Индивид - личность – индивидуальность: сущность и соотношение понятий




Личность и общество: человек в социуме, социальное в человеке

 

  Человек по природе своей есть животное общественное, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне общества, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек… Тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодостаточным, не чувствует потребности в нем, уже не составляет элемента общества, становясь либо зверем, либо божеством. Аристотель «Политика», ок. 328 г. до н.э.

Вынесенное в эпиграф главы высказывание Аристотеля требует некоторых комментариев. Безусловно, уподобление человека просто «общественному животному» - это всего лишь метафора. Человек принципиально отличается от собственно общественных животных – например, муравьев, пчел или даже высших обезьян. Отличается своей разумностью.

Что это означает? Во-первых, все поведение животного ограничивается теми рамками, которые заданы врожденной инстинктивной программой. Если природа и оставила высшим животным возможность некой адаптивной вариативности поведения, в том числе и передачи знаний от более опытных соплеменников менее опытным, эта свобода все же далеко не полная. Как правило, и она ограничена рамками инстинктов, определяющих, в частности, у кого и чему можно учиться. Так, В.Дольник описывает любопытный эксперимент с павианами. Молодые павианы «учатся» у старых самцов, жизненный опыт (т.е. возраст) которых имеет четкое внешнее выражение – пышную длинную гриву. Наличие этой гривы выступает пусковым механизмом для разворачивания у молодых особей соответствующих инстинктов: молодежь учится у того, чья грива длиннее. Исследователи побрили павиана – молодежь перестала к нему «прислушиваться», надели на него парик – он обрел прежний статус[1]. Человек же, по известному выражению Гегеля, «не является от природы тем, чем он должен быть». Это дает человеку, с одной стороны, больше «степеней свободы» в организации собственной жизни, но, с другой, требует большой внутренней работы в процессе становления и личностного развития и, соответственно, возлагает на человека несравнимо большую ответственность за его поступки.

Во-вторых, «животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек». В этом часто цитируемом высказывании немецкого психолога А.Гельба[2], в иронической форме подчеркивается, что психическая деятельность и поведение человека не ограничиваются удовлетворением биологических потребностей, а, как мы увидим позже, простираются гораздо дальше.

В-третьих, животное не способно действовать в «идеальном плане» - планировать свою деятельность, представляя цель, мечтать, фантазировать, овладевать речью, как символическим отражением реальности, не представленной в непосредственных ощущениях.

О природе, становлении и развитии человека, о загадках, с этим явлением связанных (и о некоторых отгадках), и пойдет речь в данной главе. Но сначала – внесем ясность в содержание основных понятий, которые мы будем использовать.

Индивид - личность – индивидуальность: сущность и соотношение понятий

 

Пожалуй, трудно найти другое столь же часто упоминаемое в социально-гуманитарных науках понятие, как понятие «личности». И в определениях личности, предлагаемых разными авторами, нет однозначности. Уже один этот факт свидетельствует о сложности и многогранности самого феномена личности. Кроме того, понятие личности тесно соприкасается с рядом других понятий, также описывающих человеческое существо.

Человек – существо уникальное, поскольку существует одновременно в трех измерениях: природном, культурном и индивидуальном. Причем последнее не выводимо непосредственно из первых двух. Именно эта многоплановость человеческого бытия и привела к появлению нескольких терминов, обозначающих человека, но акцентирующих его разные проявления и свойства.

Первое понятие – «индивид», описывает человека как представителя биологического вида Homo sapiens, биологическое существо, обладающее набором характеристик, общих для всех представителей вида, в частности, определенным строением тела, обеспечивающим способность к прямохождению, структурой мозга, обусловливающей развитие интеллекта, строением руки, предполагающим возможность использования орудий труда, и т.д.

Человек рождается индивидом, но с самых первых мгновений своей жизни человеческий детеныш включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, и в результате приобретает особое качество – он становится личностью. Таким образом, «личность» - это категория, обозначающая человека как носителя определенных социальных свойств, как продукт социальных взаимодействий.

В свою очередь, особенности развития человека как биологического и социального существа определяют его индивидуальность, т.е. неповторимое и своеобразное качество, которое отличает одного человека от другого. Индивидуальность, таким образом, выступает как более поздний и наиболее сложный уровень иерархической организации свойств человека. Можно предложить схематичное изображение индивидуальности как иерархической системы (см. схема 1)[3].

 

Индивидуальность Личность в системе социальных связей Социальные роли в группах и в исторических общностях (человек как носитель культуры – этнической, региональной, профессиональной и т.д.)
Личность – психические свойства Темперамент, характер, способности, самосознание, мотивация
Индивид – биологические свойства Строение тела, биохимические особенности, свойства нервной системы

Схема 1. Иерархическая структура индивидуальности

 

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Нужно подчеркнуть, что индивидуальность – это система и, соответственно, каждый из уровней индивидуальности тесно связан как с последующим (являясь его основой), так и с предыдущим (основываясь на нем) уровнями иерархической системы. Впрочем, эту связь нельзя расценивать как простую и непосредственную зависимость, она носит сложный характер, опосредуется многочисленными внешними и внутренними факторами.

 

Это интересно

Известный ученый 19 века Чезаре Ламброзо полагал, что связь между биологическими свойствами индивида и его личностными характеристиками однозначна, и потому, на основе изучения особенностей строения тела (в частности - черепа) можно с уверенностью предсказать жизненный путь личности. Так, например, по мнению Ламброзо, люди с выдающимися надбровными дугами, крупным носом и некоторыми другими чертами склонны с физической агрессии и противоправным действиям, следовательно, их необходимо загодя изолировать от общества, не дожидаясь, пока они совершат преступление. Сейчас эта теория кажется наивной, однако в свое время работы Ламброзо были весьма популярны, о чем говорит, например, частое обращение Шерлока Холмса в книгах А. Конан Дойля к работам этого автора.

Однако связь между физиологическими свойствами организма и личностными характеристиками все-таки существует. Например, выдающийся российский генетик В.П. Эфроимсон в своей книге «Педагогическая генетика» (М., 2004) описывает историю исследования механизмов удивительнейшего явления, которому в течении веков не могли найти объяснения. Еще более двух с половиной тысячелетий назад была замечена связь между тяжелейшим заболеванием – подагрой – и… интеллектуальной одаренностью. Причем сила и устойчивость этой связи просто поразительны: подагра в целом встречается не очень часто – ею страдают примерно 0,2-0,5 % мужчин среднего возраста, но среди гениев частота подагры возрастает в сто раз – 40-50%. Подагриками были Микеланджело, Рембрандт, Рубенс, Бетховен, Галилей, Бэкон, Лейбниц, Кант, Линней, Дарвин, Петр I, Лютер, Стендаль, Мопассан, Гете, Тургенев – и это далеко не полный список. Считать заболевание непосредственной причиной одаренности – достаточно глупо, разгадка оказалась гораздо сложней и была найдена лишь в середине XX века. Ученый-биохимик Е.Орован смог связать в единую цепь несколько отдаленных друг от друга фактов. Дело в том, что у всех млекопитающих (кроме приматов и, соответственно, человека) поступающая с пищей мочевая кислота под действием определенных ферментов расщепляется и полностью выводится из организма. Приматы лишены этого фермента, поэтому мочевая кислота сохраняется у них в крови, в норме – в низкой концентрации. Подагра вызывается отложением избыточного количества солей мочевой кислоты в тканях организма, а по своей химической структуре мочевая кислота почти идентична кофеину, и обладает сходным возбуждающим действием. «Избыточное содержание мочевой кислоты в крови порождает, с одной стороны, повышенную умственную активность, а с другой – предрасположенность к подагре» (Эфроимсон, 2004, с.86). Таким образом, физиологическая патология приводит к повышению энергетического уровня, эту избыточную энергию человек может потратить на что угодно и совершенно не обязательно станет гением. Но! Если у человека в процессе личностного становления сформировалась ИДЕЯ, то эта дополнительная энергия удесятерит его силы на пути реализации своего призвания. Такой сложный, опосредованный действием разнообразных личностных и средовых факторов, характер имеет давно замеченная связь между некоторыми свойствами индивида и жизненным путем личности и даже следом этой личности в истории.

Кстати, утрату приматами в ходе эволюции ферментов, расщепляющих мочевую кислоту, можно расценивать и как предпосылку «стимуляции мозговой активности и открытия нового пути дальнейшего эволюционного развития, пошедшего в значительной мере на основе последовательного совершенствования мозговой деятельности» (там же).

 

Индивидуальность – относительно поздний продукт человеческой истории. Как в ходе развития человечества в целом, так и в ходе индивидуального развития ребенка, первыми на сцену появляются и дают о себе знать в виде элементарных потребностей, связанных с поддержанием жизни, индивидные (биологические) свойства. Далее развитие человека с необходимостью приводит к этапу, на котором природная специфика дополняется социальной – индивид становится личностью.

И лишь потом, осознав характеристики своей общности, человек переходит к осознанию своих индивидуально-специфичных свойств, начинает видеть «Я» в общем «Мы». Необходимость выделения индивидуальности внутри группы в процессе развития человечества была обусловлена дифференциацией социальных функций, их закреплением за разными категориями людей и распространением социального неравенства. Право на индивидуальность, на «Я» и личное имя изначально имело характер высшей привилегии, только высокий статус давал эти особые права. Личное имя как бы подтверждает и утверждает достоинство индивидуальности. Недаром на каторге имя человека заменяется номером, тем самым он как бы лишается права на индивидуальность.

Я-концепция

Итак, личность появляется только с возникновением сознания и самосознания (Я-концепции), то есть со способностью взглянуть на себя и свою жизнь как бы со стороны. «Я-концепция» - то есть система его знаний и представлений индивида о самом себе вместе с эмоционально-оценочными отношениями к себе является, пожалуй, центральной категорией мировосприятия человека. Наличие и высокий уровень развития самосознания – непременное условие осмысленной и целенаправленной деятельности. Представление человека о цели и путях ее достижения есть одновременно и представление о своих будущих действиях, о своих формирующихся в этих действиях способностях – о себе самом, уже добившемся своей цели, так или иначе изменившемся.

Для того, чтобы проиллюстрировать значение Я-концепции (или Самости – другое обозначение того же самого понятия), приведу лишь один пример. Возможно, в студенческом опыте Вы неоднократно сталкивались с действием «эффекта ссылки на себя». Суть его в следующем: вся информация о мире соотносится человеком, в первую очередь, с содержанием его Я-концепции, как бы «примеряется» на себя и если «подходит» - человеку нравится происходящее, а если «не подходит» (т.е. воспринимается как нечто угрожающее позитивному самоощущению) – не нравится. При чем же здесь студенческий опыт? Может быть, вы замечали, что когда приводимые преподавателем примеры-иллюстрации отсылают Вас к опыту собственной жизни, и когда, слушая преподавателя, Вы думаете: «Да-да, точно, со мной такое было»), во-первых, теоретические положения проясняются и, во-вторых, содержание лекции лучше запоминается и сохраняется в памяти иногда на всю жизнь. Но, что еще важнее, для организации учебного процесса – самостоятельно добытая в ходе заинтересованных занятий информация (результат знакомства с дополнительной литературой, самостоятельных исследований и т.п.) усваивается гораздо лучше, чем просто услышанная от преподавателя или списанная с учебника. Приложение собственных усилий для добывания знаний приводит тому, что новая информация включается в нашу самость и поэтому вероятность ее утраты (забывания) резко снижается.

Итак, Я-концепции выступает в ходе своеобразного фильтра, сквозь который просеивается вся входящая информация. В результате, информация о мире определенным образом упорядочивается, и индивид формирует к ней определенное отношение. В качестве функций самосознания (Я-концепции) можно назвать:

- Обеспечение достижения внутренней согласованности личности, что повышает эффективность ее деятельности.

- Определение системы интерпретации индивидуального опыта и обеспечение согласования индивидуального опыта с культурным опытом человечества.

- Формирование системы ожиданий и установок.

Я-концепция, как совокупность установок на себя, включает три главных элемента:

1. Когнитивная составляющая – знания, представления, убеждения.

2. Эмоциональная составляющая – оценки, эмоции, чувства в отношении себя. Это оценка своих знаний, способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет оценить себя критически, правильно соотнести свои силы с трудностью задачи и с требованиями окружающих. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. На ранних стадиях развития исключительно большую роль играют оценки окружающих, поскольку анализ собственной деятельности ребенку недоступен. Постепенно формируется самостоятельная самооценка. Если самооценка человека расходится с его оценкой окружающими, то это может приводить к межличностному или к внутриличностному конфликту. Человека же, способного к рефлексии, ситуация подобного конфликта подвигает к личностному росту.

3. Поведенческая составляющая – поступки, действия, связанные с представлениями о себе.

Как же формируется Я-концепция? Какие факторы влияют на адекватность представлений индивида о самом себе?

Условие формирования адекватного представления личности о себе – это восприятие и анализ поведения с точки зрения других людей, посредством анализа обратной связи. Схематично этот процесс может быть представлен в виде так называемого «окна Джо-Гарри».

  Известно субъекту Неизвестно субъекту
Известно другим 1. Открытая зона 2. Слепая зона
Неизвестно другим 3. Скрытая зона 4. Неизвестная зона

 

Открытая зона включает сведения об индивиде, известные как ему, так и окружающим. Эти данные проявляются в ходе свободного открытого обмена личной информацией между человеком и другими людьми. Большая «открытая зона» предполагает дружеские доверительные отношения человека с партнерами по общению, передачу им дополнительной информации о своих привычках, вкусах, настроениях.

«Слепая зона» - содержит информацию о человеке, которая есть у других, но неизвестна ему самому. Это мнения окружающих о человеке, складывающиеся в процессе общения. Если мнение других совпадает с точкой зрения индивида, то дальше общение с этими людьми происходит нормально. Если полученная информация хуже мнения индивида о себе, то срабатывают защитные механизмы и может возникнуть конфликт, либо отношения с теми, кто эту информацию индивиду передал, прерываются.

Скрытая зона (секрет). Это информация, которой индивид располагает о себе, но скрывает ее от окружающих – дополнительные знания, умения, черты характера, манера поведения. Либо эти сведения сознательно скрываются, либо у индивида просто не было случая их продемонстрировать. Большая «скрытая» зона свидетельствует о замкнутости, нежелании раскрываться перед окружающими, взаимное недоверие субъекта и окружающих его людей, скрытность – либо безразличие окружающих к нему.

Неизвестная зона (тайна). Включает сведения, которые ни индивиду, ни окружающим неизвестны. Это данные о его личностных особенностях, возможностях. Они могут проявляться лишь в особых экстремальных ситуациях, но могут и не проявиться в течение всей жизни (например, какие-либо особые способности).

По большому счету, Я-концепция как сложная система взаимосвязанных представлений о самом себе и отношения к себе, формируется достаточно поздно – к концу подросткового возраста, а стабилизируется - еще позднее.

В раннем детстве ребенок еще не выделяет себя из окружающего мира. По описанию Я.Корчака, маленький ребенок хватает себя за ногу, тянет ее в рот, падает, а потом недоуменно оглядывается: кто же это его толкнул? Таким образом, первый шаг к формированию «Я-концепции» - определение физических границ своего тела.

Позднее ребенок начинает осознавать себя уже в другом плане – в качестве члена социальной группы. И здесь он на первых порах тоже плохо отделяет себя от внешнего мира – только теперь уже – от мира социального. Это проявляется в естественном эгоцентризме ребенка – он мыслит себя центром мироздания, а других людей воспринимает как «обслуживающий персонал» - ребенок пока не может сопереживать, наблюдая страдания других, радоваться их успехам. Появление способности к сочувствию характеризует собой уже довольно зрелую в социальном плане личность. Вот как описывает Л.Н.Толстой в повести «Детство. Отрочество. Юность» выход из стадии детского «эгоцентризма»: «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется?... Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества. Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и раньше знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал»[4].

В детстве, ребенок ориентируется на ту информацию, которую получает о самом себе от окружающих людей. Само местоимение «Я» в лексиконе ребенка закрепляется лишь к трем годам, а до этого времени малыш говорит о себе в третьем лице, называет себя по имени, копируя обращение к нему со стороны окружающих. Таким образом, мнения окружающих людей о ребенке становятся основой его «Я-концепции», и если близкие люди часто напоминают малышу о том, что он неловкий, невнимательный, неаккуратный, то ребенок довольно быстро начинает считать себя таковым и вести себя соответственно.

Заметим, что, усваивая оценки окружающих, ребенок усваивает и те критерии, по которым его оценивают. Таким образом, мы попадаем в более широкий контекст формирования Я-концепции личности – влияние культурных ценностей и норм как ориентиров для социального оценивания. «Идеальный тип личности», т.е. представления о том, каким д о лжно быть представителю того или много общества - культурно специфична. Так, например, если европеец осознает себя через свои отличия от окружающих, то японец реализует себя лишь в неразрывной связи с другими членами социальной общности.

Постепенно к системе усвоенных оценок окружающих наращиваются и собственные представления ребенка о себе. Таким образом, человек начинает действовать как ученый, анализируя, сравнивая, делая выводы относительно своих особенностей, достоинств и недостатков. Эта направленность познания человека на самого себя побудила исследователей выделить в структуре «глобального Я» (личности) два аспекта: эмпирический объект (me), познаваемый субъектным оценивающим сознанием (I) (Дж.Г.Мид). Зрелость обоих компонентов дает человеку возможность не только «взглянуть на себя со стороны», но и увидеть собственную личность глазами других людей. Предложенная на рубеже XIX и XX веков Чарльзом Х.Кули теория «Зеркального Я» позволила более детально рассмотреть этот процесс. «Зеркальным Я» исследователь обозначил процесс, в ходе которого мы мысленно становимся на позицию других людей и оцениваем себя с их точки зрения. При этом ребенок проходит три этапа. На первом этапе – «ролевой игры» - ребенок принимает на себя роль «значимого другого» (субъекта, который имеет в жизни ребенка важное значение) и «примеряет» на себя его поведение (например, девочка кормит и баюкает куклу-«дочку», как мама). На втором этапе – «коллективной игры» - ребенок принимает в расчет уже множество ролей, знакомится с ожиданиями, соответствующими этим ролям, пытается соответствовать им сам и прогнозировать поведение других. И, наконец, на третьей стадии ребенок вступает во взаимодействие не с конкретными носителями той или иной роли, а с социальной группой – «обобщенным другим» - и через него усваивает целостную систему взглядов (ценностей, норм, картин мира и т.п.) общества. Таким образом, согласно концепции Кули, процесс формирования самосознания включает три стадии: во-первых, мы представляем себе, как выглядим в глазах других людей, на основе этого представления воображаем, как другие люди нас оценивают, нравимся мы им или нет, и, наконец, вырабатываем слаженную систему представлений о том, что хорошо, а что плохо, и, соответственно, некий тип внутреннего самоощущения (чувство гордости или стыда, уверенности в себе или неуверенности и т.д.).

Если Мид и Кули основное внимание уделяли формированию представлений индивида о самом себе в процессе социальных взаимодействий, то Ирвин Гофман рассматривает этот процесс с другой стороны, предлагая концепцию управления впечатлениями: взаимодействуя с другими людьми, индивид старается произвести на них определенное впечатление, и только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может рассчитывать на то, что ему удастся контролировать ситуацию. Каждый из нас старается управлять впечатлениями, к примеру, выбирая подходящую форму одежды для собеседования с работодателем или похода на вечеринку. Однако есть и более тонкие приемы управления впечатлениями, которые хорошо знакомы деятелям публичной сферы, создающим и поддерживающим определенный имидж.

Так, люди склонны испытывать симпатию к тем, кто отличается искренностью, компетентностью, умом, энергичностью, привлекательной внешностью и т.д. Однако, как показал эксперимент, проведенный американскими психологами[5], высококомпетентный человек станет гораздо более привлекательным для окружающих если не будет производить впечатления «абсолютного совершенства». В ходе этого эксперимента испытуемым-студентам предлагалось прослушать аудиопленку, на которой было записано «интервью» с молодым кандидатом на участие в популярной телевикторине. Сразу заметим, что, хотя слушателям записи представлялись как интервью с четырьмя разными кандидатами, в реальности – актер, выполнявший роль кандидата был один и тот же и говорил на всех предъявлявшихся для прослушивания записях одним голосом. Было предъявлено четыре записи. На первой молодой человек демонстрировал высокий уровень компетентности, правильно отвечая на очень сложные вопросы, и скромно признавшись, что в старших классах школы он был отличником, редактором школьного альманаха и членом сборной школы по легкой атлетике; на второй записи – герой был представлен как человек, обладающий средними способностями – он ответил лишь на 30% вопросов и о своих школьных годах рассказал, что учился посредственно, в школьном альманахе занимался корректурой и пытался занять место в школьной сборной, но безуспешно. На двух других записях в ходе тех же самых интервью – с высококомпетентным и посредственным молодыми людьми – кандидат совершал грубый промах – неловко проливал на себя чашку (на пленке этот инцидент инсценировался как грохот отодвигаемого стула с последующим возгласом: «О Боже, я пролил кофе на новый костюм!»).

Таким образом, создавалось четыре типа экспериментальных условий: 1) человек с превосходными способностями, совершивший грубую ошибку; 2) тот же человек, не совершавший ошибки; 3) человек со средними способностями, совершивший ошибку; 4) тот же человек, не совершавший ошибки. В результате, наиболее привлекательным был назван человек с превосходными способностями, совершивший ошибку, вторым по привлекательности оказался человек – «безошибочное совершенство», третьим – «безошибочная посредственность», а наименее привлекательным оказался посредственный человек, совершивший поведенческую ошибку. Этот эксперимент, таким образом, показал, что, хотя высокий уровень компетентности повышает привлекательность индивида, еще более привлекательным он становится, если выглядит более «человечным», в его поведении появляется доказательство того, что и он способен на ошибку. Этот феномен был назван эффектом «посадки в лужу».

 

Однако вернемся к логике вхождения ребенка в социокультурную среду и формирования его представлений о мире и самом себе.

Итак, ребенок, взрослея, постепенно открывает для себя социальный мир и мнение окружающих о его персоне становится основой его Я-концепции.

Если поначалу новые сведения о самом себе представляют собой лишь результат сравнений себя с окружающими («я лучше, умнее, красивее или, наоборот… чем …»), то со временем кроме окружающих реальных людей появляется и иной объект для сравнения - человек формирует обобщенный образ «Идеального Я». Обратимся теперь к предложенной Р.Бернсом трехкомпонентной структуре «Я-концепции»: а) реальное Я (каким индивид представляет себя на данный момент), б) социальное Я (как, по его мнению, его представляют другие) и в) идеальное Я (каким ему хотелось бы быть). Выстраивая собственную Я-концепцию, индивид реализует два процесса сравнения: сравнение реального Я с идеальным, и сравнение реального Я с социальным Я.

Обобщая все вышесказанное о логике развития представлений индивида о себе, источниками формирующегося образа Я становятся:

1. Социокультурные стандарты и нормы, принятые социальным окружением;

2. Социальные реакции на индивида со стороны других людей;

3. Индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в течение жизни.

Представьте, однако, ситуацию конфликта между содержанием Я-концепции и новой информацией. Такой конфликт происходит в случаях, когда новая информация противоречит нашему прежнему опыту – нашим знаниям о мире или о самом себе. В данном случае рациональным решением был бы пересмотр представлений, их корректировка и, возможно, принятие определенных мер по устранению своих недостатков, самосовершенствование. Но люди далеко не всегда ведут себя рационально. Такая внутренняя работа требует значительного эмоционального и интеллектуального напряжения, это трудный и длительный процесс. Поэтому психика человека выбирает более легкий путь – ограждает нас от неприятных переживаний, от нападок на наши представления о себе. На помощь приходит бессознательное.

Сознание и бессознательное

Пожалуй, все хоть что-нибудь слышали о теории Зигмунда Фрейда и основанном им направлении психоанализа. Одним из ключевых в теории З.Фрейда является положение о существовании неосознаваемых побудителей наших сознательных действий. Согласно теории бессознательного, предложенной австрийским психотерапевтом, в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание и сфера бессознательного.

Содержание предсознания составляют латентные, т.е. скрытые, знания. Иными словами, в предсознании заключена та информация, о которой мы в данный момент не думаем, но при желании – можем вспомнить (например, имя и отчество любимой тетушки или год отмены крепостного права). По сути, сфера предсознания – это некий «филиал» сознания, поскольку при необходимости содержание этой сферы легко переводится в сознание.

Что же касается области бессознательного, то ее содержание с большим трудом переводится на сознательный уровень. Содержание этой сферы составляют влечения созидательного (либидо) и разрушительного (мортидо) характера. Эти влечения - врожденные, они существуют уже у младенца. Однако общество, стремясь регулировать поведение индивидов, в первую очередь, в тех вопросах, которые касаются реализации сексуальных и деструктивных импульсов, вводит многочисленные преграды и запреты на пути их удовлетворения. В результате связанные с этими влечениями представления и мечты вытесняются из сферы сознания и живут в бессознательном. Не находя своего воплощения, неосознаваемые импульсы аккумулируют энергетический заряд, поэтому они стремятся прорваться в сознательную жизнь индивида. Напрямую это невозможно. На пути их реализации, на границе с сознанием, бессознательное выстраивает своего рода «забор» из механизмов психологической защиты.

Что в данном случае защищается и от чего? Дело в том, что индивиду, с раннего детства впитывавшему социальные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», удобно и приятно считать себя «хорошим», то есть соответствующим этим социальным представлениям. Если же человек смог бы осознать содержание своего бессознательного, то есть все то, что в обществе считается «не должным», неправильным, порочным, ему было бы крайне затруднительно продолжать считать себя «хорошим» - порядочным, достойным, высоко нравственным – человеком. Действие защитных механизмов как раз и направлено на поддержание позитивной «Я-концепции» и удобных для человека представлений о мире. Вся информация, которая противоречит этим представлениям, вытесняется из сознания и прочно удерживается в бессознательном. Разновидностей психологических защит довольно много, приведем здесь лишь несколько – в качестве примеров:

ü механизм рационализации, представляет собой нахождение человеком рациональных объяснений для иррациональных поступков. Например, сам Фрейд описывал эпизод из своей практики: человеку в состоянии гипноза была внушена определенная программа действий, которую он должен был реализовать уже после того, как будет выведен из гипнотического состояния (так называемое «постгипнотическое внушение»). Последовательность действий абсолютно абсурдная: влезть на антресоль, достать оттуда старый зонт, раскрыть его и походить по комнате. Человек, уже будучи выведенным из состояния гипноза, реализует эту программу. К нему обращаются с вопросом: «А зачем, собственно, вы это делаете?» Человеку, безусловно, не хочется выглядеть в глазах окружающих глупцом или безумцем, его бессознательное тут же подсказывает вполне рациональное объяснение его нерациональным поступкам: «Метеоцентр обещал дождь, я решил проверить, работает ли зонт»;

ü механизм проекции заключается в приписывании собственных неблаговидных стремлений другим людям: так «старую деву» ее собственные вытесненные в бессознательное, но не уничтоженные сексуальные стремления, заставляют видеть повсюду проявления разврата;

ü механизм сублимации. На понимании сущности этого механизма необходимо остановиться особо. Этот механизм принципиально отличается от остальных. Если другие механизмы защиты действуют по принципу «консервной банки», просто удерживая неосознаваемые влечения от прорыва в сознание, то механизм сублимации дает возможность социально неприемлемым стремлениям реализоваться, но по социально приемлемым каналам. Например, представьте, что Вы испытываете резко отрицательные чувства по отношению к соседу по лестничной клетке – в Вашем бессознательном созрел и готов вырваться наружу мощный деструктивный импульс. Прямая реализация этого импульса небезопасна (даже если оставить пока в стороне правовые аспекты и даже этические – соседа все-таки жалко) – небезопасна для Вашей самооценки. Однако Вы можете реализовать этот деструктивный импульс по социально приемлемым каналам – скажем, боксируя «грушу» в спортзале. Это пример «бытовой» сублимации. С точки же зрения Фрейда, именно сублимация деструктивной и сексуальной энергии стала источником всех свершений в области культуры – открытий в науке, изобретений в технике, спортивных рекордов и т.д. Недаром, многие исследователи творчества подчеркивали глубинную связь процесса рождения творческой идеи и зарождения новой жизни.

С точки зрения классического психоанализа, таким образом, творчество и самореализация личности выступают, скорее, неким «побочным продуктом» попыток человека защитить себя от травмирующих воздействий со стороны внешнего мира и собственного бессознательного. С точки зрения ученых-гуманистов – стремление к саморазвитию, напротив, является базовым человеческим стремлением, собственно, сутью человеческого существования.

Самореализация личности

Американский психолог А.Маслоу создал интересную концепцию мотивации поведения человека, согласно которой центральным вектором развития личности выступает стремление человека к самоактуализации, т.е. стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Чаще всего, когда говорят о концепции А.Маслоу, имеют в виду предложенную им иерархическую классификацию человеческих потребностей.

Согласно данной концепции, потребности человека могут быть подразделены на семь классов: физиологические (органические) потребности (голод, жажда, половое влечение и др.), потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха), потребности в любви и принадлежности (быть признанным и принятым человеческим сообществом), потребности уважения (компетентность, достижение успехов, признание), познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать), эстетические потребности (гармония, симметрия, красота), потребности в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности). По сути, эти семь типов потребностей могут быть отнесены к двум большим видам: потребности витальные (потребности трех нижних уровней), удовлетворение которых необходимо для элементарного выживания человека – «дефицитарные» потребности по терминологии самого А.Маслоу, и потребности более высокого порядка (все остальные уровни) – «бытийные» - до понимания значимости которых личность должна еще дорасти.

Вершину пирамиды потребностей составляют потребности личности в самоактуализации.

Какими же чертами обладают самоактуализирующиеся личности? (тест)

Прежде чем давать более детальную характеристику самоактуализирующейся личности, заполните тест, который позволит Вам оценить, насколько значимы для Вас ценности самоактуализации, в какой степени вы можете назвать себя самоактуализирующимся человеком.

Тест содержит 15 вопросов-утверждений, оцените степень Вашегосогласия с каждым из утверждений по следующей шкале: 1 - не согласен, 2 – скорее не согласен, 3 – скорее согласен, 4- полностью согласен.

1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.

2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: