I Педагогический процесс, его структура




Тема 2.1 Целостный педагогический процесс

План

I Педагогический процесс, его структура,

II Своеобразие педагогического процесса в дошкольной образовательной организации

III Этапы развития педагогического процесса

IV Планирование образовательной деятельности ДОО: функции, требования, уровни, формы

 

I Педагогический процесс, его структура

Педагогический процесс – важная педагогическая категория, исследованием которой занимались многие ученые П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, В.В. Краевский, И.П. Подласый и др. Авторы едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса можно на основе методологии системного подхода.

Так, Б.Т. Лихачев определяет педагогический процесс как целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя.

Пед. процесс как система имеет свои структурные компоненты:

1. Педагог как субъект и объект пед. процесса.

Как объект педагог является носителем целенаправленной пед. деятельности. Как субъект пед. процесса он получает специальное пед. образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающего поколения. Он формирует свое мировоззрение, вырабатывает нравственное отношение к себе и к детям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.

 

 

2. Ребенок как субъект и объект пед. процесса.

Ребенок как объект пед. процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с пед. целями. Ребенок как субъект пед. процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению пед. воздействий или сопротивлению им.

3. Содержание пед. процесса.

Содержание пед. процесса тщательно отбирается, подвергается пед. анализу: обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, структурируется, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. В содержание пед. процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.

4. Организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения.

5. Пед. диагностика – изучение воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога.

К способам и методам диагностики относятся: проверка ЗУН; фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; продукты самостоятельной продуктивной и репродуктивной деятельности детей.

6. Критерии эффективности пед. процесса.

В их состав входят экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности пед. процесса является повседневное поведение детей, их поступки, практические дела, отношение к учебе, обществу, людям, друг к другу.

7. Организация взаимодействия с общественной и природной средой.

Ю.К. Бабанский пед. процесс понимает как целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). Синонимом понятия «пед. процесс», по его мнению, является термин «учебно-воспитательный процесс».

В качестве системы, в которой протекает пед. процесс, выступает система образования, детский сад, школа, группа, класс, и др., где осуществляется целенаправленное воспитание в его широком смысле.

Пед. процесс характеризуется движением, изменением и т.д. В этой связи пед. процесс рассматривается Ю.К.Бабанским как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования и общего развития воспитуемых.

Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые и не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты, т.е.:

– целевой

– содержательный

– организационно-деятельностный

– аналитико-результативный компоненты пед. процесса.

Итак, понятие «пед. процесс» может употребляться в узком и широком смысле. В широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи (н-р, пед. процесс ДОО направлен на познавательное развитие. В узком смысле – пед процесс предполагает сосредоточение содержания образования, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче (н-р, развитие самостоятельности, инициативности и т.п.). Так в широком пед. процессе может функционировать несколько педагогических «мини-процессов». Пед. процесс, направленный на решение узкой задачи, всегда является содержательной единицей общего пед. процесса и, несмотря на определенную автономность, связан с последним и зависит от него. Это определяется характеристиками пед. процесса, таким как целостность, общность, единство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: