Продолжительность данного занятия: 3 часа




Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра нормальной анатомии

 

 

«Утверждаю»

Зав. кафедрой

 

 

Практическое занятие по теме: Итоговое занятие по нервной системе, органам чувств и периферической нервной системе.

Учебно-методическое пособие для студентов

 

стоматологический факультет I курс

Разработаны:

профессор кафедра нормальной анатомии Бирюкова О.В.

ассистент кафедры нормальной анатомии Щербакова В.В.

Рецензенты:

д.м.н., профессор Стельникова И.Г., к.м.н., доцентНиконова Л.Г

 

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры, протокол № ___

«__» ______ 200__ г.

1. Место проведения занятия:

- кафедра нормальной анатомии, учебный зал

Оснащение: Основание черепа, сагиттальный распил черепа, сегмент позвоночного столба, спинной мозг в оболочках, препараты головного, препараты продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего, промежуточного мозга, ромбовидной ямки,, препараты «желудочки мозга», препарат «базальные ядра», «птичка», полушария мозга,

препараты головного мозга в оболочках, твердая мозговая оболочка, набор слуховых косточек, пластины, муляжи наружного, среднего и внутреннего уха, глазница, глаз в глазнице, глазное яблоко в разрезе, препарат" вспомогательный аппарат глаза", молочная железа, сагиттальный распил носовой полости, язык, основание мозга с черепными нервами, спинной мозг в позвоночном канале со спинномозговыми нервами, симпатический ствол, сосудистый торс, сосуды и нервы верхней конечности, сосуды и нервы нижней конечности, сосуды и нервы головы и шеи, сосуды и нервы грудной и брюшной полостей, пластины, муляжи.

Продолжительность изучения темы: 30 часа

Продолжительность данного занятия: 3 часа

3.Актуальность темы: Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций: ОК-1; ПК-3,21,26

 

Цель занятия: Установить объем усвоенного материала

Учебная (реализация ПК: 3,21,26)

Развивающая (реализация ОК-1)

Воспитательная (реализация ОК-1)

 

4. Задачи:

 

Название компетенции Студент должен знать:   Студент должен уметь:   Студент должен владеть:  
способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов   - правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях и анатомических залах - строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии - анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового организма   - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности - демонстрировать на препаратах отделы и структуры спинного и головного мозга, вегетативной и периферической нервной системы и органов чувств - графически изображать схемы проводящих путей нервной системы и анализаторов органов чувств - объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков   - медико-анатомическим понятийным аппаратом - простейшими медицинскими инструментами (скальпель, пинцет)    

 

5. Мотивация: строение нервной системы и органов чувств студент должен знать для понимания диагностических и лечебных мероприятий в неврологии, терапии, клинической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

 

6. а) Межпредметные связи:


б) Внутрипредметные связи:

 


7.Задания для самоподготовки:

1. Чтение текста учебных пособий

2. Ответы на вопросы по самоподготовке

3. Выполнение заданий при самоподготовке.

 

8. Литература для самоподготовки:

Основная:

п/№ Наименование Автор (ы) Год, место издания  
 
1. Анатомия человека: учебник Под ред. Л.Л.Колесникова, С.С.Михайлова М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008  
2. Атлас анатомии человека для стоматологов М.Р.Сапин, Д.Б.Никитюк, Л.М.Литвиненко М.: Медицина, 2009  
3. Атлас анатомии человека. Т. I, II, III Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.  

Дополнительная:

п/№ Наименование Автор (ы) Год, место издания  
 
         
1. Атлас анатомии человека. Т. I, II Под ред. М.Р.Сапина М.: Медицина, 1996  
2. Анатомия проводящих путей нервной системы И.Г. Стельникова, М.Ю. Самарин, В.Н. Григорьева, А.А. Курникова, Л.Г. Никонова Н.Новгород, НижГМА, 2011  
3. Оперативная хирургия и топографическая анатомия Г.Е. Островерхов, Д.Н.Лубоцкий, Ю.М.Бомаш Курск, 1995  
4. Анатомия центральной нервной системы И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук СПб.:ЭЛБИ-СПб.-2012  
5. Слуховая система: Лекция О.В. Бирюкова Н.Новгород: НижГМА, 2000  
6. Орган зрения – organum visus: Лекция О.В. Бирюкова Н.Новгород, НижГМА, 2000  
7. Вегетативная нервная система А.Г. Кочетков, Б.Г. Кузнецов, И.В. Коновалова Н. Новгород: НГМИ, 1993  

Ссылки из интернета:

https://medbiol.ru/medbiol/mozg/0003cc15.htm

https://www.studmedlib.ru/

https://www.dartmouth.edu/~humananatomy/index.html

https://medwedi.ru/knigi

https://medvuz.info/load

Интерактивные пособия:

https://www9.biostr.washington.edu/da.html

https://www.visiblebody.com/

Словари:

https://medeponim.ru/

https://medeponim.ru/

https://www.whonamedit.com/

https://tryphonov.narod.ru/tryphonov2/terms2/conrf.htm

https://linguaeterna.com/ru/lex.php

https://www.ruslat.info/

Интернет-ресурсы:

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/

https://elibrary.ru/defaultx.asp

https://rsb.info.nih.gov/ij/

https://ddsdx.uthscsa.edu/

https://www.wolf.ru/Morphometry/software.html https://www.hadleyweb.pwp.blueyonder.co.uk/

Вопросы для контроля данных:

1. Какое значение имеет нервная система для организма человека?

2. Как классифицируется нервная система анатомически, топографически и по функциональным признакам?

3. Как классифицируются нервные клетки?

4. Что такое рефлекторная дуга? Какие структуры входят в ее состав?

5. Как называются части головного мозга на стадии пяти мозговых пузырей, и что развивается из каждого мозгового пузыря?

6. Что такое серое вещество?

7. Что такое белое вещество?

8. Дать определение сегмента спинного мозга.

9. Что такое собственно белое вещество спинного мозга и что такое надсегментарный аппарат? Какие канатики он образует?

10. Что такое ядро?

11. Какие ядра выделяют в передних, боковых и задних рогах спинного мозга?

12. Какие проводящие пути проходят в передних, задних и боковых канатиках?

13. Какие структуры и борозды формируются на поверхности продолговатого мозга? Опишите его границы.

14. Чем представлено серое вещество продолговатого мозга? Перечислите ядра 4х пар черепных нервов в нем.

15. Что такое медиальная петля?

16. Чем образованы пирамиды продолговатого мозга?

17. Какие пути проходят в нижних ножках мозжечка?

18. Что относится к собственно заднему мозгу?

19. Опишите морфологическое строение моста.

20. Чем представлено его серое вещество?

21. Ядра каких пар черепных нервов находятся в мосту?

22. Чем представлено белое вещество моста?

23. Что такое латеральная петля?

24. Чем образованы средние ножки мозжечка?

25. Какие функции выполняет мозжечок?

26. Какие ядра мозжечка вы знаете, и какое они имеют значение?

27. Сколько пар ножек имеет мозжечок, и чем они образованы?

28. Что является полостью заднего мозга?

29. Чем образована крыша IV желудочка и куда из него оттекает ликвор?

30. Покажите границы ромбовидной ямки, и какие ядра проецируются на нее.

31. Какие образования входят в состав перешейка заднего мозга?

32. Какие структуры относятся к среднему мозгу?

33. Чем представлено серое вещество его?

34. Какие проводящие пути проходят в ножках мозга?

35. Какие отделы входят в состав промежуточного мозга?

36. Что относится к таламическому мозгу и, какие структуры входят в состав таламуса, метаталамуса и эпиталамуса?

37. Какие образования относятся к гипоталамической области?

38. Какие структуры образуют стенки IIIго желудочка?

39. Укажите базальные ядра конечного мозга и какую функцию они выполняют?

40. Какие части выделяют во внутренней капсуле и какие пути в них проходят?

41. Чем представлено белое вещество полушарий?

42. Какие части выделяют в мозолистом теле?

43. Где начинается и заканчивается свод мозга? Какие части в нем выделяют?

44. Какие отделы входят в состав боковых желудочков? Куда оттекает ликвор из них?

45. Перечислите слои коры большого мозга.

46. Какие функциональные центры располагаются:

• в коре лобной доли;

• в коре теменной доли;

• в коре височной доли?

47. Где располагаются центры речи (артикуляции, письменной и устной речи)?

48. Какие борозды и извилины располагаются:

• на верхнелатеральной поверхности полушария;

• на медиальной поверхности полушария;

• на нижней поверхности полушария?

49. Что относится к периферическому и центральному отделам обонятельного мозга?

50. Перечислите оболочки головного и спинного мозга. Чем они отличаются?

51. Перечислите синусы твердой оболочки головного мозга.

52. Куда каждый из них впадает?

53. В чем особенность паутинной оболочки головного мозга?

54. Куда оттекает ликвор из подпаутинного пространства? Откуда жидкость в него поступает?

55. Перечислите оболочки глазного яблока.

56. Назовите светопреломляющие среды глаза.

57. Что такое наружная ось глазного яблока?

58. Что называется внутренней осью?

59. Что такое зрительная ось?

60. Что такое ресничное тело?

61. Что образуется и куда оттекает водянистая влага глазного яблока?

62. Перечислите мышцы глазного яблока, куда они прикрепляются и какие движения производят?

63. Что такое тенонова капсула и какую роль она выполняет?

64. Что такое конъюнктивальный мешок, и какие существуют своды конъюнктивы?

65. Что входит в состав слезного аппарата?

66. Нарисуйте схему зрительного анализатора.

67. Назовите части ушной раковины.

68. Перечислите стенки барабанной полости, и какие образования видны на каждой стенке?

69. Какие мышцы обеспечивают регуляцию силы звука и как они иннервируются?

70. Перечислите части костного лабиринта.

71. Куда оттекает эндолимфа и перилимфа?

72. Где находится рецепторное поле вестибулярного анализатора?

73. Где находятся подкорковые и корковые центры вестибулярного анализатора?

74. Что такое кортиев орган? Как он устроен?

75. Где находятся подкорковые и корковые центры слухового анализатора?

76. Где находится рецепторное поле обонятельного анализатора?

77. Назовите подкорковые центры и корковый центр обонятельного анализатора.

78. Где находится рецепторное поле вкусового анализатора?

79. Где располагаются вкусовые почки?

80. Где находится корковый центр вкусового анализатора?

81. Какие нервы обеспечивают специфическую иннервацию языка?

82. Перечислите слои кожи и придатки кожи.

83. Назовите отделы вегетативной нервной системы.

84. Знать отличительные признаки соматической и вегетативной нервной системы.

85. Знать отличительные признаки симпатическойи парасимпатической отделов вегетативной нервной системы.

86. Что такое симпатический ствол и его отделы?

87. Что такое симпатические нервы и как они образуются?

88. Знать ход, сплетения, связи, зоны иннервации, ветви к сосудам и органам головы и шеи симпатических нервов.

89. Что такое краниальный отдел парасимпатической нервной системы, ядра этого отдела, их значение, положение?

90. Что входит в состав каудального отдела парасимпатической нервной системы, ядра этого отдела, их значение, положение?

91. Перечислите элементы сегмента спинного мозга.

92. Какие ветви входят в состав спинно-мозгового нерва?.

93. Какие ветви спинно-мозговых нервов образуют сплетения?

94. Назовите ветви шейного сплетения, топографию и область иннервации.

95. Что такое шейная петля и область ее иннервации.

96. Назовите ветви плечевого сплетения, топографию и область иннервации.

97. Назовите ветви поясничного сплетения, топографию и область иннервации.

98. Назовите ветви крестцового сплетения, топографию и область иннервации.

 

 

Тесты для контроля знаний:

№№ 115-190, 205-215

 

Задания для контроля знаний:

1. Научиться правильно ориентировать отделы спинного и головного мозга.

2. Научиться выделять отделы ромбовидного мозга.

3. Научиться демонстрировать препараты продолговатого мозга, с указанием локализации ядер и проводящих путей.

4. Уметь составлять схемы строения спинного мозга в разных отделах и продолговатого мозга на уровне олив.

5. Научиться правильно ориентировать отделы головного мозга.

6. Научиться выделять отделы моста, мозжечка, перешейка ромбовидного мозга, среднего и промежуточного мозга.

7. Научиться демонстрировать препараты моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга, локализации ядер и проводящих путей.

8. Уметь показывать стенки III желудочка

9. Уметь составлять схемы строения моста, среднего мозга на уровне верхних и нижних холмиков.

10. Уметь изображать ядра мозжечка и их связь с головным и спинным мозгом.

11. Уметь изображать ядра промежуточного мозга.

12. Научиться правильно ориентировать отделы головного мозга.

13. Научиться выделять отделы обонятельного и конечного мозга.

14. Научиться демонстрировать базальные ядра мозга.

15. Научиться демонстрировать боковые желудочки.

16. Научиться правильно ориентировать отделы спинного и головного мозга.

17. Научиться выделять белое вещество головного мозга.

18. Научиться демонстрировать проводящие пути (проекционные, ассоциативные и комиссуральные) головного мозга.

19. Уметь составлять схемы проводящих путей головного и спинного мозга.

20. Уметь демонстрировать оболочки и полости головного и спинного мозга.

21. Научиться демонстрировать части наружного, среднего и внутреннего уха.

22. Уметь правильно ориентировать муляж внутреннего уха.

23. Научиться определять слуховые косточки и их правильно ориентировать.

24. Уметь изображать проводящие пути стато-кинетического и слухового анализаторов и путь проведения звука.

25. Научиться правильно ориентировать препараты глаза.

26. Научиться выделять оболочки глаза и их составляющие.

27. Научиться демонстрировать вспомогательный аппарат глаза.

28. Уметь показывать мышцы глазного яблока

29. Уметь составлять схемы проводящих путей зрительного анализатора, путей образования и оттока слезной жидкости и водянистой влаги глаза.

30. Научиться показывать воспринимающие приборы обонятельного, вкусового и кожного анализаторов.

31. Научиться последовательно демонстрировать морфологические структуры рефлекторной дуги обонятельного, вкусового анализаторов.

32. Уметь составлять схемы проводящих путей обонятельного, вкусового и кожного анализаторов.

33. Знать проводящие пути тактильной, температурной и болевой чувствительности.

34. Научиться демонстрировать на препарате симпатический отдел вегетативной нервной системы.

35. Научиться показывать отделы мозга, содержащие парасимпатические ядра.

36. Научиться демонстрировать черепные нервы, содержащие парасимпатические волокна и локализацию ядер на препаратах мозга.

37. Уметь изображать схемы рефлекторных дуг симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

38. Уметь составлять схемы иннервации слюнных желез.

39. Научиться демонстрировать элементы спинномозгового сегмента.

40. Научиться выделять и показывать шейное, плечевое, поясничное и крестцовое сплетения и их ветви.

41. Уметь составлять схемы сплетений с указанием волокон сегмента.

42. Уметь определять зоны чувствительной и мышечной иннервации ветвей сплетений.

 

9. Представление содержания учебного материала:

1. Тесты для самоподготовки:

 

115. Укажите структуры, образующие спинномозговой нерв.

а – передний корешок спинномозгового нерва

б – задний корешок спинномозгового нерва

в – передняя ветвь спинномозгового нерва

г – задняя ветвь спинномозгового нерва

 

116. Укажите ядра задних рогов.

а – собственное ядро

б – грудное ядро

в – центральное ядро

г – промежуточное ядро

 

117. Укажите, в каких частях спинного мозга располагаются тела двигательных нейронов.

а – задние рога

б – боковые рога

в – передние рога

г – передний канатик

 

118. Укажите ядра боковых рогов спинного мозга.

а – грудное ядро

б – промежуточно-латеральное ядро

в – собственное ядро

г – центральное ядро

 

119. Укажите образования, входящие в состав конечного мозга.

а – базальные ядра

б – мозолистое тело

в – обонятельный мозг

г – зрительный бугор

 

120. Какие доли соединяет мозолистое тело?

а – лобные доли

б – островок

в – теменные доли

г – затылочные доли

 

121. Назовите структуры центральной части обонятельного мозга.

а – сводчатая извилина

б – гиппокамп

в – крючок

г – обонятельный треугольник

 

122. Назовите структуры периферической части обонятельного мозга.

а – гиппокамп

б – обонятельные луковицы

в – обонятельные тракты

г – переднее продырявленное вещество

 

123. Назовите извилины в лобной доле мозга.

а – верхняя лобная извилина

б – нижняя лобная извилина

в – предцентральная извилина

г – глазничные извилины

 

124. Назовите извилины в теменной доле мозга.

а – постцентральная извилина

б – поясная извилина

в – верхняя теменная долька

г – нижняя теменная извилина

 

125. Назовите извилины в височной доле мозга.

а – верхняя височная извилина

б – нижняя височная извилина

в – поперечные извилины Гешля

г – средняя височная извилина

 

126. Назовите области коры, относящиеся к слуховому анализатору.

а – угловая извилина

б – надкраевая извилина

в – нижняя височная извилина

г – верхняя височная извилина

 

127. Укажите, где находится корковый конец зрительного анализатора.

а – постцентральная извилина

б – поясная извилина

в – нижняя часть клина

г – верхняя часть язычной извилины

 

128. Укажите, где локализуется корковый конец двигательного анализатора.

а – постцентральная извилина

б – предцентральная извилина

в – парацентральная долька

г – островок

 

129. Укажите, где находится корковый центр общей чувствительности.

а – постцентральная извилина

б – поясная извилина

в – предцентральная извилина

г – клин

 

130. Укажите, где находится корковый конец вкусового анализатора.

а – затылочная доля

б – островок

в – крючок

г – предклинье

 

131. Назовите место локализации коркового конца обонятельного анализатора.

а – гиппокамп

б – крючок

в – островок

г – затылочная доля

 

132. Какие образования относятся к базальным ядрам?

а – красное ядро

б – миндалевидное тело

в – бледные шары

г – хвостатое ядро

 

133. Укажите структуры, образующие стенки боковых желудочков.

а – мозолистое тело

б – гиппокамп

в – хвостатое ядро

г – птичья шпора

 

134. Укажите, какие волокна входят в состав белого вещества полушарий.

а – ассоциативные волокна

б – комиссуральные волокна

в – проекционные волокна

г – вертикальные волокна

 

135. Назовите отделы (части) мозолистого тела.

а – ствол

б – тело

в – колено

г – клюв

 

136. Назовите нервные центры, соседствующие с внутренней капсулой.

а – зрительный бугор

б – чечевицеобразное ядро

в – хвостатое ядро

г – красное ядро

 

137. Назовите структуры, относящиеся к промежуточному мозгу.

а – зрительный бугор

б – подталамическая часть

в – шишковидное тело

г – серый бугор

 

138. Укажите структуры, образующие стенки III желудочка.

а – гипоталамус

б – зрительный бугор

в – красное ядро

г – столбики свода

 

139. Укажите структуры, относящиеся к среднему мозгу.

а – красное ядро

б – покрышка

в – ножки мозга

г – трапециевидное тело

 

140. Укажите, ядра каких черепных нервов находятся в среднем мозге.

а – ядра I пары

б – ядра III пары

в – ядра IV пары

г – ядра II пары

 

141. Укажите подкорковые центры слуха.

а – верхние холмики среднего мозга

б – медиальное коленчатое тело

в – латеральное коленчатое тело

г – нижние холмики среднего мозга

 

142. Укажите подкорковые центры зрения.

а – латеральное коленчатое тело

б – медиальное коленчатое тело

в – верхние холмики среднего мозга

г – подушка зрительного бугра

 

143. Укажите, ядра каких черепных нервов находятся в мосту.

а – ядра V пары

б – ядра VII пары

в – ядра VI пары

г – ядра IV пары

 

144. Укажите ядра мозжечка.

а – зубчатое ядро

б – пробковидное ядро

в – ядро оливы

г – ядро шатра

 

145. Какие отделы мозга соединяют верхние мозжечковые ножки?

а – мозжечок

б – мост

в – продолговатый мозг

г – средний мозг

 

146. Укажите отделы мозга, соединяющие средние мозжечковые ножки.

а – продолговатый мозг

б – средний мозг

в – мозжечок

г – мост

 

147. Какие отделы мозга соединяют нижние мозжечковые ножки?

а – мост

б – мозжечок

в – средний мозг

г – продолговатый мозг

 

148. Укажите отделы мозга, где находится верхнее слюноотделительно ядро.

а – мост

б – средний мозг

в – промежуточный мозг

г – продолговатый мозг

 

149. Укажите, где находится нижнее слюноотделительное ядро.

а – мост

б – продолговатый мозг

в – промежуточный мозг

г – средний мозг

 

150. Укажите отделы мозга, где находится спинномозговое ядро тройничного нерва.

а – мост

б – промежуточный мозг

в – продолговатый мозг

г – средний мозг

 

151. Какие проводящие пути проходят через переднюю ножку внутренней капсулы?

а – лобно-мостовой путь

б – корково-спинномозговой путь

в – лобно-таламический путь

г – корково-ядерный путь

 

152. В каких отделах головного и спинного мозга проходит красноядерно-спинномозговой путь?

а – боковые отделы продолговатого мозга

б – передние канатики спинного мозга

в – боковые канатики спинного мозга

г – задняя часть моста

 

153. Укажите части спинного мозга, где проходят пирамидные пути.

а – боковой канатик

б – задний канатик

в – передний канатик

г – белая спайка спинного мозга

 

154. Укажите ядра, отростки клеток которых образуют медиальную петлю.

а – ядро клиновидного пучка

б – ядро тонкого пучка

в – заднее улитковое ядро

г – переднее улитковое ядро

 

155. Укажите, где заканчивается медиальная петля.

а – в зрительном бугре

б – в медиальном коленчатом теле

в – в покрышке среднего мозга

г – в ножках мозга

 

156. Укажите, где заканчиваются волокна латеральной петли.

а – ядра нижних холмиков

б – ядра верхних холмиков

в – медиальное коленчатое тело

г – латеральное коленчатое тело

 

157. Какие структуры мозга секретируют ликвор?

а – паутинная оболочка

б – пахионовы грануляции

в – сосудистые сплетения боковых желудочков

г – сосудистые сплетения IV желудочка

 

158. Укажите, из какой области жидкость оттекает в подпаутинное пространство.

а – из IV желудочка

б – из боковых желудочков

в – из водопровода мозга

г – из III желудочка

 

159. Укажите, в какой синус впадает нижний сагиттальный синус.

а – прямой синус

б – поперечный синус

в – верхний сагиттальный синус

г – верхний каменистый синус

 

160. Объединением каких синусов образуется сток синусов?

а – верхний сагиттальный синус

б – нижний сагиттальный синус

в – прямой синус

г – поперечный синус

 

161. Укажите, какие нервы выходят из мозга между пирамидой и оливой.

а – X пара черепных нервов

б – XI пара черепных нервов

в – XII пара черепных нервов

г – IX пара черепных нервов

 

162. Укажите, какие нервы выходят из мозга позади олив.

а – XII пара черепных нервов

б – IX пара черепных нервов

в – X пара черепных нервов

г – XI пара черепных нервов

 

163. Укажите, какие нервы выходят из мозга на границе моста и продолговатого мозга.

а – VI пара черепных нервов

б – XI пара черепных нервов

в – VII пара черепных нервов

г – XII пара черепных нервов

 

164. Укажите, какие нервы выходят из мозга с медиальной стороны ножек мозга.

а – I пара черепных нервов

б – II пара черепных нервов

в – III пара черепных нервов

г – IV пара черепных нервов

 

165. Укажите, какой нерв выходит из мозга на дорсальной поверхности его ствола.

а – V пара черепных нервов

б – IV пара черепных нервов

в – III пара черепных нервов

г – II пара черепных нервов

 

 

166. Какие части включает каждый анализатор?

а – рецептор

б – кондуктор

в – проводящие нисходящие пути

г – корковый конец анализатора

 

167. Назовите прозрачные структуры глазного яблока.

а – сетчатка

б – фиброзная оболочка

в – сосудистая оболочка

г – роговица

 

168. Перечислите светопреломляющие среды глаза.

а – роговица

б – склера

в – хрусталик

г – стекловидное тело

 

169. Какие структуры вырабатывают внутриглазную жидкость?

а – пигментный эпителий сетчатки

б – плоский эпителий роговицы

в – эпителий, покрывающий ресничное тело и его отростки

г – эпителий радужной оболочки

 

170. Какие структуры относятся к аппарату звукопроведения?

а – барабанная перепонка

б – слуховые косточки

в – эндолимфа улиткового протока

г – перилимфа улитки

 

171. Назовите стенки барабанной полости.

а – сонная стенка

б – перепончатая стенка

в – лабиринтная стенка

г – сосцевидная стенка

 

172. Укажите подкорковые центры слуха.

а – медиальное коленчатое тело

б – верхние холмики четверохолмия

в – латеральное коленчатое тело

г – нижние холмики четверохолмия

 

173. Назовите подкорковые центры зрения.

а – верхние бугорки четверохолмия

б – подушка зрительного бугра

в – медиальное коленчатое тело

г – латеральное коленчатое тело

 

174. Укажите, куда оттекает слезная жидкость.

а – в переднюю камеру глаза

б – в заднюю камеру глаза

в – в верхний носовой ход

г – в нижний носовой ход

 

175. Укажите нервы, содержащие вкусовые волокна.

а – блуждающий нерв

б – тройничный нерв

в – языкоглоточный нерв

г – лицевой нерв

 

 

176. Укажите морфологические образования, которые формируют соматические сплетения.

а – передние ветви спинномозговых нервов

б – задние ветви спинномозговых нервов

в – латеральные ветви спинномозговых нервов

г – медиальные ветви спинномозговых нервов

 

177. Укажите образования, которые иннервирует диафрагмальный нерв.

а – плевра

б – перикард

в – диафрагма

г – печень

 

178. Перечислите короткие ветви плечевого сплетения.

а – подмышечный нерв

б – грудоспинной нерв

в – длинный грудной нерв

г – мышечно-кожный нерв

 

179. Укажите длинные ветви плечевого сплетения.

а – подмышечный нерв

б – мышечно-кожный нерв

в – локтевой нерв

г – медиальный кожный нерв предплечья

 

180. Укажите, какие мышцы иннервирует подмышечный нерв.

а – дельтовидная мышца

б – малая грудная мышца

в – большая грудная мышца

г – подключичная мышца

 

181. Укажите, какие мышцы иннервирует лучевой нерв.

а – трехглавая мышца плеча

б – широчайшая мышца спины

в – клювовидно-плечевая мышца

г – плечелучевая мышца

 

182. Укажите, какие мышцы иннервирует срединный нерв.

а – поверхностный сгибатель запястья

б – локтевой сгибатель запястья

в – круглый пронатор

г – квадратный пронатор

 

183. Укажите кожные ветви лучевого нерва.

а – задний кожный нерв плеча

б – боковые нижние кожные нервы плеча

в – задний кожный нерв предплечья

г – медиальный кожный нерв предплечья

 

184. Укажите нервы, которые иннервируют кожу ладонной поверхности пальцев кисти.

а – срединный нерв

б – лучевой нерв

в – мышечно-кожный нерв

г – локтевой нерв

 

185. Укажите ветви поясничного сплетения.

а – запирательный нерв

б – бедренный нерв

в – латеральный кожный нерв бедра

г – задний кожный нерв бедра

 

186. Укажите структуры, которые иннервирует бедренный нерв.

а – четырехглавая мышца бедра

б – кожа передней поверхности бедра

в – кожа задней поверхности бедра

г – двуглавая мышца бедра

 

187. Укажите короткие ветви крестцового сплетения.

а – верхний ягодичный нерв

б – нижний ягодичный нерв

в – половой нерв

г – задний кожный нерв бедра

 

188. Укажите длинные ветви крестцового сплетения.

а – седалищный нерв

б – бедренный нерв

в – задний кожный нерв бедра

г – запирательный нерв

 

189. Укажите, где проходит седалищный нерв.

а – сосудистая лакуна

б – надгрушевидное отверстие

в – подгрушевидное отверстие

г – запирательный канал

 

190. Укажите ветви седалищного нерва.

а – большеберцовый нерв

б – подкожный нерв

в – общий малоберцовый нерв

г – латеральный кожный нерв бедра

 

205. Укажите, какие нервы формируют шейную петлю.

а – подъязычный нерв

б – добавочный нерв

в – языкоглоточный нерв

г – шейное сплетение

 

206. Укажите, какие мышцы иннервирует шейная петля.

а – грудино-щитовидная мышца

б – грудино-подъязычная мышца

в – щитоподъязычная мышца

г – челюстно-подъязычная мышца

 

207. Укажите образования, которые относятся к периферическому отделу вегетативной нервной системы.

а – промежуточно-латеральное ядро спинного мозга

б – чревный узел

в – верхнее слюноотделительное ядро

г – узлы симпатического ствола

 

208. Укажите структуры, относящиеся к симпатической нервной системе.

а – белые соединительные ветви

б – серые соединительные ветви

в – глубокий каменистый нерв

г – большой чревный нерв

 

209. Какие ветви подходят к симпатическому стволу?

а – межузловые ветви

б – белые соединительные ветви

в – серые соединительные ветви

г – чувствительные ветви

 

210. Какие ветви подходят к спинномозговым нервам?

а – белые соединительные ветви

б – серые соединительные ветви

в – межузловые ветви

г – межреберные ветви

 

211. Какие ветви отходят от звездчатого узла?

а – большой каменистый нерв

б – позвоночный нерв

в – нижний шейный сердечный нерв

г – барабанный нерв

 

212. Какие ветви отходят от грудных узлов симпатического ствола?

а – пищеводные ветви

б – легочные ветви

в – грудные сердечные ветви

г – диафрагмальные ветви

 

213. Укажите центры парасимпатической системы.

а – верхнее слюноотделительное ядро

б – добавочное ядро глазодвигательного нерва

в – двигательное ядро тройничного нерва

г – дорсальное ядро блуждающего нерва

 

214. Укажите узлы, относящиеся к парасимпатической системе.

а – крылонебный узел

б – ресничный узел

в – ушной узел

г – поднижнечелюстной узел

 

215. Какие ветви отходят от крылонебного узла?

а – небные ветви

б – нижние задние носовые ветви

в – короткие ресничные ветви

г – язычные ветви

 

 

Эталоны ответов:

115. а, б

116. а, б

117. в

118. б

119. а, б, в

120. а, в, г

121. а, б, в

122. б, в, г

123. а, б, в

124. а, б, в, г

125. а, б, в, г

126. г

127. в, г

128. б, в

129. а

130. в

131. б

132. б, в, г

133. а, б, в, г

134. а, б, в

135. а, в, г

136. а, б, в

137. а, б, в, г

138. а, б, г

139. а, б, в

140. б, в

141. б, г

142. а, в, г

143. а, б, в

144. а, б, г

145. а, г

146. в, г

147. б, г

148. а

149. б

150. а, в

151. а, в

152. а, в, г

153. а, в, г

154. а, б

155. а

156. а, в

157. в, г

158. а

159. а

160. а, в, г

161. в

162. б, в, г

163. а

164. в

165. б

166. а, б, г

167. а, г

168. а, в, г

169. в

170. а, б, в, г

171. а, б, в, г

172. а, г

173. а, в, г

174. г

175. а, в, г

176. а

177. а, б, в, г

178. а, б, в

179. б, в, г

180. а

181. а, г

182. а, в, г

183. а, б, в

184. а, г

185. а, б, в

186. а, б

187. а, б, в

188. а, в

189. в

190. а, в

205. а, г

206. а, б, в

207. б, г

208. а, б, в, г

209. б

210. б

211. б, в

212. а, б, в

213. а, б, г

214. а, б, в, г

215. а, б

 

 

2. Перечень анатомических структур для демонстрации:

· Шейное утолщение

· Поясничное утолщение

· Белое вещество спинного мозга

· Серое вещество спинного мозга

· Передние корешки спинного мозга

· Задние корешки спинного мозга

· Пирамида продолговатого мозга

· Олива продолговатого мозга

· IV желудочек (на сагиттальном разрезе)

· Ромбовидная ямка

· Базилярная борозда (моста)

· Средняя мозжечковая ножка

· Нижняя мозжечковая ножка

· Верхняя мозжечковая ножка

· IV желудочек (на сагиттальном разрезе)

· Ромбовидная ямка

· Полушарие мозжечка

· &q



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: