Общая характеристика основ конституционного строя России.




В статье 1 устанавливаются форма государственной власти в РФ и, соответственно, режим политической, экономической и иной свободы личности в обществе. «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это имеет основополагающее значение.

Однако понять содержание этой статьи можно, лишь имея четкое представление о том, что такое государство, из каких компонентов оно состоит и в каких формах может проявлять и проявляет свою власть.

В самом общем и популярном понимании государство представляет собой аппарат управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложную структуру и включает:

1) представительные (законодательные) органы власти;

2) главу государства – президента;

3) правительство, министерства и иные органы государственного управления;

4) правоохранительные органы: суд, прокуратуру и полицию;

5) армию и разведку;

6) исправительно-трудовые учреждения для лиц, отбывающих наказание.

Государственные органы тем или иным способом взаимосвязаны и организованы в единое целое. Способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны:

· форму правления: монархия, республика;

· форму государственного устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные;

· политический режим: демократический и авторитарный.

Форма правления характеризуется способами образования высших органов государственной власти, порядком распределения между ними полномочий.

Форма государственного устройства понимается как способ распределения государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных ее территорий.

Политический режим – это способ осуществления государственной власти по отношению к гражданам, их объединениям, формы и методы участия населения в делах государства.

Если исходить из этих критериев, то Российскую Федерацию следует определить как демократическую федеративную республику, правовое государство.

Итак, РФ – демократическое государство (см. сх. на с. 34). Россиянам предоставляются все известные современной политико-правовой практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права. Конституция (ч. 1 ст. 3) определяет, что единственным носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Данное положение является исходным для закрепления демократической природы РФ. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.

Народ осуществляет свою власть через определенные формы: 1) непосредственную демократию – референдумы и свободные выборы; 2) представительную демократию – органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Важнейшими условиями демократичности Российского государства являются:

- приоритет прав и свобод личности (ст. 2);

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

- признание и гарантированность местного самоуправления (ст. 12);

- идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13).

В ст. 3 установлена противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия по захвату власти или присвоению властных полномочий, несут юридическую ответственность, как правило уголовную.[1]

Принципиально важным является конституирование РФ в качестве правового государства. Под этим понимается тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.

Схема на с. 35:

  Независимость суда  
Верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни     Реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ УСТАНАВЛИВАЕТ  
Взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для государства   Строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности
  Осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства  

Далеко не все конституции развитых демократических государств содержат подобные положения. Однако признание России правовым на сегодняшний день следует рассматривать не как реальность, не как свершившийся факт, а как одну из первостепенных задач, которую еще предстоит решить.

Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономную область и 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В тоже время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

ПРИНЦИПЫФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА  
 
Государственная целостность   Единство системы государственной власти
 
Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ   Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равны
 
  Равноправие и самоопределение народов в РФ  
         

В таком многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.

В нашей стране действует республиканская форма правления. Все граждане России имеют право участвовать в формировании законодательной власти РФ – Федерального Собрания, а также избирать главу государства – Президента РФ. Республиканская форма предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением.

Особенности республиканской формы правления в России (сх. на с. 41.):

РЕСПУБЛИКА  
  Президентская           Праламентская
Смешанная (полупрезидентская)    
 
В Российской Федерации  
 

 

Наличие сильной президентской власти   Возможность роспуска парламента Президентом РФ   Наличие Председателя Правительства РФ   Возможность отсранения от власти Правительства РФ парламентом   Возможность отрешения от должности Президента РФ парламентом

 

Статья 4, ч. 1 определяет суверенитет Российской Федерации. Суверенитет – это такое свойство, а точнее, состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних

Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории (ч. 1 ст. 4)[2]. При этом государственная власть распространяется на всю без исключения территорию РФ: на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой России. Никакая другая власть на территории РФ не вправе присваивать себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Это обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Верховенство федеральных законов предполагает их точное и неуклонное соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных актов, принимаемых субъектами Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Если это несоответствие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федерального закона. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Это правило действует на всей территории РФ.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций. Пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на нашу страну другого государства (группы государств), Россия вынуждена будет поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе и для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории.

Безопасность РФ достигается единой государственной политикой в этой области, соответствующими долгосрочными и краткосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Ст. 7 Конституции РФ определяет, что Россия – социальное государство. Это один из основополагающих принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики.

Смысл и пафос такой обязанности государства основывается на положении о том, что всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства (см. сх. на с. 38):

1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

2) назначение пенсий инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;

3) создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;

4) выплата государственных пенсий и социальных пособий;

5) охрана труда и здоровья людей;

6) установление гарантированного минимального размера заработной платы.

Социальная политика РФ не исчерпывается названными в статье направлениями, а включает и другие виды социальной помощи, в т.ч. бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т.д.

Существует система фондов, создаваемых государством и негосударственными образованиями с целью аккумулирования средств с последующим направлением их на социальную поддержку граждан: Фонд социального страхования; Фонд занятости населения; Пенсионный фонд; Фонд обязательного медицинского страхования и др.

Экономические основы представляют собой базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономические отношения как правило возникают и развиваются объективно, вместе с тем, общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:

1) Отношения собственности (существует две основные формы собственности – частная и публичная, все остальные производные от них);

2) Производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность неделима, ее субъектами могут быть государство в целом, его составные части, самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы. От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (ч.3 ст. 214).

Частная собственность охраняется законом, что специально подчеркивается в ч.1 ст. 35 Конституции, ее субъектами признаются граждане и юридические лица.

По Конституции возможен перевод из частной собственности в публичную – национализация, а также из публичной в частную – приватизация.

Действующая конституция обязывает государство:

· гарантировать единство экономического пространства;

· обеспечивать свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

· обеспечивать свободу экономической деятельности;

· поддерживать конкуренцию;

· провозглашает равенство всех форм собственности и равную им защиту.

Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда человека.

В основе трудовых отношений лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Большое значение придается также предпринимательской деятельности, свобода которой также гарантирована государством.

Светский характер Российского государства означает отсутствие определенной церковной иерархии, стоящей над государственной властью. Он проявляется:

в гражданском характере правосудия;

в государственной регистрации актов гражданского состояния;

в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию;

в гражданском статусе верующих.

В основе светского характера РФ лежат два основополагающих принципа;

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства. Они не могут быть составной частью государственных органов и учреждений: школы, вузы, больницы, дошкольные учреждения, воинские части.

Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповеданий и устанавливает ответственность за ее нарушения, оскорбление религиозных чувств граждан (ст. 28). Религиозные объединения должны иметь устав и быть зарегистрированными в МЮ РФ. Порядок образования и регистрации религиозных объединений, их права в процессе религиозной деятельности, при международных связях и контактах регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях».

В РФ признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в РФ. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.

Идеология – это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношение людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе в обществе порядков и отношений.

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

1) беспрепятственно разрабатывать теорию, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью СМИ, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.;

3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя РФ;

4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Таким образом конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе.

Отсутствие государственной или иной обязательной идеологии нельзя понимать, однако, в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею. Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за выдвижение своих сторонников в те или иные органы власти, что убедительно демонстрируют выборы в представительные органы власти.

Действительной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 ст. 13 принцип политического многообразия, многопартийности. Партии, выражая политическую волю своих членов, стремятся к участию в формировании органов государственной власти и управления, а также к осуществлению власти через своих представителей, избранных в законодательные или иные представительные органы власти.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения деятельности, равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности.

Конституцией предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещается создание и деятельность общественных объединений. При регистрации проверяются цели общественного объединения, после регистрации – его действия. И то и другое возложено на МЮ РФ и его органы. Они вправе требовать от руководящих органов общественных объединений информирования о принятых решениях, направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественного объединения.

Таковы наиболее характерные черты основ конституционного строя Российской Федерации.


[1] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации.

[2] Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: