Основные архитектурные формы




Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. 13 в.). Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.

 

Особенности архитектуры романского собора:

В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства Романские церкви представляли собой базилику, т.е. вытянутое сооружение, внутреннее пространство которого (неф) разделен на три части столбами (колоннами). Центральный неф возвышался над боковыми.

Внутреннее помещение, пересекалось одним, а иногда и двумя трансептами (трансепт — поперечное вытянутое помещение пересекающее основное). Освещение осуществлялось при помощи ряда окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми.

В больших соборах может быть и пять нефов. Каждый неф завершается полукруглой апсидой (13). В апсиде располагаются алтарь (13) или капеллы (11). Базилика, как и любой христианский храм, всегда ориентирована на восток.

Вход в храм всегда располагается с западной стороны, он обозначается двумя башнями — этот комплекс называется вестверком (3,4).

Первоначально перекрытия были деревянные. Деревянные конструкции часто страдали от пожаров. Тогда стали использовать цилиндрический свод. Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв) монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. 12 в.), Везеде (первая треть 12 в.) и Отене (первая треть 12 в.). Германия: Вормский собор (1171—1234, ил. 76), Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто.

Характерные черты:

 

  • Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). В идею культового строительства входит тезис об упорядоченности, идея единого порядка была свойственна всему мировоззрению. Четкий, жесткий, строгий порядок устройства мироздания соответствовал принципам ведущих монашеских орденов: послушание, воздержание, уподобление единому образцу, низведение собственной индивидуальности для приближения к идеалу. Здание церкви складывалось из отдельных, в известной мере самостоятельных частей: башен входа, главного нефа, боковых нефов, трансепта, хора, обхода, крипты, капелл. Каждая из частей имела геометрически правильную форму. В формах господствовали прямоугольные очертания; простейшей ячейкой пространства выступал квадрат. Целое возникает как подобие, повторение, удвоение и модификация первоэлементов. Мир парцеллирован, но в основе своей един. Он построен по принципу иерархии и подобия малого большому.
  • Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды
  • Света в романских церквах было мало. Распределение окон подчинялось строго выверенной системе - идее драматического единоборства материи с духовной энергией всепроникающего света, репрезентирующего божественное начало. Борьба между духом и плотью, между светом и мраком велась внутри храма романского стиля постоянно, и общий полумрак подчеркивал тяжесть и бесконечность разворачивающейся борьбы. Увидеть божественный свет - не просто; движение по романскому храму - это путь из мрака к свету, столп которого возносится над средокрестием.
  • Увеличение хора или восточной алтарной части храма
  • Увеличение высоты храма
  • Суровый крепостной характер архитектуры, монументальные, малорасчлененные формы, узкие, небольшие окна; ощущение массивной каменной оболочки. Прямые линии, углы. Единственная криволинейная форма - полуциркульная арка (цилиндрические своды, верхние перемычки окон). Горизонтальные членения превалируют над вертикальными.
  • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый на нервюрах и сомкнутый. Схема.

 

  • Тяжёлые своды имели опору в виде мощных стен и колонн
  • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках - так называемого трифория. Наконец, окна образуют верхний ярус. В экстерьере арки полуциркульные очертания завершали входной портал, оконные проемы, проявлялись в аркатурно-колончатых фризах. Арка – символ небесного свода. В общей концепции крестного пути, заложенной в романскую церковь планом в виде латинского креста и общей протяженностью прохождения «по кресту», каждая романская арка фиксировала новый увенчанный триумфом шаг победы душевных устремлений над костной материей. Финалом продвижения становилась главная триумфальная арка, оформляющая алтарную зону.
  • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
  • Вход оформлен порталом (от лат. "порта" - дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Романский портал - образцовое воплощение стиля в скульптуре. Темы, композиционные и иконографические схемы и их варианты, система расположения фигур и орнамента. Важнейшая часть портала - тимпанная скульптура. Развитие в ней типа репрезентативной символической композиции, параллельно с апсидиальной. Их соотношение в образной структуре храма. Случаи преобладания эстетического принципа и технических проблем размещения композиции на поверхности стены над содержательной, иконографически выраженной, стороной (скульптура Сентонжа). Сочетание высоких эстетических качеств и глубокой иконографической мысли в тимпанах Муассака, Отёна, Везлея, Шарлиё, Клюни. Связь этих тем с традициями неоплатонической философии в переводах Псевдо Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника и греческих теологов. В них – оправдание скульптуры как средства воплощения мистического видения Бога, созерцание которого приводит к единению с ним. Умение романских скульпторов и архитекторов органически связать большие композиции с архитектурой и усиление, в связи с этим, архитектонических и эстетических качеств ансамбля.
  • Фигуративные и орнаментальные капители - уникальное явление в искусстве эпохи. Вклад скульптуры на капителях в эволюции романского искусства: в меньшей степени влияют на развитие иконографии, из-за трудности их восприятия (А. Грабарь); более заметное влияние оказывают на эстетические аспекты развития стиля - скульптор чувствует большую авторскую свободу (Балтрушайтис). Типология капителей. Овернь - распространение орнаментальных капителей (Нотр–Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, в Иссуаре и др.) в противовес фигуративных. Бургундия - крупные евангелические и агиографические циклы на капителях главного нефа в Отёне и Везлее (их освещение делает скульптуру доступной глазу). Особенности семантики нарративных сцен на капителях (если они расположены в интерьере храма) – нет задачи теологического наставления и обучения, типичной для больших тимпанных сцен.

 

 

Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Романская церковь отличается устойчивостью, прочностью, симметричностью, четкостью горизонтальных и вертикальных планов с доминантой горизонтали. Наружный вид церкви тяготеет к фронтальности. В экстерьере обозначено устройство интерьера: соответствие и гармоничное созвучие внешнего и внутреннего, внутреннее проявляет себя во внешнем. Храм предстает как спустившийся из Горнего мира репрезентант небесного града, царство Божие, чувственно явленное в Дольнем мире во всей своей конкретной замкнутости и линейности - графической очерченности четких архитектурных контуров.

 

 

Романская скульптура.

 

§ подчиненность религиозным догмам, символический характер, условность приемов и стилизация форм.

§ преобладающим видом изобразительного искусства становится рельеф. Приоритет техники рельефа в изобразительном искусстве романского времени определялся принципами ансамблевости общей композиции культового здания. Будучи единым со зданием церкви в своем каменном материальном статусе, рельеф визуализировал идеи слитности представленного с телом храма, пребывания изображенного в мире Небесного Иерусалима на земле и явления божественных сил, выходящих из самих стен этой модели горнего мира. Пребывание рельефа на границе стены фиксировало идеи чувственно-сверхчувственного единства, составляющего основу христианского мироотношения.

§ В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Стремление отражать духовный мир повлекло за собой нарочитую деформацию пропорций и воспроизведение определенного типажа, принятого церковью. Понимание пространства в романском искусстве как ирреального, выходящего за пределы видимого мира, оказалось несовместимо со свободностоящей скульптурой

§ как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчеркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получали изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объемность человеческого тела,- правда, в схематичных и условных формах.

§ Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. им свойственнна разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных.

§ трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства.

§ В сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали в одной композиции, а место действия давалось условно.

§ Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. часто приводившая к утрировке жеста. Появление наивно реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Фигуры святых изображены пребывающими в беспокойном состоянии, человеческое тело представлено изломанным борьбой духовных и плотских сил: подвергнуто серьезным деформациям, пропорции искажены, фигуры удлинены. Дух ломает плоть, ведет к расконечиванию предельности материальной границы тела, что предстает в качестве единственно возможного эталонного душевной жизни верующего. Повышенная эмоциональность, драматизм характеризуют изображенные сцены. Романские рельефы настолько эмоциональны и динамичны, что их называют «застывшим в камне ypaгaнoм страстей и криков».

§ В искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например в распространенности сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса.

§ В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период Эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого. Известное развитие получили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится к готическому времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: