МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ




ЗАДАНИЙ ПО ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Задания для студентов:

 

Задание 1.

Познакомьтесь с условиями работы детского сада. В беседе с заведующим, старшим воспитателем выясните специфику условий работы ДОУ, его вид, основное направление работы; получите сведения о комплектовании групп, материальных условиях их размещения.

Рекомендации по выполнению задания

Эффективность воспитательно-оздоровительной работы в группах детей во многом зависит от развивающих условий, функциональное назначение которых должно соответствовать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Проводится осмотр групповых помещений. Записи следует вести в такой последовательности:

- комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям;

- предметы мебели, их расстановка, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям;

- пособия для проведения физически упражнений и оздоровительных мероприятий;

- пособия для проведения игр-занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;

- игрушки для детей, их виды, количество и размещение;

- площадка и ее оборудование.

По результатам осмотра составляется описание материальных условий группы, а также таблица соотношения количества игрушек:

 

Виды игрушек Перечень Количество
общее на каждого ребенка
         

 

 

Задание 2.

Изучите особенности организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Установите ее соответствие принципам построения развивающей среды.

Рекомендации по выполнению задания

- проанализируйте характеристики психолого-педагогической среды, окружающей ребенка, специфику труда воспитателя;

- настройтесь на личностно-ориентированное общение с детьми, вырабатывайте культуру педагогической деятельности (речи, общения, внешнего вида);

- обратите внимание, созданы ли в игровой комнате условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, индивидуальных игр, развития движений, приобщения малышей к изобразительной деятельности, сенсорного развития. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме:

 

Вид деятельности Игрушки и пособия Количество Психолого- педагогический анализ
       

 

- ознакомьтесь с интерьером группы, определите насколько он соответствует эстетическим требованиям, а предметно-пространственная среда - интересам ребенка и его психологическому здоровью. Что нужно сделать для улучшения предметно-пространственной среды, чтобы воспитанники группы чувствовали себя более комфортно?

В ходе изучения специфики труда воспитателя в группах выполняйте следующие требования:

- познакомьтесь с воспитателем и попытайтесь установить с ним доверительные отношения;

- обратите внимание на внешний вид воспитателя и его помощника;

- понаблюдайте за их работой, распределением обязанностей между ними. Проведите хронометраж участия воспитателя и его помощника в ходе режимных процессов. Хронометраж ведется по следующей форме:

 

Время Режимный процесс Деятельность
    Воспитателя Помощника воспитателя Детей
         

При общении с детьми придерживайтесь следующих советов:

- подумайте, как можно быстро установить контакт с детьми и запомнить их имена;

- придумайте занятие или развлечение, которое заинтересовало бы детей и повысило ваш авторитет в глазах малышей;

- понаблюдайте за детьми и опишите проявления индивидуальности ребенка, которые вы заметили;

- ознакомьтесь с характеристиками индивидуально-типологических особенностей детей

- опишите наиболее запомнившегося вам ребенка;

- проанализируйте чувства, которые вы испытали, общаясь с детьми раннего возраста.

Задаиие 3.

Изучите режим дня в группах детей
с физиолого-гигиенических позиций, степень вос-
питания у детей культурно-гигиенических навыков.:

Оценка соответствия режима возрастным особенностям детей должна включать анализ следующих обязательных элементов:

- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

- продолжительность и место обязательных занятий;

- продолжительность основных занятий с детьми;

- время и кратность пребывания на воздухе;

- продолжительность и кратность сна;

- возможность обеспечения двигательной активности;

- ребенка по собственному выбору;

- обеспечение возможности игровой деятельности.

Познакомьтесь с различными типами режимов.

№ ре-жи- ма Воз-раст, лет Кормление Бодр-ствование (макси-мальная длитель- ность, ч) Сон Коли- чество часов сна, в сутки
Ко-ли-чест-во интер-вал, ч дневной ночной
количество периодов длитель- ность периода, ч длитель- ность периода, ч
                 
                 
                 

Дайте гигиеническую оценку основных режимных процессов: встрече детей, организации дневного сна, приему пищи, проведению прогулок, занятий, закаливающих мероприятий. Для этого проведите наблюдение за существующим распорядком дня в группе детей раннего возраста и определите его соответствие их возрастным особенностям.

Проведите поминутный хронометраж режимных процессов, наблюдая за 1 - 2 детьми. Результаты наблюдений занесите в протокол, одновременно отражая поминутное поведение детей.

Сделайте вывод об организации режимных процессов, соответствии нагрузок возрастным физиологическим особенностям, выявите детей с отклонениями в поведении, дайте рекомендации по совершенствованию организации режима на основании поминутного хронометража и наблюдений за детьми.

Наблюдение рекомендуется вести по следующей форме:

 

Время, ч Фамилия, имя, возраст ребенка Формы активности Деятельность
воспитатель помощник воспитателя
         

По данным наблюдений студенты должны представить анализ выполнения режима с точным указанием времени смещений (если они были) режимных процессов.

Студентам для выполнения задания необходимо ознакомиться с долгосрочным планированием работы; условиями и обстановкой в группах, особенностями проведения режимных процессов, выделить педагогические приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.

На основе наблюдений составляется отчет, в котором отражаются:

- условия и оборудование, необходимые для правильного проведения режимных процессов;

- продолжительность режимных процессов для детей разных возрастных подгрупп;

- педагогические приемы, применяемые воспитателем и его помощником;

- формы активности детей разных возрастных подгрупп.

 

 

Задание 4.

Примите участие в организации бодрствования и проведении воспитательной работы в группах детей.

Рекомендации по выполнению задания

В ходе выполнения задания рекомендуется придерживаться следующих требований:

- подробно ознакомьтесь с долгосрочным планированием работы в группе и планом-перечнем игр-занятий;

- определите педагогическую целесообразность условий и оборудования, своеобразие средств и приемов организации бодрствования;

- выделите содержание, средства и приемы, используемые воспитателем для формирования у детей навыков действий с предметами, основных движений;

- определите содержание работы и приемы, используемые воспитателем в общении с детьми.

 

Данные наблюдения суммируются, систематизируются и представляются в отчете, содержащим требования:

- продолжительность бодрствования детей разных возрастных подгрупп;

- условия и обстановка проведения бодрствования;

- особенности проявления-активности детей разных возрастных подгрупп;

- средства и приемы, используемые для поддержания у детей положительного эмоционального состояния;

- приемы обучения, применяемые персоналом группы в работе, для формирования у детей зрительного, слухового восприятия, речевых навыков общения, действий с предметами и др..

Задание 5.

Проведите наблюдение за ребенком для определения особенностей развития. Распределите детей для наблюдения за их поведением и составления характеристик (по одному ребенку на двух студентов).

План характеристики (фамилия, имя, дата рождения ребенка)

1. Краткие анамнестические данные:

- вес, рост при рождении;

- перенесенные заболевания;

- как развивался ребенок до поступления в детское учреждение и в период, предшествующий наблюдению за ним студентами.

2. Особенности развития и поведения ребенка в период наблюдения:

- внешний вид;

- физическое развитие (вес, рост в сравнении с нормой);

- нервно-психическое развитие - речь (пассивная и активная), движения, деятельность (предметная, отобразительная), навыки, умения;

- особенности поведения и настроение (бодрое, неустойчивое, грустное);

- взаимоотношения со взрослыми и детьми (инициативные, ответные).

3. Педагогические рекомендации по дальнейшему воспитанию ребенка.

 

Задание 6.

Организуйте самостоятельную деятельность детей в группе и проведите занятия с ними. Обратите внимание на особенности поведения детей, их взаимоотношения в процессе самостоятельной игровой деятельности.

Понаблюдайте организованные занятия, проведите хронометражные записи. Каждый студент ведет хронометраж за 1 - 2 детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин по следующей форме:

 

Время, ч Вид деятельности Взаимоотношения между детьми Общение со зврослым Воздействие воспитателя
           

 

В хронометражных записях отражаются виды деятельности ребенка в наблюдаемый отрезок времени, его избирательное отношение к тому или иному виду деятельности, формы общения со сверстниками, инициативные формы общения со взрослым, участие воспитателя в деятельности малыша, выводы и рекомендации.

Обсуждение хронометражных записей позволяет составить представление об общем уровне самостоятельной деятельности всех детей группы и каждого ребенка индивидуально.

Группа третьего года жизни (первая младшая) считается переходной от раннего к дошкольному возрасту, поэтому целесообразно в период практики провести хронометраж занятий.

Результаты наблюдений отразите в протоколах № 1, 2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: