Методика разработки педагогической технологии




Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности сучащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Следующая ступень проектирования - создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования - это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Концепция - одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Принципы педагогического проектирования

1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций - является главным.

Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.

Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими.

Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.

При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.

Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.

Дидактическое творчество - это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися.

Дидактическое творчество - самое распространенное и доступное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, изобретенных новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях - это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично.

Технологическое творчество - это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся.

Это самый сложный вид педагогического творчества. Он охватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К такому виду творчества относится создание интегративного урока, бригадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения и т.д.

Организаторское творчество - это творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т.д.

Организаторское творчество обеспечивает научную организацию труда (НОТ), рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем. Как видим, педагогу есть где проявить творчество.

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать "технологией учебного процесса". Но в чем тогда разница между дидактикой (она занимается содержанием, способами и средствами образования, деятельностью педагога и обучаемого) и педагогическими технологиями? Коротко можно сказать так: дидактика - это теория образования в целом, а педагогическая технология - это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого. При разработке технологии обучения проектируется совершенно конкретная деятельность преподавателя и обучаемого с использованием ТСО или без них.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:

• выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

• выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у обучаемых в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

• выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

• разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.

Содержание технологии обучения мыслится как содержание и структура учебной информации, предъявляемой студентам, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих формирование учебных и профессиональных навыков и умений, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности.

При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.

Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

• цели обучения;

• содержание обучения;

• средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса;

• студент, преподаватель;

• результат деятельности (в том числе и уровень профессиональной подготовки).

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.

При разработке педагогической технологии педагог последовательно проходит несколько этапов.

1. Теоретическое обоснование создаваемой технологии обучения

На этом этапе разработчик сначала анализирует сложившуюся социокультурную среду и те требования, которые она предъявляет к образованию. Затем соотносит собственные выводы с основными идеями и принципами проектирования образовательных процессов, описанными в научно-методической литературе.

Все это позволяет педагогу определить концептуальную базу своей технологии, выработать гипотезу ее осуществления, сопоставить свой вариант педагогической технологии с рядом проработанных версий, вошедших в практику и нашедших отражение в научно-методической литературе.

Еще педагогу следует учесть, что педагогическая технология в своем построении опирается на технологический подход, который как совокупность способов воздействия на кого-либо, изучения чего-либо, побуждения к чему-нибудь заставляет педагога осуществлять педагогический процесс по определенному алгоритму и логике, подчиняться конкретным правилам в процессе деятельности педагога и учащихся с учетом методических находок педагога. Общие цели, объекты, продукты технологизации образования конкретизируются в создаваемой педагогом технологии. Так, в качестве цели технологизации выступает получение стабильного результата, объектами выступают содержание, организационные формы восприятия, переработки и представления информации, взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностного поведения, самоуправления и творческого развития, а продуктами технологизации педагогического процесса становятся личностные и социально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, которые создают платформу для успешности, конкурентоспособности учащегося в будущем.

 

2. Выработка технологических процедур, или непосредственное создание проекта технологии

В качестве технологических процедур выступают:

- целеполагание, т.е. четкая и последовательная разработка целей обучения;

- отбор содержания, т.е. структурирование информации, подлежащей усвоению;

- выбор дидактических средств - от традиционных до современных информационных технологий обучения;

- контроль качества усвоения материала;

- диагностика т.е. получение обратной связи с помощью определенных диагностических процедур.

Разрабатывая технологию, педагог продумывает свои роль, место и функции, стратегию и тактику педагогического взаимодействия с учащимися, способы управления педагогическим процессом.

При построении технологии важно проследить преемственность между традиционными методиками и новым проектом. Здесь работает правило золотой середины, согласно которому главное - не торопиться отвергать традиции.

3. Разработка методического инструментария, необходимого для осуществления данной технологии

Инструментальная оснащенность технологии представляется в виде набора определенных методов, средств и форм обучения. Она должна дать педагогу ответ на вопросы: "Чему учить?", "Как учить?", "С помощью чего учить?".

4. Подбор и составление методик замера результатов реализации технологического замысла

Работа здесь осуществляется по двум направлениям.

Во-первых, систематизируются требования к уровню знаний, умений и навыков, полученных учащимися в результате изучения конкретной дисциплины, разрабатываются критерии и параметры, по которому будут фиксироваться реальные результаты обучения.

Во-вторых, подбирается пакет диагностических методик в виде экспресс-опросов, анкет, контрольных работ, позволяющих провести контроль ЗУН учащихся и сопоставить их с планируемыми результатами с учетом специфики содержания конкретного учебного предмета.

Процесс разработки педагогической технологии в общем виде можно представить как последовательность следующих шагов:

1. Формирование основных идей, установок, определяющих цели и структуру содержания современного образования.

2. Выделение долговременных целей технологии, определяемых с учетом целей и содержания современного образования.

3. Планирование задач обучения в соответствии с необходимым уровнем усвоения материала и ценностными ориентациями учащихся.

4. Отбор содержания обучения на основе:

- определения взаимосвязей между учебными компонентами;

- выделения содержательных единиц учебного материала: идей, понятий, фактов, проблем, закономерностей, теорий и т.д., представленных в определенной последовательности;

- структурирования учебных компонентов в наглядных формах (схемах, таблицах, диаграммах);

- определения требований к уровню усвоения знаний, умений, навыков.

5. Определение видов образовательной деятельности учащихся, методов взаимодействия педагога и учащихся, форм организации учебно-познавательной деятельности.

6. Продумывание вариантов изучения особенностей восприятия обучаемыми учебной информации и ее осознанности путем подбора разнообразных диагностических методик.

7. Разработка вариантов заданий в различных видах контроля.

8. Выделение вариантов коррекции усвоения учащимися полученных знаний.

9. Подготовка учебно-методического оснащения технологии обучения.

10. Определение роли, места и функций педагога в системе предполагаемого обучения.

11. Формулирование ожидаемых диагностируемых результатов обучения - учебных достижений учащихся и способов получения обратной связи и рефлексии.

 

Приложение 5

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия (темы), указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия (прохождения темы) время, квалификация работников и т.п.

Технологическая карта позволит учителю:

• реализовать планируемые результаты;

• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы,

• системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы),

• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

• на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

• решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

• соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт; обеспечить повышение качества образования

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

• используются эффективные методы работы с информацией;

• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности

Структура технологической карты:

· название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

· планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

· межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

· этапы изучения темы;

· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов;

· самооценка результатов своей деятельности.

· Какие операции необходимо выполнять.

· В какой последовательности выполняются операции.

· С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).

· Сколько уходит времени на выполнение каждой операции. Результат выполнения каждой операции.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: