Конституционные нормы и основы федеративного устройства.




В главе 3 развивается ряд существенных положений, содержащихся в главе 1 «Основы конституционного строя», где, в частности, указано, что наша страна является Федерацией, что и закреплено в ее названии.

Термин «федерация» происходит от позднелатинского foederatio – союз, объединение. В Древнем Риме «федератами» называли варварские племена, несшие службу на границах империи. Они получали для поселения приграничные земли и жалование. В период Великой французской революции – это добровольцы, отправлявшиеся из провинций в Париж для защиты революции. Нас же интересует как это понятие связано с государственным устройством. Под федерацией в современном его значении понимается:

союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью,

Т.е. это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства союзные государственно-территориальные образования имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, наряду с которыми образуются и действуют союзные органы государственной власти, устанавливается единое гражданство и денежная единица и другие институты единого государства.

Федеративное устройство имеют США, ФРГ, Канада, Австралия, Индия и некоторые другие страны.

Конституционные нормы института федеративного устройства устанавливают (с. 69):

Принципы федеративного устройства;   Верховенство федеральных законов по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ;
   
Виды и состав субъектов РФ; Порядок изменения границ между субъектами РФ;
   
Основы правового статуса каждого из видов субъектов РФ; Основы формирования системы органов государственной власти субъектов РФ;
   
Порядок изменения статуса субъекта Федерации; Основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территории субъектов РФ;
   
Предметы исключительного ведения РФ Право РФ на участие в межгосударственных объединениях;
   
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов Гарантии прав коренных малочисленных народов;
   
Государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; Государственную символику РФ и ее субъектов

В главе 3 «Федеративное устройство», специально посвященной этой проблеме, сосредоточены, как представляется, наиболее существенные и вместе с тем очень четко изложенные принципы федеративного устройства:

Ø ее государственной целостности;

Ø единстве системы государственной власти;

Ø разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов;

Ø на равноправии и самоопределении народов России.

Глава состоит из 15 статей. В первой из них перечисляются все субъекты РФ и тем самым констатируется их вхождение в состав государства, их объединяющего, т.е. государственная целостность. Правовым последствием этого перечисления является признание статуса субъекта РФ, который определяется:

1) Конституцией РФ;

2) Конституцией республики, уставом края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения.

Таким путем в пределах единого правового пространства обеспечивается необходимое совместное существование и развитие всех 89 субъектов, поскольку равные в правовом отношении субъекты РФ подчас существенно отличаются друг от друга по территории, числу жителей, природным условиям и уровню экономического развития.

Как и во всякой федерации в РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ (ст. 71-73), Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Субъектам РФ предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения Федерации и совместного ведения с ее субъектами. В Конституции предметы ведения субъектов РФ не перечисляются.

Исходя из принципа единства государственной власти предусмотрена возможность передачи органами исполнительной власти субъекта РФ части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, а также возможность передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти соответствующим органам субъектов РФ.

Такая гибкость в перераспределении исполнительных функций ни в коей мере не изменяет статус субъектов Федерации. Введение норм о передачи части полномочий направлено на совершенствование системы управления. Идея упорядочения отношений в рамках РФ пронизывает многие нормы ряда глав Конституции. Так, на Президента РФ и Правительство возложена ответственность за обеспечение осуществления федеральной государственной власти на всей территории РФ. В гл. 4 указано, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, к которым относятся соответствующие властные структуры как РФ, так и ее субъектов. В гл. 5 установлена норма, определяющее участие субъектов РФ в формировании Совета Федерации, а также нормы, в соответствии с которыми СФ наделен рядом существенных, только ему принадлежащих полномочий. В гл. 7 «Судебная власть» определено, что споры о соответствии Конституции ряда актов, включая ФЗ, конституции и уставы субъектов РФ, а также их иные нормативные акты, изданные по вопросам, относящимся к ведению РФ и ее совместному ведению с ее субъектами, подлежат разрешению КС РФ.

Значительное место в гл.3 занимают статьи, устанавливающие правила, не допускающие создания препятствий образованию общего для все РФ экономического пространства. Тем самым обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. В соответствии со ст. 27 Конституции каждому гарантировано право свободно передвигаться (т.е. обеспечена свобода перемещения и рабочей силы).

Существенны нормы, защищающие денежную систему в РФ, а также норма, в соответствии с которой только ФЗ устанавливается система налогов и общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

Особого внимания заслуживают гарантии прав человека и гражданина, в частности гарантирующие права национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, право всех народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.[1]

Т.О., федеративные отношения, обеспечивающих государственную целостность РФ, регулируются во многих главах и статьях Конституции. Они предусматривают единство правового, политического и экономического пространства в России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: