Классификация технических приёмов спортивной чанбары в дисциплине тёкен фри и их сравнение с техническими приёмами спортивного фехтования на саблях




 

Технические приемы - это специализированные положения и движения фехтовальщиков, отличающиеся характерной двигательной структурой, взятые вне тактической ситуации.[21, 23]

Классификация технических приёмов спортивной чанбары в дисциплине тёкен фри, произведена по принципу классификации технических приёмов спортивного фехтования на саблях, предложенных Д.А Тышлером. [21] Сравнительные характеристики технических приёмов спортивного фехтования на саблях идисциплины тёкен фри спортивной чанбары приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Сравнительные характеристики технических приёмов спортивного фехтования на саблях идисциплины тёкен фри спортивной чанбары

Спортивное фехтование (сабля) Спортивная чанбара (тёкен) Соответствие (в %)*
1. Основные положения и движения. 1.1. Держание оружия.  
Нижняя часть рукоятки находится на сочленении 2-й и 3-й фаланг (либо на сгибе 1-ой фаланги*) указательного пальца. Большой палец накладывается сверху рукоятки, остальные пальцы обхватывают её снизу и сбоку и прижимают к бугру мизинца. Рукоятка по всей ее длине, а также плоскость гайки могут быть использованы для держания оружия.[1,21] * - вариант Аркадьева, а само определение Тышлера.     1) «Спортивный хват». Нижняя часть рукоятки находится на сгибе 1-ой или 2-й фаланги указательного пальца. Большой палец накладывается сверху рукоятки, остальные пальцы обхватывают ее снизу и сбоку и прижимают к ладони. Рукоятка по всей ее длине может быть использована для держания оружия.* 2) «Боевой хват»+. Нижняя часть рукоятки находится на сгибе 2-й фаланги указательного пальца. Большой палец накладывается сверху слева рукоятки и соприкасается с указательным, остальные пальцы обхватывают ее снизу и сбоку и прижимают к ладони.* 3) «Детский хват». Четыре пальца охватывают рукоять снизу и прижимают слева, а большой сверху и слева накрывает указательный палец.* + - по аналогии с термином «боевое фехтование». 1) 90%     2) 70%     3) 50%    
1.2. Строевая стойка.  
Положение тела как в строевой стойке по команде «Смирно». Сабля держится в невооруженной руке острием вниз-назад, лезвием вниз-вперед, дужка гарды обращена вперед-вниз. Четыре пальца невооруженной руки подхватывают оружие под гардой, большой палец – сверху. [21] Положение тела как в строевой стойке по команде «Смирно». Подаётся команда «Сэр этс» на японском, что означает «Становись» или «Построение». Пятки вместе носки врозь, тело выпрямлено. Руки опущены вниз вдоль туловища. Тёкен держится в невооружённой руке рукояткой вперёд, остриём назад. [17] 90%
1.3. Исходное положение перед боем (сбор).  
Туловище вполоборота, лицо обращено к партнеру. Пятка впереди стоящей ноги приставлена к пятке другой ноги под прямым углом носком вперед. Сабля в вооруженной руке выставлена наклонно вперед-вниз лезвием вперед-вверх. Невооруженная рука свободно согнута, кисть сжата в кулак и лежит на талии. [21] Положение тела так же как и в строевой стойке. Подаётся команда «Ки о цкэ» на японском, что означает «Стать прямо». При этом спортсмен в положении строевой стойки выпрямляет спину и ноги, отводит плечи назад и несколько поднимает подбородок. [17] 20%
1.4. Приветствие (салют).  
Сабля переводится в положение "подвысь". Оружие вертикально направлено вверх, лезвие обращено внутрь, гарда на уровне подбородка в 10-15 см от лица. Затем вооруженная рука выпрямляется в направлении партнера или судей, лезвие клинка разворачивается в ту же сторону. [21] По команде «Рей» (в переводе «Поклон») на японском, спортсмен делает поклон в направлении соперника, судей. Из положения строевой стойки спортсмен наклоняет туловище вперёд на 45% относительно вертикальной линии проходящей от пяток вверх, затем вновь возвращается в строевую стойку. [17] 20% (приветствие)
1.5. Боевая стойка.  
Из исходного положения перед боем впереди стоящая нога выставляется вперед по боевой линии примерно на 1,5 длинны следа ступни. Ноги сгибаются так, чтобы колени были над носками. Вооруженная рука делает небольшой круг (начиная движение вниз-внутрь) и выставляется вперед полусогнутой, кисть - немного ниже или на уровне локтя, острие оружия на уровне глаз, лезвие направлено вперед-вниз-кнаружи. Невооруженная рука согнута, кисть слегка сжата в кулак и упирается в талию тыльной стороной, а у высококвалифицированных спортсменов может быть "опущена вниз. Стопы располагаются так, чтобы боевая линия проходила ближе к середине стопы сзади стоящей ноги, при этом она может быть несколько повернута носком внутрь. [1, 21, 15] Из исходного положения перед боем правая нога выставляется вперёд носком с сторону противника, задняя левая нога развёрнута носком влево (пятка её может быть приподнята над поверхностью). Расстояние между стопами приблизительно равно 1-1,5 длинны стопы спортсмена. Колени согнуты незначительно. Вооружённая рука за рукоятку вытягивает тёкен из левой руки (имитируя вынимание меча из ножен) и выставляет тёкен вперёд направляя остриё в лицо противника. Невооружённая левая рука согнута и прижата ладонью к левому боку на уровне пояса, либо опущена вниз. Боевая стойка принимается самостоятельно, либо по команде «Камае то» («Стойка с мечом»). [17] 80%
1.6. Позиции.  
1.Первая позиция. Оружие находится слева от своего поражаемого пространства, гарда расположе­на против левого плеча, острие клинка - ниже гарды, и направлено вперед-вниз-влево. Вооруженная рука значительно согнута. [1, 21] 2. Вторая позиция. Оружие расположено справа от своего поражаемого пространства, гарда расположена против правого плеча и немного ниже его, острие -ниже гарды и направлено вперед-вниз, лезвие обращено вправо-вверх. Вооруженная рука немного согнута в локтевом суставе. Оружие закрывает правую, преиму­щественно нижнюю, часть поражаемого пространства. [1, 21] 3. Третья позиция. Оружие находится в третьем секторе поражаемого пространства против наружного края ту­ловища. Вооруженная рука полусогнута, локоть отстоит от бока на расстоянии разведенных большого и указательного пальцев. Острие на высоте лба и слегка правее головы, лезвие обращено вправо-вниз, гарда — в уровне талии и против наружной линии поражаемого пространства. Наряду с этим успешные попытки противника рубить руку могут заставить саб­листа «убирать» ее и вести бой в третьей низкой позиции. В этой позиции локоть почти касается правого бока, а гарда находится на уровне тазобедренного сустава. Ближе к вертикальному положение оружие прикрывает правый бок и руку от ударов снаружи и снизу. [1, 21] 4. Четвертая позиция. Оружие находится про­тив левого края поражаемого пространства. Вооруженная рука полусогнута, гарда расположена на уровне талии и против живо­та, острие клинка - на уровне лба и левее головы, лезвие обращено влево-вниз. Оружие прикры­вает левую щеку, левую сторону груди и руку от ударов слева (изнутри). В положении четвертой низкой позиции вооруженная рука расположена вплотную к туловищу, гарда дужкой обращена влево и почти касается нижней части живота, клинок минималь­но наклонен влево-вперед. Оружие закрывает левую сторону ту­ловища и обе руки от удара слева. [1, 21] 5. Пятая позиция. Оружие находится «над голо­вой, острие клинка направлено косо вперед-влево и расположено немного выше гарды, лезвие обращено вверх и немного вперед. Вооруженная рука полусогнута, гарда находится правее лица на уровне темени, средняя часть клинка немного выше темени. Ору­жие закрывает голову, грудь и руку от ударов сверху. [1, 21]   1.Нижняя позиция слева. Тёкен удерживается слева, вооружённая рука удерживает тёкен чуть ниже уровня пояса, напротив низа живота, острие ниже рукоятки и направлено назад или влево-назад. Лезвие может поддерживаться ладонью невооружённой руки снизу.* 2. Нижняя позиция справа. Тёкен удерживается справа, вооружённая рука удерживает тёкен чуть ниже уровня пояса, кисть расположена близко к правому бедру, локоть обращён назад за спину, острие ниже рукоятки и направлено вперёд. Лезвие прикрывает переднюю ногу справа. *     3. Верхняя позиция справа. Тёкен удерживается справа, вооружённая рука удерживает тёкен на уровне солнечного сплетения у правого бока. Вооружённая рука согнута почти под прямым углом, локоть обращён назад за спину, предплечье находится в горизонтальной плоскости острие выше рукоятки и направлено почти вертикально вверх, либо вперёд-вверх. Лезвие прикрывает туловище, руку и голову справа.*   4. Верхняя позиция слева. Тёкен удерживается слева, вооружённая рука удерживает тёкен на уровне солнечного сплетения у правого бока. Вооружённая рука согнута почти под прямым углом, кисть напротив солнечного сплетения, предплечье находится в горизонтальной плоскости и может быть прижато к туловищу, острие выше рукоятки и направлено влево, либо влево-назад. Лезвие может поддерживаться ладонью невооружённой руки снизу.*   5. Верхняя позиция над головой. Тёкен удерживается над головой в полусогнутых руках: вооружённая рука удерживает за рукоятку, неворужённая рука поддерживает снизу на ладони по середине клинка. Сам тёкен расположен в горизонтальной плоскости и выдвинут вперёд-вверх, прикрывая голову от прямых ударов сверху по голове. В некоторых случаях тёкен удерживается только вооружённой рукой, при этом остриё может быть направлено немного вперёд либо немного назад.* 80%  
1.7. Соединения.  
Соединения, а именно соприкосновение клинков в определенных позициях, в фехтовании на саблях применяются редко, так как фехтовальный бой ведется преимущественно в дальней дистанции. Тем не менее они находят примене­ние при начальном изучении фехтования на саблях. [1]   Соединения в бое на тёкенах не применяются. Это происходит по следующим причинам: - бой ведется преимущественно в дальней дистанции, - практически во всех позициях тёкен удерживается близко к телу и не выставляется остриём вперёд, - гарда тёкена не способна надёжно защитить кисть от ударов (многие спортсмены гарду вообще не используют).* 0%
2. Передвижения. 2.1. Шаг.  
   
Шаг вперед выполняется плавным толчком левой ногой и переставлением правой вперед на длину ступни, благодаря чему тело перемещается в сторону противника, левая нога переставляется на такое же расстояние, и боевая стойка восстанавлива­ется. Если вес тела больше на левой ноге, движе­ние вперед правой ногой целесообразнее начинать с подъема носка. Во всех случаях постановка выставляе­мой вперед ноги производится перекатом с пятки на всю ступню. Шаг назад выполняется плавным толчком правой ногой назад, благодаря чему тело движется назад, левая нога отставляется на длину ступни, правая переставляется на такое же расстояние, и стойка восстанавливается. Шаги вперед и назад можно выполнять и другим способом. Вперед - вначале приставить левую ногу к правой, а затем пра­вую поставить вперед. Назад - вначале переставляют правую, а затем отставляют левую на такое же расстояние назад. Шаг вправо выполняется переставлением правой ноги вправо, а затем левой на такое же расстояние. Шаг влево — с помощью переставления левой ноги влево и затем правой в ту же сторону на такое же расстояние, с тем чтобы в результате оказаться лицом к противнику. [3, 20, 21, 23]   Шаг вперед и шаг назад выполняются так же как в фехтовании на саблях. Кроме прямых шагов (когда носок передней ноги обращён вдоль линии движения или на противника), многие спортсмены используют боковые шаги (когда носок передней ноги обращён внутрь, и, например при наступлении, на противника обращена внешняя сторона стопы). Шаги вперёд и назад боком применяют спортсмены склонные так же перемещаться скачками (боксёрские скачки). Зачастую вместо обычного шага назад спортсмены применяют шаг назад другим способом, когда сначала переставляется передняя нога, это обусловлено привычкой убирать переднюю ногу от возможного удара к задней при закрытиях назад. Шаг вправо и шаг влево выполняются аналогично и широко используются в спортивной чанбаре, так как правила допускают свободно маневрировать по всей площадке (7 на 8 метров) во время поединка, в том числе заходить в тыл к противнику.* 80%
2.2. Скрестный шаг.  
Скрестный шаг вперёд. Левую ногу выносят скрестно пе­ред правой и ставят впереди нее, носок остается повернутым вле­во. Правую ногу выносят вперед и ставят в положение боевой стойки. Скрестный шаг назад. Правую ногу плавно проносят скрестно за левой и ставят сзади нее (носок обращен вперед). Левую ногу переставляют назад на такое же расстоя­ние в положение боевой стойки. [3, 20, 21, 23] Скрестный шаг вперёд применяется крайне редко, обычно спортсмены предпочитают приближаться к противнику шагами либо скачками.устимо ьно не разучиваетсяой зоны"ёдзиции)ольшого пальца на обух рукояти)анияварте или терци А вот скрестный шаг назад применяется чаще, наряду со скрёстным отскоком назад. Необходимость постоянно держать переднюю ногу в безопасности, делает эти перемещения очень востребованными.* 80%
2.3. Скачек.  
Скачок вперед выполняется резким толч­ком левой ногой и одновременным махом правой тело посылают вперед в боевую стойку на обе ноги. Скачок назад одновременный применяется для быстрого выхода со средней дистанции. Махом левой ноги назад и одновременным резким толчком правой ногой тело посылают назад в положение боевой стойки с приземлением одновременно на обе ноги. [3, 20, 21, 23] Скачок вперед может выполняться как вперёд прямо, так и вперёд боком, по аналогии с шагами (см. выше). Так же и скачок назад может выполняться боком. Многие спортсмены перемещаются скачками как боксёры, но только стойка гораздо ниже, и ноги шире расставлены. Скачок назад аналогичен скачку применяемому в спортивном фехтовании.* 80%
2.4. Скрестный скачек.    
Скачок назад скрестный используется для быстрого и глубокого выхода из дистанции боя. Выполняется по схеме двойного шага назад с более резкими толчковыми и маховыми усилиями ног, без касания пола в промежуточном положении, с приземлением одновременно на обе ноги. [3, 20, 21, 23] Скрестный отскок назад так же примененяется в спортивной чанбаре, зачастую при закрытиях назад, когда передняя правая нога убираемая назад сразу же проносится за заднюю, а левая резко отталкивает тело назад и переставляется ещё дальше назад за правую.* 90%
2.5. Выпад.    
Выпад выполняется отведением, разгибанием и последую­щим толчком левой ноги с одновременным маховым движением правой. Левая нога, выталкивая тело вперед, не теряет сопри­косновения с полом. Правая нога сильным маховым движением посылается вперед на расстояние примерно двух ступней и ста­вится перекатом с пятки на всю ступню. [3, 20, 21, 23] Выпад в спортивной чанбаре выполняется аналогично. Кроме прямого применяется боковой выпад. За счёт бокового выпада спортсмен преодолевает небольшое расстояние по сравнению с прямым выпадом и часто, используется спортсменами склонными к перемещению боковыми скачками. * 70%
2.6. Закрытие с выпада.  
Возвращение из выпада выполняется отталкиванием правой ноги с одновременным сгибанием левой и последующей поста­новкой правой в положение боевой стойки. Закрытие назад помимо общепринятой техники (с приставлением впереди стоящей ноги назад) благодаря высокому положению выпада можно выполнить прыжком. В тех слу­чаях, когда дистанция не играет роли, возвращение с выпада может выполняться при одновременной постановке обеих ног прыжком или сдвиганием правой ноги назад, а левой вперед до положения боевой стойки. [1, 3, 20, 21, 23]   Закрытие из выпада выполняется аналогичным способом. Так же присутствует закрытие из бокового выпада. * Как разновидность закрытия из выпада прыжком может быть возвращение с приземлением не в боевую стойку, а в положение когда передняя нога приставлена вплотную к задней. Так же к закрытию из выпада можно отнести «Отвод ноги назад» или «Хикиаши» (яп.), когда спортсмен отводит назад переднюю ногу, убирая её от удара, а так же «Втягивание живота» или «Дохикиёке» (яп.), когда спортсмен возвращаясь из выпада приставляет переднюю ногу к задней и одновременно втягивает живот на себя убирая корпус из под горизонтального рубящего удара.[17] 60%
2.7. Стрела.  
Бросок «стрелой» прыжком выполняется из положе­ния боевой стойки с передачей веса тела больше на правую ногу. Движение вперед начинается толчком обеими ногами. В этот момент происходит разгибание левой ноги и сгибание правой в ко­ленном суставе, затем моментальное разгибание ее и активный посыл тела вперед. Левая нога после толчка резким движением бедра вперед-вверх выносится перед правой, а правая завершает толчок, при этом туловище максимально наклоняется вперед. Движение завершается приземлением на левую ногу с последующей пробежкой мелкими шагами. Бросок «стрелой» набеганием выполняется с полу­шагом вперед или из положения полувыпада. Бросок начинается выпрямлением вооруженной руки и быстрой подачей туловища и веса тела максимально вперед за счет толчка обеими ногами до потери равновесия. Бросок «стрелой» с полушагом назад проводится прыжком или набеганием за счет ухода правой ноги назад, движением тела вперед с выгодной потерей равновесия. [3, 20, 21, 23] Бросок в спортивной чанбаре выполняется аналогичными способами. Кроме того применяется бросок на нижнем уровне с кувырком. Начинается такой бросок как обычный, но затем спортсмен как бы падает по инерции всем телом вперёд, оставляя ноги сзади, и нанеся рубящий удар по ноге, переходит в кувырок с целью самостраховки.* 70%
3. Движения оружием. 3.1. Перемены позиций и соединений.  
3.1.1. Перемены позиций.  
Из верхних - в нижние (верхние), из нижних - в верхние (нижние). Перемены позиций могут быть прямые и полукруговые. Варианты применяемых перемен позиций: 3-4-я, 3-5-я, 4-3-я, 4-5-я, 5-4-я, 5-3-я, 3-2-я, 2-1-я, 2-3-я, 2-4-я, 5-2-я и т. д. [1, 21] Перемены позиций возможны в тех же вариантах, но с учётом таблицы соответствия позиций в данной таблице (см. выше).* 100%
3.1.2. Перемены соединений.  
Перемены соединений бывают прямые, полукруговые и круговые. Например, перемены соединений выполняется из верхнего в верхнее соединение (3-4-я, 4-3-я), из нижнего в нижнее (2-1-я, 1-2-я). [1, 21] Не применяются.* 0%
3.2. Удары, уколы, показы удара (укола). 3.2.1. Удары. Способы нанесения ударов.  
Ударом в бою на саблях является рубящий удар, он является сновным приемом поражения противника. Для того, чтобы удар считался действительным, т. е. засчитываемы судьей, он должен быть нанесен лезвием, в некоторых случаях обухом, должен быть четким сухим. Удары могут быть не только чисто рубящие, но могут перехо­дить и в режущие удары, при которых клинок, ударив противни­ка, продолжает скользить по его телу. Если во время выполнения удара необходимо изменить исход­ное направление лезвия клинка, вооруженную руку в процессе выпрямления в сторону противника следует супинировать или пронировать в определенной степени, т. е. поворачивать относи­тельно ее продольной оси кнаружи или внутрь. В зависимости от формы движения клинка удары бывают прямые, полукруговые и круговые. Удар может производится переносом сверху через оружие противника, а так же с переводом, при этом оружие противника обводится снизу.[1, 11] Удары основное средство поражения противника в спортивной чанбаре, и применяется приблизительно в соотношении 20/1 к уколам. Зачётным рубящий удар тёкеном признаётся если он нанесён только лезвием, удары обухом или плашмя не засчитываются. Кроме того удар должен быть чётким и сильным. Так же при этом удар может быть фиксированный, с проносом либо переходящий в режущий, чисто режущие удары без начальной ударной фазы не засчитываются. Удар, при котором тёкен лишь едва коснулся оппонента своей верхней частью считаются незачётными и обозначаются как «Асаи» («Царапина» с японского). Применяются как прямые удары, так и удары с изменением траектории: от прямой к круговой. Так же имеют место удары с обведением оружия противника.* 80%
3.2.2. Поражаемые зоны при ударах. Направления ударов.  
Голова.Как правило, удары по голове соверша­ются в вертикальной плоскости, но возможны также и в наклон­ной. Туловище.В основном удары наносятся в горизонталь­ной плоскости, но так же и в наклонной, например сверху- вниз в левый бок. Так же могут быть и снизу-вверх, если рубка правого бока, например, становится невозможной, удар совер­шается под вооруженной рукой противника. Рука.Удары по руке возможны по всем ее частям: кисти, предплечью и плечу и со всех сто­рон. Могут быть в вертикальной плоскости: как сверху лезвием, так и снизу обухом, а так же в горизонтальной и наклонной плоскостях.[1] Голова (Мен)+.Удары по голове выполняются сверху, сбоку, а так же снизу по восходящей траектории.* Туловище (До)+.Наиболее распространённые удары по туловищу: горизонтальные на уровне живота как слева так и справа и нисходящий от левого плеча противника к его правому бедру. В эту зону включается туловище от шеи до бёдер, в том числе засчитываются удары по спине.* Рука (Котэ)+.В эту зону включается вся рука от пальцев до плеча. Удары по вооружённой руке наносятся в любых плоскостях.Удары обухом не засчитываются.*   Нога (Аси)+.Зона поражения: от бедра до стопы включительно. Удары наносятся сбоку по горизонтальной или нисходящей траектории.* +- название поражаемой зоны на японском. [2, 17] 70%  
3.2.3. Уколы. Способы нанесения уколов.  
В фехтовальном бою на саблях уколы производят­ся, как правило, прямо и переводом. Укол переносом применяется крайне редко.Уколы прямо саблей осуществляются в результате движения оружия острием вперед вдоль продольной оси клинка до прикосновения острия к телу противника. Укол переводом выполняется так: рука, разгибаясь, во время обведения сабли противника поворачивается ладонью вниз или вниз-вправо, а затем наносится укол изнутри.[1, 11] В поединках на тёкенах уколы применяются в основном прямые. Уколы переводом применяются крайне редко, так как противник очень редко удерживает меч остриём вперёд на среднем уровне, кроме того может удерживать меч в нижнем положении прикрывая свои ноги, что технически исключает обведение его оружия снизу. Укол переносом практически не применяется вообще, так как из-за отсутствия гарды как таковой велика вероятность получения встречного удара в кисть вооружённой руки.* 80%
3.2.4. Поражаемые зоны при уколах.  
Засчитываются уколы в маску, в туловище и в руку. Проникающая сила укола не оценивается. В связи с электрофиксацией, достаточно лёгкого касания остриём поражаемой зоны противника для оценки укола как зачётного. [1] Зачетные уколы - уколы в корпус, в маску. Уколы в конечности не применяются, так как эффективность их крайне ничтожна, что обусловлено характеристиками оружия, при таких уколах остриё тёкена чётко не фиксируется на относительно небольшой поверхности ноги или руки, а соскальзывает. В результате такое действие не оценивается судьями как результативное. Напротив уколы в корпус и реже в маску успешно применяются спортсменами. Укол считается засчитанным если от соприкосновения с целью тёкен согнулся.* 70%
3.2.5. Показы укола (удара).  
Показ укола (удара) - угрожающее движение оружием в направлении поражаемой поверхности противника, имитирующее начальную фазу нападения. [1, 21] Финты или действия имитирующие начало удара или укола широко применяются в спортивной чанбаре, в том числе и отвлекающие удары тёкеном по площадке.* 75%
3.3. Батманы, отбивы. 3.3.1. Батманы.  
Батманы по траектории могут быть прямые, полукруговые, круговые. По характеру воздействия батман может быть ударный и проходящий. Батман выполняется как лезвием, так и обухом. [1, 21, 22, 23] Батманы применяются в основном ударные прямые и ударные полукруговые, причём эффективность в большей степени зависит от силы удара, так как тёкен пластичный и относительно мягкий, что значительно снижает степень передачи кинетической энергии. Проходящие батманы, почти полностью вытеснены проходящими отбивами, так как выполнение батманов более рискованно из-за опасности получения встречного удара в незащищённую гардой вооружённую руку. Круговые батманы не применяются, так как в бое на саблях они эффективны из соединений, а соединения в фехтовании на тёкенах не используются. Батман наносится любой стороной «клинка» тёкена.* 70%
3.3.2. Отбивы. Способы выполнения.  
Отбивы по траектории применяют прямые, полукруговые, круговые. Отбивы по характеру воздействия применяются ударные, подстановкой, уступающие, проходящие, отведением. [1, 21, 22, 23]   Обычно применяются прямые и полукруговые отбивы. По характеру воздействия наиболее часто используются отбивы ударные и подстановкой, хотя последние могут заменяться уступающими. Характерной особенностью защит в чанбаре является необходимость более близкого расположения вооружённой руки к своему телу из-за отсутствия гарды способной защитить кисть, при отбивах руку приходится втягивать назад (уступающее движение), либо защищаться подстановкой на коротке, то есть с малой амплитудой. Против уколов применяют отбивы отведением. Редко встречается применение проходящих отбивов.* 70%
3.3.3. Отбивы. Зоны поражения.  
Отбивы в спортивном фехтовании могут называться защитами. Защиты получили свои названия на основе классификации позиций с саблей (см. выше). Основными защитами в фехтовании на саблях являются третья, четвертая и пятая. [1, 21, 22, 23] Первая защита (1). Положение сабли как в первой позиции. Закрывает левый бок и руку от удара изнутри. Для отражения удара по левой щеке и отчасти по голове и левому боку применяется первая высокая защита. [1, 21, 22, 23] Вторая защита(2). Положение сабли как во второй позиции. Применяется для отраже­ния ударов по правому боку, руке снизу и уколов в туловище. Наиболее необходима при отражении укола с переводом внутрь. [1, 21, 22, 23] Третья защита(3). Положение сабли как в третьей позиции. Отражает удары в правую сторону туловища и руку. [1, 21, 22, 23] Четвёртая защита(4). Положение сабли как в четвёртой позиции. Отражает удары в левую сторону туловища и руку, а так же уколы в туловище. [1, 21, 22, 23] Пятая защита(5). Положение сабли как в пятой позиции. Закрывает голову, грудь и ру­ку от ударов сверху. [1, 21, 22, 23]   В спортивной чанбаре поражаемая зона больше, чем в спортивной сабле. Кроме ударов в верхнюю часть тела, засчитываются так же удары по ногам. В спортивной чанбаре так же применяется термин – защита, кроме того отбив может называться – приёмом блокирования. * Приём блокирования слева (Хидарикакои)+(1). Тёкен удерживается остриём вниз с поддержкой невооружённой рукой за «клинок» и закрывает с левой стороны туловище, голову, шею и грудь.[17] Подвешенная защита слева(1). Тёкен удерживается остриём вниз и закрывает левый бок, бёдра, руку и голову от ударов изнутри.* Подвешенная защита справа(2). Тёкен удерживается остриём вниз и закрывает правый бок, правое бедро, руку и голову от ударов снаружи. Так же сдвигает укол в корпус.*   Приём блокирования справа (Мигикакои)+(3). Тёкен удерживается остриём вверх с поддержкой невооружённой рукой за «клинок» и закрывает с правой стороны туловище, голову, шею и плечо. [17] Защита остриём вверх справа(3). Тёкен удерживается остриём вверх и закрывает правый бок, правую руку и голову от ударов снаружи.* Защита остриём вверх слева(4). Тёкен удерживается остриём вверх и закрывает левый бок, левую руку и голову от ударов изнутри. А так же сдвигает укол в корпус.* Приём блокирования над головой (Уекакои)+(5). Тёкен удерживается над головой с поддержкой невооружённой рукой за «клинок» и закрывает голову от удара сверху. [17] Приём блокирования нижней части (Шитакакои)+(6). Тёкен удерживается уровне пояса и выдвинут вперёд с поддержкой невооружённой рукой за «клинок» и сдвигает вниз укол в живот, а так же блокирует восходящие удары в туловище и голову. [17] (Эта защита ближе ко второй сабельной защите, если сдвигать укол вниз и вправо, опуская остриё ниже рукоятки).* +-название приёма на японском 75% Среднее соотношение   (1) 85%   (2) 95%     (3) 85%     (4) 95%     (5) 70%     (6) 15%    
         

*- экспертное мнение автора настоящей работы.

По результатам сравнения технических приёмов спортивного фехтования на саблях идисциплины тёкен фри спортивной чанбары построена диаграмма. Вертикальная ось диаграммы обозначает степень соответствия технических приёмов в процентах, а на горизонтальной оси расположены столбцы изображающие основные разделы классификации технических приёмов (р. 1, 2, 3 таблицы 2)

Диаграмма сравнения технических приёмов спортивного фехтования на саблях идисциплины тёкен фри спортивной чанбары.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: