· Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Перспективная начальная школа». Для развития у учащихся мотивов учебной деятельности и принятия социальной роли обучающихся на субъектном и личностном уровнях используется методологически обоснованный механизм «надо»? «хочу»? «могу».
· На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны, обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).
· Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по всем учебным предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов (принципов психологической комфортности, минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности). Коррекционная работа проводится учителем на каждом уроке. Подробные виды деятельности прописаны в календарно – тематическом планировании.
В данном классе обучаются дети седьмого вида, обучение которых ведется по традиционной программе. Но требования ЗУН другие, поэтому в календарно-тематическом планировании была произведена соответствующая корректировка.
При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:
1.Снижены показатели внимания: затруднения переключения, высокая помехонеустойчивость, снижены показатели сосредоточенности.
2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.
3. Низкий познавательный интерес и мотивация.
Работа на занятиях строиться по следующим правилам:
1. новый материал строится и преподается предельно развернуто;
2. практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
3. систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
4. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
5. чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
6. составление домашнего задания в сторону малого объёма;
7. для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;
8. систематическая работа над развитием психических процессов;
9. материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
10. увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.
В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире; развитие связной речи; формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка.
Тематическое планирование уроков для детей с ЗПР соответствует планированию, составленному в рабочей программе начального общего образования, с использованием комплекта учебников, принятой школой для работы на уроках.
Коррекционная работа:
При обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, необходимо выполнять следующие требования:
- находить любой повод для похвалы, отметить даже самые маленькие успехи. Успех формирует веру в себя, желание учиться, рождает энергию для преодоления трудностей.
-преподносить новый материал предельно развернуто и доступно
-значительное место занимает практическая часть: работа со схемами, таблицами…
-систематически повторять пройденный материал для изучения нового
-учитывать индивидуальный подход.
Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
• писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
• писать изложение небольшого текста;
• списывать с печатного текста 5-6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;
• давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;
• писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выражать просьбу, извинение, благодарность;
• восстанавливать деформированные предложения;
• составлять предложения из заданных слов;
• различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные
ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
• соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
• находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;
• различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;
• кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;
• разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;
• различать предложение и слово, виды предложений по интонации;
• выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом двусоставном предложении;
• устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;
• находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
• различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок; пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.