Программа «Начальная школа 21 века»




Учебник: Усачев В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 4 класс: учебник. – М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2013.

 

.


Календарно тематическое планирование

Наименование разделов Темы уроков Элементы содержания Количество часов Календарные сроки Планируемые результаты
план факт Предметные УУД Метапредметные Личностные
Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч) Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии ИКТ Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США. Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты         Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны. Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности   Личностные результаты 1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование основ национальных ценностей российского общества; 3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов; 5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.Метапредметные результаты   ) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Музыка стран мира: Испании, Норвегии, Италия, США ИКТ      
Жанры и формы музыки разных народов мира      
Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи      
  Соотнесение особенностей западно-европейской музыки со славянскими корнями русской музыки.      
  Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты        
  Обобщение по теме«Многоцветие музыкальной картины мира»   .  
Музыка мира сквозь призму русской классики (7 ч)   Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического        
Путешествие в Италию ИКТ       Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии. Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств. Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке. Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. Подготовить реферат о творчестве любимого композитора. Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей  
Путешествие в Испанию ИКТ      
Путешествие в Японию ИКТ   .  
Путешествие в Украину ИКТ      
Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур.      
  7.Тест по теме, викторина.      
Музыкальное общение без границ (8 ч) Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларусь. Украина ИКТ Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой        
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Молдова, Казахстан ИКТ      
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Балтия, Кавказ. ИКТ      
18-19 Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт. ИКТ      
    Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Шуман, Шопен. ИКТ      
    Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Лист, Дебюсси. ИКТ      
    Обобщение по теме. Музыкальный салон как форма художественного общения народов между собой.        
  Искусство слышать музыку (8 ч) От родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры     .  
  Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ.      
  Русская опера ИКТ      
  Русская опера ИКТ      
    Западная опера ИКТ      
    Западная опера ИКТ      
    Обобщение по теме «Искусство слышать музыку».Защита творческих работ      
    Разучивание песен.      
  Повторение (4ч) Музыка стран мира      
    Жанры и формы музыки        
    Музыкальные портреты.          
  Резерв (1ч) Резерв          

 

Содержание программы по музыке 4 класс (34 ч)

4 класс (34 ч)

Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)

Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговор­ной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

Музыка мира сквозь «призму» русской классики (7 ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музы­кальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Рус­ское» как характерное — через взаимодействие музыкаль­ных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Музыкальное общение без границ (8 ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных на­циональных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.

Искусство слышать музыку (8 ч)

Восприятие произведений крупной формы как крите­рий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной дра­матургии.

Повторение (3ч) Музыка стран мира Жанры и формы музыки Музыкальные портреты.

Резерв (1ч)

Музыкальный материал: Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности.

Музыкальный эпиграф года: гимн России —«Патриотическая песня» М.И. Глинки. Вхождение в проблематику года: органная музыка И.С. Баха — Токката и фуга ре минор.

Музыка композиторов стран Запада:

И.-С. Бах. Концерт ре минор (1 часть); ария сопрано из «Магнификат», фрагмент из Мессы h-moll. Органная токката и фуга ре минор. Ф. Шуберт. Вальс h-moll, песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Серенада», баллада «Лесной царь». В.-А. Моцарт. «Фантазия c-moll», «Фантазия d-moll», «Весенняя песня», «Пастушья песня», «Вариации на тему французской песни», ария графини и ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш». К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок». Ф. Шопен. Мазурки B-dur (№ 5) и a-moll (№ 47), песня «Желание» (также в фортепианной обработке Ф. Листа и в исполнении СВ. Рахманинова), полонез As-dur, этюд As-dur («Эолова арфа»), прелюдия Des-dur, «Экспромт-фантазия» и «Ноктюрны» (по выбору учителя).

Итальянские народные песни. «Ты, мое солнце», «Тарантелла», «Санта-Лючия», «Вернись в Сорренто». Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка».

Дж. Верди. «Стретта Манрико» из оперы «Трубадур», хор из оперы «Набукко». Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (целиком), «Заход солнца», «Лебедь», «Лесная песня», «Сердце поэта» (можно в переложении для фортепиано), обработки для фортепиано — «Колыбельная Йендины» (из народных песен), «Сон Гибоэнса на Отерхольдском мосту» (из крестьянских танцев). Р. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть). К. Дебюсси. «Затонувший собор», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна». Ф. Лист. Рапсодии № 2, 6, 12, «Тарантелла», «Ракоци-марш». И. Брамс. «Венгерские танцы». П. де Сарасате. «Цыганские напевы». Испанская народная «Малагуэнья», дуэт гитар. Дж. Гершвин. Прелюдия es-moll, «Голубая рапсодия» (в исполнении А. Цфасмана), «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Ф. Лоу. Фрагменты из мюзикла «Моя прекрасная леди». Р. Роджерс. Фрагменты из кинофильма «Звуки музыки».

Л. ван Бетховен. Третья («Героическая») симфония (целиком). Финал Девятой симфонии («Обнимитесь, миллионы»), «Вариации на русскую тему», обработки шотландских и ирландских народных песен.

Музыка композиторов России:

А. И. Хачатурян. «Колыбельная», «Русская пляска» (из балета «Гаянэ»). Н. А. Римский-Корсаков. «Шехерезада», песни Индийского, Варяжского, Веденецкого гостей из оперы «Садко». М.А. Балакирев. «Исламей». А. П. Бородин. «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». М.И. Глинка. «Арагонская хота», «Я здесь, Инезилья», персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».

С.В. Рахманинов. «Не пой, красавица, при мне». А.Г. Рубинштейн. «Персидская песня» (в исполнении Ф.И. Шаляпина). А.С. Даргомыжский. «Ночной зефир». П. И. Чайковский. Четвертая симфония (целиком), «Итальянское каприччио», финал Первого фортепианного концерта.

С.С. Прокофьев. «Тарантелла». М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (целиком), «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка».

Д.Б. Кабалевский. Вариации на японскую песню «Вишенка». АН. Скрябин. Прелюдия ор. 11, «Две поэмы ор. 31», этюды cis-moll (ор. 2) и dis-moll. А. Александров. «Нас много на шаре земном». Г. Гусейнли. «Цыплята».

Произведения, ставшие классическими образцами («визитными карточками») национальных музыкальных культур стран ближнего зарубежья:

«Веснянка», «Гопак», «Ревет и стонет Днепр широкий» (Украина); «Перепелочка» и «Лявониха» (Беларусь); песня «Сулико» (Грузия); «Лезгинка» (Осетия); песня-танец «Мавриги» (Узбекистан); народные песни «Асет», «Камажай» (Казахстан); «В тучах Алагяз» (Армения); «У каждого свой инструмент» (Эстония); «Вей, ветерок» (Латвия); мугамы (Азербайджан); дойны; «Молдавеняска» (Молдова); другие песни по выбору детей и учителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: