Понятие текста. Произведение и текст. Независимость образа от автора. Текст как “сделанная” вещь.
Понятие мировой литературы. Диалог культур. Взаимодействие “высокой” и массовой литературы. “Официальная” и “тайная” литература. Перераспределение жанров.
Творчество автора как единый текст. Литература как текст. Культура как текст. Судьба автора в тексте культуры.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по теории литературы
Самостоятельная работа студентов по курсу «Теория литературы» заключается в выполнении заданий, предложенных для практических занятий, и самостоятельного изучения научной литературы по каждой теме.
Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин – 1 час.
Литература.
Аверинцев С.С. Филология. // КЛЭ. Т.7. М., 1972
Иванов В.В. Поэтика. // КЛЭ. Т.5. М., 1968.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
Тема 2. Теория литературы в системе теоретических дисциплин – 2 часа
Литература.
Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. Статьи: Событие, Сюжет, Лингвистика языкового существования, Метаязык.
Тема 3. Академические школы в литературоведении – 2 часа
Литература.
Академические школы в литературоведении. М., 1975.
Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя. // Поэтика М., 1992.
Петровский М. Морфология новеллы. // Там же.
Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. “Кошки” Бодлера. // В кн.: Структурализм: “за” и “против”. М., 1975
Барт Р. Смерть автора. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
Веселовский. Историческая поэтика. М., 1989.
Выготский Л.С. Искусство как прием. // Психология искусства. М.., 1968.
Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблематику сравнительного литературоведения. Тверь, 1998.
Тема 4. Теоретические концепции поэтического слова – 2 часа
Литература.
Бахтин М. Слово в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.
Потебня А.А. Мысль и язык. // В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.
Тема 5. Проблема автора. Автор и авторство - 2 часа
Литература.
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. // Н.И. Конрад. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.
Тема 6. Категория рода с точки зрения авторского сознания. Лирика. – 2 часа
Литература.
Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.
Образцы изучения лирики. Ч. 1. Ижевск, 1997. С. 50-118.
Тема 7. Авторское сознание в эпосе – 2 часа
Литература.
Бахтин М.М. Слово у Достоевского. / Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
Бахтин М.М. Слово в романе. / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Тема 8. Авторское сознание в драме - 2 часа.
Литература.
Кургинян М. Драма. / Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.
Тема 9. Понятие художественного мира автора - 1 час.
Литература
ЛИХАЧЕВ Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.
Бахтин М. Форма времени и хронотопа в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Тема 10. Понятие текста. Текст автора и текст культуры – 1 час
Литература.
Лотман Ю.М. Понятие текста. // Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970. С. 65-75.
Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.
УЧЕБНИКИ
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2003.
Фарино Е. Введение в литературоведение. Варшава, 2004.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Практические занятия по теории литературы имеют методологическое и методическое значение. История теории литературы дает представление о развитии научной мысли, о переосмыслении классических методологий и их использовании на современном этапе. Важно понимание зависимости анализа от структуры текста, о «диктате» произведения, провоцирующего исследователя на определенную методику работы, - этому посвящен первый блок занятий.
Вторая часть практических занятий направлена на анализ поэтического слова в его основных формах бытования (монолог, диалог, монологический диалог, диалогический монолог, полилог, несобственно-прямая речь, сказ и стилизация) в зависимости от литературного рода. Наконец, завершающая, третья часть занятий, выводит студентов на уровень автора и творчества как единого текста.
Тема 1. Культурно-историческая школа.
- Культурно-историческая школа: время появления, основатель и продолжатели, основные положения.
- Как реализуется в произведении триединство И. Тэна «раса, среда, момент»?
- Проанализируйте в логике И. Тэна повесть М. Лермонтова «Бэла».
Литература
Академические школы в литературоведении. М., 1975.
Тэн И. Степень важности характера. // И. Тэн. Философия искусства. М., 1996. С.271-293.
Тема 2. Сравнительно-историческая школа.
- Сравнительно-историческая школа: время появления. Основные представители.
- Основные положения теории заимствования.
- Сравнительно-исторический анализ типологических схождений.
- Проанализируйте в логике сравнительно-исторического анализа балладу Жуковского «Ундина» и повесть М. Лермонтова «Тамань».
Литература
Академические школы в литературоведении. Изд. то же.
Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М., 1979. С.141- 172.
Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Тверь, 1998.
Тема 3. Мифологическая школа и логика ее развития.
- Время возникновения, родоначальники и основные положения теории «первых мифологов».
- В чем специфика мифологического анализа?
- Что такое архетип?
- Проанализируйте в мифологическом аспекте поэму «Демон» и «демонические» образы в лирике и эпике Лермонтова.
Литература
Академические школы в литературоведении. Изд. то же.
Руднев В. Введение в прагмасемантику. // Винни Пух и философия обыденного языка М., 1994. С. 9-48.
Маркович В.М. Миф о Лермонтове на рубеже XIX-XX веков. // В.М. Маркович. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. С.-П., 1997.
4. Теоретическая школа и ее основные положения.
- Когда, где и кем была основана теоретическая школа?
- В чем «свойства… слова», «речи и понимания» по Потебне?
- Что составляет «три составные части поэтического произведения»?
- Проанализируйте три уровня повести «Фаталист».
Литература
Потебня А. А. Слово и его свойства. Речь и понимание. Три составные части поэтического произведения. // А.А. Потебня. Теоретическая поэтика. М., 1990. С. 132 – 141.
Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова. // Ю.М. Лотман. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 218-235.
5. Психологические школа и ее модификации.
- В чем своеобразие психологического анализа Д.Н. Овсянико-Куликовского?
- Какие понятия составляют основы «психологии искусства» Л. Выготского?
- Дайте анализ повести «Княжна Мери» в логике Л. Выготского
Литература
Выготский Л. «Тонкий яд». Синтез. // Л.С. Выготский. Психология искусства. М., 1968. С. 154-187.
Овсянико-Куликовский Д. Печорин. // Д.Н. Овсянико-Куликовский. Литературно-критические работы в 2-х тт. Т.2. М., 1989. С. 98-122.
6. Принципы анализа формальной школы.
- Когда, где и кем была создана формальная школа?
- Каковы принципы «формального» анализа?
- «Как сделан «Фаталист» Лермонтова»?
Литература
Шкловский Б. Искусство как прием. // Поэтика. Вопросы литературоведения. Хрестоматия. М., 1992. С. 24 - 41.
Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя. Там же. С. 93 -112.
7. Структурализм.
- Что наследует структурализм от формализма?
- Какова методика структуралистского анализа?
- Проанализируйте стихотворение «Выхожу один я на дорогу» по модели Р. Якобсона.
Литература.
Руднев В. Структурная поэтика. // В. Руднев. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 436 - 439.
Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: «за» и «против». М.. 1975. С. 193 -231.
Якобсон Р. И Леви-Стросс К. «Кошки» Шарля Бодлера. // Структурализм: «за» и «против». С. 231 - 256.
8. Слово в лирике.
- Что собой представляет “я” и “ мир” в лирике? (“Бородино”)
- В чем своеобразие диалога и монолога в лирике? (“Молитва”)
- В чем специфика сюжета и композиции лирического произведения? (“Дума”, “Выхожу один я на дорогу”).
Литература
Образцы изучения лирики. Т.I. Ижевск, 1997. С. 64-84.
9. Лирический герой Лермонтова.
- Что такое лирический герой?
- Чем отличается лирический герой Лермонтова от лирического героя Пушкина?(“Пророк”, “Гляжу на будущность с боязнью”, “Дума”, “Как часто пестрою толпою окружен”, “Молитва”, “Сосед”, “Узник”, “Соседка”, “Кавказ”, “Утес”, “Горные вершины”, “На севере диком”, “Тучки небесные”, “Выхожу один я на дорогу”, “Листок”, “Три пальмы”, “Небо и звезды”, “Звезда” и т.д.)
Литература.
Образцы изучения лирики. Т. II. Ижевск, 1997. С. 168 – 205.
10. Родовое своеобразие эпоса.
- Как вы понимание эпическое миросозерцание?
- Что такое эпическая дистанция и объективность?
- Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе?
- Как меняется ситуация «герой и мир» в ее эпической объективности в романе с линейным сюжетом (хронологическая последовательность рассказов, входящих в роман «Герой нашего времени») и монтажным?
Литература.
Бахтин М. Слово в романе. // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 88 – 144.
11. Автор и формы выражения его присутствия в романе: речевые маски.
- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?
- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора -«повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?
Литература
Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84.
12. Автор и формы выражения его присутствия в романе: точки зрения.
- Основные положения теории Б. Успенского
- Какие точки зрения характерны для романного повествования?
- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.
Литература
Успенский Б. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения. // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.
13. Родовая особенность лиро-эпоса.
- В чем своеобразие поэтики баллады? (“Морская царевна”, “Баллада” (“Над морем красавица дева сидит”).
- Каково соотношение “герой и мир” в стихотворении и поэме? (“Мой демон” - “Демон”).
Литература
Ерофеев Вик. Мир баллады. // Воздушный корабль. Литературные баллады. М., 1986. С. 3 – 19.
Жирмунский В. М. Сюжет и композиция. Лирическая манера повествования. // В.М. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 43 – 114.
14. Сюжет и герой в драме.
- В чем принципиальное отличие драматического героя от лирического и эпического?
- В чем специфика слова в драме?
- В чем своеобразие драматического героя?
- Проанализируйте особенность драматического сюжета и героя драмы «Маскарад».
Литература
Кургинян М. Драма. // Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. С.???
Пульхритудова Е.М. Своеобразие и жанровое богатство лермонтовского романтизма. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 292 – 296.
15. Родовая специфика драмы.
- Что такое паратекст?
- Как изменяется функция ремарки?
- Как соотносится ремарка с жанром?
- Проанализируйте ремарки в «Маскараде» в их соотнесенности с жанром.
Литература
Ищук-Фадеева Н.И. Ремарка как знак театральной системы. К постановке проблемы. // Драма и театр. II. Тверь, 2001. Сс. 5 – 16.
Павис П. Словарь театра. М., 2003.
16. Поэтика поэмы и драмы
- В чем своеобразие поэмного сюжета?
- В чем своеобразие драматического сюжета?
- В чем отличие диалога в поэме от диалога в драме?
- Проанализируйте поэму «Демон» и драму «Маскарад»
Литература
Пульхритудова Е.М. «Беглец», «Мцыри», «Демон» - вершина русского романтизма 1830-х годов. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 314 – 326
Барт Р. Поэма, драма, роман?. // Ролан Барт. Z….?
17. Художественный мир автора.
- Что такое авторский стиль?
- Что такое хронотоп?
- Каково пространство и время у Лермонтова?
- Как вписан лермонтовский герой в хронотоп?
Литература
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.
Пульхритудова Е.М. Своеобразие и жанровое богатство лермонтовского романтизма. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 282 – 314.
Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. // Б. Эйхенбаум. О литературе. С. 140 – 278.
18. Постмодернизм в русской литературе.
- Что такое постмодернизм?
- Проанализируйте пьесу Н. Садур «Памяти Печорина»
Литература
Ильин И. Постмодернизм. // Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.
Руднев В. Постмодернизм. // В. Руднев. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001.
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ
для экзамена по теории литературы для студентов четвертого курса дневного отделения филологического факультета
1. Развитие литературоведения и его закономерности.
2. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин.
3. Теория литературы в системе теоретических дисциплин.
4. Поэтика и ее разновидности.
5. Описательная и нормативная поэтики.
6. Историческая поэтика.
7. Теоретическая поэтика.
8. Структуралистская поэтика
9. Академические школы литературоведения и логика их смены.
10.Культурно-исторический метод литературоведения.
11.Сравнительно-исторический метод литературоведения.
12.Мифологический метод литературоведения.
13.Биографическая школа.
14.Социологическая школа.
15.Психологическая школа и принципы ее анализа.
16.Формальная школа и методика ее анализа.
17.Структурализм.
18.Фрейдизм в литературоведении
19.Гендерные исследования
20.Концепция И. Тэна и теория М. Бахтина.
21.Сравнительно-исторический метод и теория интертекста.
22.Мифологическая школа и ее наследники в ХХ веке (автомифоогизм, гендер).
23.Психологическая школа и герменевтика.
24.Понятие текста. Текст и произведение.
25.Теоретические концепции поэтического слова.
26.Теория олицетворения.
27.Теория метафоры.
28.Образ-аллегория-символ.
29. Теория диалога Бахтина и концепция«чужого слова».
30.Слово персонажа и слово автора.
31.Автор и авторство.
32.Способы выражения точки зрения автора в разных типах культуры.
33.Автор как персонаж.
34.Читатель как персонаж.
35.Понятие «стиль». Почерк-манера-стиль.
36. Маньеризм и стилизация
37.Понятие «литературный процесс» и его трактовки.
38.Жанр и его трактовки (типологическая общность, авторская «концепция мира», тип коммуникации и т.д.).
39.Категория «рода» как форма выражения авторского присутствия.
40.Лирика и формы выражения авторского присутствия.
41.Эпос с точки зрения воплощения авторской позиции.
42.Драма и формы выражения авторской точки зрения.
43.Лиро-эпика и ее жанры.
44.Поэма и драма – структура, герой и сюжет
45.Понятие «хронотоп». Типы хронотопа
46.Своеобразие лирического хронгтопа
47.Своеобразие драматического хронотопа
48.Понятие художественного метода. Понятие художественного мира автора.
49. Понятие текста. Текст и произведение.
50.Текст автора и текст культуры. Образ Лермонтова в русской литературе как едином тексте