Дальневосточный филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Российский государственный университет правосудия»
Кафедра Государственно-правовых дисциплин
Административное право
Учебно-методический комплекс
для студентов факультета непрерывного образования
по подготовке специалистов для судебной системы
Специальность 40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Хабаровск
Авторы:А.Н. Дерюга, доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин ДФ ФГБОУ ВО «РГУП».
Д.В. Якунин, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ДФ ФГБОУ ВО «РГУП».
Рецензент: М.И Никулин, д.ю.н., профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин ДФ ФГБОУ ВО «РГУП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка).
Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ДВФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол №2 от 22 сентября 2014года).
Утвержден Учебно-методическим советом ДВФ ФГБОУВПО «РАП» протокол №3 от 02 октября 2014 года.
© Дальневосточный филиал ФГБОУ ВО
«Российский государственный университет правосудия», 2014 г.
© Дерюга А.Н., 2014 г.
© Якунин Д.В., 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ6
1.1. Область применения программы 6
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: 6
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины 6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ7
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Административное право» 7
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 19
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ 27
ПРИМЕРЫТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ 31
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ33
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 33
3.2. Информационное обеспечение обучения 34
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ36
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 39
ВВЕДЕНИЕ
Административное право является одной из важнейших отраслей российского права. Административное право призвано обеспечить функционирование системы органов исполнительной власти, защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, нормальное функционирование системы государственного управления в целом.
Цель освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины «Административное право» является усвоение и закрепление современных профессиональных базовых знаний о системе и порядке функционирования органов исполнительной власти, о системе административно-правового регулирования общественных отношений, о применении мер административной ответственности, базовых знаний о системе административного процесса. Усвоение данных знаний позволяет, в свою очередь сформировать высокопрофессиональные навыки юридической работы в сфере государственного управления, взаимодействия с органами исполнительной власти, применения мер административной ответственности. Кроме того, освоение данной дисциплины позволяет сформировать основу для изучения иных профильных дисциплин, в той или иной степени затрагивающих систему органов исполнительной власти.
Задачи преподавания дисциплины. Задачами преподавания дисциплины «Административное право» являются:
- формирование глубоких знаний о системе, организационной структуре, порядке функционирования и принятия решений федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и на уровне отдельных структурных подразделений;
- формирование знаний о статусе граждан и юридических лиц в системе административных правоотношений, их правах и обязанностях в сфере взаимодействия с органами исполнительной власти; о порядке административного правового регулирования общественных отношений; о системе и порядке применения мер административной ответственности;
- выработка высокопрофессиональных навыков анализа документов в сфере деятельности органов исполнительной власти, а также в сфере административной ответственности;
- формирование профессиональной этики в сфере взаимоотношений гражданина и органов исполнительной власти, правосознания, основанного на принципах демократий, гуманизма, сочетания личных и общественных интересов;
- выработка знаний о месте и роли органов исполнительной власти в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
- развитие активной гражданской позиции, нетерпимости к нарушениям законности и проявлениям коррупции в деятельности государственного аппарата;
- выработка практических знаний и навыков в сфере производства по делам об административных правонарушениях, государственной службы, судопроизводства по делам из публичных правоотношений.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Иметь представление:
· о системе административно-правового регулирования общественных отношений;
· о механизме административно-правового регулирования отдельных общественных отношений.
Знать:
· основное содержание административного права России;
· порядок реализации прав и свобод гражданами Российской Федерации и иными лицами;
· терминологию и основные понятия, используемые в административном праве.
Уметь:
· анализировать и решать юридические вопросы в сфере административно-правового регулирования;
· применять нормативно-правовые акты, регулирующие административно-правовые отношения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями согласно (ФГОС СПО)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
ПК 2.3организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
По итогам изучения дисциплине предусмотрено выполнение и защита контрольной работы.
ОК 2
ОК 4 - 6
ОК 8 - 9
ОК 12 - 13
ПК 2.3 - 2.4
1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:
«Административное право» общепрофессиональная дисциплина в составе профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающихся должен иметь практический опыт:
- анализа практических ситуаций по применению нормативных правовых актов на основе использования информационных справочно-правовых систем;
- составления и оформления организационно-распорядительных и процессуальных документов с использованием информационных справочно-правовых систем;
- общения с гражданами по оказанию правовой помощи с целью восстановления нарушенных прав;
- информирования граждан и должностных лиц об изменениях в законодательстве;
В результате освоения учебной дисциплины обучающихся должен уметь:
- осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов;
- пользоваться нормативными правовыми актами при разрешении практических ситуаций;
- анализировать различные практические ситуации, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по применению нормативных правовых актов, используя информационные справочно-правовые системы;
- составлять и оформлять организационно-распорядительные и процессуальные документы, используя информационные справочно-правовые системы;
- оказывать правовую помощь гражданам с целью восстановления нарушенных прав, используя информационные справочно-правовые системы;
- логично и грамотно излагать свою точку зрения по государственно-правовой тематике;
- информировать граждан и должностных лиц об изменениях в законодательстве;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать
- основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, регламентирующие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства;
- формы и способы защиты и восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 58 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: | |
Лекции | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Промежуточная аттестация в форме | Контрольная работа |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Административное право»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1. Предмет и метод административного права | Государственное управление и исполнительная власть. Исполнительная власть как самостоятельная ветвь государственной власти. Соотношение исполнительной власти и государственного управления. Исполнительно- распорядительная деятельность органов государственного управления. Цели, задачи, функции и формы государственного управления на современном этапе развития РФ. Предмет административного права. Основные теоретические подходы к определению предмета административного права. Общая характеристика общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Понятие административного права как отрасли права. Метод административно-правового регулирования. Отграничение административного права как самостоятельной отрасли правовой системы России от других отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, финансового, земельного, уголовного и др.). Основные институты административного права. Система административного права. История развития административного права России. Предмет науки административного права, основные этапы ее развития. Взгляды русских дореволюционных ученых (теории права, внутреннего управления, управленческого права, полицейского права). Современное состояние науки административного права в России. | Ознакомительный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
2. Нормы и источники административного права. Административно- правовые отношения | Понятие, особенности и структура административно-правовых норм. Критерии классификации и виды административно-правовых норм. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные способы реализации норм административного права. Понятие, особенности и виды источников административного права. Конституция Российской Федерации. Международно-правовые источники административного права. Федеральные нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Административные регламенты: понятие, значение и процедура принятия. Систематизация и кодификация норм административного права России. Состояние и перспективы. Понятие, основные черты и виды административно-правовых отношений. Субъекты административно-правовых отношений: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица; граждане; юридические лица. Административная правоспособность и дееспособность субъектов административно-правовых отношений. Особенности юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. | Ознакомительный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
3. Административно правовой статус гражданина Российской Федерации и иностранных граждан. | Понятие, признаки и структура административно-правового статуса гражданина. Виды административных прав и обязанностей граждан. Конституционные основы административно-правового статуса граждан. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти. Паспортный режим. Регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания. Права и обязанности граждан в сфере проведения собраний, митингов и демонстраций Специальные административно-правовые статусы граждан: военнослужащие, инвалиды, члены многодетных семей и т.д. Роль органов исполнительной власти в реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Защита прав и свобод граждан от незаконных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Полномочия Президента РФ и органов, образуемых Президентом РФ, в сфере защиты прав и свобод граждан как субъектов административного права. Функции и компетенция управления по работе с обращениями граждан. Правовой статус Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в России. Административный порядок рассмотрения обращений граждан органами исполнительной власти. Виды обращений граждан, порядок и сроки их подачи и рассмотрения. Проблемы законодательного регулирования административного порядка рассмотрения жалоб граждан. Судебный порядок защиты прав граждан в сфере исполнительной власти. Роль конституционных судов в обеспечении конституционности нормативных административных правовых актов. Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов в рассмотрении споров граждан с органами государственной администрации. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Основания и правовое регулирование пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Особенности административно-правового статуса отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства (дипломатических и консульских агентов и членов их семей, беженцев). | Ознакомительный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
4. Административно-правовой статус органов исполнительной власти | Понятие, признаки и элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации. Понятие, характерные черты и виды органов исполнительной власти, принципы их организации и деятельности. Элементы правового статуса органов исполнительной власти как субъектов административного права. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации. Обеспечение единства системы органов исполнительной власти по Конституции РФ. Характерные черты компетенции органа исполнительной власти Правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти: порядок образования, состав. Правовой статус и компетенция Правительства РФ. Организационные формы работы Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ; координационные и совещательные органы при Правительстве РФ. Взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и судебными органами. Система федеральных органов исполнительной власти, распределение функций и полномочий между ними. Особенности правового статуса федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Федеральные министерства: порядок образования, руководство, компетенция. Взаимоотношения федеральных министерств с федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в их ведении. Федеральные службы: порядок образования, руководство, компетенция. Федеральные агентства; порядок образования, руководство, компетенция. Внутренняя организация федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Правовые основы их деятельности, виды, порядок образования и особенности размещения. Организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Организация взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Общая характеристика системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Их правовой статус, виды органов. Высшее должностное лицо субъекта РФ: порядок замещения должности и компетенция. Правительство субъекта РФ: порядок образования и компетенция. Органы исполнительной власти республики. Формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Порядок делегирования полномочий. | Репродуктивный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
5. Государственная служба | История развития института государственной службы в Российской Федерации. Правовое регулирование государственной службы. Понятие и принципы государственной службы. Система и виды государственной службы. Понятие и виды должностей государственной службы. Классификация должностей федеральной государственной гражданской службы. Управление государственной службой. Особенности управления государственной службой в судебных органах Понятие и классификация государственных служащих. Классные чины государственной гражданской службы, порядок их присвоения. Права государственных гражданских служащих. Обязанности государственных гражданских служащих. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой. Порядок поступления на государственную службу. Особенности поступления на государственную гражданскую службу. Требования, предъявляемые к лицу при замещении должности государственной гражданской службы. Способы замещения вакантных должностей государственной гражданской службы. Понятие, стороны, форма заключения, продолжительность и основные содержательные аспекты служебного контракта государственного гражданского служащего Порядок прохождения государственной службы. Аттестация государственных гражданских служащих. Основания и порядок прекращения государст- венно-служебных отношений. Правовые основы подбора кадров государственных служащих. Формирование кадрового резерва государственных служащих. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих. Поощрения и награждения государственных служащих. Дисциплинарная ответственность государственных служащих. Материальная ответственность государственных служащих. Система законодательства по обеспечению законности в сфере государственной службы и противодействию коррупции. Система способов и средств по противодействию коррупции. Права и обязанности государственных служащих в сфере противодействия коррупции. Особенности государственной гражданкой службы в судебных органах. Проблемы реформирования государственной службы на современном этапе. | Продуктивный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
6. Методы и формы административно- правового регулирования | Формы административно-правового регулирования: понятие и виды. Понятие и признаки административно-правового акта государственного управления как правовой формы деятельности органа исполнительной власти. Административно-правовой акт государственного управления и управленческое решение. Виды административно-правовых актов государственного управления: акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления. Нормативные и индивидуальные акты. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения. Юридическая сила административно-правовых актов. Действие административно-правовых актов государственного управления: понятие, сферы, пределы. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления административно-правовых актов государственного управления в силу. Прекращение и приостановление действия административно-правовых актов государственного управления. Прекращение действия административно-правовых актов государственного управления в административном и судебном порядке Административный договор как правовая форма административно- правового регулирования: понятие и признаки. Индивидуальные и нормативные административные договоры. Методы административно-правового регулирования. Убеждение и поощрение в системе административного права: понятие и виды. Административное принуждение как вид государственного принуждения; его основные особенности. Цели, основания и виды административного принуждения. Административно -предупредительные меры. Административно-пресекательные меры. Краткая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административной ответственности. Понятие и виды правовых режимов. Особенности специальных административно-правовых режимов. | Продуктивный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
7. Административный процесс | Общая характеристика административного процесса и его видов. Административный процесс как вид юридического процесса и как необходимый элемент правоприменительной деятельности в сфере исполнительной власти. Основные концепции административного процесса в теории административного права. Понятие, характерные черты и принципы административного процесса. Структура административного процесса. Соотношение понятий «административный процесс» и «административное производство». Виды административного процесса: административные процедуры и административная юрисдикция, их соотношение и взаимосвязь. Административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц. Понятие и характерные черты административных процедур: их значение в реализации административно-правового статуса граждан и организаций. Виды административных процедур: правотворческие, разрешительные, регистрационные, контрольно-надзорные и государственно- поощрительные процедуры, особенности их правового регулирования, сущность и содержание. Административно-юрисдикционный процесс. Административная юрисдикция: понятие и отличительные черты. Общая характеристика административно-юрисдикционных производств: производство по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами административной ответственности; дисциплинарное производство; производство по делам об административных правонарушениях. | Продуктивный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
8. Административная ответственность | Общая характеристика административной ответственности, ее отличие от ответственности уголовной и дисциплинарной. Законодательное регулирование административной ответственности. Принципы административной ответственности. Административное правонарушение: понятие, состав, виды составов. Критерии отграничения административных правонарушений от смежных с ними преступлений. Формы вины. Субъекты административной ответственности. Административная ответственность физических лиц. Особенности административной ответственности несовершеннолетних, военнослужащих, должностных лиц и некоторых других категорий граждан РФ. Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Административная ответственность юридических лиц. Виды административных наказаний и принципы их применения. Основания освобождения от административной ответственности. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. | Продуктивный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
9. Производство по делам об административных правонарушениях | Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи, принципы и правовое регулирование. Правовое положение и виды субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Понятие и виды подведомственности дел об административных правонарушениях. Разграничение подведомственности дел об административных правонарушениях на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьям, и несудебным органам. Административно-юрисдикционная компетенция судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Распределение дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных и военных гарнизонных судов. Подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав и другим специальным коллегиальным органам. Проблемы законодательного регулирования их статуса в административно-юрисдикционном процессе. Территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях: общая, альтернативная и специальная. Виды участников производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус. Особенности правового статуса прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении. Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Понятие и виды доказательств. Относимость и допустимость доказательств. Оценка доказательств: требования конкретности, достаточности и достоверности. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие, особенности и значение. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, основания и порядок их применения. Органы и должностные лица, уполномоченные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальное оформление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела об административном правонарушении, подготовка дела к рассмотрению, рассмотрение дела, пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях, исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях | Продуктивный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
10. Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти | Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Контроль и надзор: понятие, особенности, их соотношение и взаимосвязь. Виды контроля в сфере исполнительной власти. Парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Бюджетный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Счетная палата РФ, ее полномочия. Президентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Общий, надведомственный и ведомственный контроль в системе органов исполнительной власти. Административные процедуры как способ контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Прокурорский надзор. Формы реагирования прокурора на незаконные акты органов исполнительной власти, действия и бездействие их должностных лиц. Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности, защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Формы общественного контроля в сфере исполнительной власти. Административная юстиция как правовое средство защиты прав граждан в сфере исполнительной власти: понятие, организационные формы осуществления. Соотношение и взаимосвязь понятий: «административная юстиция», «административное судопроизводство» и «административная юрисдикция». Административная юстиция как правовое средство защиты прав граждан. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел об оспаривании действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан и организаций. Практика рассмотрения судами общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений. Компетенция арбитражных судов по рассмотрению экономических споров, вытекающих из административных правоотношений. Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан и организаций. | Ознакомительный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1. 11. Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики. | Конституционные основы государственного регулирования, координации, государственного управления и контроля в сфере экономики. Сочетание административных и экономических методов в деятельности органов исполнительной власти. Программно-целевой метод государственного управления. Система государственных заказов. Компетенция Правительства РФ, отраслевых и межотраслевых федеральных органов исполнительной власти в сфере государственного регулирования экономических отношений Государственная монополия на производство и оборот отдельных видов продукции и товаров (услуг). Формы и методы осуществления антимонопольной политики. Организация технического регулирования. Управление государственной собственностью. Управление финансово-кредитной системой. Казначейская система. Компетенция Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, Налоговые органы. Особенности управления промышленным производством. Государственное управление в сфере топливно-энергетического комплекса. Государственное управление транспортным комплексом. Государственное управление аграрно-промышленным комплексом. Государственное управление в сфере природопользования. Государственный надзор и контроль. Особенности государственного управления в сфере внутренней и внешней торговли. Государственное управление федеральными системами связи и информации. | Ознакомительный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
2. 12. Государственное управление в сфере безопасности, внутренних дел, иностранных дел и юстиции. | Государственное управление в сфере охраны государственной безопасности. Функции, организация и компетенция органов исполнительной власти в сфере обеспечения государственной безопасности. Охрана Государственной границы РФ. Охрана государственной тайны. Государственное управление в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Функции и организация системы органов внутренних дел. Полномочия Министерства внутренних дел РФ. Правовой статус полиции. Обязанности и права полиции. Порядок формирования полиции и прохождения службы в ней. Государственное управление в области внешней политики. Функции и компетенция Министерства иностранных дел РФ. Дипломатические и консульские представительства РФ за рубежом, их правовой статус. Государственное управление в области юстиции. Функции и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов. Организация и функции федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. Организационно-правовые основы деятельности федеральной службы исполнения наказаний. Государственное управление в сфере предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Функции и компетенция Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Режим чрезвычайного положения, режим особого положения. | Ознакомительный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
3. 13. Государственное управление в сфере обороны | Государственное управление обороной РФ. Виды Вооруженных Сил РФ. Функции Министерства обороны РФ и его органов. Военно-административное деление РФ. Административно-правовое регулирование воинской обязанности граждан РФ и военной службы. Правовой статус военнослужащих. Режим военного положения. Организация гражданской обороны в России. Функции и компетенция Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. | Ознакомительный | |
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
4. 14. Административно-правовое регулиро
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |