Содержательный модуль 1. Нормы современного русского литературного языка (СРЛЯ)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации

(получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)

 

Донецк,2017

 

Рабочая программа дисциплины«Русский язык и культура речи»

 

 

Программаразработана Поляковой Я.В., канд. пед. наук, доцентом, и.о. заведующего кафедрой лингвистики

 

 

Рекомендована к утверждению на заседаниикафедры лингвистики

 

протокол заседания

от 26апреля 2017 г. № 9

 

И.о. заведующего кафедрой лингвистики ________ ПоляковаЯ.В.

 

 


 

Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения, осознание студентами роли и значения русского языка в современном обществе;

- формирование основ коммуникативной компетенции будущего высококвалифицированного специалиста, образцовой современной языковой личности, владеющей теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, обладающей устойчивыми навыками порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи;

- дальнейшее развитие и совершенствованиеспособности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоениезнанийо русском языке как многофункциональной знаковой системы и общественном явлении; о языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:

- обучение системе норм русского литературного языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;

- повышение общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности;

- формирование теоретической базы в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;

- формирование практических навыков в составлении и продуцировании различных типов текстов, в предотвращении и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, в адаптации текстов для устного или письменного изложения;

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- формирование умений использовать знания по русскому языку в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;

- формирование сознательного отношения к своей и чужой устной и письменной речи на основе изучения её коммуникативных качеств.

Изучение данного курса позволит дать целостное представление о двух взаимосвязанных компонентах учебной дисциплины: «Русский язык» (все аспекты русского языка: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, а также нормы орфографии и пунктуации) и «Культура речи» (нормы современного русского литературного языка, функциональные стили литературного языка, риторика, т. е. культура устной речи).

В результате освоения программы дисциплины «Русский язык и культура речи» у слушателя должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенциидля осуществления профессиональной деятельности с объектами: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы. По завершению профессиональной переподготовки слушатель должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности какпедагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.

В результате освоении содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» слушатель должен обладать:

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия(ОК-6);

- способностью логически верно устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики(ОК-7);

- владеть основами профессиональной этики и речевой культуры(ОПК-5).

В результате освоения содержания программы профессиональной переподготовки слушатель должен:

Знать:

• различия между языком и речью;

• функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

• связь языка и истории; культуры русского и других народов;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;

• смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• важнейшие принципы и правила орфографии и пунктуации русского языка

• орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

• специфику устной и письменной речи;

• правила продуцирования текстов разных жанров;

• распознавание признаков разных жанров;

• систему функциональных стилей современного русского литературного языка и её внутриструктурную организацию;

• стилевые, жанровые особенности и сферы употребления каждого стиля;

• принципы создания связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

• основные качества хорошей речи.

 

Уметь:

• строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

• различать элементы различных языковых уровней;

• выбирать из грамматических вариантов те, которые соответствуют речевой ситуации;

• создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• излагать свои мысли в устной и письменной форме свободно и правильно, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) и нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

• пользоваться современным русским литературным языком и активно применять принципы организации речевых средств в пределах определённого функционально-стилевого единства;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, находить по опознавательным признакам орфограммы и пунктограммы;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять и редактировать собственные тексты;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи;

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

Владеть:

• навыками ведения диалогического и полилогического общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящими различными социальными отношениями;

• навыками построения связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями и ситуацией;

• навыками трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) в словесный, а также переход от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту);

• навыками грамотного произношения, постановки ударения, образования и употребления правильных грамматических форм;

• теоретическим материалом, необходимым для понимания современного этапа развития культуры речи;

• устной и письменной речью и общаться с аудиторией в различных коммуникативно-речевых условиях;

• способностью выбирать оптимальную для определённой ситуации линию речевого поведения;

• навыками эффективно и целенаправленно воздействовать речью на слушающую аудиторию.

 

 

2. Учебно-тематический план освоения дисциплины

Содержание дисциплины

Содержательный модуль 1. Нормы современного русского литературного языка (СРЛЯ)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: