Психолого-педагогический статус школьника (понятие, структура, психолого-педагогические требования)




На психолого-педагогический статус школьника влияют как параметры школьной среды (требования, предъявляемые к ученику в конкретном учебном заведении), так и особенности самого школьника. От ребенка школа требует социально одобряемых форм деятельности и общения.

Эти требования имеют некие критерии и показатели, на которые эти требования опираются:

- нормы возрастного развития,

-требования к познавательной деятельности (уровень развития познавательной сферы ребенка),

- требования к поведению (моральные нормы).

При несоответствии развития ребенка общим требованиям могут возникнуть проблемы обучения, поведения, личностного развития (например, одаренный ребенок в нормальной школе или средний ученик в школе с очень высокими требованиями оказываются неудобными, трудными). Такой взгляд на обучение в школе делает психолога "скорой психокоррекционной помощью" и ставит ребенка в позицию "носителя проблем".

Проблемы в обучении ребенка могут возникнуть при игнорировании особенностей познавательной деятельности, общения, поведения школьника. Чтобы этого избежать, необходимо учесть все особенности ребенка. Анализ развития ребенка с точки зрения таких особенностей и психологическое сопровождение процесса обучения помогут избежать многих проблем.

Анализ психолого-педагогического статуса школьника проходит по следующим направлениям:

I блок - социальные особенности школьника:

- материальная обеспеченность, бытовые условия;

- тип семьи, возрастной состав, образование, деятельность, общение;

- взаимодействие со сверстниками (статус в группе, роли, друзья).

II блок - особенности познавательной деятельности школьника:

а) соотношение уровня умственного развития и возрастной нормы,

б) соотношение уровня развития когнитивных процессов и педагогических требований:

- произвольность поведения,

- сформированность умственных действий,

- уровень речевого развития,

- тонкая моторика руки;

в) индивидуальные особенности познавательной деятельности (шизоидность, вербализм, интеллектуальная пассивность), умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

III блок - особенности мотивационно- личностной сферы:

- наличие учебной мотивации и ее содержание (познавательный, социальный, позиционный аспекты),

- ведущий тип мотивационной регуляции учебной деятельности (достижение успеха, избегание неудачи),

- конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность, агрессивность и т.д.),

- наличие выраженных личностных акцентуаций. Мотивация должна быть внутренне непротиворечива и гармонична. Внутриличностные проблемы могут быть компенсированы за счет правильного общения с ребенком консультанта или обучающих занятий.

IV блок - особенности отношений к миру и самому себе:

- отношения со сверстниками,

- отношения в семье,

- отношения со значимыми взрослыми,

- отношение к важным видам деятельности,

- отношение к себе. Для психолога существует приоритет субъективных оценок над объективными показателями, важнее, как ребенок воспринимает ситуацию, а не как видят ситуацию со стороны. Важным выступает определение "Я-концепции" ребенка (уровень самопринятия), позитивность, содержание, адекватность самооценки.

- отношение к ребенку (например, сверстников),

- отношение к собственной позиции ребенка в общении (как ребенок оценивает отношения со сверстниками),

- эмоциональный тон отношений,

- как ребенок видит отношение к себе, как он видит свое положение в системе, как он это оценивает.

V блок - особенности поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия:

- характерологические особенности поведения (энергетика, саморегуляция, медлительность, инертность, импульсивность),

- поведенческие особенности, свидетельствующие о дезадаптации (уход от деятельности, нарушения общения, расторможенность, депрессивность, асоциальность поведения, невротические проявления),

- особенности поведения, связанные с психодинамикой ребенка, которые слабо поддаются коррекции, к ним нужно приспосабливаться,

- особенности поведения, свидетельствующие о дезадаптации: нарушения общения, агрессивность, замкнутость, недоверчивость, чрезмерная исполнительность и конформность, негативная демонстративность, конфликтность, обидчивость;

- низкая социальная нормативность поведения: двигательная расторможенность, депрессивность, астенизация;

- невротические проявления: слезливость, нарушения речи, навязчивые движения, психосоматика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: