е) Ошибка интроекции и тотемическая трапеза




Проведенный ранее анализ все еще не позволяет нам понять одну особенность рассказа об искушении, которая все же должна заслуживать пристального внимания, а именно: женщина надеется обрести всемогущество через пищу. До сих пор мы рассматривали это как регрессию на нарциссическую стадию и восстановление оральной фазы развития и полагали, что нарциссическое замещение оральных зон придает им магическую силу, которая, вместе с амбивалентной направленностью чувств, обосновывает табу на запретное и в то же время желанное дерево. Это положение остается неизменным и сейчас. Однако подход, который рассматривает манию, исходя только из механизма проекции, представляется нам односторонним. Если бы при описании рассказа об искушении можно было исходить только из понятия проекции и всемогущества, опуская при этом вопрос о психодинамических процессах, приводящих к ним, оральная тематика в итоге оказалась бы совершенно излишней. И тогда в истории искушения все встало бы на свои места, кроме одного: в конце женщина действительно должна съесть плод, чтобы стать всемогущей. Если мы говорим только о проекции бредовой идеи, то женщина оказывается всемогущей и дерево больше не нужно. Но в «рассказе о грехопадении» все обстоит явно иначе.

Взяв за основу защитные механизмы проекции и интроекции и рассматривая их в качестве первичных функций Я, Л. Сонди разделил манию на два вида и назвал первый «всемогуществом бытия» (Seinsallmacht) (проекция и инфляция), а второй — «всемогуществом обладания» (Haballmacht) (интроекция и отрицание). В генетическом обосновании этих защитных функций Я («расширение Я» и «сокращение Я») Сонди выходит далеко за пределы психогенетической теории Фрейда. Однако он поддерживает точку зрения Фрейда постольку, поскольку Я представляет для него инстанцию защиты [81]. По мысли Сонди, проекция является (разумеется, первоначальной) формой соучастия, и это также по существу согласуется с мнением Фрейда о том, что путем проекции восстанавливается нарушенная связь. Согласно Сонди, она представляет собой фазу диастолы (расширения) Я, когда всемогущество проявляется вовне («аллодиастола»). Затем, с наступлением тяжелого кризиса, она сменяется «инфляцией», в которой Я уже не участвует, а само хочет быть всем («аутодиастола») [82]. Фаза инфляции соответствует психотической перестройке мира, гибнущего под напором «отрицания», о котором мы только что говорили. Характер «мании величия», которым обладают проекция и инфляция, имеет свое основание в желании быть как Бог, во «всемогуществе бытия». В одном ряду с ним Сонди ставит тенденции к сокращению Я в форме интроекции (овладение и присвоение) и отрицание. В данный момент нас интересует только «интроекция».

Само это выражение принадлежит Ш. Ференци. «Если параноик вытесняет из Я все ставшие болезненными стремления, то невротик помогает себе тем, что помещает как можно большую часть внешнего мира в Я и делает ее предметом бессознательных фантазий … Этот процесс, в противоположность проекции, можно назвать интроекцией» [83]. Поскольку невротик бессознательно идентифицирует себя с вещами и людьми и поглощает их, он приходит к аутизму, к ощущению, что он обладает всем. Сонди полагает теперь, что переход от инфляции к интроекции, в сущности, соответствует магической потребности: «магический человек имеет силы для того, чтобы реализовать потребности инфляции, желание быть всем … Мы говорим: из инфляции, идеала бытия … возникает интроекция, идеал обладания…» [84]. Кажется, что речь действительно идет о том, что описано в «рассказе о грехопадении». Желание женщины быть как Бог должно быть реализовано (магическим способом). Единственно подходящий для этой цели процесс имеет оральный характер, ведь «оральные хватательные механизмы … внутренне связаны … с процессом интроекции»[85]. По существу, интроекция представляет собой оральный процесс. Как установил К. Абрахам в своих наблюдениях за пациентами, больными манией, у них «все объекты предназначены (по-видимому)[86] для того, чтобы в скорейшем времени путем “психосексуального обмена веществ” избавиться от болезни» [87]. Поэтому он назвал манию «оргией каннибалистического характера» [88]. При этом — в противовес гипотезе Фрейда о тотемистическом поедании убитого праотца — целью орального влечения является мать. Это в основном соответствует пониманию интроекции у Сонди: «Все хорошее должно быть присоединено к Я, или, выражаясь оральным термином, “съедено”» [89]; это также соответствует предложенной нами интерпретации поедания плодов дерева.

Вместе с тем, мы находим в этом отношении еще и необходимое объяснение чувства вины, возникающего после вкушения плода и вызываемого, как мы предположили, амбивалентностью орального садизма. Когда Фрейд[90] выводит тотемическое табуирование пищи из Эдипова комплекса, а, значит, из запрета убивать отца и брать в жены мать, то тем самым он хорошо объясняет чувство вины, связанное с конфликтом амбивалентно направленных по отношению к отцу чувств, но не тенденцию к каннибализму, проявляющуюся во время тотемической трапезы. Напротив, с психоаналитической точки зрения, К. Абрахам прав в том, что оральный конфликт с его чувствами вины первоначально относится к матери и лишь позднее будет перенесен на отца. Мы еще вернемся к этому.

Однако в этом месте не столь важно, на кого первоначально был направлен конфликт, на отца или на мать. Решающее значение здесь имеет то, что при оральном захватывании речь вдет о процессе интроекции, который следует стремлению иметь «все», чтобы быть всем, и что интроекция соответственно находит свое выражение на оральном уровне. Ведь это как раз то, о чем говорится в рассказе о грехопадении: женщина должна есть, чтобы стать как Бог. Сонди с полным основанием полагает, что магия должна быть «оральной», поскольку она является «интроекцией или интроинфляцией» [91], реализацией мании величия, появившейся вследствие инфляции, желания путем оральной интроекции присвоить все и стать всемогущим. Однако здесь имеется в виду не просто «все» то, что, согласно Быт 3, 1–7, должна съесть женщина, чтобы стать подобной Богу; речь вдет, скорее, только об одном объекте, название которого — «дерево жизни» — мы истолковали как материнский символ. Если мы предполагаем, что мать, которую «съедает» ребенок в процессе интроекции, представляет для него мир в целом, то поедание плода запретного дерева совершенно правильно было бы интерпретировать как процесс интроекции, как стремление «обладать всем».

Таким образом, интроекция — это психоаналитическое понятие, подходящее для описания процесса самообожествления человека путем вкушения от запретного дерева. Интроекция сменяет предшествующую ей фазу проекции, в рамках которой желание всемогущества переносилось на запретный объект.

Тем самым, на наших глазах изменяется психический окрас дерева. В состоянии амбивалентности мы характеризовали его как «табу». Но как мы должны определить его психологический характер теперь, когда оно стало предметом интроецированного желания всемогущества?

Для начала можно было бы указать, что оно напоминает фетиш. 3. Фрейд считал фетиш «заменителем сексуального объекта», который pars pro toto[92] стоит за объектом любви и может быть заменен им [93]. Его непосредственную цель Фрейд видел в защите от страха кастрации и считал фетиш «заместителем отсутствующего у женщины пениса» [94]. Отсюда следует, что фетишизация предмета должна препятствовать развитию страха смерти, который возникает из страха кастрации. И это действительно сопоставимо с тем конфликтом, который переживает женщина в Быт 3, 1–7. В самом деле, дерево имеет значение потому, что оно дает всемогущество, блокируя все источники страха. В качестве возражения против интерпретации дерева как фетиша можно сразу указать на то, что его плод съедают; напротив, фетиш обычно не едят. Хотя дерево обладает чертами фетиша — оно pars pro toto считается носителем всемогущества, оно — предмет магической интроекции, оно препятствует — или должно препятствовать — внезапному появлению страха смерти, оно представляет собой «объект, обладание которым доставляет удовольствие» [95], — однако оно не является фетишем.

Дерево, обладание которым делает человека подобным Богу, лучше назвать «тотемом». То, что прежде было табуировано, сейчас, после преодоления ограничений табу, обеспечивает общность трапезы и оральную идентификацию с Богом, Который ранее был опасен. Вкушение плода от дерева делает женщину Богом, Который суть ее отец или мать. Таким образом психологический круг замыкается тотемической трапезой.

Примечания:

[1] Стефан Цвейг. Страх. Пер. с нем. Н. Касаткиной. — Прим. пер.

[2] A.J. Westermann Holstijn. Verschiedene Definitionen und Auffassungen von «Angst» // Fortschritte der Psychoanalyse. Internationales Jahrbuch zur Weiterentwicklung der Psychoanalyse. Bd. 2. Göttingen, 1966. S. 173 — 185.

[3] Ibid. S. 176.

[4] S. Freud. Über die Berechtigung, von der Neurasthenie einen bestimmten Symptomenkomplex als «Angstneurose» abzutrennen // S. Freud. Gesammelte Werke. 17 Bde. Bd. I. London — Frankfurt, 1952. S. 333.

[5] S. Freud. Analyse der Phobie eines fünfjährigen Knaben («der kleine Hans») // S. Freud. Gesammelte Werke. 17 Bde. Bd. VII. London — Frankfurt, 1941. S. 262.

[6] S. Freud. Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XI. London — Frankfurt, 1947. S. 423. (Русский перевод: 3. Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции. Пер. с нем. Г. Барышниковой. М., 1989. С. 251).

[7] S. Freud. Hemmung, Symptom und Angst // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XIV. London — Frankfurt, 1948. S. 137.

[8] S. Freud. Die psychogene Sehstörung in psychoanalytische Auffassung // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. VIII. London — Frankfurt, 1948. S. 97-98.

[9] S. Freud. Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XV. London — Frankfurt, 1944. S. 91. (Русский перевод: З. Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. С. 352). Ср.: Idem. Ich und Es // Ibid. Bd. XIII. London — Frankfurt, 1940. S. 287.

[10] S. Freud. Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XV. London — Frankfurt, 1944. S. 91. (Русский перевод: З. Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. С. 357).

[11] Ibid. (Рус. пер. см. там же).

[12] S. Freud. Hemmung, Symptom und Angst // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XIV. London — Frankfurt, 1948. S. 164.

[13] F. Riemann. Grundformen der Angst // Fortschritte der Psychoanalyse. Internationales Jahrbuch zur Weiterentwicklung der Psychoanalyse. Bd. 2. Göttingen, 1966. S. 189.

[14] Ср.: S. Freud. Hemmung, Symptom und Angst // S. Freud. Gesammelte Wer­ke. Bd. XIV. London — Frankfurt, 1948. S. 164f.

[15] Ср. критику: R. Spitz. Vom Säugling zum Kleinkind. Naturgeschichte der Mutter-Kind-Beziehungen im ersten Lebensjahre. Stuttgart, 1967. S. 55 — 56.

[16] R. Schindler. Die Bedeutung der Angst für die Entwicklung // Fortschritte der Psychoanalyse. Internationales Jahrbuch zur Weiterentwicklung der Psychoanalyse. Bd. 2. Göttingen, 1966. S. 206.

[17] Е.Н. Erikson. Kindheit und Gesellschaft. Stuttgart, 1965. S. 264 — 270.

[18] F. Riemann. Grundformen der Angst // Fortschritte der Psychoanalyse. Internationales Jahrbuch zur Weiterentwicklung der Psychoanalyse. Bd. 2. Göttingen, 1966. S. 190.

[19] S. Freud. Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XV. London — Frankfurt, 1944. S. 113 — 115. (Русский перевод: 3. Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции. Пер. с нем. Г. Барышниковой. М., 1989. С. 366). К изложению психоаналитической тео­рии страха см.: R. Waelder. Die Grundlagen der Psychoanalyse. Stuttgart, 1963. S. 123 — 133. H. Nunberg. Allgemeine Neurosenlehre auf psychoanalytischer Grundlage. Bern — Stuttgart, 1959. S. 219 — 242.

[20] G. Bally. Einführung in die Psychoanalyse Sigmund Freuds. Mit Originaltexten Freuds. Hamburg, 1961. S. 136-144.

[21] S. Freud. Hemmung, Symptom und Angst // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XIV. London — Frankfurt, 1948. S. 168.

[22] Ibid.

[23] Ibid. S. 168 — 169.

[24] Ibid. S. 161.

[25] Ibid. S. 169.

[26] S. Freud. Ich und Es // Ibid. Bd. XIII. London — Frankfurt, 1940. S. 288.

[27] Ibid.

[28] Ibid.

[29] Ibid. S. 288.

[30] Ibid.

[31] S. Freud. Zukunft eine Illusion // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XIV. London — Frankfurt, 1948. S. 338 (Русский перевод дан по изданию: З. Фрейд. Будущее одной иллюзии. Пер. с нем. В.В. Бибихина // Сумерки богов. М., 1989. С. 106).

[32] S. Freud. Hemmung, Symptom und Angst // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XIV. London — Frankfurt, 1948. S. 169.

[33] G. Bally. Einführung in die Psychoanalyse Sigmund Freuds. Mit Originaltexten Freuds. Hamburg, 1961. S. 143.

[34] К критике теории либидо и учения Фрейда о частных влечениях ср. идеи X. Шульца — Хенке об эмоциональной проблеме первичного доверия в смысле интенционального мотивирующего переживания побуждения в работе: Schwidder W. Hemmung, Haltung und Symptom // Fortschritte der Psychoanalyse. Internationales Jahrbuch zur Weiterentwicklung der Psychoanalyse. Bd. 1. Göttingen, 1964. S. 115 — 126.

[35] A. Freud. Das Ich und die Abwehrmechanismen. München, o. J. S. 42. Ср.: Freud. Die Verdrängung // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. X. London — Frankfurt, 1946. S. 249-250.

[36] О понятии вытеснения см.: Н. Nunberg. Allgemeine Neurosenlehre auf psychoanalytischer Grundlage. Bern — Stuttgart, 1959. S. 262 — 269. Он особенно подчеркивает отношение вытеснения к истерии.

[37] S. Freud. Das Ich und das Es // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XIII. London — Frankfurt, 1940. S. 256.

[38] S. Freud. Trauer und Melancholie // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. X. London — Frankfurt, 1946. S. 435. (Русский перевод дан пo изданию: 3. Фрейд. Печаль и меланхолия. Пер. с нем. М.В. Вульфа // З. Фрейд. Основные психо­тические теории в психоанализе. М. — Пг., 1923. С. 180).

[39] Ibid. S. 436. (Рус. пер. см. там же. С. 181).

[40] К. Abraham. Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido aufgrund der Psychoanalyse seelischer Störungen // K. Abraham. Psychoanalytische Studien zur Charakterbildung und andere Schriften. Frankfurt am Main, 1969. S. 131.

[41] S. Freud. Trauer und Melancholie // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. X. London — Frankfurt, 1946. S. 436. (Русский перевод: З. Фрейд. Печаль и меланхолия. Пер. с нем. М.В. Вульфа // З. Фрейд. Основные психологические теории в психоанализе. М. — Пг., 1923. С. 181).

[42] См.: Е. Drewermann. Strukturen des Bösen. 3 Bde. Bd. 2: Die jahwistische Urgeschichte in psychoanalytischer Sicht. 6. Auflage. Ferdinand Schöningh. Paderborn — München — Wien — Zürich, 1988. S. 63 f.

[43] S. Freud. Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XI. London — Frankfurt, 1947. S. 363.

[44] Влечения. — Прим. пер.

[45] S. Freud. Triebe und Triebschieksale // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. X. London — Frankfurt, 1946. S. 215. (Русский перевод дан по изданию: З. Фрейд. Влечения и их судьба. Пер. с нем. М.В. Вульфа // 3. Фрейд. Основные психологические теории в психоанализе. М. — Пг., 1923. С. 108).

[46] S. Freud. Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XI. London — Frankfurt, 1947. S. 353. (Русский перевод: З. Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. С. 238).

[47] S. Freud. Totem und Tabu // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. IX. London — Frankfurt, 1944. S. 39. (Русский перевод дан no изданию: З. Фрейд. Тотем и табу. Пер. с нем. М.В. Вульфа. СПб, 2005. С. 55 — 56).

[48] S. Freud. Hemmung, Symptom und Angst // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XIV. London — Frankfurt, 1948. S. 190.

[49] S. Freud. Totem und Tabu // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. IX. London — Frankfurt, 1944. S. 38 — 39. (Русский перевод: 3. Фрейд. Тотем и табу. Пер. с нем. М.В. Вульфа. СПб, 2005. С. 57).

[50] S. Freud. Ibid. S. 42. (Рус. пер. см. там же. С. 59).

[51] S. Freud. Zeitgemäβes über Krieg und Tod // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. X. London — Frankfurt, 1946. S. 341.

[52] S. Freud. Totem und Tabu // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. IX. London — Frankfurt, 1944. S. 109. (Русский перевод дан пo изданию: З. Фрейд. Тотем и табу. Пер. с нем. М.В. Вульфа. СПб, 2005. С. 146).

[53] S. Freud. Zur Einführung der Narziβmus // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. X- London — Frankfurt, 1946. S. 158.

[54] Ibid. S. 140.

[55] S. Freud. Totem und Tabu // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. IX. London — Frankfurt, 1944. S. 110 — 111. (Русский перевод дан no изданию: З. Фрейд. Тотем и табу. Пер. с нем. М.В. Вульфа. СПб, 2005. С. 148).

[56] Здесь мы можем вынести за скобки позднее учение о влечении к разрушению, которое Фрейд представляет как противоположность либидо и которому отводит функцию объединения. См.: S. Freud. Die Verneinung // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XIV. London — Frankfurt, 1944. S. 15.

[57] S. Ferenczi. Entwicklungsstufen des Wirklichkeitssinnes // S. Ferenczi. Schriften zur Psychoanalyse. 2 Bde. 1970- 1972. Bd. I. S. 153 — 155.

[58] S. Freud. Bemerkungen über einen Fall von Zwangsneurose // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. VII. London — Frankfurt, 1941. S. 450.

[59] S. Freud. Totem und Tabu // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. IX. London — Frankfurt, 1944. S. 106.

[60] H. Nunberg. Allgemeine Neurosenlehre auf psychoanalytischer Grundlage. Bern — Stuttgart, 1959. S. 148.

[61] Ibid.

[62] Ibid. S. 149.

[63] S. Freud. Totem und Tabu // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. IX. London — Frankfurt, 1944. S. 108. (Русский перевод дан пo изданию: З. Фрейд. Тотем и табу. Пер. с нем. М.В. Вульфа. СПб, 2005. С. 145).

[64] Ср.: J.G. Frazer. Der goldene Zweig. Das Geheimnis von Glauben und Sitten der Völker. Leipzig, 1928. S.725.

[65] О расщеплении Я в результате регрессии см.: S. Freud. Das Unheimliche // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. IX. London — Frankfurt. 1944. S. 247 — 249 (анализ двойника).

[66] S. Freud. Totem und Tabu // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. IX. London — Frankfurt, 1944. S. 113.

[67] S. Freud. Über einen autobiografisch beschriebenen Fall Paranoia // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. VIII. London — Frankfurt. 1945. S. 299.

[68] Ibid. S. 302 — 303.

[69] Ibid. S. 308.

[70] Ibid.

[71] Ibid. S. 309.

[72] L. Szondi. Ich — Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Stuttgart — Bern, 1956. S. 163.

[73] H. Schultz — Hencke. Der gehemmte Mensch. Entwurf eines Lehrbuches der Neo-psychoanalyse. Stuttgart, 1940. S. 157.

[74] R.D. Laing. Knoten. Hamburg, 1972. S. 38.

[75] М. Klein. Bemerkungen über einige schizoide Mechanismen // M. Klein. Das Seelenleben des Kleinkindes und andere Beiträge zur Psychoanalyse. Stuttgart, 1962. S. 101.

[76] В психологическом отношении. — Прим. пер.

[77] R.D. Laing. Das geteilte Selbst. Eine existenzielle Studie über geistige Gesundheit und Wahnsinn. Köln,1972. S. 46. (Русский перевод дан no изданию: Лэнг. Р.Д. Расколотое «Я». М. — СПб, 1995. С. 32).

[78] A. Freud. Das Ich und Abwehrmechanismen. München o. J. S. 63.

[79] S. Freud. Der Realitätsverlust bei Neurose und Psychose // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. XIII. London — Frankfurt, 1940. S. 364.

[80] Ibid. S. 365.

[81] L. Szondi. Ich — Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Stuttgart — Bern, 1956. S. 130- 137.

[82] Ibid. S. 179- 180.

[83] S. Ferenczi. Introjektion und Übertragung // S. Ferenczi. Schriften zur Psychoanalyse. 2 Bde. 1970- 1972. Bd. I. S. 19.

[84] L. Szondi. Ich — Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Stuttgart — Bern, 1956. S. 211.

[85] Ibid. S. 212.

[86] Замечание Древермана.

[87] К. Abraham. Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido aufgrund der Psychoanalyse seelischer Störungen // K. Abraham. Psychoanalytische Studien zur Charakterbildung und andere Schriften. Frankfurt a. М., 1969. S. 158.

[88] Ibid. S. 159.

[89] L. Szondi. Ich — Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Stuttgart — Bern, 1956. S. 219.

[90] S. Freud. Totem und Tabu // S. Freud. Gesammelte Werke. Bd. IX. London — Frankfurt, 1940. S. 156- 160.

[91] L. Szondi. Ich — Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Stuttgart — Bern, 1956. S. 212.

[92] Часть вместо целого (лат.). — Прим. пер.

[93] S. Freud. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie // S. Freud. Gesammelte Wer­ke. Bd. V. London — Frankfurt, 1945. S. 52- 54.

[94] S. Freud. Die Ichspaltung im Abwehrvorgang // S. Freud. Ibid. Bd. XVII. London — Frankfurt, 1941. S. 61.

[95] L. Szondi. Ich — Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Stuttgart — Bern, 1956. S. 201.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: