Передача двумя руками сверху.




Коротко о волейболе.

(практические рекомендации при обучении)

Cхема:

  1. введение
  2. краткая история
  3. Стойки: бывают высокая, средняя и низкая. Различаются по степени сгибания ног в коленях. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ определяется выполняемым приемом.
  4. Перемещения: СТАРТ (РАЗГОН): обычно из средней стойкис последующим торможением и остановкой под мячом(в идеале нужно стремиться все передачи выполнять, успев принять и.п.)

СТОПОРЯЩИЙ ШАГ(ОСТАНОВКА) выполняется на пятку, «стелющимся» движением по возможности без высокого скачка, если шаг боковой (при блокировании), его делают с опорой на внешнюю сторону стопы, как можно шире.

ПРИСТАВНЫЕ ШАГИ – основа перемещений параллельно сетке (все перемещения на приеме и в защите должны проходить к ней лицом, исключая сложную защиту), включая блокирование («бежать» к месту блокирования не рекомендуется, чтобы не выполнять прием с разворота и не цеплять сетку).

СКРЕСТНЫЕ шаги применяют при значительном перемещении на блоке (через зону) и, если речь не идет о команде мастеров, вам они не понадобятся.

Выход под мяч: динамика скорости от рывка до нуля.

5. Техника: фазы: подготовительная (до начала непосредственно приема), основная (выполнение), заключительная (пауза на доли секунды в конце движения, завершающая и «очерчивающая» движение более четко. У игроков высокого класса в стандартной ситуации они одинаковы в 100 движениях из 100 (стабильность – признак мастерства). Добиться этого можно только многократным повторением, в т.ч. при самостоятельной работе с мячом у стены (скучно неимоверно, но абсолютно необходимо)

Разумеется, у большинства учителей нет в наличии десятка – другого мячей, поэтому работу у стеночки следует проводить как вариант круговой тренировки (в сочетании с другими упр. без мячей), штраф в игре (за определенную ошибку, за 3 одинаковых ошибки и т.д.)

Подача: ввод мяча в игру важнее, чем эйс! Силовая (по типу нападающего удара), планер (выполняют резким «тычком» основания ладони вытянутой руки) укороченная (удар короткий, руку быстро «отрывают» от мяча), и др.

Основной момент касается стабильности. Если игрок подает на тренировке 10 подач из 10, в игре это в лучшем случае 7-8. Психологический аспект самый важный. Не стоит забывать про 8 секунд, отведенные на подачу после свистка, и торопиться. К тому же психологи утверждают, что концентрация внимания падает через 3-4 секунды и к 8-й составляет менее 50 % от первоначальной. Это относится и к принимающим игрокам соперника, которые тоже реагируют на свисток. Можно усилить сосредоточение на мяче, сделав вдох – выдох и выполняя подачу на задержке дыхания.

Техника: устойчивая поза, левая (у левши правая) нога впереди, носок (как и корпус) смотрит в центр площадки. Бросковая левая (правая у левши) рука впереди, мяч на ладони, развернутой вверх. Ударные правое (левое) плечо и локоть отведены назад, кисть над головой. Силовая – кисть свободна, планер – жестко фиксирована от локтя, как бита. Подброс на шаг вперед, замах одновременно или чуть позже(соответственно, подброс выше). Удар вытянутой рукой по направлению к центру площадки, рука остается на ВКС (верхний край сетки, в данном случае проекция). Физически слабым или для усиления эффекта можно удар производить одновременно с шагом вперед(в заключительной фазе шага, начиная его одновременно с коротким подбросом), но это повышает риск непопадания по мячу. Сразу после выполнения подачи игрок должен вернуться в свою зону, переходя к защите. По мере освоения подача выполняется сериями, после перемещений на блоке или атаки, после падения и т.д.

 

Прием подачи.

И.п. -4-5-й метр от сетки, средняя стойка, руки перед собой на 45 гр., кисти обнимают одна другую, не перекрещивая пальцы в замок, и направлены в пол, плечи развернуты в зону приема, крайняя к боковой линии нога впереди. В момент касания мяча в идеале его траектория продолжается на колено впереди стоящей ноги (выход коленом под мяч), или посередине между колен, если ноги ставятся параллельно (допустимы оба варианта, лишь бы игрок не привык принимать только одной ногой впереди, это ухудшит качество приема при попадании под «неудобную» ногу»). Контакт с мячом производят предплечья выше кисти («ремешок от часов», «манжета рубашки» и выше.) Кулаки под мяч попадать НЕ ДОЛЖНЫ!, они выворачиваются в пол. Локти абсолютно прямые, жестко поставленные, отскок мяча четкий, как от стенки. Руки поднимаются незначительно, основную работу выполняют ногами, потянувшись в нужном направлении. Если нет возможности выйти под мяч, пытаются максимально развернуть в зону приема корпус и плечи (дальнее плечо поднимается вверх). Выполняется с перемещением вперед (чаще юноши) или с оттяжкой назад (больше девушки). В зависимости от выбранного способа в момент подачи игрок начинает движение к сетке или от нее. Чем более сложную подачу ждет принимающий, тем более низкую стойку он использует, вплоть до касания руками пола в момент подачи. После выполнения приема игрок переходит к страховке, атаке или защите.

Передача двумя руками сверху.

И.п. – средняя стойка, руки подняты надо лбом, указательные и большие пальцы почти сомкнуты в треугольник, остальные слегка напряжены и разведены в стороны, локти выше уровня плеч и образуют продолжение прямого угла между руками. На площадке – ориентация правым боком к сетке, передача выполняется параллельно ей. Выход под мяч производят так, как будто хотят сыграть его головой, как в футболе (хорошее подводящее упражнение в парах для ребят, девушки могут заработать сотрясение). Если доводка некачественная, в направлении передачи после перемещения успевают развернуть хотя бы плечи (желательно весь корпус).Движение начинают чуть заранее навстречу мячу, касание производят надо лбом в основном первыми тремя пальцами и их основанием, безымянный и мизинцы касаются лишь подушечками и контролируют траекторию мяча сбоку. Обычно малышей учат ловить мяч, плотно его охватывая всеми пальчиками, а потом, по мере напряжения кисти, захват исчезает, а кисти остаются слегка округлыми, по форме мяча. Траектория движения, по мере выпрямления ног в коленях и рук в локтях, задается при обычной передаче 60-70 гр., больше направлена в потолок. Кисти незначительно пронируются, и руки провожают мяч, фиксируя конечную фазу (как бы указывая направление полета мячу), и лишь потом опускаются вниз. После передачи игрок переключается на страховку своего нападающего. В отдельных случаях (доводка на ВКС) допускается выполнение передачи в прыжке одной рукой (кисть жесткая, в форме «рюмочки»), но этот прием технически сложен даже для мастеров, поскольку наиболее сурово судится по технике исполнения именно второе касание.

 

Атака: выше ВКС (верхнего края сетки). Нападение – любое действие, переводящее мяч на сторону соперника.

Атакующий («нападающий») удар – в основном в прыжке с двух ног, с трехшажного разбега. Первый шаг, и соответственно напрыг (3-й шаг) выполняют правой (у левшей левой) ногой,- начало движения. Затем идет второй,с перекрестной координацией (правая нога-левая рука и наоборот) – в этот момент происходит оценка траектории передачи, и необходимая смена направления разбега. Напрыг выполняют на ведущую ногу стопорящим шагом с пятки, вторая нога ставится почти одновременно, значительно дальше по ходу разбега и на его воображаемом продолжении, с разворотом стопы вовнутрь и поворотом корпуса в сторону ударного плеча. Замах руками со свободными кистями «хлестом» (в момент напрыга руки уходят за спину, с максимальным сгибанием кисти, и начинают взмах из-за спины-вниз-вверх по дуге, разгибая кисти. В момент начала прыжка руки уже должны оказаться впереди на уровне груди, кисти продолжают разгибание, ладони смотрят вперед). Стопорящий шаг вкупе с разгибанием кистей на себя и прогибом в пояснице в момент прыжка создают условия для перевода вектора набранной при разбеге скорости из горизонтального в вертикальный. Чем больше была скорость разбега, жестче и быстрее атака опоры (отталкивание), тем выше получится прыжок. В прыжке руки поднимаются на уровень головы, затем ударная продолжает замах локтем назад-в сторону, а вторая остается чуть согнутой в локте на уровне груди (опора и баланс в воздухе), ноги компенсируют прогиб в пояснице сгибанием в коленях (до 90 гр.) Удар по мячу производят на максимально возможной высоте, резко разгибая руку в локте и «закрывая» кисть. Мяч контролируется раскрытой ладонью, пальцы ложатся чуть сверху. Удар должен быть хлестким, мяч «снимают» перед собой, локоть почти касается уха, ударное плечо максимально поднимают вверх, «опираясь» на свободную руку. После удара рука продолжает движение по инерции, поэтому расстояние до сетки в момент прыжка должно это предусматривать. Приземляются во избежание травм на полусогнутые ноги, и переходят к защите. Удары с переводом выполняют, накладывая кисть на мяч сбоку-сверху и выкручивая ее вместе с ударной рукой в направлении перевода. Как правило, новички используют обычные удары по ходу, меняя направление разбега и выполняя поворот корпуса к нужной зоне атаки – это технически более простой вариант.

Атака с задней линии отличается тем, что игрок должен оттолкнуться, не заступив за 3-х-метровую линию, и, соответственно, чуть «впрыгивает» в трехметровую зону, а передача на удар выполняется на полметра-метр перед линией в зависимости от прыгучести и роста нападающего.

Блокирование: касание мяча любой частью тела выше троса (ВКС) после атаки соперника. Обычно блокирование производят двумя руками в прыжке с двух ног. И.п. – высокая или средняя стойка, руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч (важно для новичков, которые на начальном этапе «цепляют» сетку снизу). Перемещение производят приставными (реже скрестными) шагами или бегом. Последний шаг – стопорящий, шире предыдущих, на внешний край стопы, вторая нога по возможности приставляется вплотную, прыжок выполняют с двух ног. В момент прыжка руки выносят вперед-вверх, выпрямляя их в локтях и разводя напряженные пальцы. Мизинцы максимально разведены, большие пальцы почти соприкасаются, ладони чуть развернуты друг к другу, кисти в момент касания мяча выполняют «закрывающее» движение. Живот чуть подтянут, носки ног впереди, на плоскости вынесенных вперед кистей. Приземляются на полусогнутые ноги, начиная разворот в площадку и переходя к последующей страховке или атаке.

Обманные удары.

Применяются в случаях, когда нужно точно попасть в определенную зону или

передача на удар оказалась неудобной. Контакт с мячом производится вытянутой вверх-вперед рукой сложенными в «рюмочку» пальцами или «накатом» (аккуратным ударом-касанием по касательной по мячу основанием ладони, чуть опустив локоть и остановив руку в момент удара)

Защита/страховка.

И.п. – средняя или низкая стойка, руки перед собой, плечи вперед, по направлению к зоне доводки (как правило, в 2). Техника та же, что и при приеме снизу, с той разницей, что движения начинается в момент атаки соперника навстречу мячу, что позволяет среагировать более мобильно, особенно при неожиданных отскоках от блока или обманных ударах. При приеме сильного удара или силовой подачи «смягчаем» чуть-чуть локти, чтобы отскок не получился слишком высоким, как бы приостанавливая мяч с помощью уступающего движения.

Самостраховка выполняется при блокировании и атаке на блоке соперника. После касания на блоке игрок имеет право коснуться мяча еще раз, а команда получает право на три касания. Опускающийся мяч подбивают над собой – в площадку, по возможности в сторону связующего игрока, чтобы перейти к организованной атаке.

6. Основы тактики. Элементарные понятия.

В волейбол играют две команды по шесть человек (минимальный стартовый состав, игра в меньшем составе, как в баскетболе, не разрешается), всего в команде в зависимости от положения до 12 игроков. (Более подробно см. правила)

Зоны, на которые условно делится площадка, обозначены на рис. ….. Переход осуществляется в порядке обратного счета 6-5-4-3-2-1 после того, как команда отыгрывает право подачи. Игра состоит из 5 (3) сетов до 25 очков (последний до 15), в случае равенства счета(24:24 или14:14) игру продолжают до разницы в 2 очка. Очко начисляется независимо от того, кто подавал, команда должна победить в 3 (2) сетах. Атаковать в прыжке у сетки, а также блокировать имеют право только игроки 1-й линии (зоны 2,3,4). Игроки 2-й линии (1,6,5) могут атаковать в прыжке только вне зоны нападения, ограниченной 3-х метровой линией, с тем условием, что в момент прыжка нападающий не наступил на нее. Приземляться можно уже в зоне.

Каждая команда имеет право на три касания (блок касанием не считается, если игра продолжается). Мяч вводится в игру игроком, находящимся в первой зоне(если до этого подавал соперник, выполняется переход) подачей, которая выполняется из-за лицевой линии с любой точки, не выходя за проекцию боковых линий. При подаче в прыжке игрок обязан оттолкнуться, не наступая на линию (что является ошибкой при любой подаче), приземлиться он может в площадку. Мяч должен быть отправлен кистью руки, касание мячом сетки ошибкой не считается. Все остальные касания могут быть выполнены любой частью тела при условии, что касание мяча было четким и отрывистым. Два касания подряд один и тот же игрок сделать не может, исключение составляет первое касание выше ВКС, которое читается как блокирование.

На начальном этапе обучения игроков не делят по амплуа, то есть нападают все игроки, а передачу отдает тот, кто в данной расстановке стоит у сетки, во 2-й или 3-й зонах (на мой взгляд, 2-я предпочтительнее). Далее выделяют одного или двух связующих, которые выполняют выход к сетке, чтобы отдать передачу нападающему. Основное правило при этом предусматривает, что в момент подачи все игроки должны находиться друг относительно друга соответственно расстановке, в которой они находятся в данный момент, а после ввода мяча в игру они могут меняться местами. Разумеется, при этом учитывается, что игрок 2 линии, выходя к сетке, не может атаковать или блокировать. Схемы наиболее часто используемых выходов связующего игрока при своей или чужой подаче представлены на рис. ………….

Игра без мяча:

Классические расстановки в приеме и защите. Углом вперед-назад. Атака – страховка своего нападающего

 

Основные постулаты тренера: Пункт 1. Тренер всегда прав…Пункт 2. Если тренер не прав, см.пункт 1. Шутка, как всегда, имеет долю истины.

1. Необходимо стремиться к осознанной работе на каждой тренировке и в каждом ее эпизоде: в идеале каждый ребенок в каждый момент тренировки знает, над чем и с какой целью он работает. Причем работа по возможности должна быть результативной, а цель – значимой для обучаемого. В противном случае Вы зря потратите его и свое время. У нас не армия, где основной лозунг: не важно, что делал, лишь бы уморился.

2. Упражнения, которые вы придумываете или используете, должны быть максимально приближены к игровой обстановке:

желательно, чтобы игрок большинство упражнений выполнял в той зоне, где он в основном находится в игре;

-упражнения с мячом должны выполняться в движении или после перемещения

-направление движения, полета мяча должны соответствовать специфике игры (связующие игроки выполняют передачи параллельно сетке, а при работе в защите игроки располагаются лицом к сетке, и доводка идет в определенную зону (привязка к площадке для повышения качества ориентации в игровой обстановке)

-тренер при работе над техникой во избежание психологического переутомления должен почаще «переключать» игроков, меняя варианты заданий, партнеров, виды работы и т.д.

-при достаточном освоении отдельных технических приемов их следует соединять в игровые эпизоды: страховка после блока, подача после атаки, блока, доигровки с переброшенного мяча с определенным заданием, и др.

свой партнер

3.Ориентация на площадке:

С детского возраста приучаем к тому, что все перемещения по площадке делают лицом к сетке (т.е. при движении от сетки придется перемещаться спиной к направлению движения). При этом мяч всегда находится в поле зрения, а сам игрок готов в случае непредвиденной ситуации подстраховать партнера (неожиданный отскок мяча или смена его траектории при касании блока или сетки, неудавшиеся действия в нападении или на блоке, когда игрок не дотягивается до мяча, и т.п.)

- немаловажным фактором при работе в группе или команде является согласование действий игроков и элементарное взаимопонимание с партнерами. Законы группы говорят о том, что в любой ситуации кто-то должен взять лидерство (а заодно и ответственность за результат) на себя. Как правило, это технически более подготовленные (или более талантливые) игроки, которых с детства надо приучать «брать игру на себя». Не нужно быть специалистом, чтобы оценить, какое количество мячей «теряется» из-за того, что игроки останавливаются, не разобравшись вовремя, кому реагировать на данный мяч, хотя времени для его обработки было предостаточно, или, наоборот, мешают друг другу, ринувшись вдвоем- втроем выполнять какой-либо прием, и проигрывают очко в простейшей ситуации.

5. Психологи утверждают, что согласование партнеров устанавливается прежде всего в паре. То есть, если Вам необходимо наладить взаимодействие трех игроков (обозначим их 1,2.3), то Вам предварительно придется «сработать» по очереди пары 1-2, 2-3, 3-1, и лишь после этого свести всю группу вместе. Результаты исследований по психологии не всегда достоверны, но в данном случае придется смириться… Вывод: как можно чаще разменивать устоявшиеся пары при выполнении парных упражнений и придумывать весомые аргументы для недовольных (которых окажется предостаточно).

6. Налаживайте личный контакт с ребенком. Первый год (иногда намного больше) ему все равно, чем заниматься. Он пришел к ВАМ.

 

Ошибки: психология свыше 50 %, утомление 30%,

 

 

Каждый знает, что он должен сейчас делать на площадке: 2-3 варианта. Психология. Вариант с бревном над пропастью



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: