Признак классификации | Вид политики |
территориальная | общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования; |
временная | фин. стратегия – крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализации которых имеет долговременный характер (реформы); фин. тактика – объединяет цели и задачи финансовой политики, которые относятся к определен. этапу эк. развития и д.б. реализованы в конкретном фин. периоде (снижение ставки налога и т.д.) |
в зависимости от объектов воздействия | финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования - разработка основных мероприятий в области амортизации политики, развитие приоритетных видов деятельности и регулирование деловой активности субъектов хозяйствования соответствии с целями экономического развития государства; финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов – бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, ценовая и таможенная политика |
Основные составляющие финансовой политики государства такие:
1 Бюджетная политика - деятельность государственных органов власти и управления относительно формирования, выполнения и регулирования государственного бюджета страны в целях обеспечения социально-экономического развития и стратегических приоритетов государства Бюджетная политика выражается в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использовании их на различные потребности государства (включая налогами и налоговыми льготами, санкциями, стимулами в виде дотаций и субвенций), определении источников финансирования бюджетного дефицита, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
2 Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере установления, правовой регламентации и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства. Формируя свою налоговую политику, государство путем увеличения или сокращения доли налоговых поступлений, изменения форм налогообложения и налоговых ставок, тарифов, освобождение от налогообложения отдельных отраслей производства, территорий, групп населения способствует росту или спаду хозяйственной активности, созданию благоприятной конъюнктуры на рынке, условий для развития приоритетных отраслей экономики.
3 Денежно-кредитная политика - комплекс действий и мероприятий государства в сфере денежного и кредитного рынков, например, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение своевременных расчетов путем регламентации ее функционирования банковской системы и стабильности денежного обращения через управление эмиссией, расширение безналичных форм расчетов банковских учреждений с физическими лицами в различных сферах их о деятельности т.д. Основные составляющие денежно-кредитной политики: эмиссионная, ценовая, валютная и непосредственно кредитная политики Денежно-кредитная политика обеспечивает экономику полноценной и стабильной национальной валютой, регулирует денежное обращение в соответствии с потребностями экономики в целях стимулирования экономического роста при низкой инфляции и безработицы и способствует привлечению кредитных институтов к финансирования инвестиционных проектов.
4 Благодаря таможенной политике государство защищает свои интересы в сфере расширения или сокращения экспорта или импорта, применяя систему таможенных платежей или определенный таможенный режим
Факторы, влияющие на результативности финансовой политики:
1) Научный поход к разработке финансовой политики (он обязательно должен соблюдаться): обязательная обусловленность финансовых мероприятий, предлагаемых в содержании финансовой политики, уровню развития финансовых отношений в обществе.
2) Обязательно должны быть проработаны и находиться в логической взаимоувязке все части финансовой политики.
3) Финансовая политика должна содержать четко поставленные цели и такие пути достижения этих целей, которые могут привести к росту финансового результата.
4) Необходимость осуществления точных расчетов, которые давали бы возможность предвидеть все последствия тех законодательных и других нормативных актов, которые принимает правительство сегодня.
5) Финансовая политика должна учитывать специфику каждого исторического этапа развития страны, особенности внутренней и международной обстановки.
6) Финансовая политика должна учитывать экономические и финансовые возможности государства. Каждый закон должен иметь расчет того, сколько средств потребуется на реализацию данного закона.
7) Комплексный подход при выработке финансовых мероприятий: должна обеспечиваться связь между стратегией и тактикой, концепцией и конкретными мерами, жесткая увязка между финансовой политикой, проводимой на федеральном и региональном уровнях.