ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ




Вопросы

1. Понятие «видения». Работа с «видениями».

2. Понятие «подтекст».

3. Понятия «намерение», «словесное действие», «исполнительская задача». Общение чтеца и слушателей.

4. Понятие «адресат».

5. Понятия «позиция» и «поза».

6. Роль звучания, рифмы, ритма при исполнении художественного произведения.

7. Ритм в прозе.

8. Упражнения на развитие воображения, передачу подтекста, общение.

Задания

1. Внимательно прочтите тексты. Возможно ярче представьте то, что выражено авторами.

 

Снег

Крупный-крупный, он падал и падал

На деревья, на крышу, на клумбы

На ограду больничного сада,

И – на плечи, на пальцы, на губы…

В этом белом снеготеченье

От меня уходил человек.

Вот он виден, но через мгновенье

Растворился, истаял, померк…

По нелепым каким-то законам

Дольше, чем он, вдалеке

Желтым светились лимоны

В целлофановом узелке.

Повернулась и побежала,

Досматривать было лень…

А

человека

не стало

Уже на другой день.

Господи! Кто ж этот камень

На сердце мне положил:

Вдруг, проводи я глазами,

Он бы подольше прожил?

Всех кого помню и знаю

В неистовом этом снегу

Провожаю теперь, провожаю,

Оторваться никак не могу.

(Екатерина Картавцева)

 

 

БАЗАР

Дервиш Ходжа Зульфикар бродил с пыльным возлюб­ленным сыном своим Касымджоном-Стеблем по осеннему тучному самаркандскому базару златых разлившихся томя­щихся благоуханных плодов плодов плодов.

И сын сказал:

— Отец, как прекрасен сладок томителен златотекуч златотягуч зрел базар душных парчовых плодов... Базар златых шелковых урожаев!..

Но Ходжа Зульфикар сказал:

— Базар — это кладбище плодов текучих падучих снятых палых уж налившихся.

Сад — это жизнь зреющих живых наливающихся ликую­щих плодов! грядущих томящихся урожаев...

Сад — это молодость, базар — старость...

Иди в сады, сын мой...

(Тимур Зульфикаров)

 

2. Возможно конкретнее и ярче представьте себе нарисованную картину. Близко к тексту, но не наизусть, воспроизведите то, что изображено и выражено автором.

 

Сад был душистый и таинственный. Душистый от трав, таинственный от звуков. Мягко падали с деревьев яблоки: пом-пом-пом, - словно кто-то огромный ходил по Саду, и шаги его слышались то тут, то там. Это играли в жмурки веселые Души Деревьев: завязывали одной глаза, раскручивали ее хорошенько, а затем разлетались в разные стороны, задевая за ветки и роняя в траву яблоки: пом-пом-пом.

Но пришел откуда-то и поселился в ближнем овраге густой белый Туман. По вечерам он вползал в Сад, обвивал стволы деревьев, укрывал травы, прятал в себе звуки и запахи. Уходили в листву яблонь притихшие Души Деревьев. Их легкие платья набухали от влаги, становились тяжелыми, мешали двигаться. Сон-полудрема опускался на Сад, и Сад застывал, очарованный беззвучием, лишенный всего, что могло напомнить о жизни.

Однажды прошла через Сад Веселая Королева в пушистом душистом венке. Она смеялась так звонко, что Туман не мог поймать и спрятать звук ее голоса. Проснувшиеся Души Деревьев выглядывали из яблоневой листвы и улыбались освободившей их девушке и ее кудрявому Пажу. Паж вез велосипед Веселой Королевы. Ребристые колеса разрезали туманное полотно на части, превращали в длинные ленты, которые струились обратно в овраг. А солнце уже протягивало свои лучи Душам Деревьев, чтобы высушить их платья. Снова благоухали травы, и яблоки – пом-пом-пом – падали с веток, наполняя Сад таинственными звуками.

Но Веселая Королева ушла. Последняя трель ее звонкого смеха отзвучала между деревьями. Девушка уехала по пыльной белой дороге, увозя кудрявого Пажа на багажнике велосипеда, как на запятках кареты.

Три дня не появлялся Туман из оврага, копил силы, собирал росу, сгущал белое марево, а когда вышел – окружил Сад непроницаемой тяжелой завесой и начал царствовать в безмолвии и покое.

(Виктор Иванов)

3. Произнесите одну и ту же пословицу с разными намерениями, придумав для этого соответствующие ситуации.

4. Определите характер подтекста эпиграмм:

 

К портрету духовного лица

Нет, у него не лживый взгляд.

Его глаза не лгут.

Они правдиво говорят,

Что их владелец – плут!

 

Напрасные усилия

Он долго в лоб стучал перстом,

Забыв названье тома.

Но для чего стучаться в дом,

Где никого нет дома?

(Пер. с англ. С.Я. Маршака)

5. В «Сказке о мертвой царевне…» А.С. Пушкина пять раз передан разговор царицы-мачехи со своим зеркальцем, и каждый раз по-разному, в зависимости от ситуации. Вскройте подтекст, наполните своим отношением каждый эпизод.

6. Подготовьте для учащихся определенного класса рассказ о подтексте. Подберите и включите в рассказ убедительные яркие примеры.

7. На примере стихотворения И. Бунина «Ангел» раскройте понятия «адресат», «изменение адресата»:

 

В вечерний час, над степью мирной,

Когда закат над ней сиял,

Среди небес, стезей эфирной,

Вечерний Ангел пролетал.

 

Он видел сумрак предзакатный,

Уже синел вдали восток,

И вдруг услышал он невнятный

Во ржах ребенка голосок.

 

Он шел, колосья собирая,

Сплетал венок и пел в тиши,

И были в песнях звуки Рая –

Невинной, неземной души.

 

И Ангел светлою улыбкой

Ребенка тихо осенил

И на закат лучисто-зыбкий

Поднялся в блеске нежных крыл.

 

Приведите собственные примеры текстов с изменением адресата.

8. На примере следующего стихотворения раскройте понятия «позиция» и «поза»:

 

- Поэт, расскажите свою биографию!

 

- В три с половиной года

Я печатал стихи. На машинке.

Однажды, гуляя с няней

В летний день на Страстном бульваре,

Я увидел Огромные Ноги -

Двести сорок восьмого размера!

На ногах стоял Человек

Неимоверного роста,

Был он с большой буквы

И очень звучал гордо.

Я подумал, что это памятник,

И стал на него карабкаться.

Но памятник левой рукой

Подхватил мою пухлую попку

И поднял меня, как на лифте,

В свою великанскую высь.

Это был совершенно живой Маяковский,

Он сказал: «А что-то в нем есть,

В этом кудрявом пупсике!

Какая-то искра божья,

Какая-то интеллигентность,

Возвышенная духовность!»

Об этом же говорили

Ахматова, Пастернак,

Репин, Куприн, Шаляпин,

Кустодиев, Капабланка,

Раневская и Заболотский,

Эйнштейн и Агата Кристи,

Ландау и Сименон…

(Юнна Мориц)

Подберите собственные примеры, иллюстрирующие данные понятия.

 

9. Подберите собственные примеры текстов с яркой звукописью.

10. Придумайте и разыграйте этюды на определенное словесное действие.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Посвещение, 1986.

2. Выразительное чтение. Практика. Под ред. Р.Р. Майман, Е.Д. Дмитриевой, Б.С. Найденова. М., 1980.

3. Методика выразительного чтения. Под ред. Б.С. Найденова, Л.Ю. Коренюк, Р.Р. Майман. М., 1985.

4. Выразительное чтение. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей. – М., 1964.

5. Почикаева Н.М. Искусство речи. – Москва – Ростов на Дону, 2005.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: