Понятие и виды конституций?




М.В. Баглай

 

Под конституцией (от лат. constitutio — установление) пони- мают основной закон государства, имеющий высшую юридиче- скую силу.

 

Виды:

Различаются, например, писаные и неписаные конституции.

В большинстве стран мира существуют единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке. В наше время сложилось общее представление о необходимости принимать конституции именно в такой форме. Но есть страны (Великобритания, Швеция и др.), в которых под конституцией понимают несколько правовых актов и даже обычаи (конституционные соглашения), а единого писаного акта нет. Такая система, сложившаяся в конкретных исторических условиях, отнюдь не свидетельствует о слабости конституционного строя в этих государствах — напротив, этот строй часто гораздо прочнее, чем, например, в странах, где писаные конституции меняются как перчатки.

Конституции классифицируются по порядку принятия. Различаются октроированные (дарованные сверху) конституции — обычно так называют те основные законы, которые были «дарованы» народу монархом (Лихтенштейн, Непал). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации Африканского континента.

Общепризнанные легитимные способы принятия конституции — с помощью учредительного собрания и референдума. Первым способом, например, была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентом в 1787 г.), а также Италии (1947 г.), Индии (1948 г.), Болгарии и Румынии (1990, 1991 гг.), а вторым — Франции (1958 г.). Всенародное голосование (референдум) стало способом принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Но в подавляющем большинстве государств политические условия позволяли принимать конституцию обычным парламентским путем, хотя после этого они иногда выносились на референдум (Испания, 1978 г.).

Отмеченные способы принятия конституции сами по себе не свидетельствуют о большей или меньшей легитимности. Каждый из них так или иначе связан с тайным голосованием избирателей, а следовательно, обеспечивает волеизъявление народа.

К этому не имеют отношения пародии на «всенародное обсуждение» конституции, свойственные тоталитарному государству, когда с помпой собираются сотни тысяч «поправок» к проекту, а учитывается, и то формально, менее десятка. Именно так обставлялось, например, принятие советской Конституции в 1977 г.

С порядком принятия конституции связан термин «харизматическая конституция» (от греч. charisma —божественный дар).

Этим термином обозначают конституцию, в разработке и принятии которой ведущую роль играет одаренный политический лидер, имеющий большое влияние, или диктатор той или иной страны, своей личностью окрашивающий политический режим.

В коммунистических государствах на эту роль претендовали генсеки правящих партий, вследствие чего в СССР, например, в свое время утвердились термины «сталинская Конституция», «брежневская Конституция». Но это возможно и в демократических странах. Во Франции, например, смена парламентской формы правления на президентскую в 1958 г. произошла благодаря усилиям генерала де Голля, вследствие чего и Конституция получила название деголлевской. Возможно, по аналогии с этим, Конституция РФ 1993 г. будет названа ельцинской.

По порядку изменения различаются конституции «гибкие» и «жесткие». Первые изменяются и дополняются так же, как обычные законы, — таких теперь немного; вторые — с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), то есть создаются трудности на пути внесения изменений и поправок. В США, например, за более чем 200-летнюю историю Конституции в нее включили только 27 поправок, хотя обсуждалось несколько тысяч. К числу «жестких» конституций следует отнести и Конституцию РФ. «Жесткий» порядок способствует большей стабильности конституции, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.

В правовой литературе встречаются также классификации, где и конституции делятся на монархические и республиканские, унитарные и федеративные, но по существу это повторение классификации основных форм правления и форм государственного устройства, которые составляют самостоятельный институт конституционного права.

Различаются постоянные и временные конституции. Последние характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.

 

3) Структура и содержание Конституции РФ 1993 года?

 

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

 

По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

 

1) Основы конституционного строя;

 

2) Права и свободы человека и гражданина;

 

3) Федеративное устройство;

 

4) Президент Российской Федерации;

 

5) Федеральное собрание;

 

6) Правительство Российской Федерации;

 

7) Судебная власть;

 

8) Местное самоуправление;

 

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

 

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения».

 

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В этой последней редакции выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.

 

В структуре новой Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

 

1) первый раздел называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции он назывался «Основы общественного строя и политики»), что представляет собой не простую замену терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя);

 

2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 года существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания»);

 

3) открывает перечень глав об органах государственной власти глава о Президенте Российской Федерации. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

 

4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции подобная глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло суд как орган государственной власти);

 

5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

 

6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);

 

7) название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).

 

Положения Федеративного договора нашли непосредственное отражение в тексте Конституции (в Конституции 1978 года Федеративный договор был приложением к ней).

 

В целом по своей структуре Конституция 1993 года в отличие от Конституции 1978 года является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

 

Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел – явление нередкое.

 

В разделе втором Конституции Российской Федерации закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: