Регулирование частоты вращения сопротивлением в цепи якоря.
Уравнения токов до и после введения сопротивления
Ja1=(U-CeФn)/Ra, J’a=(U-CeФn)/(Ra+Rp), откуда
Ja1 = J’a*(Ra/(Ra+Rp)), т. е. ток J’a и момент уменьшается (Mc=M=CмФJa).
При этом Mc>M и скорость n уменьшается. С уменьшением скорости n ток якоря возрастает, и он достигнет исходного тока якоря, но при меньшей скорости n.
Переходный процесс показан на рис. 230.
Регулирование частоты вращения сопротивлением в цепи якоря осуществляется в сторону уменьшения скорости, рис. 231.
Но так как ток якоря протекает по Rp, то увеличиваются общие потери, и снижается кпд. При постоянном токе, за счет увеличения падения напряжения Ja(Ra+Rp), скорость двигателя уменьшается.
Регулирование частоты вращения изменением подводимого напряжения.
Регулирование частоты вращения изменением подводимого напряжения производится следующими способами:
А) Система генератор-двигатель (Г-Д).
Б) Тиристорный преобразователь-двигатель (ТП-Д).
В) Широтно-импульсное регулирование.
А) Система Г-Д, рис.234.
n = (U-JARA)/CEФ
Увеличивая ток возбуждения генератора iвг, возрастает поток Фг и Ег, а следовательно увеличивается напряжение на якоре двигателя и скорость возрастает. Регулирование происходит плавно при малых потерях энергии, рис. 234.
Эта система используется при большой мощности двигателя (подъёмники, прокатные станы, экскаваторы и т.д).
Б) Тиристорный преобразователь-двигатель.
В системе Г-Д используется большое число машин, что увеличивает стоимость установки и снижает надежность.
Поэтому в последнее время для регулируемого напряжения все чаще используются статические преобразователи, рис.235.
Увеличивая угол управления α - площадь полупериода уменьшается, уменьшается среднее начение напряжения - Uср, а следовательно уменьшается скорость вращения.
В) Широтно-импульсное регулирование.
Изменяя время импульса tи изменяется скважность ε = tu/(tu+tn), где tu - время импульса; tn - время паузы. Среднее значение Uср=U0e. N = (Ucp – IaccRa)/CcФ.
Как видим, изменяя среднее значение напряжения, можно регулировать частоту вращения двигателя. Эта система широко используется вместо контактарно-резисторных систем.