Раздел 9. Таксация древесной и недревесной продукции
Тема: «Пнёвый осмол»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 31
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПАСА ПНЁВОГО ОСМОЛА
Цель работы:
1. Сформировать умения по учёту недревесной продукции и работы с таксационными таблицами.
Методические указания:
1. Определить количество пней осмола.
2. Рассчитать запас пнёвого осмола.
3. Вычислить массу пнёвого осмола.
4. Вычислите содержание смолистых веществ.
Оснащение рабочего места: калькулятор, карточки задания, рабочая тетрадь.
Литература:
Основная:
1. Ковязин В.Ф. и др. Основы лесного хозяйства и таксация леса. – СПб-Краснодар: Лань, 2012. – 428 с.
Рекомендации для выполнения заданий:
Запишите данные своего варианта в таблицу 1 в графы 1–8.
Площадь, га | Состав | Dср древостоя, см | Dср пней, см | Класс бонитета | Полнота | Год рубки | ТУМ | Количество пней, шт. | Запас пнёвого осмола, м3 | Масса пнёвого осмола, т | Класс спелости пнёвого осмола | Содержание смолистых веществ, т | |
на 1 га | на выделе | ||||||||||||
1. Определить количество пней осмола на одном гектаре (на выделе) по таблице 2, затем это количество пней умножить на долю участия сосны в формуле древостоя и на количество пней, зависящее от давности рубки (таблица 3). Полученные данные занести в таблицу 1 в графы 9–10.
Таблица 2
Определение среднего диаметра и количество пней осмола на одном гектаре в зависимости от класса бонитета и полноты сосновых насаждений
Класс бонитета | Dср древостоя, см | Количество стволов (пней) при полнотах | Dср пней, см | ||||||
1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | |||
II | |||||||||
III | |||||||||
IV | |||||||||
V | |||||||||
Таблица 3
Количество пней, зависящее от давности рубки
Давность рубки, лет | Количество пней осмола (в %) от общего числа пней, оставленных на вырубке |
1–6 | |
7–10 | |
11–15 | |
16–20 |
2. Рассчитать запас пнёвого осмола в складочных кубометрах по таблице 4. Полученные данные занести в таблицу 1 в графу 11.
Таблица 4
Определение запаса пнёвого осмола
Средний диаметр пней, см | Количество, шт. | Складочный объём пнёвого осмола по разрядам чисел | |||
тысячи | сотни | десятки | единицы | ||
– | – | ||||
– | – | ||||
– | – | ||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | – | ||||
– | – | ||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | – | ||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | – | ||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | – | ||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
– | |||||
3. Вычислить массу пнёвого осмола, заготовленного с площади выдела при определённом проценте влажности (таблица 5). Полученные данные занести в таблицу 1 в графу 12.
Таблица 5
Перевод складочного объёма пнёвого осмола в весовые показатели
Влажность осмола, % | Масса 1 скл. м3, кг | Объём 1 т осмола, м3 | Влажность осмола, % | Масса 1 скл. м3, кг | Объём 1 т осмола, м3 |
3,51 | 2,88 | ||||
3,15 | 2,81 | ||||
3,09 | 2,74 | ||||
3,02 | 2,67 | ||||
2,93 | 2,60 |
4. Вычислите содержание смолистых веществ на выделе, для этого сначала устанавливается класс спелости пнёвого осмола по таблице 6, определите тип условий местопроизрастания по рисунку 1 и вычислите содержание смолистых веществ в общей массе сырья по таблице 7. Полученные данные занести в таблицу 1 в графы 13–14.
Таблица 6
Классы спелости пнёвого осмола
Давность рубки, лет | Класс спелости | Характеристика осмола | Внешние признаки класса спелости пней |
1–5 | I | молодой | Заболонь не подвергается разрушению и составляет одно целое с ядром |
6–10 | II | приспевающий | Заболонь в большей или меньшей степени разрушилась, в надземной части пня отделяется от ядра с некоторым усилием, в подземной – не отделяется |
11-15 | III | спелый | Заболонь значительно разрушилась и легко отделяется от ядра |
16–20 | IV | перестойный | Заболонь совершенно разрушилась, началось гниение ядра |
Рисунок 1. Эдафическая сетка для классификации типов лесного участка по Е.В. Алексееву и П.С. Погребняку
Таблица 7
Содержание смолистых веществ в одной тонне сырья (%) в зависимости от условий произрастания и класса спелости осмола
Класс спелости осмола | Тип условий местопроизрастания | |||||||
Боры | Субори | |||||||
сухие | свежие | влажные | сырые | сухие | свежие | влажные | сырые | |
I | 9,8 | 10,5 | 7,1 | 6,5 | 10,2 | 11,2 | 7,6 | 5,8 |
II | 16,4 | 16,9 | 11,9 | 10,8 | 16,2 | 15,5 | 11,5 | 10,2 |
III | 20,5 | 19,4 | 16,5 | 14,2 | 19,8 | 18,5 | 16,7 | 15,8 |
IV | 23,8 | 24,5 | 22,2 | 20,1 | 23,5 | 22,9 | 21,0 | 19,5 |
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите виды недревесных лесных ресурсов.
2. Дайте определение понятиям «пнёвый осмол», «тип условий местопроизрастания».
3. Дайте характеристику класса спелости пней.