Десять принципов эффективного руководства кармой




Несколько лет назад я выступил с лекцией в городе Пёрт, расположенным в Австралии. Я говорил о достижении просветления, подчёркивая, что это постепенный процесс, в результате которого способность к познанию Бога становится всё совершеннее, которая начинается с узнавания Бога в свете, струящегося из глаз каждого человека, на которого вы смотрите. Второй выступающий, известный индуистский лидер из Малайзии, отметил, что многие индуисты сегодня считают традиционную мудрость, созданную свами (индуистскими монахами) устаревшей и не придают ей должного внимания. Наоборот, многие индуисты очарованы современным, нерелигиозным подходом к самосовершенствованию, который очень часто берёт основу в индуистской философии, но представляется в современной оболочке. Так что сегодня мы берём именно такой, современный подход к карме. Вы конечно же слышали о семинарах, на которых учат управлять стрессом. Аналогичным образом, моя программа руководства кармой создана по типу семинара, на протяжении которого мы выучили десять принципов эффективного управления кармой, взятых из доктрин Садгуру Шивая Субрамуниясвами (Гурудэва). Эти принципы составляют третью часть учения о карме, которая заключается в применении понимания кармы к нашей собственной жизни и, таким образом, совершенствования наших действий и реакций в жизни. Гурудэва учит: «Нетрудно учить закон кармы и оценивать его на философском уровне, но способность ясно понимать карму, применять это понимание ко всему, что с тобой происходит в жизни и понимать, как карма ведёт себя день за днём, требует способности, достичь которую можно только сознательно поняв и осознав принципы управления кармой».

Первый принцип: Откажись от мести.

Нет нужды в том, чтобы вы послужили инструментом, с помощью которого кармическая реакция может быть возвращена кому-либо, например, если кто-то отвратительно с вами поступил, у вас появляется побуждение отомстить и, в отместку, плохо поступить с обидчиком. Если вы будете поступать таким образом, то создадите новую отрицательную карму, с которой должны будете встретиться в будущем. Лучше дать закону кармы взять собственный курс без вашего вмешательства, хотя всё-равно кто-нибудь, у кого меньше контроля над своими действиями и кто не понимает закон кармы, будет вмешиваться.

Давайте разберём другой пример – классический сюжет фильма-вестерна. Кто-то убивает брата главного героя во время ограбления и весь остаток фильма посвящён охоте за преступником и его убийству из мести. Что же тогда происходит в следующей жизни, в «продолжении фильма»? Герою, конечно, придётся держать ответ за убийство из чувства мести. Может быть произойдёт ещё одно ограбление и герой будет убит. Гораздо мудрее разрешить шерифу поймать преступника и передать его закону. Шериф уполномочен защищать закон и поэтому, поимкой преступника, не создаёт негативной кармы, даже если ему придётся застрелить его во время захвата.

Гурудэва говорит: «Месть – это ужасная негативная сила. Когда мы мстим, то создаём «банковский счёт» негативной кармы, которая вернётся к нам и обрушится на нас с полной силой тогда, когда мы меньше всего этого ожидаем».

«Тирукурал» («Святые куплеты» - сокровище индуистской этической мысли) говорит: «Не испытывай злобы к тем, кто оскорбил тебя, потому что из-за этого придёт много бед».

Второй принцип: Прими ответственность за свои поступки.

В основном, карма проявляется через действия других людей и, поэтому, легко переложить ответственность за то, что с вами случается, на других людей. Например, на вас напал грабитель, который ударил вас и украл ваши ценности. Вы злитесь на него, однако, если вы обладаете определённым уровнем духовной дисциплины, направленной на достижение союза с Богом, то вы сможете почувствовать ответственность за то, что с вами происходит. Благодаря своим прошлым поступкам, вы создали всё то, что с вами происходит в настоящее время. Вы сами вызвали к жизни описанную ранее потерю, а вор просто сыграл роль инструмента, с помощью которого к вам вернулась ваша собственная карма.

Этот принцип легко применять, если конечный результат хороший – мы интуитивно верим, что если в нашей жизни происходит что-то хорошее, то это значит, что мы это заслужили, однако, если случается неприятность, брать за это ответственность на самих себя становится не так легко. В обеих случаях, ответственность в одинаковой мере лежит на нас. Если вы поймёте этот принцип, то будете хвалить только самого себя, если жизнь наполнена успехом, и винить только самого себя, если жизнь наполнена трудностями.

Гурудэва говорит: «До тех пор, пока мы ищем источник наших успехов и поражений на стороне, цикл кармы (хорошей или плохой) будет повторяться». Никто, кроме нас самих, не руководит этим процессом. Наши собственные поступки, мысли и отношения приводят всё это в движение. Мы должны признать и бодро нести нашу карму.

В «Тирукурале» говорится: «Почему те, кто радуется судьбе, когда она приносит им хорошее, стонут, когда та же судьба посылает несчастье?»

Третий принцип: Прости обидчика.

Разберём этот принцип на примере мальчика-подростка, который возвращается домой из школы. Однажды группа мальчиков насмехается над ним за то, что он в чём-то не такой, как другие, и избивают его. Обычно в такой ситуации подросток чувствует злость и вынашивает эту злость годами. Однако в результате такая низкая эмоция, как злоба, будет постоянно встряхиваться в его подсознании. Пока он не простит мальчиков, он будет повторять происшедшее в своём мозгу и, таким образом, сохранит это событие на долгие годы после того, как это произошло.

Гурудэва часто рассказывал историю нападения на Свами Шивананду, когда его сильно ударили по голове топором во время вечерней мессы монастыре Ришикеша. Ученики Свами были взбешены и с яростью набросились на напавшего. Однако Свами Шивананда ответил противоположным чувством. Он попросил, чтобы мужчину, который на него напал, не наказывали и не сообщали в полицию. На следующий день он встретился с напавшим и купил ему билет на поезд домой и дал ему несколько духовных книг, а также немного денег. Свами также сказал этому человеку: «Большое вам спасибо за то, что вы послужили инструментом возвращения моей прошлой кармы. Теперь я свободен от неё». Он абсолютно не чувствовал злобы к этому человеку. «Тирукурал» говорит: «Если вы ответите добром на причинённое зло, забудете его и не будете попрекать добром, то те, кто принёс вам зло, будут наказаны собственным чувством стыда».

Четвёртый принцип: Думайте о последствиях.

Довольно часто мы совершаем поступки, которые берут основу в наших реакциях на то, что кто-то сказал или сделал по отношению к нам. Последствия таких поступков часто не полностью продумываются. Например, вас кто-то оскорбил и вы также ответили на это оскорблением в его адрес. Если вы, прежде чем так поступить, хорошо бы подумали, вы бы поняли, что последствием нанесения кому-то обиды своими словами сегодня, будет нанесение обиды в ваш адрес чьими-то словами в будущем. Такое поведение порождает бесконечный цикл причинения зла, который можно прекратить лишь размышляя о последствиях своих поступков и не отвечая обидой на обиду. Махатма Ганди однажды сказал: «Глаз за глаз сделает весь мир слепым». Аналогично, инстинктивная месть за нанесение зла в конце концов сделает весь мир злым. Принцип обдумывания кармических последствий имеет такое же отношение к положительным поступкам. Самым мудрым поведением будет не такое, когда вы просто реагируете на то, что с вами происходит, но и задумываетесь над кармическими последствиями любых совершённых поступков перед тем, как мы их совершаем.

Эту привычку взвешивания последствий наших действий перед их совершением можно привить с раннего возраста, когда родители и учителя, посредством позитивной дисциплины помогают детям осознать естественные и логические последствия своих поступков. Проницательное письмо Господа Ганеши о последствиях из книги Гурудэвы «Любящий Ганеша» напоминает нам: «Следи за своими шагами потому, что твой путь оставляет следы. Каждый след – это награда или преграда. Научись видеть не только тот след, который ты уже оставил, но и тот, который ещё предстоит оставить. Это умение приблизит тебя ко Мне».

Гурудэва так разъясняет четвёртый принцип: «Именно наше непонимание кармических последствий создаёт большую часть кармы, которую мы должны испытать в будущем».

В «Тирумантирам» говорится: «Боль, причинённая другим, обернётся против того, кто её причинил. Поэтому те, кто не хотят страдать, должны избегать причинения боли другим».

Пятый принцип: Не создавайте негативной кармы.

Теперь, когда вы получили хорошее понимание о кармических последствиях разнообразных поступках, следующий шаг на пути дальнейшего прогресса в управлении своей кармой – это твёрдый отказ от действий, которые создают новую негативную карму. Может быть нам даже следует дать такую клятву: «Я обещаю навсегда отказаться от всех действий, которые создают негативную карму».

Это не так трудно достижимо, как кажется, но как мы можем знать, когда поступок может создать негативную карму? Ответ можно найти в святых книгах, как, например, «Тирукурал». Об этом можно спросить у индуистского священника, узнать его мнение по этому вопросу. Можно задать вопрос родителям или старшим и, когда мы сами наберём достаточно опыта, наша собственная совесть может дать ответ.

Гурудэва говорит: «Мудрое отношение к карме начинается с решения примириться с нашей сегодняшней кармой и не добавлять к ней ничего нового. Принятие твёрдого решения жить таким образом, когда не создаётся новая негативная карма, служит крепкой основой для следования религиозному образу жизни и законам дхармы!.

В «Тирукурале» говорится: «Каков смысл в опыте человека, если он не может научиться вести себя таким образом, чтобы предотвращать страдания других, как он предотвращал бв свои собственные страдания».

Шестой принцип: Ищи божьего руководства.

Нет необходимости управлять своей кармой в одиночку. Можно попросить помощи даже у самого Бога. Не кто иной, как Господь Ганеша, может помочь потому, что Его долг в помощи своим приверженцам в как можно более лучшем управлении своей кармой.

Когда посредством искреннего поклонения человек устанавливает личные отношения с Господом Ганешой, тогда он естественным образом поступает согласно дхарме и укореняется в таком образе жизни. Господь Ганеша не только поможет вам укрепиться в следовании дхарме, но и в «свадхарме», следовании собственному пути дхармы, что имеет место в выполнении вами своих профессиональных обязанностей, долга перед семьёй, друзьями, живущими и умершими родственниками, перед обществом, гуру (учителями) и религиозной общиной.

Когда мы просили разрешения и благословения Господа Ганеши перед каждым поступком, то Он, как Бог, разрушающий препятствия, управляет нашей кармой, создавая и устраняя препятствия на нашем пути, как мать, наблюдающая за играющим ребёнком. Господь Ганеша также обладает удивительной способностью распутывать сложные проблемы, делая их простыми. Он может сделать это для своих приверженцев, внося ясность и чистоту в их жизнь. Как же получить это божье руководство, когда мы встречаемся с кармическими трудностями? Это можно сделать, начав воспевать Его имя или повторением простой мантры, или же просто положив цветок у Его стоп, или посетив Его храм, чтобы помолиться в нём, или медитируя на Нём, или просто представляя в своём воображении Его святую форму и мысленно попросить Его помощи. Он обязательно ответит.

Гурудэва так говорил о свадхарме: «Такой образ жизни является исполнением всех прежних стараний и, поэтому, в такой жизни нет места плохим поступкам, а лишь хорошим, в результате чего следующая реинкарнация будет полезной и вознаграждающей для всего человечества». В «Тирукурале» говорится: «Приблизься к стопам Того, кто свободен от желаний и ненависти и ты навсегда освободишься от страданий».

Седьмой принцип: Смягчайте прошлую карму.

Когда мы прекратим совершать поступки, которые создают новую отрицательную карму, наша жизнь станет настолько прекрасной, что мы сможем сосредоточиться на искоренении своей прошлой кармы, или её смягчении, что сделает её менее болезненной и суровой.

Для того, чтобы лучше понять концепцию смягчения кармы, давайте проведём сравнение с юридической системой. Например, человек совершил вооружённое нападение и был приговорён к 20 годам заключения, но благодаря его хорошему поведению в тюрьме, он был освобождён досрочно, проведя за стенами тюрьмы лишь 5 лет. Благодаря своему поведению, он смягчил свой приговор, сделав его менее суровым.

Теперь приведём ещё один пример смягчения кармы: Например, в этой жизни вам суждено потерять ногу потому, что кто-то в вашей прошлой жизни прошёл через это из-за вас. Если ваша настоящая жизнь эгоистична и низка, ваша карма обернётся против вас со всей силой и вы потеряете ногу. Однако, если вы добрый человек и часто помогаете другим, ваша карма будет смягчена и, может быть, в один из дней вы прочтёте в утренней газете о человеке, который потерял ногу т ощутите боль этого человека, как свою собственную. Позже, гуляя по улице, вы споткнётесь и повредите ногу, но без серьёзных последствий. Карма, которая могла бы обрушиться на вас с полной силой, была смягчена вашим добром и помощью, которую вы оказываете другим.

Следование дхарме и добродетельный образ жизни сами по себе помогают регулировать проявление кармы, выравнивая её отливы и приливы и смягчая «кармические взрывы», которые могут произойти. Таким образом, можно избежать или смягчить негативную карму, наработанную ранее, и способствовать проявлению положительной кармы.

В «Карма-йоге» говорится: «Одним из путей облегчения нашей прошлой негативной кармы является помощь другим людям (практика карма-йоги), совершение хороших поступков, приобретение заслуг, которые регистрируются в качестве новой и положительной кармы».

В «Бхакти-йоге» говорится: «Ревностное служение Богу (бхакти-йога), может помочь нам заслужить божью милость и изменить карму, созданную в множестве прошлых жизней, расчищая и проясняя обстоятельства, созданные сотни лет назад, которые в настоящем находятся в состоянии семени, но способны проявить себя в будущем». Самое главное в концепции бхакти-йоги – это ревностное служение. Посещение храма по пути с работы домой на 15 минут недостаточно для совершения описанной выше трансформации.

Паломничество: Это замечательный способ и образец ревностного служения. На протяжении многих лет приверженцы Гурудэвы совершали паломничества в Индию, посещая основные индуистские храмы такие, как Чидамбарам, Рамешварам и Палани Хилс. Многие вернулись, пережив личную трансформацию и даже внешне они стали выглядеть немного иначе, изменилось и их поведение. Их ежедневная жизнь стала благодетельной. Их карма была изменена благодаря милости Богов.

Обеты: «Врата», или обет, также может вызвать ревностное служение. Например – врата соблюдения поста в дневное время и посещение храма во время шестидневного праздника «Сканда-шасти, или же двадцати однодневного праздника «Винаяга виратам».

Самонаказание: Самонаказание (праяшчита) – это четвёртый вид смягчения кармы, который означает принять наказание немедленно, не дожидаясь, пока оно придёт в виде кармы в будущем. Типичный способ самонаказания – это принятие позы прострации (лицом вниз). Эта поза является выражением глубокого поклонения и любви к Богу. Мужчины принимают эту позу следующим образом: руки, грудь, лоб, колени и ступни касаются земли. Когда эту позу принимают женщины, их руки, голова и ноги касаются земли. Эту позу принимают при обходе по кругу священной горы, озера или храма. Необходим квалифицированный совет, чтобы выбранное самонаказание имело прямое отношение к проступку. Возьмём в качестве примера учителя, который в прошлом часто применял физическую силу к ученикам для поддержания дисциплины, но сейчас он считает, что так нельзя поступать. Соответствующее этой ситуации самонаказание – это богопочитание и распространение среди учителей литературы о методах воспитания дисциплины, в которой исключены телесные наказания. Такое самонаказание можно предпринять только после того, как человек раскаялся в достаточной степени и почувствовал необходимость освободить себя от причиняющего ему страданию предмета.

Гурудэва говорит: «Если регулярно проводить молитвы до восхода Солнца, читать Священные Писания, проводить медитации и воспевать имя гуру, наше спрятанное глубоко внутри Начало будет утончаться и развиваться, что, само по себе, способно смягчить нашу карму и продлить жизнь».

В «Тирукурале» говорится: «Проявляй упорство в совершенствовании божьих дел, совершай их со всей силой и всеми возможными способами».

Восьмой принцип: Ускоряй карму.

Зачем ждать двадцать последующих перерождений, чтобы достичь духовной зрелости, когда этого можно достичь за две жизни? В этом состоит основная идея процесса ускорения кармы. Когда мы медитируем и ежедневно практикуем садхану (религиозная дисциплина, такая, как пуджа, йога, медитация), предпочтительно в одно и то же время, каждый день, наша карма набирает силу. В течение первых четырёх-пяти лет наших стараний в данном направлении, мы встречаемся с такими видами кармы, с которыми мы бы никогда не столкнулись в этой жизни, если бы сознательно не усилили нашу духовную практику. Кто идёт таким путём, за одну жизнь отрабатывает гораздо больше кармы, чем другие. Таких людей можно назвать профессиональными менеджерами своей кармы.

Конечно, семейный долг на стадии «грихастха-ашрама» (в индуизме принято деление на 4 стадии жизни: 1) брахмачарья – ученичество, от 12 до 24 лет; 2) грихастха – стадия домохозяина, от 24 до 48 лет; 3) ванапрастха – стадия старейшины, от 48 до 72 лет; 4) саньяса – религиозное отречение от мира, с 72 лет) не оставляет много времени для садханы. Поэтому принцип ускорения кармы лучше всего исполняется на стадии жизни саньясы теми, кто идёт по этому пути в качестве монаха, и всеми остальными после 72-х лет. Игра в гольф – это не единственное занятии в пенсионном возрасте. Пенсионный возраст – это возможность придать силу нашей духовной практике и, таким образом, ускорить нашу карму.

Гурудэва говорит: «Благодаря такому сознательному процессу очищения, внутренней борьбы, усовершенствования и приобретения зрелости, карма отрабатывается быстрее, ускоряется эволюция и всё происходящее набирает силу. Однако по этому поводу не стоит беспокоиться, т.к. всё это естественно и необходимо. Благодаря этой интенсивности разум начнёт испытывать прилив дополнительной космической энергии, распространяющейся по нервной системе».

В «Тирукурале» говорится: «Образ жизни, при котором она проходит без совершения хотя бы одного хорошего поступка в день, подобна тому, что вы сами помещаете на своём пути камень, который заблокирует путь на дороге, ведущей к перерождению к лучшему».

Девятый принцип: Работайте над кармой, связанной со сновидениями.

Хотя некоторые наши сны являются всего лишь результатом мыслительных процессов, возникающих в нашем мозгу, некоторые из них относятся к астральным переживаниям, связанных с нашим астральным телом (астральное тело – это тонкое, нефизическое тело, в котором душа функционирует в астральном плане, внутреннем мире, называемом «антаралока») и общения с другими душами в их астральных телах. Эти действия, на астральном уровне, создают карму таким же образом, как и наши действия, совершаемые на физическом уровне. В этом заключается основа индуистской идеи, что запрещается воровать, или ранить кого-либо, даже во сне. Почему? Потому, что такие поступки создают негативную карму, когда будет потом следовать за создавшим её человеком. Эта карма вполне реальна и, в конце концов, она может проявиться на физическом уровне. Однако этого можно избежать, если в последующих снах вы предпримите соответствующие действия для уничтожения созданной ранее кармы. Чаще всего мы можем отработать карму, созданную во время сна (или карму астрального уровня) таким же образом, как мы поступаем с отработкой кармы на физическом уровне, накладывая на себя наказание за эти поступки во время бодрствования, при этом следуя высоким стандартам добродетели и хороших поступков, которым всегда необходимо следовать, даже во время сна. Например, если вы сне кого-либо поранили, вы можете искупить свою вину пропустив один приём пищи на следующий день.

Гурудэва говорит: «Такие сны, когда человек пребывает в своём астральном теле и может чувствовать то, к чему он прикасается, может переживать, думать и говорить – это не просто сон. Это астральное переживание, похоже на ощущение смерти, нов отличии от смерти, астральное тело продолжает быть связано с физическим телом».

В «Тирукурале» говорится: «Самый высший принцип – никогда и никаким путём не причиняй никому вреда сознательным образом».

Десятый принцип: Сжигайте карму.

Практикуя йогу, можно сжечь семена негативной кармы перед тем, как эти кармы проявят себя. Нужно найти это семя и уничтожить его силой мощного внутреннего огня. Сравним это с растущими семенами растения «алора-алора», Вы помещаете семена в банку и держите их влажными до тех пор, пока они не дадут ростки. Но если вы подогреете эти семена на сковороде, прежде чем положить их в банку, они уже не дадут побеги. Таким же образом семена кармы, подвергшиеся мощному внутреннему огню, могут быть уничтожены.

Знаток медитации может либо аннулировать непроявившееся ещё семя кармы путём мощного внутреннего гоня, либо внутренним образом, в медитации, пережить эту карму, вызванную его прошлым поступком. Если его медитация оказалась успешной, он сможет избавиться от беспокоящих его переживаний и желаний, которые поглощают его разум. Поступая таким образом, путешествуя в мир, свободный от желаний, он сломает колесо кармы, которое требует ответа за каждое действие. Этого могло бы никогда не произойти на физическом уровне, потому, что его вибрирующая сила уже впиталась в нервную систему. Таким же образом можно сжечь семена кармы во время сна.

Гурудэва объясняет это явление таким образом: «Тот, кто практикует йогу, стремится сжечь в пламени кундалини («кундалини» - это космическая энергия, имеющаяся у каждого человека) сдерживающую силу санчита-кармы, совокупность прошлых карм, и лишить её силы благодаря космическому резервуару анандамаи-коши (тело души)».

В «Тирукурале» говорится: «Так же, как пламя огня очищает золото до блеска, жгучее страдание аскетизма очищает душу до великолепия».

Заключение:

Даже если мы достигнем глубокого понимания кармы, применение этого понятия к событиям нашей повседневной жизни всё ещё может вызывать определённые трудности. Почему? Потому, что мы лишь простые смертные. Если наше эго подвергается воздействию со стороны, мы реагируем на это воздействие таким образом, чтобы сохранить свою личность. Если наши чувства возбуждаются, мы отвечаем импульсивно, без обдумывания. Если у нас есть предубеждение против какой-либо религиозной, или этнической, группы людей, мы чувствуем свою правоту, если хотим «обрушиться» на этих людей потому, что они «не наши» люди.

Как можно преодолеть такую человеческую слабость? Жтого можно достичь, путём совершенствования своего характера, который Гурудэва называет «способность вести себя ответственно». Этого можно достичь, изучив Кодекс Поведения приверженца индуизма, в который входят десять ям (ограничений) и десять ниям (практик) (см. журнал «Индуизм Сегодня» за октябрь 1997 г.).

Тот, кто обладает сильным характером, сможет стать знатоком кармы вполне естественным образом. Гурудэва мистически суммирует этот процесс таким образом: «Бхакти (подчинение себя Богу, преданность) приносит милость, а выстраданная милость растворит и размягчит карму в сердце. В сердце чакра-кармы пребывают в расплавленном виде (Чакра – центр силы и сознания, расположенный во внутреннем теле человека).

Чакра горла создаёт карму посредством садханы (регулярной религиозной практики). Чакра третьего глаза видит прошлое, настоящее и будущее кармы, как одно видение. Чакра в области макушки головы впитывает и полностью сжигает достаточное количество кармы, чтобы открылись ворота, ведущие к Брахману и указали прямую «дорогу к слиянию с Шивой».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: