Этапы рождения новой личности




Встреча родителей — найдя друг друга, юноша и девушка (мужчина и женщина) становятся парой. Для обретения единства даётся импульс устремлённости друг к другу - влюблённость, которая является началом любви.

Благословение Божье — приняв решение жить вместе в законном браке, будущие родители получают помощь Божью в Таинстве Венчания для преодоления жизненных трудностей в семейной жизни и воспитания детей в вере, надежде, любви.

Радость ожидания — узнав о беременности, будущие мать и отец изменяют ритм жизни: ограждают женщину от негативных впечатлений; разумно составляют рацион питания; увеличивают пребывание на богослужениях; чаще участвуют в Таинстве Причастия.

Рождение ребёнка — подготовившись к родам, родители заботятся о младенце: ухаживают за ним; мать вскармливает грудью; общаются с новорожденным; поют колыбельные; не допускают ссор; воцерковляют новорожденного в Таинстве Крещения; регулярно причащают младенца.

Воспитание личности — исполняя родительский долг, отец и мать погружают ребёнка в православный уклад семьи: организуют режим дня; прививают добрые нравы; искореняют греховные наклонности; обучают труду; развивают познавательный интерес; вводят в церковную жизнь; дают образование; ориентируют на активную жизнь в обществе; пробуждают патриотические чувства; подготавливают к благочестивому супружеству.

В православной традиции жизнь воспринимается как дар Божий и переживается личностью как духовная основа достоинства человека.

Чувство собственного достоинства имеет религиозную природу. Оно включает три компонента:

благодарность Богу — принятие себя: пола, внешности, национальности, способностей, возможностей;

почитание родителей — принятие социального статуса и личностных качеств своих родителей;

созерцание Промысла Божьего — принятие всех обстоятельств собственной жизни: социального положения, событий прошлого и настоящего, служения в призвании.

Чувство собственного достоинства является психосохранным механизмом личности, раскрывающим творческие возможности в процессе самоактуализации человека в обществе.

Вне Бога чувство собственного достоинства искажается и превращается в гордыню и надмение, в комплекс неполноценности и уход в амбициозную мечтательность.

Когда в стране попираются духовные законы, то в обществе появляются социальные структуры, формирующие психологию смерти и человеконенавистническое сознание. Человеконенавистническое сознание имеет богоборческую природу, так как все мироощущения делятся на жизнеутверждающие (теистические и оптимистичные) и жизнеот-рицающие (атеистические и пессимистичные).

Виды человеконенавистнического сознания

Гедонизм — поиск в жизни наслаждений и удовольствий; наркомания, алкоголизм, амфитамины; отрицание чувства долга и исполнения каких-либо обязанностей; отказ защищать и служить Отечеству.

Безопасный секс — надругательство над девственностью, половое просвещение; пошлость и нецензурные разговоры; половая распущенность, сексуальная озабоченность; глумление над добродетелями.

Абортное мышление — признание детоубийства нормой; устрашение беременностью как угрозой для здоровья; обогащение на крови младенцев фитальный бизнес; индустрия контрацепции.

Культ смерти — пропаганда суицида и экстремального мышления; романтизация агрессии, насилия, жестокости; формирование преступного мышления; допустимость сексуальных извращений, эфтаназия.

Болезненное состояние нашего общества и безумие современного человечества заключается в том, что оно отвергает ценность и уникальность жизни своих детей. Оскудела сила родительской любви в семьях. Но любовь и милость Божья к своим чадам неизбывны и нелицемерны во все времена. И тому, кто сегодня по каким-то причинам лишён материнской ласки или отцовской заботы, нужно знать, что Бог — человеколюбец. Обращение к Нему помогает и поддерживает во всех жизненных обстоятельствах.

 

РАДОСТЬ ОЖИДАНИЯ

В то время, когда мы еще не могли видеть своих родителей, они уже общались с нами, радостно ожидая появления на свет своего малыша. Сколько нежной трепетности испытывали они к еще нерождённому ребёнку и задавались вопросами: кто он? как мы его воспитаем? сможем ли уберечь от дурного? кем он вырастет? как согреет нашу старость?

С давних времен на Руси беременную женщину называли непраздной. Этим словом в православной среде подчеркивалась социальная роль женщины в жизни государства. Рождение и воспитание детей почиталось благородным трудом на благо Отечества.

Ожидание рождения ребёнка в каждой семье воспринималось как Божье благословение и сформировало культуру родителъства. В менталитете православного народа всегда хранилось знание о том, что родительство начинается не с рождения ребёнка, а с момента его зачатия. Непреложной истиной ответственного родительства было понимание того, что зачатие здорового потомства возможно только в законном браке, на благословлённом супружеском ложе.

Культура ожидания ребенка имеет духовный, социальный и психологический аспекты.

Духовная составляющая культуры ожидания ребёнка выражается в благоговейном наблюдении за тайной зарождения и развития новой жизни; благодарении Бога за дарованную свыше возможность родительства; молитвенном обращении к Матери Божьей и святым угодникам; участии беременной женщины в церковных Таинствах.

Социальная составляющая культуры ожидания ребёнка определяет нормы поведения людей в обществе: почтение и уважение к состоянию беременности; помощь и поддержка непраздной женщине в различных житейских ситуациях; материальное вспоможение в период беременности; социальное осуждение недостойного (девиантного) поведения женщины во время плодоношения.

Психологическая составляющая культуры ожидания ребёнка включает в себя: хранение душевного мира и физической чистоты будущей матери; создание атмосферы искренней любви и трепетной заботы; окружение жизни беременной женщины красотой и вниманием; ограждение будущей матери от негативных впечатлений.

Пренаталъная психология изучает влияние состояния беременной женщины на внутриутробное развитие плода. Особенности поведения будущей матери закладывают основы психики ребёнка: тип его темперамента, гибкость мышления, силу проявленности его способностей, меру волевой активности. Современные учёные утверждают, что для полноценного внутриутробного развития ребёнку необходимо общение не в диаде с матерью, а в триаде — с матерью и отцом. Он реагирует на голос отца, может менять своё положение в утробе матери, покачиваться и переворачиваться. Если беременная женщина раздражительна и подавлена, часто плачет и мало радуется, то младенец рождается ослабленным. Поэтому только радостное ожидание матерью своего дитя формирует нормальную психику и крепкое здоровье ребёнка.

В православной культуре ожидание и рождение детей является нормой благочестивой семейной жизни. Само рождение детей в законном браке есть выражение полноты отношений мужчины и женщины. Появление ребёнка рассматривается как богоустановленное творческое действие, совершаемое по образу Божьему, так как любой человек творится по образу Самого Божества. Сам процесс зачатия и рождения людей сопровождается творческим действием Бога-Художника, благодаря чему становится возможным рождение новой жизни, особого мира, новой личности. Рождение плода любви превращает двоицу в троицу, давая возможность еще полнее отобразить любовь Божественную в любви человеческой.

Потеря в обществе должного отношения к чадородию привела к оскудению родительства, безнравственности и сексуальной вседозволенности, к девиантному материнству. Всё чаще становятся известны случаи об оставленных в родильных домах детях; выкинутых, но чудом выживших, новорожденных; зараженных и ВИЧ-инфицированных еще в утробе матери младенцах. Курение, наркомания и употребление алкоголя в период беременности стали в нашем обществе почти рядовыми явлениями.

Признаки формирования девиантного материнства: отсутствие идеала материнства в молодёжной среде; добрачная потеря девственности; беспорядочные половые связи; ненормативная лексика; домогательства сексуальной близости; наркомания; проституция.

Девиантное материнство обусловлено также сексуальной одержимостью и деградацией эмоциональной сферы определённой части юношей. Не имея позитивной системы духовных ценностей и правильного понимания особенностей проявления энергии пола и движений эроса, они воспринимают девушек как объект похотливых влечений. Насаждаемая средствами массовой информации половая распущенность порождает потребность в пошлости, хамстве, нецензурной брани, оскверняющей само зачатие и деторождение человека.

Физическая чистота признаётся всеми мировыми религиями ценнейшим подспорьем для жизненного расцвета личности, является для человека величайшим благом, источником духовной силы и крепости.

Сегодня слишком часто случается так, что девушки и юноши не ценят чистоту в добрачных отношениях. Для них блуд стал нормой. Но закономерно и то, что следствием нецеломудренных отношений будут разочарование в любви, горечь обиды и отчаяние.

Православная традиция не оставляет оступившихся без помощи. Через Таинство Покаяния можно обрести силы преодоления греховных влечений и встать на путь добропорядочной жизни.

Радостное ожидание ребёнка в браке открывает супругам новые духовные горизонты: материнство является живой дверью, сквозь которую человечество при содействии Божьем проходит путь из небытия в бытие.

 

 

РОДИТЕЛЬСТВО

 

Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Всё самое важное и самое главное в мире пронизано родительством. История человечества свидетельствует о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. Родительство поднимает человечество на ту духовную высоту, которая отличает его от всего животного мира в деле продолжения рода.

Человеческий организм при переходе от детства к взрослости в первую очередь подготавливается к тому, чтобы стать в последствии родителем. Одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью — доступно при минимальном здоровье и половой зрелости. Но лишь личная религиозность позволяет отнестись к этой возможности серьёзно.

Родительство начинает подготавливаться с того момента, когда юноша и девушка вступили в законный брак. Связав воедино свои жизни, муж и жена стремятся к воплощённому выражению своего единства. После рождения ребёнка союз мужчины и женщины становится в полном смысле нерасторжимым целым. Именно родительство возводит супругов в новое качество духовного достоинства и поднимает их социальную значимость в обществе.

К сожалению, легкая доступность родительства как такового сделала многих равнодушными к пониманию его высокого предназначения для жизни человека и общества. Многие браки в настоящее время происходят «по необходимости», то есть факт беременности становится конкретным поводом для оформления отношений. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, рождение ребёнка скрепляет отношения и делает их более основательными и серьёзными. С другой стороны, родительство в этом случае не успевает набрать силу, оно как бы преждевременно и поспешно. И хотя социального осуждения нет, такое родительство несёт внутреннюю незрелость и, не всегда проговариваемое, чувство стыда. Высота родительского предназначения низвергается в состояние вины. Свобода любви связывается ощущением досады и безысходного принуждения.

Вот почему истинное счастливое родительство может возникать не просто из взаимной естественной склонности, а из духовного родства супругов, когда их объединяют не только развлечения, но, главным образом, единство ценностей и взглядов на жизнь. Единство семьи основано на религиозном чувстве сопринадлежности, сердцевиной которой является родительство.

Отношения мужчины и женщины в родителъстве отличаются от супружеских. Супружество предшествует родительству. И как корни дерево, так и любовь супругов друг к другу, держит и питает их любовь к ребёнку. Только такая пара может исполнить главную задачу брака и семьи — осуществить полноценное воспитание детей.

Родителъство — это единство супругов в воспитании детей.

Цель родителъства — заложить основы духовного характера ребёнка, способного к самовоспитанию.

Истинное родителъство имеет полноту обращённости к ребёнку и заботится о развитии телесно-душевно-духовной сторон его личности.

РОДИТЕЛЬСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ

Забота о развитии телесности —это уход за физическим здоровьем.

Уход за физическим здоровьем включает в себя умение родителей максимально сохранить и укрепить то здоровье ребёнка, которое дано ему от природы.

Забота о развитии душевности — это привитие добрых нравов в общении.

Привитие добрых нравов в общении с другими людьми направлено на то, чтобы дети могли:

- поступать таким образом, чтоб умножалась любовь в отношениях;

- бескорыстно делать добрые дела;

- уметь учиться лучшему у других людей;

- прощать ошибки и несовершенства ближнего;

- принимать критику и использовать её в самовоспитании;

- не перекладывать вину на других;

- принимать добрый совет;

- учиться;

- добросовестно относиться к порученному делу;

- правильно сделать выбор профессии;

- брать ответственность на себя в принятии решения;

- уметь принимать неудачи как необходимый жизненный опыт;

- адекватно воспринимать реальность, не впадать в мечтательность;

- быть настойчивым в достижении поставленной цели;

- не впадать в истеричность в трудных ситуациях;

- обладать здоровым чувством юмора;

- не насмехаться над ближними;

- быть благодарным за доброе отношение к себе.

Забота о развитии духовности — это пробуждение потребности в богообщении и формирование христоцентричности мировосприятия ребёнка.

 

Основой христоцентричности мировосприятия является:

- чувство пред стояния пред Господом;

- личностное переживание Божьего присутствия;

- радость переживания Божественного;

- забота о спасении своей души;

- различение добра и зла;

- молитвенное общение с Богом;

- участие в церковных Таинствах;

- руководство в жизни Заповедями Божьими;

- знание своего духовного достоинства;

- умение прощать личных врагов;

- умение слышать Божий Промысел о себе;

- творческое отношение к любому делу;

- исполнение своего духовного предназначения;

- вкус к познанию мира;

- умение созерцать Красоту богозданного мира;

- обретение чувства постоянного благодарения Богу.

Потенциал добра в душе ребёнка может пробудиться только любовью взрослых. Поэтому очень важно, чтобы события детства носили добрый характер, исходили из родительской духовности, показывали пример доброжелательности, терпения и благоразумия. Детство должно оберегаться от травмирующих впечатлении, так как страх и тревожность овладевают душой ребёнка и тормозят развитие личности.

Деятельное родителъство заключается в создании условий, которые позволят детям с детства:

• приучить своё тело к простоте, умеренности и активности;

• научиться правильному взаимодействию с другими людьми;

• обрести чувство ответственности перед Богом.

Свойства родителъства

Всё, что касается пробуждения в детях способности к духовному самовоспитанию, может осуществиться родителями, если они обретут смирение, строгость и властность, которые исходят из чувства призванности и силы родительской любви.

Смирение родителей выражается в умении принять ребёнка таким, каков он есть от природы. Следует наблюдать своеобразие новой личности. Правильным в родительстве будет различение в собственных детях их неповторимости и уникальности; особенностей темперамента и эмоциональной сферы; умственного развития и способностей. Нельзя видеть в ребёнке свою копию — это не так.

Строгость родителей помогает сформировать в ребёнке нравственные качества в характере, в поведении и во взаимоотношениях с людьми. В каждом человеке есть и добрые движения души и злые. Родительство направлено на поддержание в ребёнке положительных свойств и запрещение отрицательных. Для этого используется система поощрений и наказаний, которая должна быть разумной и целесообразной.

Властность необходима родителям для выполнения своих прав и обязанностей в деле воспитания своего дитя. Властность переживается родителями как ответственность перед Богом, своими родными и обществом за то, каким вырастет ребёнок, насколько он будет полезен своей семье, Отечеству и Церкви. Главными признаками родительской властности являются стратегия и перспективность в деле воспитания детей.

Мы живём в такое время, когда безответственность и беспомощность в родительстве возрастает от поколения к поколению. У каждого, кто вступает во взрослую жизнь, есть право выбора — каким родителем стать. Очевидна простая истина: чтобы дети получили хорошее воспитание, воспитанными должны быть сами родители. Личный пример родительского благочестия, доверие и внимание к душевным переживаниям ребёнка, добросовестное исполнение своих обязанностей позволят молодым родителям найти радость и утешение в своих детях.

 

 

ОТЦОВСТВО И МАТЕРИНСТВО

Радостным и уверенным бывает малыш, когда идет по улице, взявшись одной рукой за папу, другой - за маму. Игриво подпрыгивая и поглядывая на родителей снизу вверх, ребёнок в присутствии отца и матери чувствует себя защищенным и счастливым.

По закону любви полнота развития мужского и женского начала достигается в браке с рождением детей. Родительство не умаляет супружества, а расширяет его границы, вводит в новое психологическое пространство семейной жизни: мужа — в отцовство, а жену — в материнство.

Способность супругов к взаимной любви даёт силу родительству. Когда родители живут в заботливой внимательности друг к другу, дети чувствуют себя душевно комфортно. Если в супружестве что-либо не ладится или есть какая-то неудовлетворённость, то родительские неурядицы переадресовываются ребёнку, что приводит его в замешательство и смущение, искажает отношения со взрослыми, дезориентирует в самоощущении и подавляет развитие.

Диапазон супружеской любви расширяется родительством:

— любовь матери к ребёнку идет через мужа и подчеркивает его отцовство;

— любовь отца к ребёнку идёт через жену и возвышает материнское начало в ней.

Ответственное отцовство и материнство становится основанием зрелой полноценной личности. Проявляется отцовство и материнство в семье по-разному, не схожим внешне образом, но пронизано единым светом родительской любви.

Женщина реализуется как личность в материнстве. Она достигает своего максимального величия, родив много детей. Материнство даёт женщине реальную силу, является её естественным предназначением и Божьим благословением. Всё, чем бы женщина ни занималась вне материнства, становится недостаточным и несоизмеримым по значимости в её жизни по сравнению с рождением и воспитанием детей.

Материнство наполнено заботой о душевном строе ребёнка, призвано пробудить его духовно-личностный потенциал. Рождаясь, человек имеет только предрасположенность к развитию в себе человеческих качеств и способностей, некий Божественный Замысел будущей индивидуальности. Именно мать, женщина, помогает освоить младенцу первую территорию мироздания — психофизиологическое пространство самого себя.

Все материнские действия исполнены высокого предназначения. Речь и пение матери в наибольшей степени способствуют развитию интеллекта и сознания ребёнка. Пеленания, материнские прикосновения, внимательный уход активизируют мышечный отклик и формируют волевую сферу. Большая, чем у мужчины, женская эмоциональность пробуждает в младенце чувства и сердечные движения. Это важно еще и потому, что становление новой личности в детстве определяется не сознанием, а чувством, по неиссякаемой материнской любви.

Истинное материнство предполагает неформальное общение с ребёнком. Если мать, ухаживая за ним, исполняет всё правильно, но раздражённо, внутренне гневаясь и негодуя, - то в ребёнке будет формироваться неосознаваемое чувство вины за своё существование, за то, что он приносит матери неудобства и сложности. Такое искажённое представление о значении своего рождения для матери может быть причиной духа уныния в ребёнке, так как страстность матери будит и страсти дитя.

Позитивное отношение к миру формируется через нежную радость материнского общения с ребёнком, которое рождает уверенность и душевное спокойствие. Реакции матери на жизненные ситуации закрепляются в поведении ребёнка.

Мать настраивает душевную сферу на определенные симпатии и антипатии, вдохновляет на те или иные устремления и действия. Чуткость матери помогает ей слышать и различать едва заметные колебания в душе ребёнка к самому себе и к другим.

Отцовство отличается от материнства тем, что отец заботится о главном — чтоб ребёнок был. Человек рождён матерью от отца. В православной культурной традиции принято давать отчество по отцу, которое возвышает значимость отцовства. Если для матери важно какой ребенок, то для отца важно, что он есть. Отец не проводит много времени с ребёнком, так как ребёнку не это нужно. Ему необходим сам факт присутствия отца в семье. Это даёт ему возможность обращаться к отцу как к первому в своей жизни непререкаемому авторитету и показывать ему, чему он научился, что умеет, на что способен.

Отец для ребёнка осуществляет власть высшей инстанции. Мать не может в полноте ограничивать его в чём-либо, потому что она функционально призвана расширять пространство личности дитя.

Отец призван осуществлять корректирующий контроль, потому-то ребёнок и чувствует ответственность в большей степени перед ним.

Отец определяет духовно-смысловую сферу детей, влияет на формирование мировоззрения. Присутствие отца способствует оптимизации характера ребёнка, развивает уверенность и подсознательную убеждённость в ценности своего существования. Именно поэтому дети так радуются встрече с отцом. И не в том дело, кого ребёнок любит больше или меньше. Ему необходимо подтверждение своей нужности в кругу близких людей. Это придаёт большую энергию его развитию, помогает преодолевать сложности взросления, правильно определяет жизненные приоритеты.

Для позитивного отцовства и материнства характерны общие черты: религиозность, благородство, порядочность. Но есть особые качества личности, присущие в большей степени либо матери, либо отцу.

 

ПОЗИТИВНЫЕ КАЧЕСТВА

 

материнства чуткость внимательность отзывчивость терпеливость строгость неуступчивость злу добросердечность искусность тактичность опрятность хозяйственность уважительность образованность   отцовства доброжелательность разумность мастеровитость прямодушие требовательность самостоятельность последовательность щедрость решительность целеустремленность выдержанность справедливость честность

 

Материнство способствует освоению ребёнком пространства самого себя. Отец научает дитя управлять самим собой.

Отцовство способствует освоению ребёнком социального пространства мира. Мать научает дитя взаимодействовать с ним.

Гармония отцовства и материнства вводит ребёнка во взрослый мир подготовленным.

Забота матери нужна ребёнку для его развития преимущественно в младенчестве и детстве. Во взрослой жизни почтительное отношение к матери укрепляет в человеке чувство благодарности и любви к людям.

Наставничество отца нужно ребёнку для его развития преимущественно в отрочестве и юношестве. Во взрослой жизни почтительное отношение к отцу формирует чувство благодарности и любви к Богу.

Становление индивидуальности во всех сферах личности идёт одновременно, но имеет приоритетность в осуществлении. Значение присутствия в жизни ребёнка отца и матери необходимо и равнозначно на каждом возрастном этапе. Не зря в народе говорят, что мать ласкает, а отец уму-разуму научает.

Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления и воспитания духовно здоровой личности, достойного гражданина своего Отечества.

 

 

ВОЗРАСТ СЕМЬИ

 

Семья, как и человек, рождается, взрослеет и становится зрелой. Каждый период отношений супругов и жизни семьи имеет своё символическое, психологическое, социальное и смысловое значение. Когда юноша и девушка женятся, то их сначала называют молодоженами. Затем мужем и женой, супругами. В дальнейшем они становятся родителями. А по прошествии двух-трёх десятилетий внуки зовут их дедушкой и бабушкой. В почтенном возрасте муж и жена удостаиваются чести величаться супружеской четой.

В православной России совместное многолетнее супружество было морально-этической нормой жизни русского народа. Разводы как социальное явление встречались крайне редко и осуждались общественной моралью. Церковь, государство и весь традиционный уклад общества поддерживали единобрачие и многодетность в семьях.

Возраст семьи поэтизирован в народных традициях русской культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: