Начинаем с подготовки к занятиям




Как служить детям на их пути к Богу?

О содержании занятий с воспитанниками детских домов

"Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить".

К.Н. Ушинский

 

"Мы становимся лучше, когда вы приходите".

Сергей, 10 детский дом

 

Слава Богу – администрация детского дома разрешила нам приходить к детям и заниматься с ними чем-нибудь полезным…

Да, и чем же именно? В чем состоят наши задачи? Чем именно и как должны мы заниматься с детьми? Не превратятся ли наши занятия в простые «развивашки», т.е. упражнения на ловкость, память, сообразительность, приправленные постановками и фильмами на тему «общечеловеческих ценностей»? Или, наоборот, не перегрузим ли мы детей сухим катехизисом так, что они будут знать о Боге, но не научатся знать Бога и пребывать в Нем, не научившись доброделанию и преодолению своих страстей?

Итак, с чего начать?

Начинаем с подготовки к занятиям

Прежде всего, начинаем с молитвы

Разумно начать с того же, к чему мы призываем детей – обратиться к Богу. Готовимся ли мы к занятиям, приходим ли мы к детям - будем молиться Господу, чтобы он умудрил и просветил нас, помог соработничать Ему в деле духовного вскармливания детей, помог нам привести их к Нему.

Забегая чуть вперед, скажем, что молитва поможет нам и в детдоме, где нас часто ожидают сложности. Дети могут отвлекаться, пропускать наши глаголы мимо ушей, уходить с занятий, шуметь, возиться, ссориться, сквернословить, даже глумиться над святынями. В этих случаях молитва – и про себя, и вслух, нараспев - незаменима и творит больше, чем наши вразумления и увещевания. Она поможет нам не растеряться, не смутиться и не пасть духом.

Итак, молимся Господу, молимся Пресвятой Богородице, читаем молитвы о детях из молитвослова или молимся своими словами. Узнаем, кто из детей крещен и подаем за них записки. В некоторых храмах принимают записки за сирот без пожертвований. Если такового поблизости нет, можно подать одну большую записку за 10 рублей в часовне Св. Иоанна Сочавского на Сенной. Или написать на адрес olemovch@gmail.com список имен, который нужно передать в алтарь.

Разумеется, молимся и св. Серафиму Вырицкому, нашему небесному покровителю. Или вот св. Иоанн Кронштадский - он сам преподавал Закон Божий деткам и знает, что и как. Св. Княгиня Елисавета, устроительница приюта для сирот. Святые, начавшие подвизаться еще детьми - Св. Евфросиния Полоцкая, Св. Царственные страстотерпцы, Св. Петр Московский. Св. Сергий Радонежский. Святые-дети – Св. Артемий Веркольский, Св. Вера, Надежда, Любовь и мама их София. Св.Мария Магдалина - она так страдала от "семи бесов" (а детки наши тоже, бывает, страдают) - а потом так горячо, убежденно и радостно благовествовала.

 

Умудряемся…

Св. Григорий Богослов напоминает нам: «Прежде всего необходимо себя очистить, а затем других учить чистоте; прежде всего следует себя сделать мудрым, а затем других учить мудрости, прежде всего следует самому стать светом, а затем других просвещать, следует прежде всего самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему, следует прежде всего самому стать святым, а затем других освящать».

Иными словами, мы не сможем научить детей тому, чему не учимся сами. Действительно, и священноначалие, и приходские батюшки, ведущие воскресные школы неустанно напоминают, есть ряд определенных требований, без которых заниматься с детьми по-православному просто немыслимо.

Во-первых, это укорененность в литургической жизни Церкви, молитва и получение духовного окормления. Вспомним правило VI Вселенского Собора, напоминающее о том, что мы, пропуская более трех литургий без уважительной причины, отлучаем себя от Церкви. Пребывая вне Церкви, вне Христа, мы неминуемо потерпим поражение, ибо не сможем привести детей туда, где находимся сами.

Во-вторых, это непреклонная борьба с собственными страстями. Если мы не различаем и не учимся различать в себе греховные влечения и отторгать их, странно думать, что мы сможем научить этому детей. Позволительно ли думать, что сестра, состоящая в блудном сожительстве, сегодня прикрывающемся названием «гражданского брака», сможет научить детей целомудрию? Удастся ли лицедею научить детей правде Божией? Как сможет привить ребятам кротость и смирение самоуверенный волонтер, кичащийся сознанием собственного доброделания? Научим детей борьбе с грехом, если наша собственная борьба ограничивается общей исповедью пару раз в год? Неправославные занятия, проводимые невоцерковленными волонтерами, могут быть в какой-то мере полезны, чтобы занять, развлечь, повеселить детей, развить те или иные психофизиологические качества ребенка. Но они не приведут ребенка к Богу – напротив, могут скорее повредить ему, ибо слепой, водительствующий слепым, то есть далеким от Христа человеком, рано или поздно упадет в яму (ср. Лк.6:39). Развитие ребенка не в Боге способствует отнюдь не гармоничному росту личности, а разрастанию гордости маленького человека.

В-третьих, если мы занимаемся с детьми, нам будет полезно повысить уровень своего богословско-педагогического образования. Если малыши будут, скорее всего, принимать на веру каждое наше слово, то уже младшие школьники и особенно подростки будут стараться постичь суть и задавать вопросы, на которые знает ответы далеко не всякий взрослый, считающий себя православным. Что такое первородный грех и почему мы должны отвечать за Адама и Еву? Если Христос – Бог, то как получилось так, что Он умер? А если Он – человек, то почему Он – Господь и Спаситель? От чего и как Он спасает? Если Бог создал всех, то почему у Него Матерь Божья? И вообще, если Бог добрый, все знает и все может, то откуда на земле столько зла и боли, и почему я молюсь уже так долго, а мои родители ко мне все не приходят и не приходят? На все эти вопросы нужно уметь дать православный ответ, стало быть – нужно его знать.

Кроме детей, рядом будут воспитатели. Они, - а зачастую и сами дети, особенно старшие, могут сочетать в себе пеструю смесь псевдоправославных и любых других представлений, вплоть до оккультных. Например, что все религии ведут к одному богу. Или что бог должен быть в душе, а в церковь ходить – пустая трата времени, потому что… Или что гадания – это часть нашей культуры, и потому приветствуются. И мы должны знать, как вести себя во всех этих случаях, чтобы наши разъяснения были православными, но при этом никого не обижали.

Здесь нам не обойтись без книг, лекций и проповедей – словом, просвещения. Если есть возможность – было бы очень полезно закончить Свято-Иоанновские богословские педагогические курсы. Это – одна из лучших возможностей богословского образования для мирян (причем с педагогическим уклоном!) не только в нашей Епархии, но и в целом в православном мире.

Вторая возможность – чтение. Помимо ежедневного чтения Евангелия, нам необходимо было бы освоить Пособие Детской Миссии, содержащее основные знания о православии. Что читать еще? За советом можно обратиться к духовнику, куратору или к методисту Епархиального отдела религиозного образования и духовного просвещения (ЕОРО, www.eoro.ru). Что касается вероучительной части, нам, вероятнее всего, посоветуют труды Св. Игнатия Брянчанинова, Св. Иоанна Кронштадтского, Св. Феофана Затворника, Св. Амвросия Оптинского. Из более современных подвижников – письма Иоанна Крестьянкина, Никона Воробьева, Иоанна Маслова. Если нет времени на многочасовое чтение – хотя бы две-три страницы в день, но регулярно. И Евангелие. Пятнадцать минут чтения напитают нас на весь день. Полезно не только читать, но и слушать. Великолепные возможности для скачивания православных лекций и проповедей дает портал www.predanie.ru. При том, что мы, как правило, проводим в дороге часа два в день, мы можем впитать в себя множество знаний. Особенно можно порекомендовать аудиозаписи проф. Алексея Ильича Осипова и проповеди прот. Димитрия Смирнова. Они помогут нам не только обогатиться духовно, но и вооружиться жизненными примерами, сравнениями и самой методологией построения вероучительной беседы. Если же мы собираемся заниматься не только с младшими детьми, но и с подростками (а ими через пару лет станут наши младшие), то эти аудиоматериалы, а также

На том же www.predanie.ru можно послушать катехизические беседы священников Андрея Черняка и Георгия Чистякова.

Это – богословская сторона. К ней добавляется еще и педагогическая – ведь нам нужно не просто знать и уметь, но и делиться знаниями-умениями с ребятами. Лучше начинать с трудов церковных педагогов – руководителя EОРО прот. Александра (Зелененко), православных педагогов и психологов Ирины Николаевны Мошковой и Светланы Юрьевны Дивногорцевой, прот. Василия (Зеньковского), Н.Пестова, С. Куломзиной, монахини Магдалины. Списки литературы, рекомендованной ЕОРО, можно найти здесь (педагогика) и здесь (катехизация). Замечательные материалы по православной педагогике можно найти на сайтах https://www.didaskal.ru/ и https://www.portal-slovo.ru/pedagogy.

Что касается работ светских авторов, то заметим, что если педагогика и психология отделены от православия, то они отсекают себя и от Божественной истины. Поэтому они представляют нам (в лучшем случае) правдивые описания проявлений падшего человеческого естества, но не дадут нам ни целостных, ни достоверных теоретических представления о ребенка, ни единства целей и методов воспитания и образования, ни практических навыков к развитию боголюбия в детях. Педагог суть детоводитель, но нам важно вести детей не куда глаза глядят, а к Богу. Поэтому, при всем изобилии педагогических и психологических трудов, нам следует выверять их святоотеческим мнением.

Важная особенность: наши дети – это сироты и социальные сироты. Многие пережили тяжелое насилие, психотравмы, депривацию. Многие дети – коррекционные, имеют телесные увечья, задержку развития, дефициты внимания и памяти, нарушения органов чувств, моторики, речи. Православной литературы по педагогике и психологии таких детей очень, очень мало. Чем-то могут помочь материалы Александра Гезалова и Надежды Афанасьевны Дробышевской (последняя предлагает также список литературы для работы с детдомовскими ребятами, которым там трудно себя вести, что их отсылаю в в психиатрию). Но во многом методику православных занятий с детдомовцами придется, с помощью Божией, разрабатывать нам самим. Это одна из причин, почему нам так важно записывать свою деятельность в виде отчетов. Во-первых, отчеты помогут нам выстроить последовательную, цельную работу. Во-вторых, они будут подспорьем новичкам, чтобы они (или мы сами), начиная служить в очередном детском доме, не терялись в наплыве идей, но могли опереться на готовые наработки и творчески их развить.

Заметим, что совершенствоваться по части богословия и педагогики нам придется уже по ходу собственно занятий с ребятами – долгих лет на подготовку у нас не будет.

 

… смиряемся

Добровольцам, приходящим в детские дома (а также больницы, хосписы другие социальные учреждения учреждения «для малых сих») – свойственно желание помочь обездоленным и несчастным, поделиться с ними любовью и добром. Однако зачастую наши благие порывы бывают сопряжены с ошибками, произрастающим из трудно замечаемого отсутствия смирения. Нам нравится думать, что мы делаем доброе дело, которое должно непременно сопровождаться тем, что дети духовно возрастают на наших глазах, воспитатели рассыпаются в благодарностях, а мы сами находим непременное признание и поддержку у наших близких и соработников. Действительность, как правило быстро развенчивает наши мечты. Дети нередко посылают нас трехэтажным матом или срывают уроки, воспитатели косятся на нас с холодком, близкие обижаются ввиду возросшего невнимания к ним, а в группе добровольцев начинаются трения. Вместо радости мы можем почувствовать бессилие, опустошенность и горечь. На смену горению приходит выгорание. Именно поэтому среди всех добровольных помощников так велика текучесть. У выгорания есть и антипод – самомнение и гордыня от прЕлестного обольщения собственным доброделанием («какая я хорошая»). Данное состояние рано или поздно кончается падением, то есть оставлением служения.

Как избежать этих опасностей? Способ один - смирение. Даже если в нашем детском доме пока все ладно, не забудем о том, что мы (в лучшем случае) «рабы ничего не стоящие» (Лк.17:10), и без Божьей помощи «не можем творити ничесоже» (Ин.15:5). И что нам нужно сильно и много потрудиться, чтобы стать хоть немного достойными миссии учить детей Слову Божьему (ср. Иак.3:1). Но не будем при этом впадать в другу крайность (особенно если что-то не получается)- то есть отчаиваться и опускать руки. Если мы христиане или хотим быть христианами, то у нас нет иного выхода, кроме как поступать по Слову Христову. И касательно работы с детьми у нас есть четкие Его указания, подчеркивающие, что Церковь не может не благовествовать, и наша миссия благовествования и доброделания должна служить, прежде всего, самым слабым, самым и обездоленным, в числе которых и сироты (ср. Мф. 28:19, Мф.5:19, Лк. 9:47).

Итак, будем, с помощью Божией, стараться наилучшим образом выполнять то, что можем, благодарить Господа за все и просить Его, чтобы служение наше увенчалось благими плодами – даже если они произрастут через много лет и для нас незаметно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: