Романская монументальная живопись




Хронология и географическое распространение: отсутствие синхронности эволюции в разных регионах: раньше всего во Франции (начало или первая половина XI века), в Англии – с начала XII века. Формирование романского стиля: очищение романского изобразительного языка, закончившееся на рубеже XI-XII, от художественных черт каролингского и оттоновского искусства, сложение его собственных стилистических характеристик, выработка принципов изображения человеческой фигуры, «романская экспрессия», линеарность и графичность, потеря объема, контурность, иное соотношение фигуры и фона, новые средства выражения пространственно-временных параметров.

 

Индукция взаимовлияний между миниатюрой и монументальной живописью от Оттонов к романской эпохе: в оттоновское время фреска как большая миниатюра, в романское время – наоборот.

 

Проблема византийских влияний: одна из важнейших для понимания развития стиля. Первая волна византийских влияний – последняя четверть XI века, через искусство Монте Кассино, затем Рим, Венецию и юг Италии.

 

Вторая волна византийских влияний: вторая половина XII века, роль Венеции и Сицилии в этих процессах. Более глубокий характер: распространение на север и юговосток Франции, Зальцбург, юг Англии, долину Рейна.

 

Наиболее распространенные темы и сюжеты:

А) Религиозная тематика: сцены и эпизоды Ветхого Завета – Сотворение мира, История Адама и Евы, История Каина и Авеля, История Ноя и потоп, Вавилонская башня, История Авраама, История Иакова, История Иосифа, Исход, История Давида. Христологический и мариологический циклы, Жития святых, Пороки и добродетели (персонификации, психомахия и др.), эсхатологический цикл (Сошествие во ад, Апокалипсис, иконография Маэсты и др.)

 

Б) Светская тематика: изображения исторических лиц («портреты» пап, императоров, королей, аббатов, донаторов и др.), военные и рыцарские сцены, работы месяцев.

 

Колорит (ограниченная, локальная палитра), и технико-технологические особенности росписей (фреска – в Италии, «греческая» манера – во Франции). Распространение мозаики в XII веке в Италии.

 

 

Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах

Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы апсиды и капелл и получили особое развитие в эпоху готики.

 

сложные и прихотливые движения и повороты фигур, свободный и легкий ритм рождают впечатление внутренней напряженности и беспокойства, которые свойственны и романской скульптуре.

.

О светской живописи можно судить по так называемому гобелену из Байе (11 век, Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая особенность романской живописи — реалистические тенденции. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 году. Повествование отличается мерным эпическим строем. События, происходящие одновременно, передаются как следующие одно за другим, подробно и обстоятельно передаются детали. Остро подмечены энергичные, порою уродливые движения всадников и коней, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли; в бордюр вплетаются мотивы фольклора. Выразительные, резко очерченные силуэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок.

Большим разнообразием отмечена достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 годами, Париж, Национальная библиотека), «Книга перикоп Генриха II» (начало 11 века, Мюнхен, Баварская государственная библиотека, миниатюры в рукописи относятся к произведениям лиутарской группы, школа Райхенау времен аббата Витиго, 985-997 годы) и Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 века). Торжественно-спокойные или полные экспрессии, они отличаются колористической насыщенностью, соответствующей пронизывающим фигуры страстям.

 

 

Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры - к искусству готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного синтеза определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: