ТЕМА: Агрессия как личностно обусловленное явление. Основные проявления Агрессии. Агрессивность как свойство личности.




 

Проблема агрессии сегодня одна из самых насущных в гуманитарных науках. Агрессия (от лат. aggredere - нападать) - поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. В роли объектов могут выступать живые существа или предметы. Агрессия может возникнуть как реакция человека на фрустрацию, стресс, психологический или физический дискомфорт. Состояние агрессии сопровождается гневом, враждебностью, ненавистью и т.д. Агрессивное поведение может служить средством достижения какой-либо цели – например, повышению собственного статуса за счет самоутверждения. Различают несколько типов агрессии: физическую, вербальную, прямую (непосредственно направленную против кого или чего-либо), косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем), инструментальную (являющуюся средством достижения какой-либо цели), альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий), а также аутоагрессию, которая проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства. В обучающем возрасте агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование и мальчики отличаются большей агрессивностью, чем девочки.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

·Физическая агрессия(нападение) – использование физической силы против другого лица.

·Косвенная агрессия– действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

·Вербальная агрессия– выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

·Склонность к раздражению– готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

·Негативизм– оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и об

 

2) Проявление агрессии у обучающегося:

Психологи выделяют 2 вида агрессии: скрытая и открытая.

Открытая агрессивность проявляется в виде нанесения вреда окружающим его людям, предметам. Обучающий

так хочет проявить свой авторитет среди друзей, таким образом, самореализоваться. В случае неудачи они начинают красть, пить, курить, употреблять наркотические вещества, заниматься мелким грабежом или кончают жизнь самоубийством.

При скрытой агрессии дети все держат в себе, ни с кем не делятся своими переживаниями и проблемами. Они тихие и покорные, не проявляющие свое недовольство. Но, так как негативная энергия долгое время не находила выхода наружу, позже случаются нервные срывы, длительные депрессии, невроз.

Так, приступы агрессии проявляются в виде оскорблений родных, возникают конфликты с родителями. Обучающие унижают всех, кто кажется им слабее. Бьют животных, занимаются вандализмом..

У каждого обучающего агрессия выражается по-разному (в зависимости от характера ребенка и его отношений с внешней средой). Основные особенности проявления:

обида (часто обижается без особого повода на весь мир и на конкретного человека);

подозрительность (ребенок не доверяет никому, настроен отрицательно ко всем);

косвенная агрессия (распускает сплетни про кого-то, злобно шутит);

физическая агрессия (постоянно является участником драк);

раздражительность (очень вспыльчив и грубит без веской на то причины);

вербальная агрессия (проявляет свое отношение с помощью угроз и криков);

скрытая агрессия (не делает то, о чем его просят, говоря что забыл; старается подольше не выполнять просьбу, а то и забывает о ней).

Каковы причины агрессии у подростков?

Рассматривают 3 основные причины того, почему же возникает агрессия в Обучающем возрасте: это ситуативные, семейные и личностные.

Личностные причины проявляются так:

ребенок чувствует себя одиноко;

неуверенный в себе;

раздражается без особой причины и обижается;

чувствует себя во всем виноватым;

активизируются гормоны вследствие полового созревания;

постоянно думает о худшем.

Ситуативные причины проявляются в определенных ситуациях в жизни ребенка:

заболевание;

просмотр жестоких фильмов;

долгое сидение за компьютером, компьютерными играми;

неправильное питание.

При умственных и физических нагрузках возникает переутомление организма.

 

3).Напомним, что агрессия индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей.

Следовательно, агрессивность можно рассматривать как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред.

Итак, агрессивность – это свойство личности. Значит, она может иметь различную степень выраженности: от почти полного отсутствия агрессивности до ее предельного развития.

Если же агрессивное состояние у субъекта носит постоянный характер, то следует говорить об агрессивности как об актуальной черте характера личности.

При этом если посмотреть на агрессивность с точки зрения целостно-функционального подхода. Согласно данному подходу, каждое свойство личности включает личностные (мотивационные, когнитивные, продуктивные признаки, обусловленные социальными факторами развития) и индивидные характеристики (динамические, эмоциональные, регуляторные признаки, диктуемые темпераментом, особенностями нервной системы, то есть природными задатками). Личностные и индивидные характеристики функционально связаны.

, то она будет представлять собой «сложную функциональную систему, которая содержит единство инструментально - динамических и мотивационно - смысловых составляющих» (А.Б. Крючкова). К числу таких составляющих А.Б. Крючкова [4, 5] относит:

1) установочно-целевой компонент (общественно значимые цели – личностно значимые цели);

2) мотивация (социоцентричность – эгоцентричность);

3) когнитивный компонент (осмысленность – осведомленность);

4) продуктивный компонент (предметность – объектность);

5) динамический компонент (эргичность – аэргичность);

6) эмоциональный компонент (стеничность – астеничность);

7) регуляторный компонент (интернальность – экстернальность);

8) рефлексивно-оценочный компонент (операциональные трудности – личностные трудности).

Безусловно, основополагающими в данной структуре являются цели мотивация. Психологи (например, Н.С. Глуханюк выделяют две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и ее торможение.

Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий. Тенденция к агрессии – это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тем самым, это стремление может выражаться по-разному Существует несколько точек зрения на разновидности проявления агрессии.

Д. Майерс различает два типа агрессии: враждебную и инструментальную. Источник враждебной агрессии — злость, ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии стремление причинить вред не самоцель, а средство достижения какой-либо позитивной цели. Р. Берон и Д. Ричардсон, считают что все многообразие форм агрессивности можно также разделить на два класса: это гетероагрессия, направленная на других, и аутоагрессия, направленная на себя

Как видно из перечисленных проявлений агрессивности, данное свойство А. Басс разделяет ее на: физическую или вербальную, активную или пассивную, прямую или не прямую.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: