Тема 11. Понятие текста. Текст автора и текст культуры –4 часа




 

Понятие текста. Произведение и текст. Независимость образа от автора. Текст как “сделанная” вещь.

Понятие мировой литературы. Диалог культур. Взаимодействие “высокой” и массовой литературы. “Официальная” и “тайная” литература. Перераспределение жанров.

Творчество автора как единый текст. Литература как текст. Культура как текст. Судьба автора в тексте культуры.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по теории литературы

 

 

Самостоятельная работа студентов по курсу «Теория литературы» заключается в выполнении заданий, предложенных для практических занятий, и самостоятельного изучения научной литературы по каждой теме.

 

Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин – 1 час.

Литература.

Аверинцев С.С. Филология. // КЛЭ. Т.7. М., 1972

Иванов В.В. Поэтика. // КЛЭ. Т.5. М., 1968.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

 

Тема 2. Теория литературы в системе теоретических дисциплин – 2 часа

Литература.

Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. Статьи: Событие, Сюжет, Лингвистика языкового существования, Метаязык.

 

Тема 3. Академические школы в литературоведении – 2 часа

Литература.

Академические школы в литературоведении. М., 1975.

Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя. // Поэтика М., 1992.

Петровский М. Морфология новеллы. // Там же.

Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. “Кошки” Бодлера. // В кн.: Структурализм: “за” и “против”. М., 1975

Барт Р. Смерть автора. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Веселовский. Историческая поэтика. М., 1989.

Выготский Л.С. Искусство как прием. // Психология искусства. М.., 1968.

Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблематику сравнительного литературоведения. Тверь, 1998.

 

Тема 4. Теоретические концепции поэтического слова – 2 часа

Литература.

Бахтин М. Слово в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.

Потебня А.А. Мысль и язык. // В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.

 

Тема 5. Проблема автора. Автор и авторство - 2 часа

Литература.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. // Н.И. Конрад. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.

 

Тема 6. Категория рода с точки зрения авторского сознания. Лирика. – 2 часа

Литература.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

Образцы изучения лирики. Ч. 1. Ижевск, 1997. С. 50-118.

 

Тема 7. Авторское сознание в эпосе – 2 часа

Литература.

Бахтин М.М. Слово у Достоевского. / Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

Бахтин М.М. Слово в романе. / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

 

Тема 8. Авторское сознание в драме - 2 часа.

Литература.

Кургинян М. Драма. / Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

 

Тема 9. Понятие художественного мира автора - 1 час.

Литература

ЛИХАЧЕВ Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.

Бахтин М. Форма времени и хронотопа в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

 

Тема 10. Понятие текста. Текст автора и текст культуры – 1 час

Литература.

Лотман Ю.М. Понятие текста. // Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970. С. 65-75.

Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.

 

УЧЕБНИКИ

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2003.

Фарино Е. Введение в литературоведение. Варшава, 2004.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Практические занятия по теории литературы имеют методологическое и методическое значение. История теории литературы дает представление о развитии научной мысли, о переосмыслении классических методологий и их использовании на современном этапе. Важно понимание зависимости анализа от структуры текста, о «диктате» произведения, провоцирующего исследователя на определенную методику работы, - этому посвящен первый блок занятий.

Вторая часть практических занятий направлена на анализ поэтического слова в его основных формах бытования (монолог, диалог, монологический диалог, диалогический монолог, полилог, несобственно-прямая речь, сказ и стилизация) в зависимости от литературного рода. Наконец, завершающая, третья часть занятий, выводит студентов на уровень автора и творчества как единого текста.

Тема 1. Культурно-историческая школа.

- Культурно-историческая школа: время появления, основатель и продолжатели, основные положения.

- Как реализуется в произведении триединство И. Тэна «раса, среда, момент»?

- Проанализируйте в логике И. Тэна повесть М. Лермонтова «Бэла».

 

Литература

Академические школы в литературоведении. М., 1975.

Тэн И. Степень важности характера. // И. Тэн. Философия искусства. М., 1996. С.271-293.

 

Тема 2. Сравнительно-историческая школа.

- Сравнительно-историческая школа: время появления. Основные представители.

- Основные положения теории заимствования.

- Сравнительно-исторический анализ типологических схождений.

- Проанализируйте в логике сравнительно-исторического анализа балладу Жуковского «Ундина» и повесть М. Лермонтова «Тамань».

 

Литература

Академические школы в литературоведении. Изд. то же.

Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М., 1979. С.141- 172.

Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Тверь, 1998.

 

Тема 3. Мифологическая школа и логика ее развития.

- Время возникновения, родоначальники и основные положения теории «первых мифологов».

- В чем специфика мифологического анализа?

- Что такое архетип?

- Проанализируйте в мифологическом аспекте поэму «Демон» и «демонические» образы в лирике и эпике Лермонтова.

 

Литература

Академические школы в литературоведении. Изд. то же.

Руднев В. Введение в прагмасемантику. // Винни Пух и философия обыденного языка М., 1994. С. 9-48.

Маркович В.М. Миф о Лермонтове на рубеже XIX-XX веков. // В.М. Маркович. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. С.-П., 1997.

 

4. Теоретическая школа и ее основные положения.

- Когда, где и кем была основана теоретическая школа?

- В чем «свойства… слова», «речи и понимания» по Потебне?

- Что составляет «три составные части поэтического произведения»?

- Проанализируйте три уровня повести «Фаталист».

 

Литература

Потебня А. А. Слово и его свойства. Речь и понимание. Три составные части поэтического произведения. // А.А. Потебня. Теоретическая поэтика. М., 1990. С. 132 – 141.

Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова. // Ю.М. Лотман. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 218-235.

 

5. Психологические школа и ее модификации.

- В чем своеобразие психологического анализа Д.Н. Овсянико-Куликовского?

- Какие понятия составляют основы «психологии искусства» Л. Выготского?

- Дайте анализ повести «Княжна Мери» в логике Л. Выготского

 

Литература

Выготский Л. «Тонкий яд». Синтез. // Л.С. Выготский. Психология искусства. М., 1968. С. 154-187.

Овсянико-Куликовский Д. Печорин. // Д.Н. Овсянико-Куликовский. Литературно-критические работы в 2-х тт. Т.2. М., 1989. С. 98-122.

 

6. Принципы анализа формальной школы.

- Когда, где и кем была создана формальная школа?

- Каковы принципы «формального» анализа?

- «Как сделан «Фаталист» Лермонтова»?

Литература

Шкловский Б. Искусство как прием. // Поэтика. Вопросы литературоведения. Хрестоматия. М., 1992. С. 24 - 41.

Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя. Там же. С. 93 -112.

 

7. Структурализм.

- Что наследует структурализм от формализма?

- Какова методика структуралистского анализа?

- Проанализируйте стихотворение «Выхожу один я на дорогу» по модели Р. Якобсона.

Литература.

Руднев В. Структурная поэтика. // В. Руднев. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 436 - 439.

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: «за» и «против». М.. 1975. С. 193 -231.

Якобсон Р. И Леви-Стросс К. «Кошки» Шарля Бодлера. // Структурализм: «за» и «против». С. 231 - 256.

 

 

8. Слово в лирике.

- Что собой представляет “я” и “ мир” в лирике? (“Бородино”)

- В чем своеобразие диалога и монолога в лирике? (“Молитва”)

- В чем специфика сюжета и композиции лирического произведения? (“Дума”, “Выхожу один я на дорогу”).

Литература

Образцы изучения лирики. Т.I. Ижевск, 1997. С. 64-84.

9. Лирический герой Лермонтова.

- Что такое лирический герой?

- Чем отличается лирический герой Лермонтова от лирического героя Пушкина?(“Пророк”, “Гляжу на будущность с боязнью”, “Дума”, “Как часто пестрою толпою окружен”, “Молитва”, “Сосед”, “Узник”, “Соседка”, “Кавказ”, “Утес”, “Горные вершины”, “На севере диком”, “Тучки небесные”, “Выхожу один я на дорогу”, “Листок”, “Три пальмы”, “Небо и звезды”, “Звезда” и т.д.)

Литература.

Образцы изучения лирики. Т. II. Ижевск, 1997. С. 168 – 205.

 

10. Родовое своеобразие эпоса.

- Как вы понимание эпическое миросозерцание?

- Что такое эпическая дистанция и объективность?

- Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе?

- Как меняется ситуация «герой и мир» в ее эпической объективности в романе с линейным сюжетом (хронологическая последовательность рассказов, входящих в роман «Герой нашего времени») и монтажным?

Литература.

Бахтин М. Слово в романе. // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 88 – 144.

 

 

11. Автор и формы выражения его присутствия в романе: речевые маски.

- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?

- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора -«повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?

Литература

Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84.

 

12. Автор и формы выражения его присутствия в романе: точки зрения.

- Основные положения теории Б. Успенского

- Какие точки зрения характерны для романного повествования?

- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.

Литература

Успенский Б. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения. // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.

 

13. Родовая особенность лиро-эпоса.

- В чем своеобразие поэтики баллады? (“Морская царевна”, “Баллада” (“Над морем красавица дева сидит”).

- Каково соотношение “герой и мир” в стихотворении и поэме? (“Мой демон” - “Демон”).

Литература

Ерофеев Вик. Мир баллады. // Воздушный корабль. Литературные баллады. М., 1986. С. 3 – 19.

Жирмунский В. М. Сюжет и композиция. Лирическая манера повествования. // В.М. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 43 – 114.

 

14. Сюжет и герой в драме.

- В чем принципиальное отличие драматического героя от лирического и эпического?

- В чем специфика слова в драме?

- В чем своеобразие драматического героя?

- Проанализируйте особенность драматического сюжета и героя драмы «Маскарад».

 

Литература

Кургинян М. Драма. // Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. С.???

Пульхритудова Е.М. Своеобразие и жанровое богатство лермонтовского романтизма. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 292 – 296.

 

15. Родовая специфика драмы.

- Что такое паратекст?

- Как изменяется функция ремарки?

- Как соотносится ремарка с жанром?

- Проанализируйте ремарки в «Маскараде» в их соотнесенности с жанром.

 

Литература

Ищук-Фадеева Н.И. Ремарка как знак театральной системы. К постановке проблемы. // Драма и театр. II. Тверь, 2001. Сс. 5 – 16.

Павис П. Словарь театра. М., 2003.

 

16. Поэтика поэмы и драмы

- В чем своеобразие поэмного сюжета?

- В чем своеобразие драматического сюжета?

- В чем отличие диалога в поэме от диалога в драме?

- Проанализируйте поэму «Демон» и драму «Маскарад»

 

Литература

Пульхритудова Е.М. «Беглец», «Мцыри», «Демон» - вершина русского романтизма 1830-х годов. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 314 – 326

Барт Р. Поэма, драма, роман?. // Ролан Барт. Z….?

 

17. Художественный мир автора.

- Что такое авторский стиль?

- Что такое хронотоп?

- Каково пространство и время у Лермонтова?

- Как вписан лермонтовский герой в хронотоп?

Литература

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.

Пульхритудова Е.М. Своеобразие и жанровое богатство лермонтовского романтизма. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 282 – 314.

Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. // Б. Эйхенбаум. О литературе. С. 140 – 278.

 

18. Постмодернизм в русской литературе.

- Что такое постмодернизм?

- Проанализируйте пьесу Н. Садур «Памяти Печорина»

Литература

Ильин И. Постмодернизм. // Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.

Руднев В. Постмодернизм. // В. Руднев. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001.

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

для экзамена по теории литературы для студентов четвертого курса дневного отделения филологического факультета

 

1. Развитие литературоведения и его закономерности.

2. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин.

3. Теория литературы в системе теоретических дисциплин.

4. Поэтика и ее разновидности.

5. Описательная и нормативная поэтики.

6. Историческая поэтика.

7. Теоретическая поэтика.

8. Структуралистская поэтика

9. Академические школы литературоведения и логика их смены.

10.Культурно-исторический метод литературоведения.

11.Сравнительно-исторический метод литературоведения.

12.Мифологический метод литературоведения.

13.Биографическая школа.

14.Социологическая школа.

15.Психологическая школа и принципы ее анализа.

16.Формальная школа и методика ее анализа.

17.Структурализм.

18.Фрейдизм в литературоведении

19.Гендерные исследования

20.Концепция И. Тэна и теория М. Бахтина.

21.Сравнительно-исторический метод и теория интертекста.

22.Мифологическая школа и ее наследники в ХХ веке (автомифоогизм, гендер).

23.Психологическая школа и герменевтика.

24.Понятие текста. Текст и произведение.

25.Теоретические концепции поэтического слова.

26.Теория олицетворения.

27.Теория метафоры.

28.Образ-аллегория-символ.

29. Теория диалога Бахтина и концепция«чужого слова».

30.Слово персонажа и слово автора.

31.Автор и авторство.

32.Способы выражения точки зрения автора в разных типах культуры.

33.Автор как персонаж.

34.Читатель как персонаж.

35.Понятие «стиль». Почерк-манера-стиль.

36. Маньеризм и стилизация

37.Понятие «литературный процесс» и его трактовки.

38.Жанр и его трактовки (типологическая общность, авторская «концепция мира», тип коммуникации и т.д.).

39.Категория «рода» как форма выражения авторского присутствия.

40.Лирика и формы выражения авторского присутствия.

41.Эпос с точки зрения воплощения авторской позиции.

42.Драма и формы выражения авторской точки зрения.

43.Лиро-эпика и ее жанры.

44.Поэма и драма – структура, герой и сюжет

45.Понятие «хронотоп». Типы хронотопа

46.Своеобразие лирического хронгтопа

47.Своеобразие драматического хронотопа

48.Понятие художественного метода. Понятие художественного мира автора.

49. Понятие текста. Текст и произведение.

50.Текст автора и текст культуры. Образ Лермонтова в русской литературе как едином тексте

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: