Я рос. Меня, как Ганимеда...




Пинегина Лиза,11г

Я рос. Меня, как Ганимеда,

Несли ненастья, сны несли.

Как крылья, отрастали беды

И отделяли от земли.

 

Я рос. И повечерий тканых

Меня фата обволокла.

Напутствуем вином в стаканах,

Игрой печальною стекла,

 

Я рос, и вот уж жар предплечий

Студит объятие орла.

Дни далеко, когда предтечей,

Любовь, ты надо мной плыла.

 

Но разве мы не в том же небе?

На то и прелесть высоты,

Что, как себя отпевший лебедь,

С орлом плечо к плечу и ты.

 

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Я рос. Меня, как Ганимеда…»

Творчество Пастернака никогда нельзя было назвать простым и понятным. Практически каждое его стихотворение разные читатели интерпретируют совершенно по-своему. Вот и стихотворение «Я рос. Меня, как Ганимеда…» полно загадок, и оттого его так интересно разбирать.

По жанру произведение является философской лирикой. К сожалению, историческую справку мне найти так и не удалось. Только под последними строками были выписаны два числа «1913» и «1928». По всей видимости, это даты написания и первой публикации соответственно. Нельзя сказать, что произведение явно как-либо отражает личную жизнь поэта в данный период времени (1913 год) или несет в себе отсылки к социальной обстановкой в стране, поэтому позволю себе не зацикливаться на данном пункте.

Говоря о содержании, стоит прежде всего заметить, что темой произведения является личностный рост человека. При этом в произведении множество отсылок к истории героя древнегреческой мифологии Ганимеда. Во-первых, в первых же строке лирический герой, несущий в себе образ самого автора, сопоставляет себя с ним:

Я рос. Меня, как Ганимеда,

Несли ненастья, сны несли.

К слову о самом Ганимеде, это был юноша невиданной красоты, которого в конце концов похитил превратившийся в орла Зевс, после подаривший ему вечную юность и жизнь с другими божествами на Олимпе.

То есть, строки:

Как крылья, отрастали беды

И отделяли от земли.

Как бы намекают на то, что все пережитые страданья превозносят человека. При этом крылья являются прямой отсылкой к птичьему облику Зевса.

Второе же четверостишье олицетворяет осознание личностью своей участи. Так, например, в строфе царит мотив подготовления к новой жизни благодаря словам «повечерье» и «напутствие». Опять же, возвращаясь к мифологии, прежде, чем окончательно «влиться в коллектив» к Богам-Олимпийцам, Ганимед служил у них виночерпием:

Напутствуем вином в стаканах,

Игрой печальною стекла,

Возможно, эта часть повествует о том, что переход к новым стадиям развития души – это именно эволюция, никак не революция. Вознесение духа и сознания плавное, долгое, полно смуты и горечи. В принципе, именно таким и был жизненный путь Пастернака – его творчество пропитано душевными терзаниями, поисками истины, и оценка его работы в лице Нобелевской премии приходит к нему в конце жизни. А ведь это стихотворение было написано уже в 1913…

Далее идет прямая отсылка к путешествию Ганимеда в лапах Зевса-орла:

Я рос, и вот уж жар предплечий

Студит объятие орла.

По моему мнению, третье четверостишье символизирует отрыв лирического героя от реальности (который начинался еще в первой строфе в словах «отрастали беды и отделяли от земли»). Подчеркивают это последующие две строчки, посвященные любви:

Дни далеко, когда предтечей,

Любовь, ты надо мной плыла.

Таким образом, в определенный момент даже такое общечеловеческое чувство, как любовь, отпускает персонажа, при этом он возносится все выше и выше. Возможно, Пастернак хотел донести, как растет талант поэта, когда земные чувства уходят на второй план, а главной темой становится стремление к пониманию мира, то бишь возможность узреть весь мир с высоты полета.

Однако последняя строфа вновь обращена к любви, и герой акцентирует внимание на том, что любовь боле не «плывет НАД ним», она «плечо к плечу» с ним. Получается, любовь не охватывает, не владеет вознесшимся человеком, но она сопутствует ему, в некотором роде даже самоотверженно следует за ним:

…как себя отпевший лебедь,

С орлом плечо к плечу и ты.

В общем, можно предположить, что Пастернак обрисовал в данном стихотворении свою мечту: вознестись над человеческими нуждами, обрести гармонию со своими чувствами и примкнуть к вечному (так сказать, к Олимпу).

Средства художественной выразительности использованы самые разнообразные. Конечно, большинство из них – развернутые метафоры (ключевые метафоры я попыталась разобрать выше, параллельно с анализом содержания). Нельзя обойти внимание использование Пастернаком анафоры. Каждая первая строка четверостишья начинается со слов «я рос», что помогает понять то, насколько длинным был путь лирического героя к высшей материи. Важным моментом является и тот факт, что любовь олицетворена в данном стихотворении. Лирический герой обращается к ней и даже дает ей некий материальный облик своими словами о том, как она летит рядом (т.е. сравнивает любовь с птицей). По сути, восприятие чувства как нечто материальное (и, соответственно, простое) весьма непрозрачно намекает на то, что лирический герой становится гениальным, а может даже и подобным любви.

Что касается всего остального, стихотворение написано ямбом, никаких фонетических особенностей выделить нельзя. Присутствует частичный синтаксический параллелизм (одинаковый порядок подлежащих и сказуемых, но второстепенные члены предложения у строк различны). Лейтмотивом произведения являются крылья, как символ приближения к «высокому». Лексика употреблена обыкновенная и возвышенная. Некоторые слова достаточно редкие в употреблении (например «повечерье»). Отчасти это помогает языку соответствовать содержанию произведения, где главная сюжетная линия – древняя легенда. Еще одним интересным приемом можно назвать то, что в стихотворении предложения (простые) часто начинаются в одной строке, а заканчиваются в другой:

Я рос, и вот уж жар предплечий

Студит объятие орла.

По всей видимости, данный прием скрепляет строки между собой, образуя из произведения единую структуру с плавными переходами от одной мысли к другой.

Подводя итоги, мне бы хотелось сказать, что при всем моем равнодушии к творчеству Борису Пастернака, анализировать данное стихотворение было невероятно увлекательно. Оно полно неконкретных образов и деталей, которые не дают четкого представления о предмете, который в них воплощается. Думаю, это одно из самых глубоких стихотворений о духовном пути человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: