Экология языка. Друзья и враги русского языка.




Семинар № 1. ВОПРОСЫРАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И ОБЩЕСТВА

Вопросы для обсуждения.

Социальная обусловленность происхождения языка и развития (общественная сущность языка). Двусторонняя связь языка и общества. Язык и культура.

Функции языка. Другие средства общения сравнительно со звуковой речью.

Языковая политика. Принципы языковой политики.

Язык народностей и язык наций.

5. Понятия "государственный язык", "язык межнационального общения", «мировой язык», «миноритарный язык». Государственные языки и языки межнационального общения в субъектах РФ.

Билингвизм и специфика двуязычия в странах СНГ и России.

Экология языка. Друзья и враги русского языка.

1.

 

Язык отдельного человека возникает и развивается только в коллективе, только под влиянием речи коллектива. Марксистское советское языкознание последовательно и убежденно отстаивает мысль о социальной (общественной) природе языка. Оно опирается в этом своем убеждении на марксистское понимание жизни общества, на трезвый анализ фактов развития и применения языка, на философско-лингвистические высказывания Маркса, Энгельса, Ленина. Большое значение имеет известное философское определение языка, сформулированное свыше ста лет назад Марксом и Энгельсом: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». В этом определении дважды обращено внимание на социальную природу языка и на его сущность: язык существует лишь для других людей, и только поэтому он существует и для меня самого; язык возникает из потребности в общении людей друг с другом. Эта потребность, вызвав язык к жизни, остается важнейшей причиной развития языка; изменения этой потребности, зависящие от изменений в различных областях жизни и деятельности людей, так или иначе затрагивают язык, прежде всего его лексику, словарный состав. В. И. Ленин, формулируя определение языка, положил в основу этого определения социальную сущность языка — его назначение, использование, функцию в обществе: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения».

В истории и современном языкознании выделяется проблема связи языка и культуры, учение о языке как форме культуры. Культура — это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; различают культуру материальную и духовную.

Язык связан прежде всего с духовной культурой — с художественной и научной жизнью общества, с философией и другими формами общественной надстройки. Более того, язык сам по себе является частью духовной культуры народа. Словами с культурно-историческим компонентом значения в современном русском языке являются, например, такие, как колхоз, субботник, офицер, блины, квас, верста, крепостной, помещик и т. П

 

2.

Основная функция языка, главное его общественное назначение — быть средством общения людей. Посредством языка люди обеспечивают взаимопонимание в процессе труда и быта, выражают и делают доступными для других свои мысли, чувства, настроения и желания. Конечно, люди пользуются и иными средствами общения, например жестами, различными искусственными сигналами и знаками (математические и химические знаки, знаки уличного движения, морские сигналы и т. д.), музыкальными сочетаниями звуков, красками и их сочетаниями и т. п. Однако все эти средства общения оказываются всего-навсего вспомогательными по отношению к единственному универсальному средству — языку слов. Возможности музыки или изобразительного искусства очень велики, но и они ограничены и «односторонни» по сравнению с возможностями языка. Музыка не может выразить никаких расчлененных оформившихся понятий и связных мыслей — она выражает чувства и настроения, на основе вызванных у слушателей эмоций, «движений человеческой души» порождает неясные и очень различные у разных людей мысли. И изобразительное искусство, как ни велики его возможности, не идет ни в какое сравнение с языком по способности служить в качестве средства общения: оно, подобно музыке, не выражает никаких отчетливых понятий, суждений и умозаключений, хотя, в отличие от музыки, и способ- но вызвать вполне определенные образы в сознании рассматривающего картину или рисунок человека; разумеется, у этого человека, в результате зрительного восприятия картины или рисунка, появятся, вероятно, те или иные мысли, но эти мысли могут оказаться очень непохожими у разных зрителей. Что касается различных искусственных сигналов и знаков, то, во-первых, применение каждой «системы» сигналов и знаков очень ограничено, каждая такая «система» известна лишь небольшому кругу лиц, а, во- вторых, сигналы и знаки сами по себе, без помощи языка, без «перевода» на язык, также не в состоянии выражать наших мыслей; такие сигналы и знаки — дополнительное, вспомогательное средство общения, успешно функционирующее на основе языка и в связи с ним.

Обратив самое серьезное внимание на выполняемую языком функцию общения как основную, мы совершили бы ошибку, не заметив других, связанных с основной, языковых функций. Ведь язык выступает в качестве средства общения по отношению к людям, к говорящему на нем коллективу. Но помимо людского коллектива, язык связан еще, по крайней мере, с двумя «мирами» — миром предметов, вещей и явлений, окружающих человека, и миром понятий, мыслей и чувств, выражаемых человеком.

Каковы же специфические функции языка по отношению к этим двум «мирам»? Вещи, предметы и явления объективного мира обозначаются языком, причем обозначаются своеобразно: слово — не искусственный знак предмета, каким, например, окажется ветка на берегу реки, показывающая, по договоренности между условившимися лицами, мелкое место, брод; слово — знак, отражающий предмет исторически, независимо от воли отдельных людей, связанный с предметом посредством человеческого мышления. Ветка на берегу ничего не значит для тех, кто не посвящен в тайну ее «значения», она не имеет никакой внутренней связи с бродом. Слово же известно коллективу, и оно своим значением как образом предмета связано с предметом прочной внутренней связью, оно оказывается не просто знаком, а знаком-отображением. Мы можем поэтому говорить о функции отображающего обозначения как важной функции языка по отношению к миру предметов и явлений жизни. Конечно, не нужно думать, что все единицы языка (слова, морфемы, звуки речи и т. д.) в одинаковой мере способны выполнять функцию отображающего обозначения предмета. Отнюдь нет. Но сейчас речь.идет о функциях языка в целом, а не о специфических функциях отдельных его частей и единиц. Остается рассмотреть функцию языка по отношению к мышлению и сознанию человека. Нетрудно увидеть, что язык служит средством выражения наших мыслей и чувств, следовательно, выполняет функцию выражения деятельности мысли.

Язык выражает и передает не только интеллектуальные общения, но и чувства — эмоции и волеизъявления. По целям высказывания различают функциональные (модальные) р а з н о в идности предложений, которые, как известно, бывала повествовательными, восклицательными, побудительными и вопросительными. На этом основании выделятся виды когнитивной функции, а именно — информативная (функция передачи сообщения), эмотивная (функция передачи ЧУВСТВ и эмоций), волюнтивная (функция передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).

 

3.

Основными объектами правового регулирования и, соответственно, предметами ведения, объектами государственной языковой политики могут являться: государственный язык Российской Федерации; государственные языки республик Российской Федерации; каждый из языков народов России как мировой язык; каждый из языков народов России как родной язык. При реализации государственной языковой политики Российской Федерации необходимо учитывать разделение властных полномочий. Использование государственного языка Республики, входящей в состав Российской Федерации, является предметом ведения Республики.

В рамках реализации государственной языковой политики предусматривается не только полноценное изучение русского языка, но и целый ряд квалификационно-аттестационных мероприятий, начиная от школьных выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы до разнообразных систем послевузовского образования, правил присвоения ученых степеней или званий, курсов повышения квалификации и пр.

4.

Все основные функции языка говорят, о том, что язык — явление общенародное, а не классовое. Все люди независимо от их принадлежности к отдельным классам и социальным или профессиональным группам нуждаются в общении. Даже представители прямо противоположных общественных классов (рабовладельцы и рабы, помещики и крепостные, капиталисты и пролетарии) должны общаться друг с другом, в противном случае невозможно нормальное действие и развитие общественного производства. Для того, например, чтобы успешно работали фабрики и заводы, принадлежащие капиталистам, нужно, чтобы пролетарии и капиталисты пользовались одним и тем же языком, иначе они не в состоянии будут договориться друг с другом в вопросах производственной жизни.

В. И. Ленин прямо указывает на то, что «единство языка и беспрепятственное развитие есть одно из важнейших условий действительно свободного и широкого, соответствующего современному капитализму, торгового оборота, свободной и широкой группировки населения по всем отдельным классам»

 

Дело все в том, что один человек, даже с таким дарованием, какое было у Пушкина, не может ни создать, ни пересоздать язык своего народа. Но он все же может сделать очень много, а именно выявить и показать скрытые в существующем языке возможности. Именно это и сделал Пушкин применительно к русскому языку 20—30-х годов XIX столетия.

Поняв и почувствовав новые требования общества к языку, опираясь на народную речь и речь литераторов — своих предшественников и современников, великий поэт пересмотрел и изменил приемы и способы использования языка в литературных произведениях, и язык заблистал новыми, неожиданными, строгими и ясными красками. Речь Пушкина стала образцовой и благодаря литературному и общественному авторитету поэта была признана нормой, примером для подражания. Это обстоятельство серьезно сказалось на развитии нашего литературного языка в XIX и XX вв.

Надо ясно понимать, что подвиг, который совершен Пушкиным в области литературной речи, был подготовлен историей русского народа, русской нации, русского народного и литературного языка. И дело, конечно, вовсе не в одной гениальности Пушкина, а в историческом соединении назревших условий языкового развития в обществе и таившихся в гении поэта возможностей удовлетворить их.

5.

Государственный язык Российской Федерации можно рассматривать как системообразующий фактор сохранения целостности Российской Федерации, как инструмент для выражения воли народа и каждого гражданина страны, как необходимый элемент для осуществления единообразия государственного управления и понимания государственной воли, как механизма для реализации прав и обязанностей населения России, как национальный признак в международных правоотношениях.

Русский язык как один из языков народов России, может быть представлен в виде совокупности языковых объектов устной или письменной речи, которые используются или могут быть использованы русскоязычным населением России. Границы множества «язык народов России» столь же трудны для формального определения, как и для множества «мировой язык». У «языка народов России» так же нет и не может быть общего носителя языка, единой трактовки произношения, единых правил написания (Грамота.ру Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: