Рассказ старого машиниста паровоза, встретившего войну во Ржеве.




…Было это в июльские дни 2014года, я гостил в древнем городе Ксикрик, ныне это Санкт- Петербург. Многочисленные встречи как с друзьями, так и с друзьями друзей как-то свели меня с участником войны Михаилом Тихоновичем, полным тёзкой моего отца, тоже участником войны и тоже машинистом паровоза, единственным из трёх братьев, вернувшимся с фронта живым. Я был тронут встречей с ветераном Великой Отечественной Войны и мне вдвойне было приятно побеседовать с коллегой по профессии – ведь и я тоже немного поработал сначала в должности помощника, а после сдачи экстерном на право управления паровозом- машинистом.

 

Передо мной был мужчина. нИ высокого роста, с ясными голубыми глазами, излучающими спокойствие, уверенность в себе, в здравой памяти, на вид лет семидесяти. На самом деле Михаил Тихонович был 1920-го года рождения, давнишним вдовцом. Хозяйкой в доме была хрупкая седовласая женщина, с приятными чертами лица, как оказалось, это была его младшая дочь, тоже вдова. Место дачного домика, где я встретился с ветераном, фронтовиком Великой Отечественной Войны, было в пригороде «Северной столицы» города Ксикрик, в живописном месте дремучих, нИ проходимых «сусанинских» лесов и в двух десятках метров от речушки, которая сама себя называла ИзДреваЯ, указывая на исток – родник, с очень вкусной водой и рядом стоявшей в три обхвата ивой. Тёплыми июльскими вечерами мы с друзьями собирались возле костра, пели бардовские и народные песни, рассказывали из своих жизненных ситуаций и приключений, разные забавные случаи. Бывали на наших посиделках и хозяин дачного участка со своей дочерью. Сам он был скромным, в разговорах больше слушал, чем говорил. Зная, что Михаил Тихонович участник Великой Отечественной Войны, мы иногда просили его рассказать о той войне, которая унесла из двух народов Германии и Советского Союза десятки миллионов молодых, физически крепких мужчин и о которой стали забывать потомки, создавая фильмы – небылицы, в стиле западных вестернов. И вот однажды вечером, после ароматного чая с костра и песен времён Великой Отечественной Войны, нам удалось разговорить деда.

Начал он так:

«Я был откомандирован с паровозными бригадами в город Ржев, за который только начинались кровопролитные, многомесячные бои, похоже унёсшие самые великие человеческие жертвы в одном сражении, в сравнении со всеми другими во Второй Мировой Войне. Как говорится, нашла «коса на камень» у двух враждующих народов, у которых были самые лучшие в мире воины- кто кого возьмёт измором. Во время войны паровозные и ремонтные бригады имели «бронь» от призыва в армию, так как замены машинисту паровоза или его помощнику нИ возможно сразу найти из-за специфики профессии- вождение поездов с воинскими и народно-хозяйственными грузами. Поэтому в тылу или на линии фронта были локомотивные бригады с закреплёнными за ними паровозами,к которым был прицеплен крытый грузовой вагон- «тепляк» с чугунной печуркой для обогрева вагона, приготовления пищи, а также нарами для отдыха от очередной поездки машинистов, их помощников и кочегаров. Все паровозы со своими бригадами находились в полной готовности (по вызову дежурного по депо) немедленно отправиться по назначению.

И вот как-то ранним утром, когда я ещё спал после очередной поездки, меня разбудил нарочный от дежурного по депо, а с ним уже стоял «проверяющий» в звании лейтенанта, с кобурой на левом бедре. Во время военного положения в стране, в каждой поездке в будке машиниста паровоза (так называется кабина паровоза), всегда всю поездку находился этот «проверяющий», задачей которого было не допустить в военное время случаев диверсий или саботажа диверсионных групп противника, препятствующих работе локомотивных бригад, или слабоволия в критических ситуациях у самих локомотивных бригад. При нём всегда было оружие и право применения его по ситуации.В условиях военного времени его указания приравнены к приказу и этот приказ обязаны выполнить беЗпрекословно, как в бою, все локомотивные бригады. Так вот, нарочный передал приказ дежурного по депо, чтобы я с помощником и кочегаром немедленно принимали паровоз и выезжали на станцию для особо важного задания по распоряжению дежурного по станции. Выполнив команду, мы на своём паровозе и с находящимся при нас «проверяющим», получили на станции задание - переправить в срочном порядке на другой берег реки через железнодорожный мост, группу запасных паровозов в горячем состоянии, как оказалось в количестве пятидесяти машин из-за ожидающегося налёта немецких бомбардировщиков. У меня по плечам пробежал холодок, вес всех паровозов мог не выдержать мост, о чём я доложил «проверяющему». Я докладываю ему, что по ПТЭ (Правилам технической эксплуатации) запрещёно одновременно переправлять сплотки паровозов по мостам, в количестве более десяти. Лейтенант прищурился, глаза его сделались стальными, и сказал: «У тебя ПТЭ, а у меня ТТ» и похлопал себя рукой по кобуре с пистолетом. Поедешь?». Я понял, это приказ! Провели прицепку к сплотке резервных паровозов из пятидесяти штук, проверили тормоза, отправились со станции и ступили на мост. Внутри меня было непередаваемое нервное напряжение, на висках моего помощника вздулись вены от такого же переживания в сочетании с физической работой - заправкой при помощи лопаты топки паровоза углем. Заправлять топку для выработки пара - обязанность помощника машиниста. Заправляет топку на ходу поезда он вдвоём с кочегаром, который на несколько секунд приоткрывает створки топки и в этот момент помощник сразу бросает лопату угля туда, куда и требуется. Такой метод назывался «топить в прихлопку». Работа помощника машиниста паровоза не из лёгких, потому как в таком режиме он находится, пока поезд движется несколько часов.Так, что физическая выносливость помощнику не помеха. Я помощнику и кочегару приказал стоять при прохождении поезда по мосту перед открытой дверью будки машиниста и по моему приказу прыгать с паровоза в случае, если мост ни выдержит, а сам высунув голову из будки, посмотрел на мост. Мост прогнулся и я прикрыл регулятор паровой машины, сбавив скорость до самой малой.

И случилось невероятное- мост, как бы чувствуя наше нервное напряжение и надежду на его живучесть, выдержал. Когда я увидел, что хвостовой паровоз вышел с моста и тот остался целым, обнял помощника и кочегара с нарочным - у всех в глазах стояли слёзы! В тот же миг, на другом берегу начался ад -германская авиация начала бомбить станцию и заполыхали цистерны с мазутом. На этом наши «приключения» не закончились. Прибежал нарочный от дежурного по станции, на которую мы только что прибыли с паровозами и передал приказ, чтобы мы срочно отцеплялись от сплотки паровозов, переехали на соседний путь, где стоял состав из семидесяти полувагонов и как можно быстрее выезжали на перегон до соседней станции. Ни мешкая, мы выполнили команду дежурного и выехали на перегон. И тут сразу же по станции, как и по той с которой мы только что выехали, ударила германская авиация. И ни одного нашего прикрытия истребительной авиации, ни одного выстрела зенитной пушки. Позади нас вновь был ад.

На паровозе, в тендере, закончился запас воды для выработки пара к паровой машине, и вести поезд уже было нечем – мы остановились на перегоне, ожидая участи быть в пекле бомбёжки. И вновь Судьба повернулась к нам лицом. Германская авиация отбомбилась по станции и внезапно исчезла. Наступила тишина. Я попросил кочегара заглянуть в полувагоны, что мы вывезли на перегон. Он поднялся на полувагон и заглянул в него. Лицо его стало бледным.

«Что там?» - в нетерпении все хором одновременно крикнули мы ему. Кочегар молча спустился и хриплым голосом сказал: «Там навалом лежат авиабомбы!» Все семьдесят полувагонов были доверху наполнены полуторатонными авиабомбами!

Михаил Тихонович закончил свой рассказ и мы, потрясённые услышанным, некоторое время сидели молча, пока он ни сказал: «Ну что, сынки притихли, время спать подошло. А во сне увидите, чем дело кончилось».

Спалось мне хорошо, я во сне увидел счастливые лица наших солдат в мае 1945 года, когда в войсках объявили что ВОЙНА ЗАКОНЧИЛАСЬ - МЫПОБЕДИЛИ!

Эх. знают ли об этом те солдаты, что не дожили до Победы?

Думаю, да!

И у них к нашему поколению просьба – БЕРЕГИТЕ Мiр!

 

БУДЕМ ПОМНИТЬ ЗАВЕТ НАШИХ ОТЦЕВ!

 

СтоЖар (Владимир Скачков) 22 августа 2014г.8:48 по Новосибирскому времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: