответил так: «Мне очень хочется, чтобы сегодня вы все отведали обед таким, как его приняло Божество Джаганнатхи».

2.6.26 С этими словами Сарвабхаума Бхаттачарий положил всем оладьи и молочные сладости. Накормив преданных, он принес воды, чтобы они помыли руки и ноги и прополоскали рот. Затем, с позволения Чайтаньи Махапрабху и Его преданных, Сарвабхаума Бхаттачарий и Гопинатха ачарий также сели обедать. Отобедав, они вернулись к Господу Чайтанье.

2.6.27 Поклонившись Чайтанье Махапрабху, Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Намо Нараяная» [«я выражаю почтение Нараяне»]. Чайтанья Махапрабху ответил: «Кришне матир асту» [«Да сосредоточится твое сознание на Кришне»].

2.6.28 Услышав это, Сарвабхаума понял, что Господь Чайтанья является санньяси-вайшнавом.

2.6.29 Позже Сарвабхаума попросил Гопинатху ачария: «Расскажи мне, что Он делал в прошлом».

2.6.30 Гопинатха ачарий ответил: «В Навадвипе жил человек по имени Джаганнатха, а фамилия его была Мишра Пурандара. Гаурахари — сын того Джаганнатхи Мишры. Раньше Его звали Вишвамбхарой Мишрой. Он внук Ниламбары Чакраварти».

2.6.31 Бхаттачарий сказал: «Я знаю Ниламбару Чакраварти, поскольку он был школьным товарищем моего отца, Махешвары Вишарады. Мой отец очень уважал Джаганнатху Мишру Пурандару. Зная об отношениях, которые связывали Джаганнатху Мишру и Ниламбару Чакраварти с моим отцом, я питаю к ним обоим глубокое почтение».

2.6.32 Узнав, что Шри Чайтанья Махапрабху родом из Надии, Сарвабхаума Бхаттачарий очень обрадовался. Он обратился к Чайтанья Махапрабху с такими словами:

2.6.33 «Чайтанья Махапрабху, Ты внушаешь мне глубокое уважение. Кроме того, Ты санньяси, поэтому я хочу быть Твоим личным слугой».

2.6.34 Услышав эти слова, Шри Чайтанья Махапрабху сразу же вспомнил о Господе Кширодакашайи Вишну и смиренно ответил Бхаттачарию: «Как учитель философии «Веданты», вы являетесь наставником всего мира и величайшим благодетелем для всех людей. Вы также благодетель всех санньяси. Я всего лишь молодой санньяси и не знаю, что хорошо, а что плохо. Поэтому Я ищу вашего покровительства и принимаю вас Своим духовным наставником. Я пришел сюда, чтобы встретиться с вами и находиться под вашим покровительством. Могу ли Я рассчитывать на то, что вы позаботитесь обо Мне? Сегодня Я оказался в очень трудном и опасном положении, но вы милостиво спасли Меня».

2.6.35 Бхаттачарий ответил: «Больше никогда не ходи один в храм на даршан Божества Джаганнатхи. Бери с Собой меня или кого-нибудь из моих людей».

2.6.36 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Я никогда больше не зайду внутрь храма. Отныне Я всегда буду созерцать Божество из-за Гаруда-стамбхи».

2.6.37 Тогда Сарвабхаума Бхаттачарья попросил Гопинатху ачария: «Отведи Госвамиджи в храм и покажи Ему Божество Джаганнатху. Остановиться Он может в доме моей тети по матери, тем более что ее дом стоит в уединенном месте. Ступай туда и все подготовь».

2.6.38 Гопинатха ачарий отвел Господа Чайтанью в тот дом и показал, где брать воду, где кувшины и другая посуда. Он сделал все, что было необходимо. На следующий день Гопинатха ачарий рано утром отвел Чайтанью Махапрабху посмотреть церемонию пробуждения Божества Джаганнатхи.

 

----- Гопинатха ачарий объясняет Сарвабхауме,

что Чайтанья Махапрабху – Господь------

2.6.39 После того, как Гопинатха ачарий отвел Чайтанью Махапрабху в храм Джаганнатхи, Гопинатха ачарий отправился домой к Сарвабхауме, взяв с собой Мукунду Датту.

2.6.40 Когда они пришли, Сарвабхаума обратился к ним, спрашивая о Господе Чайтанье: «В какой сампрадае Чайтанья Махапрабху принял санньясу и какое у Него полное имя?»

2.6.41 Гопинатха ачарий ответил: «Его имя Шри Кришна Чайтанья, а санньясу Ему дал благословенный Кешава Бхарати».

2.6.42 Сарвабхаума Бхаттачарий произнес: «Этот санньяси ведет Cебя очень кротко и скромно, к тому же Он очень красив. Я чувствую к Нему все большее расположение. Шри Кришна — это очень хорошее имя, однако Он принадлежит к ордену Бхарати. Значит, Он — санньяси второго класса».

2.6.43 Гопинатха ачарий возразил: «Шри Кришна Чайтанья Махапрабху выше подобных условностей. Ему необязательно принимать санньясу в более престижной сампрадае».

2.6.44 Бхаттачарий спросил: «Шри Чайтанья Махапрабху еще в полном расцвете юности. Сможет ли Он следовать строгим ограничениям санньясы? Я буду непрерывно читать Чайтанье Махапрабху лекции по философии «Веданты», чтобы помочь Ему утвердиться в самоотречении и встать на путь монизма. Если Шри Чайтанья Махапрабху пожелает, я помогу Ему перейти в сампрадаю высшего разряда, снова дав Ему шафрановые одежды и проведя подобающий обряд, чтобы получить имя Сарасвати.»

2.6.45 Услышав это, Гопинатха ачарий и Мукунда Датта очень расстроились.

2.6.46 Поэтому Гопинатха ачарий ответил Сарвабхауме Бхаттачарию: «Дорогой Бхаттачарий, тебе неведомо величие Чайтаньи Махапрабху. Все признаки Личности Бога нашли в Нем наивысшее проявление. О Шри Чайтанья Махапрабху говорят, что Он Сам Господь Кришна. Тем, кто не знает этого, трудно понять заключения сведущих людей».

2.6.47 Ученики Сарвабхаумы Бхаттачарии возразили: «Чем ты можешь доказать, что Шри Чайтанья Махапрабху — это Господь Кришна?»

2.6.48 Гопинатха ачарий ответил: «Доказательство тому — слова признанных ачариев, познавших Господа Кришну».

2.6.49 Ученики Бхаттачарьи сказали: «Мы постигаем Абсолютную Истину с помощью логических рассуждений».

2.6.50 Гопинатха ачарий ответил: «С помощью логических рассуждений, основанных на понятиях, описывающих только материальную энергию, нельзя обрести подлинное знание о Господе Кришне. Познать Господа можно, лишь снискав Его милость, но никак не с помощью собственных догадок и умозаключений. Если человек благодаря своему служению Господу в гуне благости с преданностью заслужит хотя бы крупицу Его божественной милости, только тогда он сможет постичь духовную природу Господа.

2.6.51 «О мой Господь Кришна, познать Твое истинное духовное величие может только тот, кто удостоился хотя бы капли милости Твоих лотосных стоп и лотосных стоп других Богов, служа Им в гуне благости. Но те, кто пытается постичь Господа только силой собственного неуравновешенного ума, не добьются успеха, даже годами изучая «Веды»». («Шримад-Бхагаватам» 10.14.29)

2.6.52 Гопинатха ачарий продолжил говорить Сарвабхауме: «Ты просвещенный человек, и у тебя много учеников. Поистине во всем мире нет другого такого знатока писаний, как ты. Однако ты не снискал даже крупицы милости Господа и потому не можешь Его понять, хотя Он и находится в твоем доме. Я не собираюсь тебя ни в чем упрекать, я лишь привел заключение писаний. Господа нельзя постичь, просто изучая священные писания. Нужно получить Его милость.»

2.6.53 Сарвабхаума Бхаттачарий ответил: «Дорогой Гопинатха ачарий, пожалуйста, взвешивай свои слова. Чем ты можешь доказать, что удостоился благосклонности Господа?»

2.6.54 Гопинатха ачарий ответил: «Доказательством благосклонности ко мне Господа является мое восприятие духовной природы Чайтаньи Махапрабху. Когда Шри Чайтанья Махапрабху находился в экстазе, ты видел, что Он проявляет внешние признаки внутреннего духовного экстаза. Хотя ты собственными глазами наблюдал эти признаки, ты так и не понял природу Шри Чайтаньи Махапрабху. Это обычно называют иллюзией. Того, кто находится во власти внешней материальной энергии, называют бахирмукха-джаной, материалистом, поскольку он не видит истинного положения вещей, даже когда оно очевидно».

2.6.55 Выслушав Гопинатху ачария, Сарвабхаума Бхаттачарий с улыбкой ответил ему: «Пожалуйста, не сердись на меня, ведь мы ведем дружескую беседу. Мы обсуждаем то, что написано в шастрах. Не воспринимай это как оскорбление в свой адрес. Шри Чайтанья Махапрабху, несомненно, великий преданный, каких мало. Однако я не могу признать Его воплощением Господа, ибо в писаниях сказано, что Господь не приходит на Землю в Кали-югу. Одно из имен Господа - Триюга. Его называют так потому, что в Кали-югу воплощение Господа не приходит. Таково заключение богооткровенных писаний».

2.6.56 Услышав это, Гопинатха ачарий очень огорчился. Он сказал Бхаттачарию: «Ты считаешь себя знатоком всех ведических писаний. Два важнейших ведических писания — это «Шримад-Бхагаватам» и «Махабхарата», однако ты обходишь вниманием их утверждения. И в «Шримад-Бхагаватам», и в «Махабхарате» говорится, что Господь Кришна Сам нисходит в эту Кали-югу, а ты утверждаешь, что в эту Кали-югу Господь не воплощается и никак не проявляет Себя. В каждую югу обязательно приходит хотя бы один из Богов. Но твое сердце настолько очерствело от занятий сухой логикой, основанных на понятиях, описывающих только материальную энергию, что ты этого не понимаешь. Поэтому я приведу некоторые высказывания.

2.6.57 «Твой сын Кришна появляется 2 раза в период из 4-х юг. В прошлом Он принимал различные цвета тела – грозового облака и желтый, а сейчас Он появился с телом цвета грозового облака.» (Слова Гарга муни из «Шримад-Бхагаватам» 10.8.13)

2.6.58 «О царь люди в эту Кали-югу почитают Господа Кришну согласно богооткровенным писаниям. Послушай, я поведаю тебе об этом. В эту Кали-югу разумные люди вместе поют имена разных Богов, поклоняясь Господу, который Сам постоянно поет святые имена Кришны и других Богов. Но Он - Сам Кришна, хотя цвет Его тела не темный. Его сопровождают Его Возлюбленная, другие Боги, чистые преданные, оружие и преданные». (Слова мудреца Карабхаджана из «Шримад-Бхагаватам» 11.5.31-32)

2.6.59 «У Господа [в воплощении Шри Кришны Чайтаньи] золотистый цвет кожи, подобный цвету расплавленного золота. Господь прекрасно сложен, и все Его тело умащено сандаловой пастой. Он достигнет четвертой ступени духовной жизни [санньясы] и будет полностью владеть Собой. В отличие от санньяси-майявади Он будет поглощен служением Господу Кришне с преданностью и положит начало движению санкиртаны». («Вишну-сахасра-нама-стотры» из «Махабхараты»)

2.6.60 «Великие йоги непрерывно воспринимают Господа, который в образе Сверхдуши (Параматмы) пребывает в их сердцах. Да будет Сверхдуша милостива ко мне! Постичь Ее могут все, кто жаждет свободы от бесчисленных форм материального бытия. Но эту свободу от перерождений обретают лишь те, кто проникся духом служения Господу в гуне благости с преданностью и развивают духовную любовь к Господу.» («Шримад-Бхагаватам» 6.4.28)

2.6.61 Я не вижу смысла приводить другие доказательства из шастр, поскольку сердце твое очерствело от философских рассуждений на основе понятий материальной энергии. Бессмысленно сеять семена в бесплодную землю. Когда Господь Чайтанья будет доволен тобой, ты тоже поймешь эти стихи шастр и будешь цитировать их. Ошибочные аргументы и словесные уловки твоих учеников нельзя ставить им в вину. Они просто получили благословение философии майявады. Слова ученых брахманов почти ни у кого не вызывают сомнений. Но поистине, нет ничего невозможного и для тех, кто принял покровительство иллюзорной энергии Господа и говорит, побуждаемый ею. Поэтому если ты получишь милость Господа Чайтаньи, ты поймешь свое заблуждение.»

2.6.62 Выслушав Гопинатху ачария, Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Ступай к Шри Чайтанье Махапрабху и от моего имени пригласи Его вместе с Его приближенными ко мне в гости. Возьми джаганнатха-прасад и сначала угости их, а потом возвращайся и продолжай свои дела.»

2.6.63 Гопинатха ачарий приходился Сарвабхауме Бхаттачарию зятем, и их отношения были очень близкими и теплыми. Поэтому Гопинатха ачарий, поучая своего шурина Сарвабхауму, иногда отчитывал его, иногда хвалил, а иногда подсмеивался над ним. Так уж у них повелось. Убедительные доводы Гопинатхи ачарии очень понравились Шриле Мукунде Датте, однако слова Сарвабхаумы Бхаттачарьи его сильно расстроили и рассердили.

2.6.64 По просьбе Сарвабхаумы Бхаттачарии Гопинатха ачарий отправился к Шри Чайтанье Махапрабху и передал Ему приглашение Бхаттачарьи. Затем в присутствии Шри Чайтаньи Махапрабху - Гопинатха ачарий и Мукунда Датта стали осуждать Сарвабхауму Бхаттачария, поскольку его слова причинили им боль.

2.6.65 Послушав их, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Не говорите так. Сарвабхаума Бхаттачарий отнесся ко Мне с большим участием и заботой. Движимый родительскими чувствами, он хочет уберечь Меня от нарушения регулирующих принципов санньясы. Что в этом плохого?»

 

----Сарвабхаума Бхаттачарий учит Господа Чайтанью философии «Веданты»-----

2.6.66 На следующее утро Шри Чайтанья Махапрабху отправился вместе с Сарвабхаумой Бхаттачарием в храм Джаганнатхи. Оба пребывали в наилучшем настроении. Когда они вошли в храм, Сарвабхаума Бхаттачарий предложил Чайтанье Махапрабху подстилку, а сам в знак уважения к санньяси сел на пол. Затем Бхаттачарий стал учить Чайтанью Махапрабху философии «Веданты», опираясь на комментарий Шанкарачарьи, «Шарирака-бхашья».

2.6.67 Он сказал, обращаясь к Господу Чайтанье: «Слушать философию «Веданты» - главная обязанность санньяси. Поэтому, отбросив все сомнения, Ты должен регулярно изучать эту философию под руководством сведущего человека».

2.6.68 Господь Чайтанья ответил: «Вы очень добры ко Мне, поэтому Я считаю Своим долгом следовать вашим наставлениям».

2.6.69 После этого Шри Чайтанья Махапрабху семь дней подряд слушал, как Сарвабхаума Бхаттачарий объясняет философию «Веданты». За все это время Он не проронил ни слова и ничем не выдал Своего согласия или несогласия. Чайтанья Махапрабху просто сидел и слушал Бхаттачария.

2.6.70 На 8-ой день Сарвабхаума Бхаттачарий сказал Чайтанье Махапрабху: «Я объясняю Тебе философию «Веданты» уже целых 7 дней. Все это время Ты просто слушаешь, храня молчание. Поскольку Ты не говоришь, согласен Ты с моими словами или нет, мне не ясно, понятна ли Тебе вообще философия «Веданты»».

2.6.71 Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Я глупец и потому не изучаю «Веданта-сутру». Я согласился слушать ее лишь потому, что ты Мне так велел. Только чтобы исполнить Свой долг санньяси, Я внимаю твоим объяснениям. К сожалению, смысл того, что ты сказал, Мне совершенно непонятен».

2.6.72 Сарвабхаума Бхаттачарий сказал: «Возможно, Ты и в самом деле ничего не понимаешь, но в таких случаях обычно задают вопросы. Ты все слушаешь, слушаешь и молчишь. Я никак не пойму, что у Тебя на уме».

2.6.73 Тогда Шри Чайтанья Махапрабху признался: «Значение каждой сутры Мне абсолютно ясно, однако твои объяснения просто возбудили Мой ум. Смысл афоризмов «Веданта-сутры» самоочевиден. Но твое толкование этих афоризмов лишь скрывает его, подобно туче. Ты не только не объясняешь буквальное значение сутр, но, похоже, пытаешься утаить его.»

 

-----Господь Чайтанья наставляет Сарвабхауму Бхаттачария------

2.6.74 Господь Чайтанья продолжал: ««Веданта-сутру» составил Господь Вьясадева. «Веданта-сутра» является квинтэссенцией всех «Упанишад», поэтому буквальный смысл «Упанишад» также отражен в «Веданта-сутре» или, как ее еще называют, «Брахма-сутре». Шрила Вьясадева также разделил единые «Веды» на 4 «Веды» - «Риг», «Яджур», «Сама» и «Атхарва».

2.6.75 Каждую сутру следует понимать буквально, без ненужных толкований. Ты же игнорируешь буквальное значение сутр и даешь им свое, надуманное, объяснение. Из всех видов доказательств те, что опираются на неискаженные ведические писания, считаются самыми лучшими.»

 

------1-е возражение Сарвабхаумы Бхаттачария-----

 

2.6.76 Господь Чайтанья сказал: «Искажая истинный смысл сутр, ты утверждаешь, что Господь и живое существо суть одно.

2.6.77 Но ведическая мантра, начинающаяся со слов «апани-пада» отрицает существование в духовном теле Господа материальных рук и ног, однако она утверждает, что Господь принимает все приносимые Ему пожертвования (дары). В духовном теле Господа нет материальных глаз, но Он все видит. В духовном теле Господа нет материальных ушей, но Он все слышит. Это пример простого «различия» между Богом и живым существом, которое объясняет, что у Бога есть духовное тело и его не нужно отождествлять с физическим телом живых существ.

2.6.78 До сотворения материального мироздания не существовало ни материальных глаз, ни материального ума.

2.6.79 Изначальный Верховный Господь из духовного мира – Источник духовного и материального миров. Он – Изначальный Источник всех Богов, которые являются Его инкарнациями, и живых существ.

2.6.80 Поэтому твое утверждение неверное, ибо существует и другое «различие» между Господом и живыми существами, которое заключается в том, что Господь - Источник живых существ.»

 

------2-е возражение Сарвабхаумы Бхаттачария-----

 

2.6.81 После того, как Господь Чайтанья объяснил «различие» между Богом и живым существом, Сарвабхаума Бхаттачарий принял это и стал уже утверждать, что живое существо полностью отлично от Господа, ибо Господь не имеет формы.

2.6.82 Но тогда Господь Чайтанья стал объяснять, что между Богом и живыми существами есть «единство» и есть «различие».

2.6.83 Господь Чайтанья сказал: ««В «Шримад Бхагаватам», «Бхагавад-гите» и других писаниях рассказывается об играх Господа Кришны и других Богов. Эти писания подтверждают, что все Боги являются Божественными Личностями, но майявади игнорируют буквальный смысл этих мантр и считают Богов - безличными. Маявади считают личностями только живые существа. Но одно из видов «единства» между Богом и живыми существами является то, что Боги – это тоже Личности, но «различие» в том, что это Божественные Личности.

2.6.84 Теперь рассмотрим какие энергии имеют Боги и живые существа, чтобы отметить следующий вид «единства» и «различия» в этих энергиях.

2.6.85 Существует 3 вида энергий: духовная, пограничная и материальная, каждый из этих видов энергий - многообразен.

2.6.86 Ты называешь бесформенными разных Богов, имеющих духовное тело. В духовном мире есть 3 составляющих духовной энергии, которые называются хладини [энергия блаженства - ананда], сандхини [энергия вечности - сач] и самвит [энергия знания - чид]. Постичь эти три духовные энергии сач-чид-ананда виграха. — значит обрести полное знание о разных Богах.

2.6.87 Другими словами в духовном мире духовная энергия существует вечно, несет вечное знание, а не хаос и приносит духовное блаженство – наиболее желанное состояние, там нет материальных болей.

2.6.88 В материальном мире энергия любого Господа также проявляется как внутренняя (духовная), пограничная и внешняя (материальная). Все эти три вида энергии с любовью и преданностью служат Господу.

2.6.89 Живое существо также относят к духовной, пограничной и материальной энергии. В материальном мире душу живого существа относят к духовной энергии, сознание – к пограничной энергии, а материальное тело, разум, ум, эго, чуства – к материальной энергии.

2.6.90 Вы вначале утверждали, что Господь и живое существо суть одно, а потом стали утверждать, что живое существо полностью отлично от Господа. Но в реальности Господь повелевает разнообразными энергиями, а живое существо служит им. В этом заключается «различие» между Господом и живым существом. А «единство» заключается в наличии 3-х видов энергий, свойственных Богам и живым существам.

2.6.91 Напоминаем, что духовное тело Господа в материальном мире покрыто 3 защитными оболочками: «Высшее Сознание» (пограничная энергия), «Высший Разум» и «Йога-майя» (материальная энергия). А душа живого существа в материальном мире имеет также защитные оболочки, это – сознание (пограничная энергия), и разум, ум, эго, чувства, физическое тело – это материальная энергия.

 

------3-е возражение Сарвабхаумы Бхаттачария-----

 

2.6.92 Несмотря на обьяснения Господа Чайтаньи Сарвабхаума Бхаттачарий продолжал возражать. Потому, что для тех людей, кто еще не осознал души, трудно поверить и принять разумом утверждение, что есть духовная энергия, поэтому они отождествляют Господа только с гуной благости – то есть только с материальной энергией.

2.6.93 Тогда Господь Чайтанья сказал: «Духовное тело Господа вечно и исполнено знания и блаженства, однако ты называешь его порождением материальной гуны благости.

2.6.94 Тот, кто не признает существования духовного тела Господа, безусловно, принадлежит к числу агностиков. Видеть такого человека, не говоря уже о том, чтобы дотрагиваться до него, непозволительно. И его, безусловно, ждет наказание Ямараджи.

2.6.95 Буддисты не признают авторитет «Вед», поэтому их считают агностиками. Однако те, кто, прикрываясь ведическими писаниями, проповедуют атеистическую философию майявады, гораздо опаснее буддистов.

2.6.96 Шрила Вьясадева сформулировал философию «Веданты» ради спасения обусловленных живых существ от грехов. Шрипада Шанкарачарий дал ведическим писаниям косвенные толкования. В этом нет вины Шанкарачарьи, ибо он скрыл истинный смысл «Вед» по указанию могущественных Богов во вселенной. Шанкарачарий намерено подчеркивал «единство» Бога и живых существ относительно духовной энергии, но это не описывает истинной природы разных Богов. Признавая эту теорию, философы-майявади порочат писания Шрилы Вьясадевы, обвиняя Его в ошибке. Они по-своему истолковывают «Веданта-сутру», так, чтобы доказать свою теорию иллюзии. Тот, кто слушает их, губит себя.

2.6.97 Философия майявады очень низка, потому что провозгласила незначительные живые существа равными разным Богам, скрыв под идеей монизма («единства») величие и превосходство Господа.

2.6.98 Живое существо не способно создать космическое проявление. Но Господь Маха Вишну с помощью Своей внешней материальной энергии создает материальный космос и одновременно в Своем вечном, духовном теле остается неизменным.

2.6.99 Если бы живое существо не было бы так зависимо от внешних 3-гун материальной энергии, тогда бы оно могло считать себя наравне с Господом, ибо Господь не зависит от 3-х гун материальной природы. Но всем известно, что на живые существа сильно влияют 3 гуны материальной природы, поэтому в целях защиты от этих гун чистые преданные обращаются к Господу и получают Его милость.

 

------4-е возражение Сарвабхаумы Бхаттачария-----

 

2.6.100 Так Чайтанья Махапрабху осудил «Шарирака-бхашью» Шанкарачарьи, показав, что в ней есть недостатки. Но Сарвабхаума Бхаттачарий, защищая Шанкарачария, приводил все новые и новые контраргументы.

2.6.101 Поэтому Господь Чайтанья стал пояснять ему дальше: «Мантра «ом» — это звуковое обращение к Господу. Ведический звук «ом» является основой всех ведических звуков.

2.6.102 Мантра «тат твам аси» [«ты есть тот же дух»] содержит лишь часть ведического знания. «Тат твам аси» предназначен для просвещения живого существа, однако более важной мантрой является «ом». Игнорируя «омкару», последователи Шанкарачария подчеркивают важность словосочетания «тат твам аси».»

2.6.103 Бхаттачарий выдвигал всевозможные доводы, прибегал к извращенной логике и всячески пытался одержать верх в этом споре. Однако Шри Чайтанья Махапрабху опроверг все его аргументы и доказал собственную правоту.

 

------Господь Чайтанья говорит Сарвабхауме Бхаттачарию о высшей цели жизни-----

 

2.6.104 Шри Чайтанья Махапрабху продолжил: «Преданность Господу Кришне и другим Богам - основа всех взаимоотношений для живых существ, служение Им в гуне благости с преданностью - это истинное предназначение живых существ, а обретение духовной любви к Богу — высшая цель жизни. Таковы темы, которые раскрывают ведические писания.

2.6.105 Тот, кто пытается истолковать ведические писания как-то иначе, просто занимается измышлениями. Любая интерпретация самоочевидных ведических истин есть не что иное, как плод воображения.

2.6.106 Господь Шива хотел, чтобы обычные люди загорелись желанием достичь преданности Господу. Поэтому, чтобы обычных людей привлечь хоть каким-то достижением в духовном прогрессе, Он скрыл основную Истину о Богах – об Их преимуществе перед живыми существами.

2.6.107 Поэтому в Кали-югу Господь Шива принял облик брахмана Шанкарачария. Он появился на свет в Южной Индии.

2.6.108 Шанкарачария не в чем упрекнуть. Он просто дал «Ведам» такое толкование, которое вдохновило бы невежественные живые существа к осознанию их души. Он написал труды, основанные на «Ведах», но в которых Он утверждал, что живое существо, совершая духовный прогресс, может достичь любого могущества. Естественным образом это привлекло Его невежественных учеников, и они поняли это как то, что живое существо может стать Богом.»

2.6.109 Эти слова потрясли Сарвабхауму Бхаттачария до глубины души. Остолбенев, он не мог вымолвить ни слова.

2.6.110 Не дождавшись ответа, Господь Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Пусть тебя это не удивляет. Поверь Мне, служение с преданностью Господу Кришне и другим Богам – это путь, ведущий к высшему совершенству, доступный человеку. Даже мудрецы, черпающие удовлетворение в самих себе и осознавшие свою душу, преданно служат Господу Кришне и другим Богам. Таковы Их трансцендентные качества.

2.6.111 Стих: «атмарамаш ча мунайо…»

«Все различные атмарамы (те, кто черпает наслаждение в атме – осознании духовного «я»), особенно те из них, кто утвердился на пути осознания души, желают заниматься служением с преданностью Господу Кришне и другим Богам. Это означает, что Господь Кришна и другие Боги обладают трансцендентными (духовными) качествами и поэтому привлекают живых существ, осознавших свою душу. Господь Кришна и другие Боги способны привлечь и всех других живых существ.»» (Ш.Б. 1.7.10).

2.6.112 В этом знаменитом стихе Сута Госвами пояснил Шаунаке риши и другим мудрецам в Наймишаранье: почему Шукадева Госвами, осознавший душу, стал изучать «Шримад Бхагаватам».

2.6.113 Услышав стих «атмарама», Сарвабхаума Бхаттачарий сказал Шри Чайтанье Махапрабху: «О досточтимый, пожалуйста, разъясни мне этот стих. Я жажду услышать Твое объяснение».

2.6.114 Господь Чайтанья ответил: «Сначала Я хотел бы услышать твое толкование. Затем Я попробую раскрыть то немногое, что знаю Сам».

2.6.115 Тогда Сарвабхаума Бхаттачарий стал объяснять стих атмарама, формулируя различные значения в соответствии с законами логики. Так на основе писаний Бхаттачарий дал стиху «атмарама» 9 различных объяснений.

2.6.116 Выслушав их, Шри Чайтанья Махапрабху ответил с легкой улыбкой: «Любезный Бхаттачарий, эти ученые объяснения, безусловно, свидетельствуют о твоей эрудиции, но тебе должно быть известно, что данный стих имеет и другой смысл».

2.6.117 Затем по просьбе Сарвабхаумы Бхаттачарии Чайтанья Махапрабху начал Сам разъяснять стих, не касаясь 9 толкований, данных Бхаттачарией.

2.6.118 В стихе атмарама 11 слов, и Шри Чайтанья Махапрабху одно за другим объяснил каждое. Господь Чайтанья по очереди рассмотрел разные слова данного стиха в сочетании со словом «атмарама». Так Он дал ему 18 разных объяснений.

2.6.119 Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Господь Кришна и все другие Боги, Их многообразные энергии и Их трансцендентные качества обладают могуществом, которое невозможно познать полностью. Исчерпывающе объяснить их также невозможно. Эти аспекты привлекают серьезного искателя, поглощенного духовной практикой, и затмевают все прочие цели и методы духовного познания».

2.6.120 Шри Чайтанья Махапрабху представил разные толкования этого стиха и оттенки его смысла, а также привел примеры серьезных искателей: Шукадевы Госвами и четверых Кумаров: Санаки, Санат-Кумара, Санатаны и Сананданы.

2.6.121 Выслушав объяснение стиха «атмарама» из уст Чайтаньи Махапрабху, Сарвабхаума Бхаттачарий был поражен. Он понял, что Шри Чайтанья Махапрабху — это не кто иной, как Сам Кришна, и стал проклинать себя:

2.6.122 «Поистине, Чайтанья Махапрабху — это Сам Господь К<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: