Индивиуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР
Пояснительная записка
По заключению ОЦПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка составлен с опорой на проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития, программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. А также с учётом содержания программы «Детство», зоны актуального и ближайшего развития ребёнка. Основным способом деятельности с ребёнком являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога, в отдельных случаях - по словесной инструкции воспитателя и специалистов. Для усвоения воспитанником учебного материала используются различные методы:
– наглядный: показ образца, демонстрация видеоматериалов, иллюстраций, моделей, схем, рассматривание;
– практический: упражнения, игра, обследование, игры – экспериментирование, опыты;
– словесные: словесно-жестовая форма объяснений, словесные инструкции, рассказ, беседа. А также применяются интерактивные техники: здоровьесберегающие, телесно-ориентированные, экспериментирование, психогимнастика.
Строятся коррекционные занятия с учётом принципов:
реализации деятельностного подхода (основная деятельность – игра), комплексного использования методов и приемов, дифференцированного подхода, систематичности, повторяемости, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, развивающего обучения, реализующегося через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей.
I. Сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка – П.____________________________ Возраст – 3.5 мес. (октябрь 2016г.)
Адрес: _______________________________________
Сведения о родителях:
Полная семья, отец – рабочий, мать – домохозяйка.
Мальчик начал посещать дошкольное учреждение с апреля 2016 года. Адаптация к ДОУ прошла легко. Посещает образовательное учреждение нерегулярно: пропуски бывают по болезни, а также по другим причинам.
Наличие общих представлений о себе и окружающем. На групповых занятиях, в игре не откликается на своё имя. Реагирует на обращение на близком расстоянии.Основные культурно-гигиенические навыки сформировались: сам ест, пользуется горшком, в основном самостоятельно одевается, иногда требуется небольшая помощь.
Особенности эмоционально-волевой сферы.
Мимика выражена не ярко. Импульсивный, подвижный ребёнок. Предпочитает подвижные игры, подражает в играх действиям ребят. На музыкальных занятиях не в такт музыке переступает ногами или копирует детей. В образовательной деятельности не проявляет интереса, познавательной активности. В групповые познавательные занятия не включается. Инструкции педагога, обращённые к группе (на занятии), не воспринимает как сигнал к действию.
Особенности познавательных процессов:
Восприятие. Слуховое восприятие нарушено: часто не реагирует на адресованные к нему обращения, указания, просьбы. Эталоны цвета не сформировались: не называет и не различает основные цвета. Соотносит предметы по величине: собирает, ориентируясь на величину, чашечки, после обучения – 3 составную матрёшку. Разрезные картинки, пазлы не собирает.
Внимание неустойчивое, быстро переключается с задания на манимулятивную деятельность.
Деятельность. В ролевые игрыне включается. Не понимает и не играет дидактическими играми. Одним словоь, ведущая деятельность (игровая) у него еще недостаточно сформирована;
Предметное изображение не сложилось. Изображение на уровне черкания. Не умеет правильно держать кисть, карандаш, ножницы. Проявляет некоторый интерес к конструированию.
Развитие моторики. В развитии двигательной сферы не наблюдается отставания. Крупная моторика соответствует возрастным нормам. Любит мальчик бегать, свободно перемещается в пространстве групповой комнаты, участка и спортивного зала. Мелкая моторика не сформирована.
О собенности личностной сферы. Поведение ребёнка соответствует более младшему возрасту (менее активен, безынициативен, слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);
Контактирует с детьми охотно, с незнакомыми или малознакомыми взрослыми идёт на контакт, но не всегда сразу. Настроение часто меняется, тревожный ребёнок, раздражается, когда его не понимают. Отстаёт по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не может хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии.
Характеристика речевого развития. Активный словарь не сформировался. Ребёнок издаёт однообразные звуки. Понятийный словарь беден. Обучаемость - низкая. Основные трудности в усвоении программного материала – отсутствие активной речи.
Особенности дефекта и его структура: задержка речевого развития.
Заключение: низкий уровень речевого развития.
Заключение ОЦПМПК – ЗПР. Дата обследования на ОЦПМПК – октябрь 2016 года
II. Содержательный раздел
Направ-ление | Ответственный | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы | Сроки проведения коррекционно-развивающей работы | Текущий результат. Итог - май 2017 | |
Познавательное развитие | 1.11.17 по 25.05.17 года | Результаты педагогического мониторинга, Диагностика Е.А.Стребелевой | ||||
Сенсорное воспитание Воспитатель, психолог | Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: - учить соотносить предметы с их изображением - учить сличать парные предметы и картинки; - учить воспринимать величину предметов (большой, маленький); - учить сличать геометрические фигуры; - учить различать объёмные формы – кубик, шар. Развивать слуховое восприятие -Учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан). | «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; При рассматривании картинок в книге: сопоставить картинку и предмет, используя речевую ситуацию в целом (слово, жест, интонация). «Покажи такой же предмет, как у меня,..такую же картинку». «Подбери домик для игрушки» (по величине). «Матрёшка». Расставь матрёшки по росту: от маленькой до большой. «Каждую фигуру на свое место» Шарик катится, кубик стоит, не катит. «Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов, позднее картинок. Игры с детскими музыкальными инструментами | Ноябрь | + + + +_ | ||
Сенсорное воспитание Развитие мелкой моторики- Воспитатель, специалисты Развитие памяти Психолог Развитие во ображения Развитие внимания Социально-коммуникативное развитие Педагог-психолог Развитие речи Учитель-логопед | Формировать восприятие формы, величины 1. Различать основные геометрические формы через обследовательские действия, опыты, наблюдения, игры Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой, конструктивной деятельности Учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина) - Учить складывать разрезную картинку из двух частей. -учить складывать разрезную предметную картинку из 4 частей, затем 5- 6 частей; Развивать координацию рук Развивать слуховую память (4 слова, 3-4 звука), зрительную Развивать репродуктивное воображение Развивать слуховое внимание, мышление, ориентировку в пространстве; - Развивать элементы произвольного внимания; продолжать создавать у ребёнка положительное эмоциональное состояние в общении со взрослым - побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов); - учить первичным способам усвоения общественного опыта -учить откликаться на своё имя - учить находиться рядом с детьми, - формировать потребность эмоционально личностного контакта со взрослым; - учить показывать части своего тела: голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы; - учить узнавать себя в зеркале, на фотографии -проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметами действиям с ними; - испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий); создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке -эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки. - Учить определять простейшие функции организма: ноги ходят; руки берут, делают; глаза смотрят; уши слушают - Учить детей наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников. - Учить эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним. - Учить различать основные эмоции: радость, грусть, злость. - побуждать вступать со взрослым в общение, эмоционально вызывая ребенка повторять фонемы; (все специалисты на занятиях, воспитатель - в повседневной деятельности). - вводить в восприятие ребенка названия окружающих предметов быта, мебели, игрушек, одежды; продолжать развивать понимание речи; - учить узнавать и называть (при помощи лепетных слов, звукоподражаний) изображение знакомого предмета на картинках; - побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов); - побуждать выполнять несложные поручения (дай, принеси, покажи, возьми); - стимулировать подражание речи за взрослым человеком; - учить отвечать на вопросы одним словом («Кто?», «Что?», «Что делает?»); - пополнять активный словарь словами, как правило, состоящими из двух одинаковых слогов. В словарь входят: - названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; - названия некоторых трудовых действий и собственных действий; - имена близких людей, имена детей группы. |
-«На что похоже?» (квадрат? Круг)?
-Пальчиковые игры: изобрази квадрат, круг… пальцами.
- Втыкалочки.
- Найди такую же фигуру (как у меня).
- Игра «Почтовый ящик»; - доски Сенега.
- Игра «Лото»
- Найди круг, квадрат и т. д.
-Раскрась круг одним цветом, квадрат – другим; …
большие (широкие, высокие) - одним цветом, маленькие (узкие, низкие) - другим цветом. «Чей коврик лучше?»: заполнить коврик квадратной формы другими геометрическими фигурами и т.п. – Задание на узнавание фигур (фигуры изображены наложением одна на другую) - «Наши пальчики играют»:
-Шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой.
- Собери все красные фигуры… все большие.., все круги и т.д.
Изображение (мяч) разрезается на симметричные части
На прогулке, экскурсии обращать внимание на величину объектов окружающего мира, сравнивать их: что выше, ниже, шире, уже, острее и пр., предложить родителям закреплять данные знания в повседневной деятельности
Игра «Солнышко», «Мишка и кукла». Потешки с движениями.
Упражнения, игры через сопоставление отражения в зеркале и фотографии. Упражнение «Отражение в зеркале» Игра «Найди свою игрушку»
Игра- упражнение «Возьми игрушку» «Угадай, что в мешочке». Рисование любимой игрушки (в совместной с взрослым деятельности). Покорми птичку (кукольный театр)
Игры с детскими музыкальными инструментами. Слушание природных звуков (дождя, ручья, птиц, ветра и др. в записях).
Рассматривая картинки во время чтения детских книг. Подвижные и ролевые игры.
В совместной деятельности, во время самостоятельной деятельности и прогулки.
Коммуникативные игры (по ситуации)
В играх, рассматривании изображений животных, лиц детей. Упражнение «Зеркало». Этюд «Король Боровик ». Рисование весёлого солнышка. Тренинговые упражнения: изобразить грусть, радость.
Наблюдения детей за живыми объектами и движущимся транспортом.
Игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок («Чудесный мешочек», «Кто в домике живет?», «Чей малыш?», «Чья мама?», «Кто приехал на машине?»). 1) одноименные действия выполняются разными игрушками; 2) одна и та же игрушка действует многообразными способами.
.
| Декабрь Декабрь-январь январь Январь – февраль 2017г. Март-апрель Апрель - май | + + + - + _ +,- + - + - + +,- +,- - + - - - +,- + - + - +,- + + + + +,- + + _ +,- + по подражанию детям +,- +,_ + -,+ _,+ |
Художественно-эстетическое развитие (музыка) Музыкальный руководитель | 1.Освоить ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений.- пополнять активный словарь словами, как правило, состоящими из двух одинаковых слогов. В словарь входят: - названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; - названия некоторых трудовых действий и собственных действий; - имена близких людей, имена детей группы. | Упражнения: «Вот как мы умеем. «Ноги и ножки». | Январь-май | + |
2.Учить передавать простейшие игровые действия (язык жестов) по показу воспитателя. | Упражнения: «Прятки» «Птичка и собачка» «Ой, летали птички» | Январь-май | + | |
3.Ритмично исполнять простейшие танцевальные движения. | Упражнения: притопы правой ногой о поочередно каждой, фонарики. Пляска «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка | Январь-май | + | |
4.Учить подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания. | «тук-тук», «ля-ля», «баю-бай», «кап-кап» «Самолет» «Да-Да-Да» муз.Е Тиличеевой | Январь-май | + | |
5.Развивать выразительные образно-игровые движения.(Зайцы и Лисичка) | «Пляска зайчиков» Игра «Ловишки» Упражнение «Зайчики». Упражнение «Медведи» муз.Е Тиличеевой | Январь-май | + | |
Физическое развитие Инструктор физической культуры | Ходьба, бег, равновесие Учить сохранять правильную осанку во время ходьбы. Формировать навыки сохранения равновесия при ходьбе на повышенной опоре. Бег Учить бегать не опуская головы, чётко соблюдать заданное направление. Прыжки Учить в энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении с сохранением равновесия. Катание, бросание, ловля, метание Учить развивать ловкость в упражнениях с мячом. Ползание и лазанье Учить ползать разными способами развивая координационные способности, силу и ловкость. Учить лазать по гимнастической лестнице. Подвижные игры Воспитывать интерес к двигательной активности, развивать пространственную ориентировку, двигательную память. Общеразвивающие упражнения Развивать одновременность и согласованность движений при выполнении упражнений. Пальчиковая гимнастика Развивать мелкую моторику рук. | Ходьба обычная, на носках, на пятках, «змейкой»; ходьба с изменением темпа; ходьба между линиями по доске(шир. 20 см.), по наклонной доске. Бег по прямой; бег «змейкой», между предметами; Бег с ускорением и замедлением. Прыжки на месте, с продвижением вперёд; прыжки в длину с места; прыжки через предмет (высота 5 см.) Ловить мяч двумя руками, не прижимая его к груди; бросание мяча вверх; отбивание мяча об пол; поражать вертикальную и горизонтальную цель. Ползание на четвереньках по прямой; «змейкой» между предметами; подлезать под дугу не касаясь руками пола. лазать по гимнастической лесенке приставным шагом; «Мыши и кот» «Птички и кот» «Быстро возьми – быстро положи» «Найди свой домик» ОРУ без предметов; с мячом; с платочком. «Игра с пальчиками» «Оладушки» | ноябрь- апрель Январь –апрель Январь – апрель Февраль, март Март, апрель Январь- март Февраль, апрель Март- апрель Январь, Февраль, март Январь, апрель Февраль, Апрель Январь - апрель постоянно Январь, март Январь,февраль Март, апрель | + + + + + + + + + + + + + + + |