тема. «Тренер по медиации школьной службы примирения».




Программа консультативно-тренинговых занятий

 

ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫПРИМИРЕНИЯ

И медиация в сфере образования

В процессе прохождения семинара-тренинга участники смогут получить представления о создании службы примирения, восстановительном способе урегулирования конфликта и на практикуме опробовать:

· коммуникативные техники работы с людьми в сложном эмоциональном состоянии (гнев, обида, стыд и пр.);

· организацию процесса медиации (то есть конструктивного диалога между конфликтующими сторонами) для достижения ими взаимно устраивающей договоренности;

· проведение беседы, помогающей человеку осознать свою ответственность и загладить причиненный вред;

· работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев и межнациональными конфликтами;

· правовые основы урегулирования конфликтов и правонарушений несовершеннолетних;

· налаживание взаимодействия с КДНиЗП, территориальной службой примирения и другими структурами и специалистами;

· презентацию позиции медиатора и восстановительного способа урегулирования конфликта

· навыки тренерской работы для обучения новых членов Службы примирения.

Обучение проводится в интерактивной форме с использованием кейсов, учебных фильмов, презентаций. Участники получают раздаточные материалы и книги в электронном виде. Возможны дополнительные семинары, супервизии и вэбинары по запросу группы (трудные случаи на медиации, правовые и юридические вопросы и пр.).

Тема: «Конфликты и их урегулирование»

Реакции людей на конфликт. Защитные механизмы и самооправдание. Ценности и интересы сторон конфликта.

 

Способы реагирования на конфликты и правонарушения подростков со стороны специалистов и учреждений, их влияние на участников конфликта. Усиление (обострение), вытеснение и конструктивное разрешение конфликта.

 

Как перевести конфликт в конструктивное русло. Взаимопонимание. Урегулирование конфликтов через переговоры (медиация).

 

Восстановительная медиация: принципы и цели. Позиция медиатора. Как передать ответственность за нахождение решения сторонам конфликта.

 

Этапы работы с конфликтом в процессе восстановительной медиации.

 

 

Тема: «Предварительные встречи и передача ответственности»

Как предложить медиацию. Вступительные слова медиатора.

 

Практикум «Предварительная встреча и передача ответственности» с участниками конфликта. Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение каждой мини-группы.

 

Практикум «Коммуникативные навыки медиатора. Работа с сильными эмоциями (стыд, обида, гнев и т.д.)

 

Тема: «Примирительная встреча сторон конфликта»

Практикум «Примирительная встреча».

Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение каждой мини-группы.

 

Как заключаются договоры на медиацию и примирительный договор.

 

Другие медиативные программы (восстановительный расспрос, школьные восстановительные конференции и пр.). Влияние медиации на процесс воспитания.

 

Тема. Проектирование службы примирения.

Структура и этапы создания службы примирения. Правовые основы служб примирения.

 

Взаимодействие службы примирения с КДНиЗП, ассоциацией медиаторов и территориальными службами примирения.

 

Тема. Супервизия

Супервизия (обсуждение и анализ) проведенных слушателями медиаций, разбор трудных случаев на медиации.

Тема. Работа в Круге: традиции примирения, нарративная практика.

 

Происхождение Кругов. Традиции примирения. Этапы и правила проведения круга. Роль Хранителя. Традиции Круга.

 

Круг как актуализация ценностей участников. Возможные формы актуализации ценностей в ходе проведения Круга.

 

Практикум подготовки «Круга сообщества» и «волонтерской команды».

 

Тема. Проведение «Круга сообщества»

Практикум проведения «Круга сообщества».

 

Особенности работы с межэтническими конфликтами, ситуациями буллинга и изгоев и т.д.

 

 

Тема. «Концептуальные основы медиации».

Теоретические представления о восстановительной медиации, необходимые для тренера.

Проектирование программы тренинга участниками тренинга. Работа в группах и общее обсуждение.

тема. «Тренер по медиации школьной службы примирения».

Позиция тренера. Работа в группах и общее обсуждение.

Практикум этапов и блоков тренерской работы.

· анализ существующей системы реагирования на конфликты и криминальные ситуации в регионе;

· освоение принципов и понятий восстановительного подхода в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций, роли ведущего в программах примирения.

· знакомство с коммуникативными навыками, необходимыми ведущему для работы;

· проигрывание навыков ведущих программ примирения в малых группах на примере реальных ситуаций.

· проектирование будущей службы.

Заключительный круг и выдача сертификатов о прохождении курса.

Пояснительная записка:

Служба примирения (ШСП) в образовательном учреждении

Миссия школьной службы примирения (ШСП) - восстановить и закрепить в школьной среде способность к взаимопониманию как культурную традицию. Эту традицию можно назвать восстановительной культурой взаимоотношений.

 

Правовая основа служб примирения: В 2011 году Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав было принято Постановление о создании в каждом общеобразовательном учреждении Службы примирения. В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Сейчас в России на 18 территориях действуют 748 школьных и 77 территориальных служб примирения. За 2012 год ими в ходе разных восстановительных программ было разрешено около пяти тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали более семнадцати тысяч человек, находящихся в конфликте.

Школьная служба примирения – это команда взрослых и школьников, которая стремится:

1. при конфликте снизить административные, карательные воздействия взрослых, а также силовые воздействия и манипуляции детей и перевести их в конструктивную коммуникацию;

2. формировать в школе восстановительную культуру, основанную на важности человеческих отношений и налаживании взаимопонимания;

3. реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;

4. строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям, как справедливость и ответственность;

5. дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;

6. включать детей во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте.

Школьная служба примирения использует восстановительную медиацию, а также «круги сообщества» и «школьные восстановительные конференции» для решения конфликтных ситуаций. При этом в своей работе она руководствуется Стандартами восстановительной медиации, принятыми в 2009 году.

Восстановительная медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда). То есть, ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.

Медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), межнациональных конфликтах, конфликтах между учениками и учителями, между родителями и администрацией и т.д.

Круги сообщества - программа, работающая с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр. В ходе нее участники обсуждают свои ценности и вместе ищут решение.

Восстановительная программа состоит из:

1. Подготовительной работы

2. Предварительной встречи с каждой из сторон конфликта (и их законными представителями).

3. Проведения совместной встречи (медиации или Круга сообщества).

4. Аналитической беседы.

5. Составления отчета.

В сложных случаях будет необходимо несколько встреч.

В большинстве случаев служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальной педагог, реже психолог или один из учителей) и около десяти старшеклассников.

Мы считаем важным участие учеников школы в службе примирения, поскольку:

Во-первых, это дает возможность улучшать взаимодействие и понимание в тех ситуациях, о которых не стало известно взрослым, куда взрослым доступа нет.

Во-вторых, ребятам проще достичь доверия со сверстниками – они говорят друг с другом на одном языке.

В-третьих, для самих школьников-медиаторов работа в школьных службах примирения представляет тренинг по конструктивной коммуникации, которая им пригодится в дальнейшей жизни.

Целевые группы

1. несовершеннолетние правонарушители и их ближайшее социальное окружение (семья и т.д.)

2. пострадавшие от правонарушений несовершеннолетних (подростки и взрослые)

3. Участники образовательного процесса, находящиеся в состоянии конфликта

4. Участники образовательного процесса, стремящиеся научиться решению конфликтов и правонарушений через восстановительную медиацию (и другие восстановительные программы).

Минимальные требования к взрослым медиаторам:

Медиаторы должны:

1. Знать и соблюдать стандарты восстановительной медиации

2. Пройти обучение по восстановительной медиации (минимально – 24 часа аудиторно и 24 часа работы с текстами по восстановительному правосудию внеаудиторно; рекомендуемый объем - 72 часа аудиторных занятий).

3. Регулярно проходить супервизию и анализ кейсов.

4. Регулярно участвовать собраниях ассоциации медиаторов (ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы) или проводимых ее членами районных собраниях медиаторов.

Продолжительность занятий - 72 академических часа.

Возможно поэтапное обучение

Ведущий курса: Коновалов Антон Юрьевич

руководитель направления «Школьные службы примирения»

Центра "Судебно-правовая реформа",

научный сотрудник и преподаватель МГППУ,

преподаватель курсов повышения квалификации МИОО,

профессиональный медиатор и тренер по медиации.

Сайт: www.sprc.ru

Электронная почта: Konovalov-A@yandex.ru Телефон 8 (926) 145-87-01



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: