Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные
Науки
Существует 3 основных понятия «наука»
1. Наука - разновидность духовной деятельности, основная задача которой - постижение истины и обнаружение новых объективных законов, а также получение достоверных знаний о действительности
.
2. Наук а одновременно существует в виде социального института (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.п.)
3. Наука это система знаний (сюда можно отнести различные науки, такие как история, физика).
Научное познание, путём которого осуществляется постижение истины, отличается:
· высоким уровнем объективности,
· рациональностью,
· обязательным использованием определенных способов и методов извлечения новых знаний из уже известных,
· доказательностью
· непротиворечивостью
Научное познание осуществляется двумя уровнями: эмпирическим и теоретическим.
Уровень | Эмпирический | Теоретический |
Сущность | Знание извлекается через непосредственное взаимодействие с реальным объектом исследования для выявления фактов. | Знание извлекается через более рациональный подход, опираясь на уже известные законы и догмы. |
Формы | Научный факт – достоверная информация о каком-либо событии или процессе. Эмпирический закон - закон, достоверность которого была обнаружена опытным путем. | Проблема – столкновение противоположных позиций в изучении чего-либо, требующее разрешения Теория – обобщенная формулировка положений о действительности Гипотеза – предположение, сделанное на основе известных истин, требующее доказательства или опровержения |
Методы и средства | · наблюдение – беспристрастное восприятие объекта в естественных условиях · эксперимент – воздействие на объект исследований и восприятие его в изменяющихся условиях · измерение – выявление разницы между измеряемыми объектами путем фиксации данных и их сравнения · описание – отображение свойств объекта | формализация – изображение свойств предмета в виде знаковых форм или языков математизация – интеграция математики в другие области научного познания моделирование – изучение свойств объекта на примере создания его модели анализ – расчленение предмета или явления на исследуемые части синтез – слияние частей в единое целое |
Универсальные методы, применимые к обоим уровням: · индукция - выведение общего знания из частных · дедукция - выведение частного знания из общего · аналогия - выведение знания путем выявления сходства · абстрагирование - отвлечение от одних свойств предмета ради выведения новых · идеализация - создание вымышленных свойств предмета или объектов |
Систематизируем.
Наука | |||||
как особая система знаний | как особый вид деятельности | как особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ) | |||
система научных исследований | |||||
опытно-конструкторские изыскания и др. | |||||
Виды | Общекультурные характеристики | ||||
– естественные – гуманитарные; – фундаментальные – прикладные и т.д. | – рациональность; – критичность; – индивидуальность; – коммуникабельность | ||||
функции | |||||
культурно-мировоззренческая | познавательно-объяснительная | прогностическая | |||
Формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры | Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований | Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п. |
Образование, его значение для личности и общества
Образование можно рассматривать в трёх трактовках понятия:
· процесс обучения и воспитания личности с целью формирования у нее новых умений и знаний
· система социальных институтов, обеспечивающий процесс обеспечения усвоения новых знаний личностью
· результат приобретения личностью новых знаний, способствующих приобщению индивида к уровню современной жизни
Функции образования:
Функция | Содержание | Пример |
Экономическая | Улучшение результативности труда путем подготовки и обеспечения квалифицированности рабочей силы | Леонид выучился на физика-ядерщика и устроился на соответствующую работу; его деятельность позволила расширить представление об использовании ядерного реактора |
Социализации | Позволяет индивиду успешно функционировать в обществе | Благодаря детскому саду, Марина знает, что отбирать чужие игрушки – нехорошо |
Культурная | Сохранение социально-культурного опыта, выработка новых знаний. | В рамках школьной программы Настя прочитала произведение «Темные аллеи» Бунина. |
Структура образования в смысле воспитания личности имеет определенную структуру, строящуюся на:
· Образовательных учреждениях (детский сад, школа, ВУЗ).
· Социальных группах (учащиеся и педагоги).
· Учебном процессе (непосредственная передача знаний и моральных ценностей).
\Ступени образования
1. Дошкольное образование - ясли, детский сад.
2. Общее: начальное (1-4 классы); основное (5-9 классы); среднее (10-11 классы) – школа, гимназия, лицей.
3. Профессиональное: начальное - ПТУ-лицей; среднее - колледж, училище; высшее - бакалавриат, магистратура; послевузовское – аспирантура.
4. Дополнительное – художественная и музыкальная школа, кружки, секции.
5. Самообразование – самостоятельный поиск и усвоение знаний.
В современном мире образование включает многообразие каналов получения знаний. Помимо стандартной школы и т.п. существует также домашнее обучение, дистанционное обучение, различные курсы самообразования.
Тенденции развития образования:
Гуманизация – основная направленность образования на становление личности, ее интересы и психологию; усиление внимания в сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом; упрощение доступа к образовательной среде для людей с ограниченными возможностями.
Гуманитаризация – ориентация внимания общества на изучение социально-гуманитарных наук.
Интернационализация образования – сближение образовательных программ разных стран.
Профилизация образования – профессиональное определение на ранних этапах обучения, обеспечение более серьезного изучения предметов для будущей профессии.
Компьютеризация образования – использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов;
Беспрерывность образования – процесс обучения длится на протяжении всей жизни человека, в связи с надобностью обновления знаний из-за постоянно развивающихся технологий.