1. Студент должен решать задачи практики в учреждении ежедневно.
2. Студент обязан своевременно выполнять работу, предусмотренную в индивидуальном плане (в рамках программы практики).
3. Студент ведет дневник работы, где фиксирует основные результаты.
4. Студент выполняет указания руководителя практики, психолога учреждения. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.
5. Студент, получивший неудовлетворительную оценку по психодиагностической практике, считается не выполнившим учебный план и не допускается к сдаче экзаменационной сессии.
Обязанности руководителя практики от института.
1. Осуществляет непосредственное руководство практикой.
2. Организует и проводит установочную и итоговую конференции.
3. Утверждает индивидуальные планы, контролирует их выполнение.
4. Проводит методическую работу со студентами и психологами учреждения.
5. Оказывает помощь студентам в составлении индивидуального плана работы.
Оформление отчета по практике
Отчет о прохождении практики оформляется в соответствии с общими требованиями, защищается на отчетной конференции по итогам прохождения практики (в срок не более семи дней после окончания практики).
Структура отчета:
Отчет оформляется на стандартных листах формата А4 в машинописном варианте. На титульном листе указывается автор отчета, имена руководителя принимающей организации и руководителя практики (см. Приложение 1). Отчет состоит из Введения, Дневника практики, который студент получает в Отделе практики до начала установочной конференции, Заключения и Приложений.
Во введении приводятся данные о месте и сроках ее прохождения, описывается структура психологической службы организации, направления и сферы её практической деятельности, дается подробный анализ осуществления психодиагностического направления работы психологической службы.
В Дневнике практики описываются:
Содержание деятельности подтверждается материалами, которые размещаются в Приложении (в приложении должны быть: Программы психодиагностических исследований, которые разрабатывались и проводились самостоятельно с рефлексивным анализом опыта, полученного в ходе реализации программы, объемом не менее 1 листа; Протоколы психодиагностических исследований, проведенных самостоятельно; Заполненные тестовые бланки, обработка и интерпретация данных и общие выводы. Рефлексивный анализ полученного опыта обработки и интерпретации данных по результатам одного психодиагностического исследования; Разработанные рекомендации по результатам не мене 2 психодиагностических исследований; План-конспект индивидуальной консультации клиента по результатам его психодиагностического обследования. Рефлексивный анализ проведенной консультации).
В заключении содержится самоотчет практиканта о тех изменениях, которые произошли в его профессиональных знаниях, умениях и мотивации за время практики. Следует сделать подробный самоанализ степени успешности практической деятельности, осуществлявшейся в психодиагностической направлении деятельности психолога («что получилось?», «На что нужно обратить внимание? (что не удалось?), «Что можно было сделать иначе?»).
Отчетная документация
К отчетной конференции студентам необходимо подготовить:
1. Отчет по практике.
2. Краткое выступление (до 5 минут), в котором должно быть отражено основное содержание практики и ее результаты.:
Критерии оценки за практику
«Зачет» получают студенты, которые выполнили весь объем практики, реализовали все поставленные задачи, своевременно предоставили отчетную документацию, дали глубокий анализ изученного материала, показали высокий уровень профессиональной компетентности в рамках практики
«Незачет» ставится студентам, не освоившим содержание и задачи практики, имеющим существенные недостатки, как в проведении практики, так в анализе ее материалов.
Приложение 1
Анализ психологической подсистемы взаимодействия учитель-ученик на уроке (по Б.С. Тетенькину)
Учитель_______________
Предмет_______________
Класс________________
Дата_________________
Анализирующий (ФИО студента-практиканта)_________________
Карта наблюдений
Основные показатели | Оценка |
А. Эмоциональный фон урока | |
Влияют ли на создание благоприятного психологического климата урока: | |
1. оформление и оборудование кабинета? | |
2. санитарно-гигиенические условия помещения? | |
3. внешность учителя? | |
4. внешность учеников? | |
5. Оборудование к данному уроку? | |
Б. Установка Удается ли учителю? | |
1. Стимулировать деятельность учащихся через постановку задач? | |
2. Вызывать у учащихся соответствующие эмоции к предмету изучения? | |
3. Организовать деятельность учащихся соответственно поставленным задачам урока? | |
В. Моделирование общения на уроке | |
1. Соответствует ли модель предстоящего общения содержанию урока? | |
2. Изменилась ли модель общения в соответствии с изменившимися условиями организации урока? | |
Г. Организация непосредственного общения на уроке Удалось ли учителю: | |
1. В стадии зрительного общения выявиь факторы психологического барьера? | |
2. Свести к минимуму психологический барьер с учащимися? | |
3. Подобрать соответствующий способ ликвидации психологического барьера учителя с учащимися? | |
Д. Управление общением Удалось ли учителю: | |
1. Найти индивидуальный подход к каждому ученику в системе общения? | |
2. Корректировать деятельность учеников? | |
3. Изменить свою деятельность в соответствии с изменением деятельности учеников? | |
Е. Анализ осуществленной учителем системы общения | |
1. Смог ли учитель поэтапно проанализировать осуществленную систему общения? | |
Ж. Управление деятельностью анализаторов | |
1. Насколько рационально переключается деятельность отдельных анализаторов учащихся посредством чередования методов и приемов, применяемых учителем? | |
2. Рациональна ли общая нагрузка на деятельность анализаторов учащихся в течение всего урока? | |
З. Управление восприятиями учащихся | |
1. Осуществляет ли учитель контакт с учащимися, опираясь на особенности их преобладающего восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические)? | |
2. Соответствует ли внешняя деятельность учащихся на уроке особенностям их восприятия? | |
И. Управление представлениями | |
1. Опиарется ли учитель на опыт прошлой и настоящей деятельности учащихся при формировании образцов изучаемых предметов и явлений? | |
2. Исходит ли учитель от простого к сложному при формировании представлений? | |
К. Управление воображением | |
1. Удается ли учителю стимулировать деятельность репродуктирующего (воспроизводящего) воображения? | |
2. Стремится ли учитель перевести воспроизводящее воображение учащихся на творческий уровень? | |
3. Насколько целесообразна деятельность учителя по развитию творческого воображения учащихся? | |
Л. Правление памятью | |
1. Активизирует ли учитель деятельность памяти учащихся с учетом всех ее компонентов: запечатление-сохранение-воспроизведение (узнавание)? | |
2. Владеет ли учитель приемами мнемологии? | |
3. Адекватны ли применяемые им формы активизации памяти учащихся их возрастным особенностям? | |
М. Управление речью | |
1. Соответствуют ли культура и стиль речи учителя задачам урока и возрастным особенностям учащихся? | |
2. Насколько умело учитель осуществляет деятельность по формированию культуры речи учащихся? | |
3. Соответствует ли речь учителя системе поэтапного усвоения умственных действий учащихся? | |
Н. Управление мыслительной деятельностью учащихся | |
1. Опирается ли учитель на возрастные особенности учащихся при активизации их мыслительных процессов? | |
2. Специфичны ли методы и приемы активизации мышления учащихся по отношению к предмету изучения? | |
3. Целесообразны ли осуществляемые учителем межпредметные связи? | |
4. Удается ли учителю стимулировать коллективное мышление учащихся с учетом их индивидуальности? | |
О. Управление вниманием учителя. Насколько рационально учитель: | |
1. распределяет свое внимание на уроке? | |
2. Стимулирует учебную деятельность всех учащихся класса? | |
3. Переключает свое внимание на отдельные группы учащихся, а также отдельных учеников? | |
П. Управление вниманием учащихся | |
1. Насколько удается учителю сосредоточить внимание учащихся на предмете изучения? | |
2. Своевременно ли осуществляется переключение внимания учащихся с одного объекта на другой? | |
3. Рациональны ли приемы переключения внимания учащихся? | |
Р. Управление волевыми процессами учителя | |
1. Способствует ли волевая деятельность учителя созданию благоприятного психологического климата урока? | |
2. Как проявляются такие волевые качества учителя, как самообладание, выдержка, требовательность, в сочетании с этическими нормами? | |
С. Управление волевыми процессами учащихся | |
1. Способствует ли волевая деятельность учащихся решению задач урока? | |
2. Проявляются ли такие волевые качества учащихся, как дисциплинированность, сдержанность и др., в соответствующих ситуациях урока? | |
Т. Управление темпераментом учащихся. Насколько стимулирует учитель: | |
1. Познавательную деятельность учащихся различных зон активности? | |
2. Взаимодействие с учащимися, проявляющими на уроке особенности темперамента? | |
У. Роль педагогической оценки в стимулировании развития личностных качеств учащихся. В какой степени: | |
1. Удалось учителю оценить всех учащихся? | |
2. Оценка учителя носит парциальный характер? (Оценка частичной деятельности). | |
3. Стимулируют оценки познавательную активность учащихся? | |
4. Учитель владеет арсеналом парциальных оценок? | |
5. Чувствует себя каждый ученик класса равноправным членом работоспособного коллектива? | |
Ф. Психологический климат урока | |
1. Удалось ли учителю создать равновесие психических состояний участников процесса обучения на уроке? | |
2. Соответствовал ли психологический климат урока характеру осуществленной деятельности? | |
3. Носила ли деятельность учителя характер, направленный на активизацию адекватно-стимулирующей деятельности учащихся? |
По результатам пятибалльной оценки каждого показателя от А до Ф выводится средний балл группы и составляется номограмма. Делаются выводы и соответственно с психологом составляются программа психолого-педагогической коррекции.
График по оси ординат баллы, по оси абцисс показатели (от А до Ф).
Название графика:
Рис. 1. Номограмма психологической подсистемы взаимодействия «учитель – ученик».
Литература
1. Казанская В.Г. Психологические основы урока в ПТУ: - М., 1987.
2. Охотина Л.Т. Психологические основы урока: - М., 1977.
3. Польская О.Я. Психологический практикум в школе: М., 2006.
4. Рабочая книга школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной.- М., 2001.
Приложение 2
Оформление титульного листа отчета по психодиагностической практике
|