Культуры»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по научной работе
__________________ А.Ю. Русаков
«____»_______________2015 год
Факультет мировой культуры
Кафедра теории и истории культуры
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Методология научных исследований по направлению (культурология)
Направление: 51.06.01 - культурология теория и история культуры
Профиль: теория и история культуры
Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь
Санкт-Петербург
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_»__________2015_г.,
протокол №_.
Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «_»_______2015_г.,
протокол №_.
Учебно-методический комплекс подготовил:
Доктор философских наук, профессор Большаков Валерий Павлович
Рецензент:
________________________________________________________________
Рецензия:
Рабочая программа дисциплины. «Методология научных исследований по культурологии», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, и др.), а также, методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки аспирантов по циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 51.06.01 - культурология теория и история культуры. Содержание дисциплины: «Методология научных исследований по культурологии» способствует активизации у аспирантов знаний в области теоретической культурологии. Задачей курса является изучение актуальной проблематики методологии изучения теории и истории культуры. Выделяется наиболее репрезентативный материал, освоение которого позволяет аспирантам научиться глубже понимать и точнее оценивать культуру, ее динамику, явления, ценностные смыслы, владеть методологическими приемами и навыками при исследовании явлений культуры.
На семинарах для обсуждения предлагаются различные виды источников, К этим источникам ставятся проблемные вопросы, в том числе связанные с проблемами современной социокультурной практики.
Обеспечивается развитие знания аспирантами основных теоретических представлений о культуре и ее истории, понятий, умение их использования, знание различных подходов, принципов и методов теоретического и исторического исследования культуры.
Аннотация. Дисциплина Методология научных исследований по культурологии реализуется в соответствии с государственным стандартом для направления51.06.01 - культурология теория и история культуры. В этом курсе находят свое отражение основные содержательные единицы государственного стандарта по дисциплине данной дисциплине. В сравнении с обычными курсами по методологии культуры в данном случае достаточно подробно анализируется специфика культуры и ее явлений, определяющая особенности методологии их изучения.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Методология научных исследований по направлению (культурология)»
ФГОС ВПО: | ||||
Дата утверждения, № приказа | 22.08.2014 | |||
Направление (шифр и название) | 51.06.01 Культурология | |||
Квалификация (степень) (бакалавр, магистр) | Исследователь, преподаватель-исследователь | |||
ООП ВПО (учебный план): | ||||
№ приказа, дата утверждения | № 14 от 28.10.2014 | |||
Профиль | Теория и история культуры | |||
Индекс дисциплины по учебному плану ООП | Б1.В.ДВ.3. | |||
Трудоемкость дисциплины | ||||
Семестр (число недель) | ||||
Всего: зачетных ед. | ||||
часов | ||||
Аудиторная работа: | ||||
Самостоятельная работа: | ||||
Формы промежуточного контроля: | Зачет | Зачет | ||
Форма итогового контроля | Экзамен | экзамен |
Рабочая программа дисциплины
«Методология научных исследований по направлению (культурология)»
Целью освоения дисциплины: Обеспечить углубленное знание аспирантами основ Методология научных исследований по направлению (культурология), ее теоретических проблем, развить способности применять научные подходы, методы и методики для изучения феноменов культуры, процессов ее исторического развития.
Задачи учебной дисциплины:
Обеспечить углубленное знание: - терминологии, используемой в теории культуры, применительно к методологии изучения теории и истории культуры;
Способствовать развитию понимания аспирантами: - сложных методологических проблем культурологии; специфики культуры и ее ценностей, сказывающейся на особенностях их изучения;
Развить у аспирантов навыки: - методологических подходов к изучению явлений культуры в их историческом прошлом и современном состоянии; - методической обработки исследовательских материалов и источников при изучении культуры.
2 Место дисциплины в структуре ООП:
2.1. Учебная дисциплина относится к базовой части учебного цикла.
2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, аспирант должен.
Знать: базовыйматериал по теории и истории мировой и русской культуры, истории культурологии.
Уметь: работать с источниками, с учебной и дополнительной литературой, логично представлять освоенное знание;
Владеть: понятийным аппаратом, навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии, а также обладать следующими компетенциями:
УК-1 способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-4 готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках.
ОПК-4 готовность организовать работу исследовательского коллектива в сфере культуры.
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
УК-2 способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
УК-6 способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
ОПК-1 владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в сфере культуры;
ОПК-2 владение культурой научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий
ПК-1 - способность самостоятельно ставить конкретные научно-исследовательские задачи в области культурологии, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований.
ПК-2 - способность применять знания основных отечественных и зарубежных концепций в области теории и истории культуры в научно-исследовательской деятельности.
ПК-3 - свободно владеть категориальным аппаратом культурологии, позволяющим ориентироваться в актуальной культурологической проблематике и изучать современные социокультурные формы, процессы и практики.
В результате освоения учебной дисциплины аспирант должен:
знать: основы методологии культурологических исследований, объекты и предметы теоретических и исторических исследований культуры; проблемы определения и понимания культуры, современные исследовательские подходы к ее пониманию и изучению; современные трактовки смысла понятий «культура» и «цивилизация», соотношения этих понятий и явлений, обозначаемых ими; своеобразие духовных ценностей, ценностей культуры и их связей со значимостью, нормами и идеалами;
уметь: логично представлять освоенное знание, критически использовать методы современной науки в конкретной исследовательской и социально-практической деятельности. - применять развитое в процессе обучения теоретическое понимание культуры, цивилизации, ценностей культуры к анализу ее феноменов;
- владеть: навыками применения различных теоретических подходов и методов к исследованию явлений культуры, реализуемыми в том числе при выполнении диссертационного исследования- -понятийным аппаратом современной теоретической культурологии.