Что же является предметом психодидактики?




Пока ни в одном словаре такой предмет не значится. Она только рождается. Психодидактика от психопедагогики отличается тем, что она по охвату проблем гораздо уже, чем педагогиче­ская психология, предметом ее изучения является только психология обучения. Однако неоходимость выделения психодидактики в отдельную отрасль педагогической психологии обуславливается объективными условиями развития самой психолого-педагогической науки. Необходимо отметить, что по широте и глубине психодидактика гораздо серьезнее, чем психология обучения.

В процессе исторического становления науки психология и дидактика развивались автономно и независимо. Затем стало реальностью несостоятельность и неэффективность такого положения. Психологи раньше других осознали, что без решения проблемы взаимосвязи обучения и психического развития невозможен прогресс в системе образования. Была осознана истина о том, что независимо от конкретных условий обучения и воспитания детей безполезно заниматься изучением развития психики. Психологами было установлено, что онтогенетическое (индивидуальное) развитие психики и личности человека полностью зависит от определенной системы его образования, обучения и воспитания. Так возникла проблема "взаимосвязи обучения и воспитания", и отсюда возникла потребность в разработке психологических и дидактических проблем развивающего обучения (Ушинский, Выготский, Блонский, Рубинштейн, Леонтьев, Гальперин, Эльконин, Давыдов, Занков.).

Это стало началом развития психодидактического направления. На онове теории деятельностного подхода и психического развития возникло понятие "развивающее обучение (Обучение и развитие. Под ред. Л.В. Занкова. М., 1975, В.В. Давыдов Проблемы развивающего обучения. М., 1986.). На основе данного движения в 1960 - 70-е годы психологи и дидакты развернули психодидактические исследования в специальных экспериментальных школах в Москве, Харькове, Туле и др. В 1975 году и в Уфе на, базе СШ-39, затем на базе СШ-40 «Й&и были открыты экспериментальные площадки по организации психодидактических ис-0 следований. Уфимская лаборатория от всех других отличалась и целью и содержанием своей работы Целью было творческое развитие детей т.е. сам ученик, а методология развивающего обуче­ния стала для нас первичным средством достижения главной цели.По содержанию мь» разрабатывали учебные предметы средней школы, а во всех других лабораториях работали над психодидактикой лишь младших классов.

В истории развития педагогической психологии, как науки, еще не было такой практики перестройки дидактии на основе активного применения законов психологии. Это обстоятельство создало предпосылки появления психодидактики как самостоятельной отрасли прикладной психологии.Родоначальниками этого движения оказались Л.В. Занков, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф.Таызина.

Психическое развитие ученика - главная функция обучения. Цель творческого развития может быть достигнута только в том случае, если при этом эффективно применяется вся система средств, которые выработаны в процессе развития психологии и дидактики^К ним относятся:

- Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского; -Теория деятельностного подхода к развитию сознания и лич­ности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия;

- Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;

- Теория общего умственного развития Н.А. Менчинской; -Теория программированного обучения Л.Н. Ланды; -Теория проблемного обучения М.И. Махмутова; -Теория содержательного обобщения в учебном процессе В.В. Давыдова;

- Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова; -Теория развивающего обучения Л.В. Занкова. Кроме этих психолого-педагогических теорий выделяют ряд дидактических подходов к обучению. К ним относятся:

- системно-функциональный, системно-структурный, системнологический, демонстрационно-технический, индивидуально-дифференцированный, историко-библиографический, межпредметный, дискретный, задачный, игровой и др. подходы к усвоению знаний (А.Н. Крутский).

Необходимо еще отметить известные дидактические системы Шаталова (математика), Гузика (химия), Иванова (литература), Лысенковой (нач. классы), Амонашвили и Щетинина (управление).

Таким образом, Психодидактика - зарождающаяся психолого-педагогическая наука. Но она является результатом долголетних логико-филофофских, психологических, дидактических и техно­логических исследований многих поколений крупных ученых. По сути своей научно-практической деятельности первыми психоди-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: