Использования собственной исследовательской практики ребенка как средства развития одаренности.




Новейшие информационные технологии и развитие одаренности.

В современном мире одним из важнейших средств образовательной деятельности и развития детской одаренности выступают новейшие информационные технологии. Изучению процесса развития интеллекта и креативности ребенка в процессе взаимодействия с компьютером было посвящено исследование В.В. Моторина.

У детей, которые имели контакт с компьютером до начала формирующего воздействия, уровень интеллектуально-творческого развития оказался несколько выше, чем у их сверстников, не общавшихся с этой техникой. Кроме того, специальные обследования показали, что у детей знакомых с компьютером, наблюдается преобладание интересов к математике, технике, труду по самообслуживанию и к домашним обязанностям и незначительно ниже интерес к гуманитарной сфере, естествознанию и природе.

Наибольший рост интеллектуально-творческого потенциала наблюдается у детей, которые до начала формирующего этапа не имели контакта с компьютерной техникой («эффект новизны компьютерного обучения»).

Компьютерные технологии, при условии корректности применения, обладают большими потенциальными возможностями в деле развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. В качестве основных факторов выступают: использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения; расширение возможностей предъявления учебной информации; экономия учебного времени за счет исключения рутинных операций обработки различного рода учебной информации; расширение сферы самостоятельной, в том числе исследовательской деятельности учащихся; вариативность видов учебной деятельности.

Использования собственной исследовательской практики ребенка как средства развития одаренности.

В современной теории выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»: взрослый ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку; взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск); на третьем — высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно (Шваб Дж., Брандвейн П. и др.).

Не только младшие школьники, но и старшие дошкольники способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды (предметы) традиционных учебных занятий. Учебное исследование ребенка неизбежно включает основные этапы характерные для исследований взрослого (выделение и постановка проблемы; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных и др.). Это создает хорошую почву для развития детской одаренности.

Разработанный и обоснованный в ходе исследования теоретический подход и анализ проблемы на уровне психологии развития позволили решить важную практическую задачу — разработать теоретическую основу процесса развития детской одаренности в образовательной практике. Предложенная модель развития детской одаренности в образовательной деятельности позволит практическим психологам и педагогам открыть новые возможности в практике образовательной деятельности.

 

Образование одаренных детей в лицее основывается на следующих принципах:

Общедоступность

Каждый ребенок может поступить в лицей на конкурсной основе. Лицей обеспечивает включение ученика в учебно-воспитательный процесс в соответствии с его потребностями, способностями и уровнем подготовки.

Свобода выбора

Каждому школьнику обеспечивается свобода выбора направления своего образования, развития индивидуальности с учетом его возможностей: организация дифференцированного обучения по альтернативным программам и широкое предложение предметов по выбору для талантливых детей.


Свобода и независимость развития ребенка

Лицей уважает право ребенка самостоятельно реагировать на обстоятельства, самому решать свои проблемы и поступать так, как считает нужным. Каждый учащийся свободен в выборе целей и средств жизнедеятельности.

Реальность человеческого бытия

Одаренный ребенок должен сам добиваться своих целей, опираясь прежде всего на свои силы и возможности. Он сам проектирует свою жизнь – лицей помогает ему в этом.

Мотивация

Лицей способствует гармоничному развитию мотивационной сферы, создает условия для формирования отношений школьника к культуре, общечеловеческим ценностям, к людям, к себе, к миру в целом.

Гуманизация

Лицей является гуманитарной школой, в которой педагогический процесс строится на базе основных гуманитарных дисциплин, с акцентом на формирование духовности, на основе общечеловеческих ценностей, мировой духовной культуры.

Непрерывность образования

Лицей обеспечивает непрерывность образования своей структурой и функциями, за счет связей с вузами.

Ответственность

Все субъекты образовательного процесса принимают на себя равную ответственность за его результаты – педагоги, родители и сами учащиеся.


Научно-методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми

 

Современная педагогическая теория и практика имеют методологические и теоретические основания к разработке концептуальных подходов, форм и методов для работы с одаренными детьми.

Необходимо отметить статьи известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей выдвинули Н.Н. Под, Д.Н. Узнадзе, А.В. Зоморожец, А.М. Матюшкин.

Подход к одаренности как к проявлению творческого потенциала человека, согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся, прежде всего, в его высокой познавательной и исследовательской активности, определил А.М. Матюшкин.

Ю.Д. Бабаев сформулировал динамическую теорию одаренности, в которой он сделал акцент на понимание одаренности как развивающегося свойства целостной личности.

В.И. Панов выдвинул экопсихологический подход к развитию одаренности, которую он рассматривает как особую форму проявления творческой природы психики человека.


Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет зависеть от того содержания, которое будет вложено в эти понятия. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым бытовым пониманием этих терминов. Обратившись к толковым словарям русского языка, видно, что термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Так, в толковом словаре В.Даля «способный» определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный. То есть понятие «способный» определяется через соотношение с успехами деятельности. При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные богом. А.М. Матюшкин, опираясь на работы Н.С. Лейтеса, В.М. Теплова, В.А. Крутецкого и др., выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:

 


  • доминирующую роль познавательной мотивации;

  • исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;

  • возможность достижения оригинальных решений;

  • возможность прогнозирования и предвосхищения;

  • способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.


Решая проблему обучения одаренных детей, необходимо, прежде всего определить, в какой форме проявления ожидается увидеть одаренность учащихся; она может быть:

 


  • как одаренность явная (проявленная), которая, что называется «у всех на виду». Это высокая одаренность (как утверждают специалисты, таких детей 1-3%);

  • как одаренность возрастная, то есть в определенном возрасте ребенок показывает ее, а потом она исчезает;

  • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), то есть одаренность, которая по каким либо причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности ребенка, но существует как потенциальная причина развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью больше, чем с явной, примерно 20-25% от общего числа учащихся.


Список литературы:


Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. – М., 2003. – С. 61-63.
Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997. – 96
Вязникова Л.Ф. и др. Лабиринты жизни. – Хабаровск: Издательство ХГПУ.
Дерябо С.Д. Диагностический анализ эффективности образовательных сред. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.
Кузнецова А.Г. Еще раз о личностно-ориентированном образовании. – Хабаровск, 1998 (в надзаголов. данных: Комитет общего образования Хабаровского края).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: