Образование, его значение для личности и общества




Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные

Науки

Существует 3 основных понятия «наука»

1. Наука - разновидность духовной деятельности, основная задача которой - постижение истины и обнаружение новых объективных законов, а также получение достоверных знаний о действительности

.

2. Наук а одновременно существует в виде социального института (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.п.)

3. Наука это система знаний (сюда можно отнести различные науки, такие как история, физика).

 

Научное познание, путём которого осуществляется постижение истины, отличается:

· высоким уровнем объективности,

· рациональностью,

· обязательным использованием определенных способов и методов извлечения новых знаний из уже известных,

· доказательностью

· непротиворечивостью

Научное познание осуществляется двумя уровнями: эмпирическим и теоретическим.

Уровень Эмпирический Теоретический
Сущность Знание извлекается через непосредственное взаимодействие с реальным объектом исследования для выявления фактов. Знание извлекается через более рациональный подход, опираясь на уже известные законы и догмы.
Формы Научный факт – достоверная информация о каком-либо событии или процессе. Эмпирический закон - закон, достоверность которого была обнаружена опытным путем. Проблема – столкновение противоположных позиций в изучении чего-либо, требующее разрешения Теория – обобщенная формулировка положений о действительности Гипотеза – предположение, сделанное на основе известных истин, требующее доказательства или опровержения
Методы и средства · наблюдение – беспристрастное восприятие объекта в естественных условиях · эксперимент – воздействие на объект исследований и восприятие его в изменяющихся условиях · измерение – выявление разницы между измеряемыми объектами путем фиксации данных и их сравнения · описание – отображение свойств объекта   формализация – изображение свойств предмета в виде знаковых форм или языков математизация – интеграция математики в другие области научного познания моделирование – изучение свойств объекта на примере создания его модели анализ – расчленение предмета или явления на исследуемые части синтез – слияние частей в единое целое
Универсальные методы, применимые к обоим уровням: · индукция - выведение общего знания из частных · дедукция - выведение частного знания из общего · аналогия - выведение знания путем выявления сходства · абстрагирование - отвлечение от одних свойств предмета ради выведения новых · идеализация - создание вымышленных свойств предмета или объектов

 

Систематизируем.

Наука    
         
           
как особая система знаний   как особый вид деятельности   как особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ)  
   
   
система научных исследований  
   
опытно-конструкторские изыскания и др.  
           
         
           
Виды   Общекультурные характеристики  
– естественные – гуманитарные; – фундаментальные – прикладные и т.д.   – рациональность; – критичность; – индивидуальность; – коммуникабельность  
           
    функции      
           
           
культурно-мировоззренческая   познавательно-объяснительная   прогностическая  
           
Формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры   Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований   Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п.  

 

Образование, его значение для личности и общества

 

Образование можно рассматривать в трёх трактовках понятия:

· процесс обучения и воспитания личности с целью формирования у нее новых умений и знаний

· система социальных институтов, обеспечивающий процесс обеспечения усвоения новых знаний личностью

· результат приобретения личностью новых знаний, способствующих приобщению индивида к уровню современной жизни

Функции образования:

Функция Содержание Пример
Экономическая Улучшение результативности труда путем подготовки и обеспечения квалифицированности рабочей силы Леонид выучился на физика-ядерщика и устроился на соответствующую работу; его деятельность позволила расширить представление об использовании ядерного реактора
Социализации Позволяет индивиду успешно функционировать в обществе Благодаря детскому саду, Марина знает, что отбирать чужие игрушки – нехорошо
Культурная Сохранение социально-культурного опыта, выработка новых знаний. В рамках школьной программы Настя прочитала произведение «Темные аллеи» Бунина.

Структура образования в смысле воспитания личности имеет определенную структуру, строящуюся на:

 

· Образовательных учреждениях (детский сад, школа, ВУЗ).

· Социальных группах (учащиеся и педагоги).

· Учебном процессе (непосредственная передача знаний и моральных ценностей).

\Ступени образования

1. Дошкольное образование - ясли, детский сад.

2. Общее: начальное (1-4 классы); основное (5-9 классы); среднее (10-11 классы) – школа, гимназия, лицей.

3. Профессиональное: начальное - ПТУ-лицей; среднее - колледж, училище; высшее - бакалавриат, магистратура; послевузовское – аспирантура.

4. Дополнительное – художественная и музыкальная школа, кружки, секции.

5. Самообразование – самостоятельный поиск и усвоение знаний.

В современном мире образование включает многообразие каналов получения знаний. Помимо стандартной школы и т.п. существует также домашнее обучение, дистанционное обучение, различные курсы самообразования.

 

Тенденции развития образования:

Гуманизация – основная направленность образования на становление личности, ее интересы и психологию; усиление внимания в сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом; упрощение доступа к образовательной среде для людей с ограниченными возможностями.

Гуманитаризация – ориентация внимания общества на изучение социально-гуманитарных наук.

Интернационализация образования – сближение образовательных программ разных стран.

Профилизация образования – профессиональное определение на ранних этапах обучения, обеспечение более серьезного изучения предметов для будущей профессии.

Компьютеризация образования – использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов;

Беспрерывность образования – процесс обучения длится на протяжении всей жизни человека, в связи с надобностью обновления знаний из-за постоянно развивающихся технологий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: