Аплодисменты, аплодисменты




- 176-

Эта разминка обычно проводится в конце тренинга или тре­нингового дня. Способствует созданию эмоционального на­строя, дает участникам возможность обменяться чувствами.


Тренер предлагает участникам поаплодировать са­мим себе:

«Делать это мы будем так. Станьте в круг. Выберите че­ловека, который каким-либо образом проявил себя в сего­дняшнем тренинге, и это важно именно для вас. В общем, вы именно ему желаете поаплодировать. Начинающий первым подходит к выбранному человеку и аплодирует ему. Тот, кому аплодировали, будет вторым. Затем первый вместе со вто­рым подходит к тому, которого выбрал второй, и они вместе аплодируют этому человеку. Затем втроем аплодируют тому, которого выбрал третий, и т. д. В итоге тот, кто остался последним, получает аплодисменты всей группы. Пожалуйста, начинаем».

По времени разминка не лимитирована, но боль­ше одного раза проводить ее не имеет смысла. Веду­щему также важно следить, чтобы аплодисменты не затягивались.

- 177-


В тылу врага

-178-

Проведение этой разминки мобилизует интеллектуальные ресурсы участников. Кроме того, разминка способствует кон­центрации и быстрому переключению внимания.


«Вы всеразведчики в тылу врага. Где-то среди вас за­тесался шпион, который хочет выведать главную военную тайну. Он будет задавать вопросы. Ваша задачаобмануть шпиона. Для этого на вопрос, который вам задал шпион, от­вечать должны не вы, а ваш сосед справа. Тот, кто ошибется или задержится с ответом более чем на 2 секунды, сам стано­вится шпионом. Теперь его черед задавать вопросы».

Когда количество ошибок начнет уменьшаться, тренер меняет условия:

«Отвечать должен тот, кого спрашивают, или сосед сле­ва, или через одного и т. д.»

Лучше всего сразу задать шутливый тон и поддер­живать его в течение всей разминки.

- 179-


Пары

- 180 -

Разминка направлена на закрепление контактов между уча­стниками в группе. Рекомендуется проводить ее в конце тре­нинга.


«Станьте, пожалуйста, в круг. Ваша задачаобъединить­ся в пары без слов и жестов, при помощи только взгляда. Для начала прошу всех опустить глаза в пол.

На счет «раз» поднимаем глаза и смотрим друг на друга.

На счет «два» находим пару.

На счет «три» объединяемся в пары. Пары должны взяться за руки».

Разминка повторяется трижды с установкой на­ходить каждый раз новую Пару.

-181-


Что нас объединяет?

- 182-

Разминка отлично подходит для завершения тренинга или тренингового дня, закрепляет установившиеся между членами группы отношения, создает чувство единения.


Для проведения разминки понадобится мячик.

«Закончился наш учебный день. Все мы хорошо поработа­ли. Лучше узнали друг друга. Посмотрите на нашу группу. Сколь­ко в нас общего? Что объединяет нас всех и каждого из нас с другими? Тот, у кого в руках окажется мяч, должен выбрать любого из группы (кроме того, от кого он получил этот мяч), кинуть ему мяч и сказать: «Нас с тобой объединяет...» и на­звать тот признак, который может быть общим для них. По­лучивший мяч, если он согласен с услышанной фразой, должен ответить: «Отлично». В противном случае: «Я подумаю». Те­перь он, в свою очередь, должен кинуть мяч другому участнику группы с той же фразой».

Тренер сам начинает разминку, следит, чтобы каж­дый принял в ней участие.

- 183-


Уникальная походка

- 184-

Разминка направлена на повышение активности участников, дает возможность для самовыражения в простой, доступной всем форме.


Перед разминкой тренер обозначает определенное пространство в помещении, где проходит тренинг.

«Я прошу всех перейти в этот угол (указывает место возле одного из стульев). Все по очереди должны пройти расстоя­ние до второго стула, причем сделать это нужно собствен­ной, неповторимой, уникальной походкой. Нужно внимательно следить за теми, кто шел впереди вас. Стиль вашей походки не должен повторять походку других участников».

Тренер должен сразу задать быстрый темп, затем поддерживать его, эмоционально стимулируя участ­ников.

- 185-


Ящерицы

- 186-

Активная, веселая разминка. Помогает взбодриться, стрях­нуть сонное состояние, переключиться между темами тренинга.


Для проведения разминки понадобятся заранее заготовленные бумажные полоски и скотч.

Тренер делит группу на команды по три человека.

«Все вы прекрасно знаете, что, если попробовать поймать ящерицу за хвост, она убежит, а хвост оставит в руках охот­ника. Сейчас вы в командах выстроитесь друг другу в затылок, руками возьметесь за плечи стоящих перед вами. Каждая трой­ка будет изображать ящерицу и охотника одновременно. К спине стоящего последним нужно приклеить полоску бумаги. Это будет хвост ящерицы. Ваша задачаоторвать хвосты у других ящериц и сохранить свой. Ящерица, у которой ото­рвали хвост, убегает, то есть выходит из игры».

Тренер берет на себя роль рефери, следит за со­блюдением правил игры, подбадривает участников. Победителей можно определять по количеству тро­фейных хвостов или по времени сохранения своего хвоста.

-187-


Дождик

- 188-

Разминка направлена, прежде всего, на концентрацию вни­мания, тренировку реакции. Также она помогает быть готовым к смене установок.


Тренер делит группу на две команды. Для этого по­дойдет любой известный способ. Однако, исходя из контекста игры, более правильным будет разделение участников по сезону рождения.

Первую команду составят те, кто родился, напри­мер, весной и летом, а вторую команду — те, кто ро­дился осенью и зимой.

«Команда номер один смотрит на мою левую руку и следу­ет ее указаниям. Команда номер два следит за моей правой рукой.

Команда номер один делает так (хлопает руками по коле­ням). Команда номер два делает так (топает ногами по полу). Чем выше я поднимаю руку (обозначенную для каждой коман­ды), тем громче должны быть звуки, и наоборот (следует проб­ное выполнение инструкции с каждой командой в отдельности).

Теперь пробуем все вместе:

Начинает накрапывать первый весенний дождик... Первые тяжелые капли громко ударяются об асфальт... О траву... Дождик усиливается... Еще... Еще... Превращается в ливень... Льет как из ведра... Внезапно стихает... Тише... Еще тише...

- 189-


Также внезапно начинает лить с новой силой... (и так далее)».

Руки могут иметь три позиции, регулирующие громкость звучания:

рука опущена вниз — тишина;

ладонь на уровне плеч — средняя громкость;

рука поднята вверх — максимальная громкость.

Скорость звучания задается командами тренера. Сценарий «дождика» может быть любым. Допускается импровизация.


IV. РАЗМИНКИ-ЗАРЯДКИ

Физкультурные разминки, как правило, сопровождаются текстом и движениями. Сначала тренер рассказывает и показывает, как выполня­ется упражнение, затем текст и движения повторяет вся группа. В по­добных упражнениях задействованы все участники тренинга.

Применяются данные разминки, когда тренер явно видит, что груп­па утомилась. Также можно их применять при переходе к другой теме (части) тренинга. Эти разминки помогают снять как психологическую, так и физическую усталость, а также поднять групповую динамику. Про­должительность разминок совсем незначительная, но результат заме­тен сразу. Не рекомендуется применять физкультурные разминки в са­мом начале тренинга, так как они не будут эффективны.


89. Парой

- 192-

Разминка помогает снять психологическую и физическую усталость, поднять групповую динамику.


Упражнение выполняется стоя. Тренер читает рифмованный текст, показывая движения, а участ­ники выполняют озвученные действия, повторяя слова за тренером.

«Как солдаты на параде, мы шагаем дружно в ряд (шаги на месте),

Левойраз (топает ногой), правойдва (топает другой).

Все захлопали в ладошидружно, веселее (хлопки в ладоши)!

Застучали наши ногигромче и быстрее (топот ногами)!

Завертелись наши руки (поднимает руки вверх и начинает ими вращать),

Снова опустились.

Мы на месте покружились (один оборот вокруг своей оси) и остановились».

Сначала текст читается медленно, но потом ритм увеличивается и движения ускоряются.

- 193-


Физзарядка

- 194 -

Разминка помогает снять психологическую и физическую усталость, поднять групповую динамику.


Упражнение выполняется стоя. Тренер читает рифмованный текст, показывая движения, а участ­ники выполняют озвученные действия, повторяя за тренером. Что произносится, то и повторяется фи­зически.

«Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Повернись вокруг себя

Влево, вправораз и два!

Разприсели, двапривстали.

Руки вверх мы все подняли».

-195-


Подкова

- 196-

Ha первый взгляд это детский стишок, но, тем не.менее взрослые на тренинге с интересом его озвучивают и инсцени­руют. Упражнение помогает поднять групповую динамику, снять психологическую и физическую усталость.


«Эй, кузнец-молодец (все встают)!

Захромал мой жеребец (участники шагают на месте,

припадая то на одну ногу, то на другую). Ты подкуй его опять (хлопок в ладоши)! Отчего ж не подковать (все произносят: «Хм-хм-хм»)? Вот гвоздь (правая рука вверх), вот подкова (левая

рука вверх), Раз, дваи готово (разводят руки в стороны и ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово)!»

- 197-


Пол дождем

- 198-

Еще один детский стишок, который прекрасно подойдет для короткой зарядки. Как показывает практика, взрослые на тре­нинге с интересом его озвучивают и имитируют.


«Дождик дождик (все хором говорят: «Кап-кап-кап»)!

Что ты льешь (четыре хлопка в ладоши)?

Погулять нам не даешь (четыре притопа).

Дождик, дождик (все хором говорят: «Кап-кап-кап»),

Хватит лить (четыре хлопка),

Поле, землю, лес мочить (прыжки на месте).

После дождика на даче (ходьба на месте)

Мы по лужицам поскачем (прыжки на месте)».

-199-


Потягушки

-200-

«Спокойная» разминка-физзарядка. Применяется, когда ограничено время. Несколько движений снимут усталость и настроят на дальнейшую работу.


«Голову поднимем выше (запрокидывание головы назад)

И легко, легко подышим (два глубоких вдоха).

Потянитесь на носочках

Ровно столько раз,

Сколько пальцев на руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять (потягивание на носочках).

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять (притопывание по счету).

И похлопаем в ладоши (ритмичные хлопки).

Раз, два, три, четыре, пять».

-201-


Гимнастика

-202-

Разминка помогает группе встряхнуться, снять напряжение, расслабиться. Хороший способ переключиться между темами тренинга.


Тренер начинает в качестве ведущего.

«Станьте, пожалуйста, в круг. Пошире, чтобы не мешать друг другу. Сейчас мы проведем гимнастику, причем так, что каждый из вас побывает в роли спортивного тренера».

Тренер выходит в круги показывает какое-нибудь гимнастическое упражнение. Остальные участники повторяют это упражнение несколько раз. Затем в круг выходит следующий участник, стоявший спра­ва от ведущего. Теперь он становится ведущим и по­казывает свое упражнение. И так далее, по кругу.

Очень важно задать темп выполнения такой гим­настики. В качестве фона очень подойдет ритмич­ная веселая музыка, например, «Вдох глубокий, руки шире» или «В желтой жаркой Африке» В. Высоцкого.

-203-


Зарядка

-204-

Разминка-«энерджайзер». Приятным и полезным дополне­нием к этой разминке будет музыкальное сопровождение.


«Станьте, пожалуйста, в круг. Пусть каждый из вас вспом­нит или придумает какое-нибудь упражнение из зарядки. Каж­дый по очереди покажет свое упражнение группе, а группа по­вторит его три раза».

Тренер начинает разминку первым, следит, чтобы поучаствовали все.

-205-


Литература

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинге подростками. СПб.: Питер, 2003.

2. Бакирова Г. X. Тренинг управления персоналом. СПб.: Речь. 2004.

3. Бакли Р. Теория и практика тренинга / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.

4. Вачков И. В. Введение в тренинговые технологии. Психологическое сопровожде­ние выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого-со­циальный институт. Флинта, 1998.

5. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное по­собие. М.: Издательство «Ось-89», 2000.

6. Ван Ментес М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.

7. Виханский О. С, Наумов А. И., Зобов А. М. Учебные конкретные ситуации. Кн.1: Глухое В. В., Кобышев А. Н., Козлов А. В. Ситуационный анализ (деловые игры для менеджеров). СПб.: Специальная литература, 1999.

8. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980.

9. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. М.: ТЦ Сфера, 2002.

 

10. Емельянов Ю. Я. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Издательство ЛГУ, 1985.

11. Жуков Ю. М.. Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компе­тентности в общении. М., 1990.

12. Завьялова Ж. В. Путь тренера. Автобиографические очерки с методическими мате­риалами для практикующего бизнес-тренера. СПб.: Речь, 2002.

13. Завьялова Ж. В., Фарба Е. О., Каденильяс-Нечаева Е., Авдюнина М. Н. Энергия биз­нес-тренинга. СПб.: Речь, 2005.

14. Захаров В. П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психоло­гического тренинга: методические указания. Л.: ЛГТУ, 1990.

15. Игры —обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая шко-

-206-


ла, 1994.

16. Кларин М. В. Корпоративный тренинг. М.: Дело, 2002.

17. Кларин М. В. Технология обучения. Рига: Эксперимент, 1999.

18. Клюхина И. В. Поурочные разработки. М.: ВАКО, 2004.

19. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Изда­тельство АРД ЛТД, 1997.

20. Коротаева Е. В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екате­ринбург, 1995.

21. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997.

22. Кэмбелл А. Вечеринка в большой компании / Пер. с англ. М: Айрис пресс, 2004.

23. Лаврентьева С. В. Семейная игротека. СПб.: Речь, 2003.

24. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений. СПб.: Питер, 2001.

25. Марасанов Г. И. Социально-психологическим тренинг. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. 3-е издание, испр. и доп. М.: Совершенство, 1998.

26. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинг в управлении персоналом. Учебник. М.: Аспект пресс, 2002.

27. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2005.

28. Рай Л. Развитие навыков тренинга. СПб.: Питер, 2002.

29. Родионов В. А. Я и Все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков у учащихся 5—9-х классов. Ярославль: Академия развития; Академия Хол­динг, 2002.

30. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003.

31. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределе­ния для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. 2-е изд., исправл. М.: Генезис. 2004.

32. Рязанова Д. В. Тренинге подростками, с чего начать. М.: Генезис, 2003.

33. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2003.

34. Стаут С. Управленческий тренинг/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002.

35. Стюарт Дж. Оперативный тренинг/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.

-207-


36. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и уп­ражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2002.

37. Фопель К. Энергия паузы / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003.

38. Фопель К. Эффективный воркшоп / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003.

39. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 4 части / Пер. с нем. М: Генезис, 1998.

40. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2002.

41. Хухдаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет. Психологи­ческие игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2003.

42. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1988г.

43. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 2001.

44. Чуркина М. А., Жадько II. В. Тренинг для тренеров на 100%: Секреты интенсивного обучения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Алексей Чуричков, Вячеслав Снегирёв КОПИЛКА ДЛЯ ТРЕНЕРА

Сборник разминок, необходимых в любом тренинге

Главный редактор И. Авидон

Технический редактор О. Колесниченко

Художественный редактор П. Борозенец

Директор Л. Янковский

Подписано в печать 26.04.2006. Формат 70х1001/32. Усл. печ. л. 8,4. Тираж 3000 экз. Заказ № 3234

ООО «Издательство „Речь"»

199178, Санкт-Петербург, а/я 96, издательство «Речь»,

тел. (812) 323-76-70, 323-90-63, sales@rech.spb.ru, www.rech.spb.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ГУП «Типография «Наука» 199034. Санкт-Петербург, 9 линия, 12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: