ПРЕДПОСЫЛКИ РОЖДЕНИЯ ПСИХОДИДАКТИКИ




1. Современное состояние школьного образования выражает ся в том, что, во первых, созданы научные и практические предпо сылки для кардинальных преобразований школьной практики (это теория учебной деятельности Эльконина-Давыдова и много летнее экспериментальное подкрепление этой теорий), во-вторых, наличие многолетнего эффективного опыта известных на всю страну школьных практиков, в-третьих, создана юридическая основа для капитальной перестройки школы - это новый Закон об образовании.

Итак, сегодня мы имеем широкие возможности для самых серьезных изменений в сфере образования. Прошел период частичных совершенствований содержания, форм, методов и средств обучения, от чего страдали долгие десятилетия. Настала пора коренных изменений самого главного - школьной технологии: т.е. внутренней организации учебного материала подлежащего усвоению, а также конструирования принципов и способов усвое­ния этого материала.

2. В прошлый период учебно-методические пособия издавались в пределах традиционных и устаревших методов передачи учащимся главных знаний. Если были отдельные находки, то они вносили лишь частные дополнения и усовершенствования в сложившуюся систему (это элементы программирования обучения, проблемный метод, технические средства и др.) Принципиально новые или инновационные технологии наталкивались на консерватизм. Так возникло серьезное педагогическое противоречие между научно-практическим прогрессом и консервативным управлением.

Современная ситуация выдвинула еше одну проблему: необ­ходимо изучать множество новых наук - это информатика и ком­пьютерные технологии, основы маркетинга, менеджмента, ры­ночной экономики, фермерства, религии и духовности, социоло­гии и психологии, экологии и культуры и т. д., что требует допол­нительных затрат времени. И снова противоречие - между по­требностью изучения нетрадиционных дициплин и нехваткой времени для этого.

Выход из данного кризиса уже найден и доказан: это внедрение инновационной педагогической технологии на базе теории учебной деятельности Эльконина-Давыдова, что уже проверено временем и не подлежит сомнению..

Устранить названное противоречие можно только на основе кардинального совершенствования учебно-познавательной деятельности школьников. Здесь не помогут никакие механические прибавки сроков обучения или организационные пристройки снизу или сверху.

3. Общеизвестно, что во всех областях производства революцию совершает новая технология, а в сфере образования технология оказалась самой консервативной. Такая ситуация возникла под влиянием жесткой стандартизации, регламентации и централизации методов обучения. Все это сковывало творческую инициативу и ученых и практиков. Вся традиционная методика сводится к тому, что:

1) учитель разъясняет содержание, а ученики воспринимают на слух и запоминают,

2) учитель предлагает типовые задания, а ученики воспроизводят показанный образец. Это ведет к доминированию объяснительно-иллюстративного метода в работе учителя и догматико-запоминающему, заучивающему методу в познавательной деятельности ученика. И то, и другое являются антипсихологическими и противоестественными.

Такая вредная ситуация десятилетиями закреплялась авторитетными рекомендациями ученых-педагогов. Они даже не ставили вопроса о возможности изменения этой вредной методики и действовали по законам сенсуалистического ассоцианизма. При этом результат один: у школьников не формируются системы научных понятий, основы научного мышления, а возникает совокупность не связанных друг с другом понятий разного уровня, представляющих собой своеобразную мозаику, а не целостную систему (Эльконин Д.Б.).Это ведет затем к учебной перегрузке детей, что преодолевается разными количественными манипуляциями объема знаний.

Глубоко укоренивщаяся традиционная система чисто количественно понимает и развитие ребенка (с какого возраста и скол­ко лет учить ребенка и отдельные предметы) и технологию обучения. Она построена как информационный процесс (количественно измеряемый), и как процесс рецептивно-репродуктивный по психологическому механизму, т.е. ориентируется на восприятие и память, где отсутствует ориентация на формирование научных обобщений (понятий) и их систему.

4. В системе образования наступила новая эпоха и к школе предъявлены новые требования. Сегодня необходимо вскрыть накопленные внутренние противоречия и наметить пути их разрешения. Это необходимо для дальнейшего развития образования, как основы прогресса общества.

Есть ли выход из кризиса? Да, есть. Наука уже располагает теоретическими основами новой учебной технологии. Имеется фидцатилетний опыт ее экспериментальной реализации и практичоской проверки. Имеются учебные и методические пособия, разрабоишные но новой гехноло! И и, проверенные в массовой школе. Есть № учебники, победившие во Всесоюзном закры-юм конкурсе (Неорганическая химия, Физическая 1ео1 рафия). Ксть теперь тысячи учителей и методистов, овладевших и теорией и практикой технологии деятельностного подхода. Есть множество школ, работающих в этом направлении. Есть финансовая свобода школ, позволяющая устанавливать деловые связи с научными организациями по внедрению педагогических инноваций.

5. Крупнейшие психологи нашей страны Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Эльконин, Давыдов. исследовали процесс формирования обобщений и обнаружили, что этот процесс однозначно обусловлен реальными практическими действиями ребенка с изучаемым объектом. Они доказали, что в основе формирования отдельных понятий лежит постижение свойств действительности,которые могут быть вскрыты только особыми учебными действиями через реальные изменения познаваемого предмета.

Отсюда: изучение предмета должно идти не от готовой информации к использованию этих знаний, а, наоборот, от решения практических задач по изменению и преобразованию предмета к выделению его скрытых свойств и их обобщению, к обобщенному знанию о предмете. Наши продолжительные эксперименты с высокой степенью достоверности доказали, что дальнейшее развитие школьного образования может идти успешно только на основе внедрения технологии деятельностного подхода в обучении и творческого развития учащихся. \

6. Еще одной важной предпосылкой формирования психодидактики, как науки, стало рождение и развитие новой научной отрасли - Акмеологии._

Акме - из греческого означает достижение высшей точки, расцвета, зрелости, совершенства в своем деле, это раскрытие всех своих потенциальных возможностей. Поэтому, наука о проникновении в закономерности самодвижения к вершинам профессионального мастерства имеет самое прямое отношение к формированию и становлению нашей психодидактики. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сегодня именно психодидактика обеспечивает вершину достижения в педагогической практике, а раскрытие закономерностей возвышения к высшему мастерству. - это предмет исследования акмеологии, которая уже вошла в перечень официальных психологических наук о развитии (1.9.00.13.)

Для нас главный критерий усвоения психодидактики не то. что делает учитель, а то. как он добивается высочайших резуль-татов в раскрытии природных возможностей детей, как он добился отличной успеваемости всего класса, и почему другой учитель этого не может? Как видим, в основном вопросе акмеология и психодидактика действуют в едином русле, помогая друг другу.






Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: