Проверка сформированности УУД
По математике в 5-6 классах
Одной из задач учителя является научить детей работать с текстом. Учащиеся должны научиться анализировать текстовую информацию, вычленять требуемое из прочитанного, устанавливать соответствие между данными, представлять текстовую информацию в других формах, делать выводы. В настоящее время недостаточно заданий для проверки сформированности УУД по математике. Мы с коллегами, учителями Смысловой Л.Ю., Григорьевой О.Н., Макаровой Н.В., разрабатывали материал для мониторинга УУД в 5-6 классах. Учащимся предлагается текст и задание к нему. Я продолжила работу в этом направлении и подготовила еще две работы для проверки сформированности УУД по математике, в которых необходимо выполнить задания по предлагаемому тексту.
Работа № 1 (5 класс)
Ёж
Ёж обыкновенный – некрупный зверек семейства ежовых, отряда насекомоядных. Широко распространен в Европе, Сибири. В Чувашии встречается повсеместно.
Спина и бока ежа покрыты короткими темными или светлыми иглами. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей их 5000-6000, у молодых – всего 3000. Иглы ежа полые, наполнены воздухом и поделены поперечными дисками на отсеки. Каждая иголка растет 12-18 месяцев; линька у ежа идет медленно – в среднем за год меняется одна из трех игл. |
Длина тела ежа 135-265 мм, хвоста – не более 3 см; весит он в среднем700-800 г, но перед спячкой отъедается до 1200 г. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная; нос острый и постоянно влажный. Глаза черные, круглые. Уши короткие (меньше 3,5 см), округлые, почти спрятаны в меху. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями; задние конечности несколько длиннее передних. На верхней челюсти 20 мелких острых зубов, на нижней – 16.
Питается еж в основном насекомыми и их личинками. Ёж очень прожорлив, особенно после спячки, - за ночь может съесть корма, который равен 1/3 его веса.
У ежей острое обоняние и слух, зрение слабое. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя в лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить.
Европейский еж - уроженец лесолуговой и степной зон. Ёж ведет одиночный образ жизни. Самцы агрессивно защищают друг от друга индивидуальные кормовые участки. Площади участков у самцов составляют от 7 до 40 га, у самок – от 6,9 до 10 га. Участки самцов могут пересекаться с участками самок.
В пределах своего участка еж устраивает несколько (до 10) гнезд, спрятанных в колючем кустарнике, под бревнами, в кучах хвороста и т.п. местах. Гнездо (диаметром 15-20 см) он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Летом нор не роет, иногда занимает пустые норы грызунов. Активен преимущественно в сумеречное и ночное время. С наступлением заморозков, накопив жировые запасы, еж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. В Центральной России спячка начинается в конце сентября – начале октября. В спячке частота сердцебиений у ежа снижается до 20-60 ударов, а дыхание – до одного вдоха в минуту. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до +18°С.
Прочитайте внимательно текст и выполните нижеприведенные задания.
1. Установите соответствие между величинами и их возможными значениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.
Величины | Возможные значения |
А) Длина иглы ежа | 1) 20 см |
Б) Количество игл у взрослого ежа | 2) 260 мм |
В) Длина тела ежа | 3) 5600 |
Г) диаметр гнезда ежа | 4) 3 см |
А | Б | В | Г |
Ответ:
2. Каковы минимальные размеры площади участка самки ежа? Выберите правильный ответ.
1) 7 га; 2) 10 га; 3) 6,9 га; 4) 6,4 га.
Ответ: _______________
3. Если вес ежа 750 г, то сколько корма он сможет съесть за ночь после спячки?
Ответ: ______________
4. На какое расстояние сможет убежать ёж в момент опасности за 2 минуты? Ответ выразите в км.
Ответ: _________________
5. Найдите значение выражения: (a:b + c – d)m, где
a – количество игл у молодого ежа;
b – масса ежа перед спячкой в г;
c – количество зубов на верхней челюсти ежа;
d – длина ушей ежа;
m – минимальное значение длины тела ежа, выраженное в см.
Ответ: _____________
6. Оформите в виде таблицы данные о размерах ежа.
Ответы: № 1.
А | Б | В | Г |
№ 2. 3). № 3. 250г. № 4. 0,36 км. № 5. 256,5.
Предлагаю следующий вариант оценивания:
№ задания | ||||||
Количество баллов |
Базовый уровень: 15-18 баллов.
Работа № 2 (5 класс)
Климат Чувашской республики
Основные особенности климата определяются, прежде всего, географическим положением территории. Нахождение территории республики между 54° с.ш. и 56° с.ш. определило ее положение в умеренном климатическом поясе с отчетливо выраженными сезонами года. Удаленность Чувашии от океана способствовала формированию умеренно-континентального типа климата. Равнинный рельеф местности благоприятствует перемещению теплых воздушных масс с Атлантики и холодного воздуха с севера.
Основным "поставщиком" осадков являются морские воздушные массы, идущие с запада. Но на территории республики они распределяются неравномерно. Полоса с максимальным количеством осадков по Чувашии простирается по ее средней части с севера на юг. Минимальное количество осадков приходится на северо-западную и северо-восточную части республики. В течение года осадки в Чувашии выпадают, в основном, летом. За год в Чувашии выпадает от 450 до 750 мм осадков. Осадки по годам выпадают крайне неравномерно. Например, в 1932 году выпало всего 280 мм осадков, а в 1962 году – более 700 мм. Засушливые периоды могут быть весной и в первую половину лета. Период окончания ледовых явлений на водоемах приходится на март-апрель. В течение года уровень воды меняется и максимум в период половодья выше межсезонного на 1,5-3 метра.
Показатели температуры воздуха:
В республике встречается полоса песчаных низин, которая проходит от западной границы России до Урала. Рядом с Чувашией лежат также пути перемещения западных циклонов, вызывающих усиленное выпадение осадков. На территории республики в целом за год преобладают ветры западного направления, зимой господствуют юго-западные, а летом - западные. К основным неблагоприятным климатическим явлениям относятся засухи, суховеи, заморозки, морозы.
В северной части глубина промерзания почвы достигает 1 м и более, в средней и южной - 80-90 см. Снежный покров держится пять месяцев. Величина относительной влажности в декабре-январе равна 80-90%, а в мае-июне - около 60%. Зимние осадки составляют около 32%, весенние - 16%, летние - 38%, осенние - 14% годового показателя. Вегетационный период 180 дней.
Прочитайте внимательно текст и выполните нижеприведенные задания.
Решения всех заданий выполняйте на отдельном листе.
№ 1. Выберите из приведенных пар чисел показатели минимальной и максимальной средней температуры воздуха на территории Чувашии:
1) -9,3 и 25,0; 2) -16,4 и 14,2; 3) -12,9 и 18,8; 4) -16,4 и 25,0.
В ответе укажите номер выбранной пары чисел.
Ответ: ____________
№ 2. Установите соответствие между величиной выпадаемых осадков (в %) в и временем года.
А | Зима | 14% | ||
Б | Весна | 32% | ||
В | Лето | 38% | ||
Г | Осень | 16% |
А | Б | В | Г |
Ответ:
№ 3. Рассчитайте, сколько мм осадков выпало зимой на территории республики в 1932 году.
Ответ: ____________________
№ 4. Выполните действия по следующему плану: найдите сумму всех показателей температуры в марте, затем в сентябре; из последней найденной величины вычтите первую и запишите ответ.
Ответ: ____________________
№ 5. Постройте столбчатую диаграмму, показывающую среднюю температуру воздуха в весенние месяцы.
А | Б | В | Г |
Ответы: № 1. 3). №2.
№ 3. 89,6 мм. № 4. 97,6.
Предлагаю следующий вариант оценивания:
№ задания | |||||
Количество баллов |
Базовый уровень: 15-18 баллов.