Шободоева А.В. Теория национальной безопасности: основные проблемы / А.В. Шободоева. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. Ч.1. – 176 с.




Занятие 11 – 12. Государственная система обеспечения национальной безопасности

Проводится в форме семинара – дискуссии.

1. Понятие государственной системы обеспечения национальной безопасности

2. Субъекты обеспечения государственной системы национальной безопасности

А. Институт главы государства и его роль в обеспечении национальной безопасности

Б. Функции и задачи органов законодательной власти РФ в обеспечении национальной безопасности

В. Функции и задачи органов исполнительной власти РФ в обеспечении национальной безопасности

3. Федеральная служба войск национальной гвардии правовое регулирование. Сравнительный анализ ФЗ “О войсках национальной гвардии” и Указа Президента РФ о “О национальной гвардии”

А. Причины появления в РФ войск национальной гвардии

Б. Федеральная служба войск национальной гвардии: правовая основа деятельности

В. Федеральная служба войск национальной гвардии: структура, задачи и функции в области обеспечения национальной безопасности

 

 

Литература:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – 4 августа. – № 31. – Ст.4398.

О Правительстве Российской Федерации: федер. конституц. закона от 17.12. 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 28.12. 2016 г.) //СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712

О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ(ред. от 05.10.2015 г.) // СЗ РФ – 2011. –№1. – Ст.2

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СЗ РФ. –2016. –№ 1 (ч. II). – Ст. 212.

Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 157(ред. от 30.09.2016 г.)// СЗ РФ. – 2016. – №15. – Ст.2072.

О войсках национальной гвардии Российской Федерации»: федер. закон от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. – 2016. – №27 (Часть 1). – Ст.4159.

Блатин С.В. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственной охраны // Военно-юридический журнал. – 2014. – № 2. – С. 4 – 7. // СПС КонсультантПлюс

Буткевич С.А. Принципы деятельности войск национальной гвардии России: оценка проблемных моментов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. –2016. – №4 (36). – С.64-69. URL:https://cyberle№i№ka.ru/article/№/pri№tsipy-deyatel№osti-voysk-№atsio№al№oy-gvardii-rossii-otse№ka-problem№yh-mome№tov

Калинин С.И. Войска национальной гвардии как правопреемник внутренних войск МВД России /С.И. Калинин, В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. – 2016.– № 5. СПС Гарант

Кожуховский А.В., Юрковец Н.В. Государственная система обеспечения национальной безопасности России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – №11. – С.40-42.URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/gosudarstve№№aya-sistema-obespeche№iya-№atsio№al№oy-bezopas№osti-rossii

Куковский А.А., Петров А.В., Рослов П.Д. Актуальные вопросы обеспечения безопасности в современном мире // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. – 2016. – №2. – С.47-52. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/aktual№ye-voprosy-obespeche№iya-bezopas№osti-v-sovreme№№om-mire

Полонский И. Чуть подробнее о Национальной гвардии.URL: https://ss69100.livejour№al.com/2733090.html?thread=29111330

Полонский И. Национальная гвардия России. О её создании говорили более десяти лет.URL: https://co№t.ws/post/241335

Сивков К. Военный эксперт о мотивах создания Национальной гвардии.URL: https://rus№ext.ru/rece№t_opi№io№s/1460056211

Червинская А.П. О некоторых вопросах правового статуса Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – №2. С.107-112.

Шободоева А.В. Теория национальной безопасности: основные проблемы / А.В. Шободоева. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. Ч.1. – 176 с.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

А. В. Кожуховский Научный руководитель - Н. В. Юрковец

Национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Система национальной безопасности включает соблюдение баланса интересов всех субъектов: личности, общества и государства, и их взаимную ответственность за обеспечение безопасности [1].

Современные угрозы безопасности для любого общества носят комплексные характер. Зачастую их трудно разделить на внутренние и внешние, экономические и политические [2]. Защита национальных интересов подразумевает создание системы национальной безопасности [3].

Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства - обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам [4].

Национальная безопасность как социальная система исследуется теоретическими методами, среди которых приоритетное место занимают исторический анализ, политический и факторный анализ. Понимание сущности, видение структурных и функциональных компонентов общей системы способствует методологической обоснованности исследований проблем национальной безопасности. Исторический аспект зарождения и развития системы национальной безопасности способствует выявлению ее общих закономерностей, а также специфики их преломлений в различных условиях.

Особенностью системы обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития страны выступает ее нацеленность на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, законодательное закрепление основных принципов и направлений деятельности основных структурных компонентов этой системы.

Секция «Промышленнаябезопасность»

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере национальной безопасности и интересов России на современном этапе развития общества.

Исследование данной темы позволило из анализа угроз национальной безопасности сделать вывод, что главнее из них в настоящее время и в перспективе носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, экономической, информационной и духовной сферах. Развитие качественно новых отношений с ведущими государствами мира и практическое отсутствие угрозы крупномасштабной агрессии против России при сохранении ее ядерного потенциала сдерживания позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем.

Исследования, проведённые в ходе работы:

1) изучена история развития правоохранительных органов, обеспечивающих национальную безопасность;

2) раскрыты понятие и сущность национальной безопасности;

3) проанализированы компоненты, составляющие национальную безопасность;

4) выявлены угрозы национальной безопасности России, их виды и формы;

5) рассмотрена система органов, обеспечивающих национальную безопасность.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в области космической деятельности.

В соответствии с гл. 1 разд. IV Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) основными угрозами военной безопасности России на современном этапе ее развития является, прежде всего, политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего, в стратегических ядерных силах, распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки [5].

Гл. 1 разд. IV Стратегии имеет непосредственное отношение к обеспечению национальной безопасности (деятельность силовых структур). При этом термин «национальная оборона» не соответствует общепринятому «военная безопасность» (Военная доктрина Российской Федерации [6]), а «государственная и общественная безопасность» не определена, её связь и соотношение с национальной безопасностью не прописаны. В начальной части раздела должна быть представлена вся система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (основные субъекты и взаимодействие между ними, управление, а также ценности, принципы, нормы, требования как основа функционирования и развития). И только затем - отдельные элементы системы, причём в субординированном и во взаимосвязанном виде.

В Стратегии непременно должно быть уделено внимание необходимости мобилизации всего общества и государства перед лицом нарастающих угроз, сплочению всех граждан, как духовно, идеологически, так и в процессе реальных дел, конкретного участия в ускоренном повышении уровня национальной безопасности - важнейшего условия сохранения суверенитета и целостности России, возрождения её как великой державы.

Результаты комплексного исследования государственной системы обеспечения национальной безопасности России.

1. Очевидной представляется необходимость принятия Федерального закона «О правоохранительной службе», который на законодательной основе позволил требовать от правоохранительных органов участия в обеспечении национальной безопасности присущими им средствами и методами. Существующие же акты должны быть приведены в единую систему, нормы которой провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью, а обязанность по их защите вменяют всему государству в лице его аппарата, а не только федеральным органам государственной власти.

2. Представляется целесообразным законодательно расширить возможности участия институтов гражданского общества в рассматриваемой сфере деятельности, из взаимодействия с силами обеспечения национальной безопасности. Нормы действующего законодательства, закрепляя данное взаимодействие в качестве базового принципа обеспечения безопасности, тем не менее, не устанавливают форм и методов такого участия. Правовой статус общественных формирований применительно к сфере национальной безопасности вообще не определен, и практический механизм их участия, а также участия граждан в реализации рассматриваемого направления государственной политики также отсутствует.

Таким образом, комплексно-правовое совершенствование системы обеспечения национальной безопасности будет способствовать более конструктивной реализации национальных интересов и

стратегических национальных приоритетов России. Практическое воплощение предлагаемых мер обеспечит развитие конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках приоритетной обязанности государства.

Также следует отметить, что система обеспечения национальной безопасности остро нуждается в разработке научно-методических основ своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения национальной безопасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Библиографические ссылки

1. Бабурин С. Н., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография. М.: Магистр: Инфра-М, 2012. С. 112.

2. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / Ю. И. Авдеев, С. В. Аленкин, В. В. Алешин и др. / под ред. проф. А. В. Опалева. М.:Юнити-ДАНА, 2012. С. 414.

3. Климова В. Н. Роль государства в обеспечении национальной безопасности. М.: Инфра-М, 2013.С. 154.

4. Логунов А. Б. Региональная и национальная безопасность: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Вуз. учебник: Инфра-М, 2011. С. 217.

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собр. законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

6. О Военной доктрине Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 // Собр. законодательства РФ. 2010. № 7. Ст. 724.

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

 

С.В. БЛАТИН

 

Блатин Сергей Васильевич, начальник кафедры Академии Федеральной службы охраны России (г. Орел), кандидат юридических наук, доцент.

 

В статье исследуются правовая природа и порядок реализации полномочий Президента Российской Федерации в области государственной охраны.

 

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная охрана, полномочия.

 

Powers of the President of the Russian Federation in the sphere of state guard

S.V. Blatin

 

The article studies legal nature and procedure of realization of power of President of the Russian Federation in the sphere of national protection.

 

Key words: national security, national protection, power.

 

Важнейшим направлением деятельности любого государства является обеспечение собственной безопасности и безопасности своих граждан. Так, еще в XVII в. известный философ-рационалист Б. Спиноза указывал, что "безопасность - главная добродетель государства" <1>, а один из самых влиятельных мыслителей XVIII в., Ж.-Ж. Руссо, полагал "заботу о самосохранении самой важной заботой государства" <2>. В самой крупной дореволюционной русской универсальной энциклопедии Российской империи, выпущенной в 1890 - 1907 гг. акционерным издательским обществом И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, пояснялось, что "необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству его цель и назначение" <3>.

--------------------------------

<1> Спиноза Б. Избранные сочинения: В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 290.

<2> Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1969. С. 171.

<3> Энциклопедический словарь И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1889. Т. 5. С. 304.

 

Система обеспечения безопасности каждого государства уникальна и зависит от множества субъективных и объективных факторов, а одна из ключевых задач юридической науки в области обеспечения безопасности заключается в разработке терминологического аппарата, с помощью которого можно решать проблемы, возникающие в практической деятельности человека. В современной отечественной юридической литературе и государственной политике Российской Федерации утвердилось такое понимание национальной безопасности, при котором она является исходной категорией для решения практических проблем обеспечения защищенности интересов личности, общества и государства <4>, а приоритетами ее обеспечения признаны национальная оборона, общественная и государственная безопасность. Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что государственная безопасность обеспечивается по таким направлениям, как разведывательная и контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом и преступностью, посягающей на основы государственной безопасности, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности и мобилизационной готовности органов государственной власти, осуществление государственной охраны <5>.

--------------------------------

<4>Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 15.

<5> В настоящей статье под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации, и исполнению ею своих международных обязательств.

 

С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции в Российской Федерации установилась новая система органов государственной власти и впервые были учреждены институты президентства и парламентаризма, что свидетельствует о новом этапе развития системы обеспечения национальной безопасности. Государственная охрана, являясь составной частью обеспечения национальной безопасности, в полной мере восприняла происшедшие в обществе и государстве изменения.

В настоящее время правовую основу реализации властных полномочий государственных органов в области государственной охраны помимо Конституции Российской Федерации составляют международные договоры Российской Федерации <6>, федеральные конституционные законы <7>, Федеральный закон "О безопасности" <8>, Федеральный закон "О государственной охране" <9>, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

--------------------------------

<6> См., напр.: Соглашение о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране // Бюллетень международных договоров. 2009. N 10.

<7> См., напр.: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

<8> Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

<9> Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

 

В соответствии с Конституцией России Президент Российской Федерации принимает "меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ч. 2 ст. 80), а при принесении присяги клянется "охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу" (ч. 1 ст. 82).

Президент Российской Федерации "руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия, как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации" <10>.

--------------------------------

<10> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

 

Конституционно-правовое положение Президента Российской Федерации обусловливает его ключевую роль в сфере обеспечения национальной безопасности, а властные полномочия Президента Российской Федерации в области государственной охраны могут быть разделены на меры политического, организационно-правового и военного характера.

К мерам политического характера, осуществляемым Президентом Российской Федерации, следует относить:

- определение основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

- утверждение Стратегии национальной безопасности, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности;

- ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в области национальной безопасности, излагаются в посланиях Президента Российской Федерации, с которыми он согласно п. "е" ст. 84 Конституции Российской Федерации обязан ежегодно обращаться к Федеральному Собранию. Для заслушивания послания Президента Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума ежегодно собираются на совместное заседание.

Действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. <11> имеет юридическую силу Указа Президента Российской Федерации, а по содержанию представляет собой официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

--------------------------------

<11>Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

 

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

К иным концептуальным и доктринальным документам в области обеспечения безопасности следует отнести Военную доктрину Российской Федерации и Доктрину информационной безопасности Российской Федерации.

Военная доктрина Российской Федерации является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации <12>.

--------------------------------

<12> Ныне действующая Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 // СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 724.

 

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N ПР-1895) представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации <13>.

--------------------------------

<13> Российская газета. 29.09.2000.

 

Доктрина информационной безопасности служит основой:

- для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

- подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

- разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Среди властных полномочий Президента Российской Федерации организационно-правового характера следует выделять:

- принятие решения о предоставлении охраны лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации (помимо лиц, указанных в ст. 8 Федерального закона "О государственной охране"), членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, федеральным государственным служащим и иным лицам;

- определение объема мер государственной охраны, предоставляемой объектам государственной охраны;

- принятие в соответствии с Федеральными законами решения о привлечении органов охраны к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

- утверждение положения о федеральном органе исполнительной власти в области государственной охраны;

- установление общей численности военнослужащих и гражданского персонала органов государственной охраны;

- утверждение единого перечня воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в органах государственной охраны, и общего количества воинских должностей, замещаемых полковниками;

- присвоение высших воинских званий, назначение военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождение их от воинских должностей и увольнение с военной службы;

- издание указов о призыве на военную службу, на военные сборы (с указанием численности граждан, призываемых в органы государственной охраны), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Кроме того, реализуя меры организационно-правового характера, Президент Российской Федерации утверждает общевоинские уставы, флаг и эмблему ФСО России, порядок прохождения военной службы, положение о Боевом знамени Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля.

В военной сфере Президент Российской Федерации:

- вводит в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- объявляет общую или частичную мобилизацию в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации;

- вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени.

Сложившаяся к настоящему времени в Российской Федерации правовая основа обеспечивает выполнение задач, возложенных на органы государственной охраны. Вместе с тем изменения, внесенные в Федеральный закон "О государственной охране" <14>, обуславливают необходимость принятия в ближайшее время указов Президента Российской Федерации, закрепляющих:

--------------------------------

<14> Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru.

 

- порядок принятия мер по обеспечению государственной охраны объектов государственной охраны;

- новую редакцию Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации;

- порядок обеспечения связью для нужд органов государственной власти;

- порядок разработки, создания, эксплуатации и развития федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной власти.

Таким образом, соотношение полномочий органов государственной власти в области государственной охраны определяется принятой в Российской Федерации формой правления. Несмотря на то что Президент Российской Федерации не возглавляет систему органов исполнительной власти, органы обеспечения государственной безопасности находятся в прямом подчинении Президента Российской Федерации. Это определяет ключевую роль Президента Российской Федерации по руководству органами государственной охраны.

 

Литература

 

1. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВНИИ МВД России, 2006.

2. Спиноза Б. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1965.

3. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1969.

4. Энциклопедический словарь И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1889. Т. 5.

 

 

 

Буткевич Сергей Анатольевич ButkevichSergey A.

Принципы деятельности войск национальной гвардии России: оценка проблемных моментов

Несмотря на значительный вклад ученых и практический интерес к проблемам деятельности сил охраны правопорядка (А.М. Бандурка, Ю.Н. Демидов, В.В. Денисенко, Ю.В. Дубко, М.П. Киреев, В.В. Коноплев, С.А. Кузниченко и др.), вопросы определения и реализации принципов деятельности воинских формирований с правоохранительными функциями требуют самостоятельного изучения. Указанные обстоятельства обусловили выбор тематики нашей научной разведки и свидетельствуют о ее актуальности и своевременности для дальнейшего развития методологических основ правоохранительной функции государства.

Разумеется, преобразование внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии обусловлено не только новыми угрозами

государственной и общественной безопасности [1], но и необходимостью купирования гибридных вызовов безопасности страны в контексте антироссийской риторики, включая инспирирование «цветных революций».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [2] (далее — ФЗ № 226) войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина,единоначалия и централизации управления. Кроме того, комплектование войск национальной гвардии военнослужащими осуществляется по экстерриториальному принципу (пункт 1 ч. 2 ст. 22). Как видно, ни-

каких новелл Закон не содержит, все принципы спроецированы из федерального закона от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Итак, разработчики законопроекта ограничились пятью основными принципами. В де-

ятельности внутренних войск (национальных гвардий) других стран постсоветского пространства, как правило, учитываются первые четыре принципа (см. табл.), а необоснованное расширение их перечня обычно приводит к декларативности положений соответствующих законов [3, с. 37—50].

В статье 3 ФЗ № 226 закреплено, что правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, ФЗ № 226, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии, и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность войск национальной гвардии. Следовательно, согласно с принципом законности должны регламентироваться полномочия войск национальной гвардии (общие, специальные, в чрезвычайных ситуациях), приемы, способы, формы и методы деятельности, правовой статус их личного состава, то есть все действия должны регулироваться, основываться на законах, подзаконных нормативных правовых актах, а также нормах морали. На наш взгляд, соблюдение данного принципа приобретает особую важность при обеспечении режима чрезвычайного положения и правового режима контртеррористической операции (см. ст. 13 ФЗ № 226), когда требования по соблюдению принципов верховенства права и законности личным составом сил охраны правопорядка интенсифицируются. Именно поэтому актуализируются проблемы недопущения злоупотребления дискреционными полномочиями задействованным личным составом [4, с. 113], даже при совершении провокационных действий со стороны правонарушителей (преступников, противника) [5, с. 53; 6, с. 77], а также исключительность легитимности и соразмерности применения контрмер в отношении виновных лиц.

В то же время действия личного состава войск национальной гвардии должны быть облечены в правовую форму и осуществляться только в определенной последовательности, обоснованно и оправданно. При этом механизм применения различных мер принуждения (мер безопасности, пресечения, ответственности, восстановления) должен иметь не только законодательное закрепление, но и быть морально поддержанным и одобряемым обществом как единственно возможный способ обеспечения охраны объектов государственной и общественной безопасности.

Анализируя систему научных взглядов на дефиницию «законность», А.О. Долгопят предлагает понимать под ней реализацию справедливых действующих правовых предписаний

субъектами права [7, с. 35]. Однако предложенную категорию сложно отнести к сфере юриспруденции. Поэтому считаем, что препятствиями для реализации принципов деятельности войск национальной гвардии не должны становиться: морально-этические проблемы при формировании ценностных ориентиров личного состава [8, с. 215; 9, с. 102—103]; социально-политические реформы и (или) финансовый кризис в стране; пробелы в праве или декларативность отдельных положений нормативных правовых актов, регулирующих деятельность войск национальной гвардии.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина вместе с принципом законности является основным и актуальным для всех сфер деятельности войск национальной гвардии, и усложнение оперативной обстановки не является исключением. Следует отметить, что данный принцип может быть реализован только в пределах интеллигибельно-упорядоченного общества с прогнозируемым и контролируемым уровнем развития преступности, состояния государственной и общественной безопасности и т. п. [10, с. 75]. Эти факторы выступают в комплексе и приобретают особую значимость при усложнении оперативной обстановки, когда права и свободы человека могут ограничиваться в связи с введением чрезвычайных правовых режимов и, соответственно, дополнительных мер государственного принуждения. В таких условиях определенные ограничения необходимы для нормализации ситуации, локализации и ликвидации (минимизации) последствий чрезвычайных обстоятельств, восстановления нарушенных прав и свобод человека, законных интересов общества.

Таким образом, смещение баланса прав и обязанностей в сторону приоритета полномочий войск национальной гвардии не приведет к деформации их ответственности, как это бывает в обычных условиях, а, наоборот, усилит ее и потребует от военнослужащих эффективных, рациональных, последовательных, целенаправленных и своевременных действий и мероприятий, направленных на защиту объектов национальной безопасности. Учитывая изложенное, ФЗ № 226 целесообразно дополнить статьей, устанавливающей ответственность личного состава войск национальной гвардии, в том числе командующего, за выполнение задач, возложенных на данную военную организацию (см., например, части 1 и 4 ст. 10, ст. 18 Закона Республики Таджикистан «О Национальной гвардии Республики Таджикистан», ст. 20 За-

отраспЕВЫЕ проблемы юридической науки и практики

кона Республики Молдова «О войсках карабинеров (внутренних войсках) Министерства внутренних дел»), а также их обязанности (см., например, ст. 16 Закона Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», ст. 12 Закона Украины «О Национальной гвардии Украины», ст. 12 Закона Туркменистана «О внутренних войсках Туркменистана» и др.).

Другими словами, цель деятельности войск национальной гвардии — защита определенных объектов национальной безопасности и нормализация оперативной обстановки в случае ее усложнения (участие совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; участие в борьбе с экстремизмом; участие в территориальной обороне РФ; охрана важных государственных объектов и специальных грузов в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем; содействие пограничным органам ФСБ в охране государственной границы РФ). Хотя эта деятельность носит ограничительный характер, она по своей сути, генезису, принципам и целям является правовой, поскольку осуществляется только в рамках права и в установленной форме с основной целью — защитить права и свободы человека и гражданина.

В свою очередь, принципы централизации управления и единоначалия подразумевают паритет решений старшего начальника (командира) и предложений руководителей дифференциальных уровней, участвующих в совместных действиях, мероприятиях. В подтверждение наших выводов Е.Ф. Яськов констатирует, что соотношение этих принципов похоже на проявление закономерности, так как во всех сферах человеческой деятельности, на всех уровнях управления при принятии админист



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: