РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ
Перечень сведений о рабочей программе дисциплины | Учетные данные |
Модуль Социально-гуманитарные основы профессиональной деятельности | Код модуля 1123478 |
Образовательная программа Государственное и муниципальное управление | Код ОП |
Направление подготовки Государственное и муниципальное управление | Код направления и уровня подготовки... 38.03.04. |
Уровень подготовки бакалавриат | |
ФГОС ВО | Реквизиты приказа Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС ВО: 10.12.2014, № 1567 |
Екатеринбург, 2016
Рабочая программа дисциплины составлена авторами:
№ п/п | ФИО | Ученая степень, ученое звание | Должность | Кафедра | Подпись |
Шаброва Нина Васильевна | к.с.н., доцент | доцент | Социологии и технологий государственного и муниципального управления | ||
Шуклина Елена Анатольевна | д.с.н., профессор | профессор | Социологии и технологий государственного и муниципального управления |
Руководитель модуля Н.В. Шаброва
Рекомендовано учебно-методическим советом Института государственного управления и предпринимательства
Председатель учебно-методического совета А.А. Яшин
Протокол № 8 от 13.04.2016 г.
Согласовано:
Дирекция образовательных программ Е.С. Комарова
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИОЛОГИЯ
1.1. Аннотация содержания дисциплины
Дисциплина «Социология» относится к модулю «Социально-гуманитарные основы профессиональной деятельности», который является базовым по направлению подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление».
Дисциплина «Социология» включает в себя широкий спектр теоретического и практического материала с ориентацией на использование его в обыденной жизни и в профессиональной деятельности. Содержание дисциплины раскрывает с научной точки зрения особенности современных подходов к пониманию общества, положения в нем индивида. Использование в ходе реализации дисциплины активных технологий обучения дает возможность студентам увидеть неразрывную связь теории социологии и реальной жизни. Особенностью курса является то, что он содержит тему, позволяющую показать роль социологического знания в профессиональной деятельности студентов.
1.2. Язык реализации программы - русский
1.3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Результат обучения в рамках дисциплины: способность проводить анализ социально-экономических, политических, исторических, национально-культурных, психологических, правовых факторов, общественных процессов и явлений и применять их в информационно-методической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности, демонстрировать мировоззренческую позицию (РО-03).
Для этого в рамках курса у студента должны сформироваться следующие компетенции:
ОК-6 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ПК-26 - владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций;
ДОК-3 – способность к критической оценке процессов и явлений, происходящих в социальной структуре общества.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные этапы культурно-исторического развития общества, механизмы и формы социальных явлений
- основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство общественных отношений
- основы социологического понимания личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий
- иметь представление о социальном контроле и социализации, межличностных отношениях в группах
- социально-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества, взаимоотношений социальных групп, слоев, общностей, этносов
Уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности
- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе
- определять свое место в социальной структуре общества
- решать возникающие ролевые и межличностные конфликты
- использовать источники социальной, управленческой информации
- контролировать процесс проведения социологического исследования как заказчик
Владеть (демонстрировать навыки):
- методами сбора, обработки и анализа социальных данных
- навыками работы с информацией из различных источников
- навыками сбора и обработки первичной информации
- навыками обобщения и предоставления результатов социологического исследования в информационно-аналитическом отчете
Объем дисциплины
Таблица 1
Объем дисциплины для студентов очной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | ||
№ п/п | Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | ||
1. | Аудиторные занятия | 51,00 | ||
2. | Лекции | 17,00 | ||
3. | Практические занятия | 34,00 | ||
4. | Лабораторные работы | - | - | - |
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | 7,65 | ||
6. | Промежуточная аттестация | 2,33 | ||
7. | Общий объем по учебному плану, час. | 60,98 | ||
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. |
Таблица 2
Объем дисциплины для студентов заочной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | ||
№ п/п | Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | ||
1. | Аудиторные занятия | 12,00 | ||
2. | Лекции | 4,00 | ||
3. | Практические занятия | 8,00 | ||
4. | Лабораторные работы | - | - | - |
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | 1,80 | ||
6. | Промежуточная аттестация | 2,33 | ||
7. | Общий объем по учебному плану, час. | 16,13 | ||
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. |
Таблица 3
Объем дисциплины для студентов заочной формы обучения [ускоренная программа], в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии[ускоренная программа]
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | ||
№ п/п | Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | ||
1. | Аудиторные занятия | 12,00 | ||
2. | Лекции | 4,00 | ||
3. | Практические занятия | 8,00 | ||
4. | Лабораторные работы | - | - | - |
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | 1,80 | ||
6. | Переаттестация | - | ||
7. | Промежуточная аттестация | 2,33 | ||
8. | Общий объем по учебному плану, час. | 16,13 | ||
9. | Общий объем по учебному плану, з.е. |
*Контактная работа составляет:
в п/п 2,3,4 - количество часов, равное объему соответствующего вида занятий;
в п.5 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на консультации в группе (15% от объема аудиторных занятий) и объема времени, выделенного преподавателю на руководство курсовой работой/проектом одного студента, если она предусмотрена.
в п.6 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на проведение соответствующего вида промежуточной аттестации одного студента и объема времени, выделенного в рамках дисциплины на руководство проектом по модулю (если он предусмотрен) одного студента.
- СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код раздела, темы | Раздел, тема дисциплины* | Содержание |
Р1 | Социология как наука | |
Р1.Т1 | Социология как наука | Объект и предмет социологии. Социология и другие науки об обществе: место социологии в системе наук об обществе. Проблемное поле теоретической социологии. Уровни социологии. Антропоцентристская и социоцентристская парадигмы социологии. Роль, место и функции социологии в современном обществе. |
Р1.Т2 | Общество как система | Понятие общества и его предмета в истории социологии: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т.Парсонс и т.д. Современная трактовка понятия «общество». Сущность и типы систем, характер системного подхода. Социологический анализ общества. Уровни социальных систем. |
Р1.Т3 | Социальные изменения | Изменчивость общества. Социологический подход к социальным изменениям. Теоретические концепции социальных изменений: социальная эволюция, социальная революция, концепция культурно-исторических типов, циклические теории. Виды, механизмы и факторы социальных изменений. Социальное развитие: понятие и содержание. Тенденции социального развития в современном обществе. Социология глобализирующегося пространства. |
Р1.Т4 | Прикладная социология | Понятие и виды социологического исследования. Программа социологического исследования: методологический, методический и процедурный блоки. Методы социологического исследования: метод наблюдения, метод анализа документов, метод опроса. |
Р2 | Социальная структура | |
Р2.Т1 | Социальная структура | Понятие социальной структуры. Элементы социальной структуры: институты, организации, группы. Понятие, виды и функции социальных институтов. Понятие и виды социальных организаций. Понятие и виды социальных групп. |
Р2.Т2 | Социальная стратификация и социальная мобильность | Социальная стратификация. Критерии социальной стратификации. Социальный портрет общества. Особенности социальной стратификации современного российского общества. Средний слой в России. Маргинальность как социологическая характеристика общества. Социальная мобильность. П.А.Сорокин о «вертикальной» и «горизонтальной» мобильности. Факторы социальной мобильности. |
Р2.Т3 | Социальные статусы и социальные роли | Понятие и виды социальных статусов. Понятие и виды социальных ролей. Структура социальной роли. Описание социальной роли (Т. Парсонс). Ролевой конфликт. Причины ролевых конфликтов. Преодоления ролевых конфликтов. |
Р2.Т4 | Личность как социологическая проблема | Понятие личности. Человек – индивид – личность. Социально типичное и индивидуальное в жизни личности. Социальная среда и личность, компоненты социальной среды. Особенности социализации в современном обществе: основные перемены. Социальные ориентации личности. Типологии личности |
Р2.Т5 | Общество и культура | Многогранность культуры, множественность культурных явлений. Множественность определений культуры и основные подходы к ее пониманию. Специфика социологического подхода к культуре. Социальные отношения и культурные связи и взаимодействия. Функции культуры в современном обществе. Ценности, нормы, социальные институты культуры. Массовая и элитарная культура. Субкультуры. Актуальная культура. Проблемы развития культуры в современном российском обществе. |
Р3 | Отрасли социологии | |
Р3.Т1 | Социология семьи | Современная трактовка понятий «брак», «семья», «домохозяйство». Основные функции семьи в современном обществе. Типология структурных типов семей. Понятие «жизненного цикла семьи». Специфические проблемы современной семьи как социального института, как малой группы, как особой сферы жизнедеятельности. Основные показатели трансформации брачно-семейных отношений в России. |
Р3.Т2 | Социология девиантного поведения | Понятие девиантного и делинквентного поведения. Причины девиантного поведения. Нормы и их виды. Виды девиантного поведения. Инновация как вид девиантного поведения. Классификации личности по приверженности нормам. Последствия девиантного поведения. |
Р3.Т3 | Роль социологического знания в профессиональной деятельности | Специфика профессиональной деятельности. Современные требования к профессионально значимым личностным качествам. Социологическое знание в экономических дисциплинах. Прикладные социологические исследования в профессиональной деятельности. |
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
3.1. Распределение аудиторной нагрузки и мероприятий самостоятельной работы по разделам дисциплины
Таблица 1
Для студентов очной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Объем модуля (зач.ед.): 18 Объем дисциплины (зач.ед.): 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел дисциплины | Аудиторные занятия (час.) | Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий | |||||||||||||||||||||||||||||
Код раздела, темы | Наименование раздела, темы | Всего по разделу, теме (час.) | Всего аудиторной работы (час.) | Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Всего самостоятельной работы студентов (час.) | Подготовка к аудиторным занятиям (час.) | Выполнение самостоятельных внеаудиторных работ (колич.) | Подготовка к контрольным мероприятиям текущей аттестации (колич.) | Подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине (час.) | Подготовка в рамках дисциплины к промежуточной аттестации по модулю (час.) | |||||||||||||||||||
Всего (час.) | Лекция | Практ., семинар. занятие | Лабораторное занятие | Н/и семинар, семинар-конфер., коллоквиум (магистратура) | Всего (час.) | Домашняя работа* | Графическая работа* | Реферат, эссе, творч. работа* | Проектная работа* | Расчетная работа, разработка программного продукта* | Расчетно-графическая работа* | Домашняя работа на иностр. языке* | Перевод инояз. литературы* | Курсовая работа* | Курсовой проект* | Всего (час.) | Контрольная работа* | Коллоквиум* | Зачет | Экзамен | Интегрированный экзамен по модулю | Проект по модулю | |||||||||
Р1 | Социология как наука | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т1 | Социология как наука | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т2 | Общество как система | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т3 | Социальные изменения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т4 | Прикладная социология | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2 | Социальная структура | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т1 | Социальная структура | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т2 | Социальная стратификация и социальная мобильность | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т3 | Социальные статусы и социальные роли | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т4 | Личность как социологическая проблема | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т5 | Общество и культура | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3 | Отрасли социологии | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3.Т1 | Социология семьи | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3.Т2 | Социология девиантного поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3.Т3 | Роль социологического знания в профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Всего (час),без учета промежуточной аттестации: | 90,0 | 6,0 | 2,0 | ||||||||||||||||||||||||||||
Всего по дисциплине (час.): | В т.ч. промежуточная аттестация | ||||||||||||||||||||||||||||||
*Суммарный объем в часах на мероприятие указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Для студентов заочной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Объем модуля (зач.ед.): 18 Объем дисциплины (зач.ед.): 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел дисциплины | Аудиторные занятия (час.) | Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий | |||||||||||||||||||||||||||||
Код раздела, темы | Наименование раздела, темы | Всего по разделу, теме (час.) | Всего аудиторной работы (час.) | Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Всего самостоятельной работы студентов (час.) | Подготовка к аудиторным занятиям (час.) | Выполнение самостоятельных внеаудиторных работ (колич.) | Подготовка к контрольным мероприятиям текущей аттестации (колич.) | Подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине (час.) | Подготовка в рамках дисциплины к промежуточной аттестации по модулю (час.) | |||||||||||||||||||
Всего (час.) | Лекция | Практ., семинар. занятие | Лабораторное занятие | Н/и семинар, семинар-конфер., коллоквиум (магистратура) | Всего (час.) | Домашняя работа* | Графическая работа* | Реферат, эссе, творч. работа* | Проектная работа* | Расчетная работа, разработка программного продукта* | Расчетно-графическая работа* | Домашняя работа на иностр. языке* | Перевод инояз. литературы* | Курсовая работа* | Курсовой проект* | Всего (час.) | Контрольная работа* | Коллоквиум* | Зачет | Экзамен | Интегрированный экзамен по модулю | Проект по модулю | |||||||||
Р1 | Социология как наука | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т1 | Социология как наука | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т2 | Общество как система | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т3 | Социальные изменения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т4 | Прикладная социология | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2 | Социальная структура | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т1 | Социальная структура | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т2 | Социальная стратификация и социальная мобильность | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т3 | Социальные статусы и социальные роли | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т4 | Личность как социологическая проблема | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т5 | Общество и культура | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3 | Отрасли социологии | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3.Т1 | Социология семьи | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3.Т2 | Социология девиантного поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3.Т3 | Роль социологического знания в профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Всего (час),без учета промежуточной аттестации: | 90,0 | 6,0 | 2,0 | ||||||||||||||||||||||||||||
Всего по дисциплине (час.): | В т.ч. промежуточная аттестация | ||||||||||||||||||||||||||||||
*Суммарный объем в часах на мероприятие указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Для студентов за очной формы обучения [ускоренная программа], в т.ч. при использовании ДТО [ускоренная программа]
Объем модуля (зач.ед.): 18 Объем дисциплины (зач.ед.): 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел дисциплины | Аудиторные занятия (час.) | Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий | |||||||||||||||||||||||||||||
Код раздела, темы | Наименование раздела, темы | Всего по разделу, теме (час.) | Всего аудиторной работы (час.) | Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Всего самостоятельной работы студентов (час.) | Подготовка к аудиторным занятиям (час.) | Выполнение самостоятельных внеаудиторных работ (колич.) | Подготовка к контрольным мероприятиям текущей аттестации (колич.) | Подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине (час.) | Подготовка в рамках дисциплины к промежуточной аттестации по модулю (час.) | |||||||||||||||||||
Всего (час.) | Лекция | Практ., семинар. занятие | Лабораторное занятие | Н/и семинар, семинар-конфер., коллоквиум (магистратура) | Всего (час.) | Домашняя работа* | Графическая работа* | Реферат, эссе, творч. работа* | Проектная работа* | Расчетная работа, разработка программного продукта* | Расчетно-графическая работа* | Домашняя работа на иностр. языке* | Перевод инояз. литературы* | Курсовая работа* | Курсовой проект* | Всего (час.) | Контрольная работа* | Коллоквиум* | Зачет | Экзамен | Интегрированный экзамен по модулю | Проект по модулю | |||||||||
Р1 | Социология как наука | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т1 | Социология как наука | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т2 | Общество как система | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т3 | Социальные изменения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р1.Т4 | Прикладная социология | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2 | Социальная структура | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т1 | Социальная структура | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т2 | Социальная стратификация и социальная мобильность | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т3 | Социальные статусы и социальные роли | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т4 | Личность как социологическая проблема | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р2.Т5 | Общество и культура | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3 | Отрасли социологии | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3.Т1 | Социология семьи | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3.Т2 | Социология девиантного поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Р3.Т3 | Роль социологического знания в профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Переаттестация | |||||||||||||||||||||||||||||||
Всего (час),без учета промежуточной аттестации: | 6,0 | 2,0 | |||||||||||||||||||||||||||||
Всего по дисциплине (час.): | В т.ч. промежуточная аттестация | ||||||||||||||||||||||||||||||
*Суммарный объем в часах на мероприятие указывается в строке «Всего (час.) без учета промежуточной аттестации | |||||||||||||||||||||||||||||||
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПО ДИСЦИПЛИНЕ
4.1. Лабораторные работы
не предусмотрено
4.2. Практические занятия
Таблица 1
Для студентов очной формы обучения, в т.ч. при использовании дистанционной образовательной технологии
Код раздела, темы | Номер занятия | Тема занятия | Время на проведение занятия (час.) | ||
Р1.Т1 | Социология как наука | ||||
Р1.Т2 | Общество как система | ||||
Р1.Т3 | Социальные изменения | ||||
Р1.Т4 | Этапы и программа социологического
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |