Тест тревожности «Тэммл - Дорки – Амен»




ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ

Методика «Дорисовывание фигур» (Приложение)

Данные, полученные при исследовании по этой методике, также позволяют судить об уровне развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Процедура проведения:

Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится такая картинка, какую ты захочешь». После того, как ребенок дорисовал фигурки, его спрашивают: «Что это?». Ответ записывают.

Анализируемые показатели:
- характер деятельности (целенаправленность, хаотичность и т. п.);
- доступность выполнения задания;
- объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого;
- возможность образного «дорисовывания» изображения;
- оригинальность творческого замысла;

Результат:

Высокий уровень – рисунок схематичный, детализированный, как правило, оригинальный (не повторяющийся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения;

Средний уровень – рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.

Низкий уровень – ребенок фактически не понимает задачу (рисует рядом, обводит по контуру), может нарисовать предметный схематичный рисунок. Рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы;

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ

 

Методика «Складывания разрезных картинок»
Методика складывания разрезных картинок используется для исследования перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе простран­ственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации.

Процедура проведения:

Перед ребенком на стол в случай­ном порядке, раскладывают детали разрезанного изображения. И просят сложить из кусочков, находящихся перед ним, картинку.

Вне зависимости от возраста целесообразно первой предъявлять картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок мог сложить её без затруднений.

Анализируемые виды стратегии деятельности:

- хаотическая,то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка (без учета результативности своих собственных попыток);

- метод «проб и ошибок» — действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок;

- целенаправленное выполнение задания без предварительной програм­мы или хотя бы зрительно-пространственной оценки;

- выполнение в наглядно-образном плане с предварительным зритель­ным «примериванием», соотнесением результата и образца.

Результат:

Высокий уровень – ребенок правильно самостоятельно складывает 2 картинки;

Средний уровень – ребенок правильно складывает картинки, но на выполнение задания требуется больше времени;

Низкий уровень – ребенок самостоятельно не может выполнить задание, после обучения справляется самостоятельно;

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

Тест тревожности «Тэммл - Дорки – Амен»

Тест служить не только индикатором общего эмоционального состояния ребенка, но и позволяет определить источник напряженности.

Процедура проведения:

На 14 картинках, предлагаемых ребенку, изображены типичные для его жизни эмоционально положительные, отрицательные и неопределенные ситуации. Ребенок выбирает грустное или веселое лицо для главного героя картинки, обычно исходя из собственного самочувствия в подобных ситуациях. Не надо спрашивать у ребенка, как он понимает то, что изображено на картинке, так как даже при правильном восприятии речевое изложение увиденного может вызывать у него затруднения. Не следует также и рассказывать ребенку о том, что происходит на картинке. Объяснения психолога могут подводить ребенка к определенному ответу. Важно, чтобы ребенок ориентировался на собственное понимание ситуации.

Результат:

Обработка теста происходит посредством простого суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком.

Средний уровень тревожности – 2-5 баллов. Скорее всего, причин для беспокойства нет. Неопределенные ситуации воспринимаются ребенком в положительном ключе и не содержат эмоционально дестабилизирующего фактора.

Повышенная тревожность – 6-7 баллов. Свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

Высокая тревожность – 8-14 баллов. Свидетельствует о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

 

Методика «Лесенка»

Данные, полученные при исследовании по этой методике, также позволяют судить о типе самооценки. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.

Процедура проведения:

Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Взрослый говорит: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети. А на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке окажутся самые плохие дети. Покажи, на какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама (воспитательца); твой друг (подруга)?»

Анализируемые показатели:
- ценностные ориентации;
- представления о самом себе;
- степень благополучия отношений ребенка к себе и другим;

Результат:

Завышенная самооценка – ребенок после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка – обдумав задание, ребенок ставит себя на 3-ю или 5-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка – ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

 

Диагностический материал для определения особенностей семейного воспитания: Тест: «Какой вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

1. Какой ты у меня молодец!

2. Ты способный, у тебя всё получится!

3. Ты невыносим!

4. У всех дети как дети, а у меня….

5. Ты мой помощник.

6. Вечно у тебя всё не так.

7. Сколько раз тебе повторять?

8. Какой ты сообразительный!

9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.

14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов. Если вы употребляете выражения 1, 2,5,8,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2 балла. Подсчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов Вы недостаточно внимательны к ребёнку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов – Вы слишком авторитарны. Между вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: